Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-02-10 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
необходимого образования
Для целей профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах можно использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гно зиса и праксиса в их работе, о соотношениях внутренних и внеш них средств труда.
Этот упрощенный вариант классификации представлен в виде таблицы 6. Столбцы таблицы соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а строки (горизонтальные графы) — не которым условно выделяемым трем уровням необходимого про фессионального образования.
Таблица (\
Обзорная «карта мира профессий» (пояснения и примеры в тексте)
Учебное заведение, форма профессиональной подготовки | Типы профессий (по признаку главного предмета труда) | ||||
П (живая природа) | Т (техника и неживая природа) | Ч (человек, сообщества людей) | 3 (знаковые системы) | X (художест^ | венные образы) I | |
Обучение непосредственно на производстве, профессиональ-1 ное училище | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Техникум, училище, профессиональ-1 ная школа | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Институт, академия (учебная), 1 университет | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Традиционная, несколько высокомерная интерпретация некоторых форм профессионального образования как «высших», «средних» и (подразумевается, хотя уже и не произносится) «низших» нам представляется малоуместной при обсуждении вопросов трудовых жизненных путей.
|
Дело в том, что мастерство специалиста-практика (например, электрогазосварщика, фрезеровщика, оптика, кулинара) може! быть недосягаемо высоким для человека, окончившего инстшуп и погруженного в обширное книжное, теоретическое знание, чте тоже, конечно, важно и нужно.
Уникальный многолетний опыт работника-практика может быть шюлне равноценен продуктивному сидению за академической партой. Поэтому одни профессии могут быть «высшими» по уровню практических умений работников, а другие — по уровню теоретической подготовки.
То, что традиционно обозначается как высшее образование (университеты, институты, академии) есть фактически образование с большим объемом, а иногда и преобладанием (в так называемых классических университетах) теоретической подготовки. В средних специальных учебных заведениях доля преподаваемого книжного знания несколько меньше, а доля практических умений обычно больше.
В профессионально-технических учебных заведениях (теперь они часто называются по-иному, но это не столь важно) придается первостепенное значение практической, «земной» умелости учащихся. То же можно сказать и о подготовке кадров непосредственно на производстве. Эта умелость ориентирована на определенную область приложения сил. И в этом смысле эти образовательные системы могут считаться высшими практическими учебными заведениями.
Но традиция связывать «высокость», уровень образования именно с теорией очень сильна, и существуют официальные языковые штампы «высшая школа», «средняя специальная школа», «профтехшкола», или учебное заведение «начального» профессионального образования. Нет смысла бороться со словами, но полезно помнить об отмеченной выше относительности их значения.
В настоящее время системы профессионального образования претерпевают изменения (и по названиям-«этикеткам», и по содержанию обеспечиваемой подготовки). Но любое множество явлений можно разбить на три группы по градациям того или иного признака (например, по преобладанию практической подготовки, как это приблизительно и сделано в предлагаемом варианте
|
классификации).
Пронумеровав клетки таблицы 6, мы как бы подразделили весь мир профессий на 15 зон. Это небесполезно для уменьшения неопределенности выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей.
Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце (например, 1, 6, 11 или 4, 9, 14), соответствуют профессиям, которые родственны по предметной области труда, хотя и различаются по соотношению теоретической и практической подготовки. Так, например, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооинженер (11) явно более близки по предметной области труда, чем, скажем, мастер-животновод (1), мастер по ремонту бытовой техники (2), проводник пассажирского вагона
дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке здм ний и помещений (5).
Но при выборе профессии может оказаться важным и таком момент, как необходимое образование.
Скажем, человек не располагает возможностью долго учиться и должен, вынужден думать о скорейшем обретении экономичес кой самостоятельности. Тогда он может выбрать для начала те про фессии, которые не предполагают длительного теоретического об разования (верхняя из трех основных граф таблицы). Но он можс I иметь в виду в качестве перспективных запасных вариантов (для профессионального роста) другие зоны в пределах избранного столбца.
Например: «Поработаю животноводом, потом выучусь на зоо техника или зооинженера»; «Поработаю проводником пассажир ского вагона, а потом стану инженером путей сообщения по экс плуатации железных дорог или инженером-организатором дорож ного движения»; «Поработаю оператором ЭВМ, в потом буду учиться на программиста-математика» и т.д.
Основные идеи
Для информационной поддержки профессионального самоопределения нужна специальная классификация профессий, позволяющая подрастаю щему человеку как бы примерить разные виды будущей деятельности к своим сознаваемым личным качествам. Для этой цели может быть пригод на классификация профессий по признакам предметной области труда (не зависимо от формальной принадлежности к отрасли хозяйства) и уровням необходимого образования.
Каждая профессия — это не только сложный, но и во многом незримый объект.
|
Если мы стоим непосредственно у рабочего места, скажем, мастера-животновода, пирометриста, гида-экскурсовода, нотариуса или художника-конструктора, мы рискуем не заметить, какие задачи мысленно решает человек, что становится объектом его внешнего и внутреннего внимания и т.д.
Многое из того, что касается мира профессий, надо постигать умом, мысленно.
И здесь незаменимым средством ориентировки оптанта оказывается не просто «картинка» (изобразительная наглядность), и даже не только «живая», предметная наглядность, обеспечиваемая, например, средствами экскурсии на то или иное производство. Здесь важны педагогически обдуманное слово, в частности специально построенный информирующий и мотивирующий оптанта текст, описание профессии (профессиограмма).
Нужны постоянно обновляемые сборники описаний профессий и соответствующие компьютеризованные базы профессиографических данных, ориентированные на учащихся разного возраста, и на тех, кто помогает людям в профессиональном развитии.
Задания, упражнения, вопросы для обдумывания
1. Постройте формулу профессии, кратко описанной ниже. Наладчик машин и технологического оборудования.
Это общее название. А на самом деле есть многие и разные специальности наладчиков во всех отраслях хозяйства — начиная от производства конфет, шитья одежды и кончая постройкой космических кораблей.
Благодаря наладчику машины, аппараты работают четко и бесперебойно.
На заводах и фабриках то и дело устанавливают все новое оборудование, осваивают новые технологии. Наладчику важно интересоваться, в каком направлении идет техническое развитие его отрасли, ориентироваться в технических новинках. Ведь ему приходится не только налаживать, регулировать, поддерживать в порядке имеющееся оборудование, но и участвовать в монтаже, опробовании, пуске, наладке нового, непривычного.
Наладчик должен уметь практически работать на налаживаемом оборудовании (скажем, на швейной спецмашине или на станках с числовым программным управлением — смотря по тому, какую технику он обслуживает). Без этого не узнаешь некоторые важные тонкости труда и технологии соответствующего производства.
|
Наладчик с интересом и бдительно наблюдает за машинами, предвидит и предупреждает возможные неполадки, проявляет инициативу, самостоятельность, умелость при их устранении.
Причины неисправностей часто скрыты. Их надо мысленно найти, правильно определить, чтобы не разбирать всю машину «до шайбочки».
Наладчику приходится разбираться в технических документах (чертежах, технологических картах, схемах), т.е. по условным знакам, по начертаниям мысленно представлять себе устройство и работу оборудования.
Деятельность такого рода и требует от человека важных умственных качеств, и развивает их у него (речь идет о техническом мышлении, смекалке, пространственном воображении, изобретательности).
Если наладчик обслуживает механическое оборудование (например, металлорежущие, ткацкие станки, горные машины), то от него требуется хорошее физическое развитие. Приходится оперировать слесарными инструментами, перемещать иной раз тяжелые детали, механизмы. Это, кстати, также развивает физическую силу, выносливость.
Если наладчик работает на предприятии медицинской, пищевой, микробиологической промышленности, то от него требуется еще и особая чистоплотность, аккуратность.
При любом уровне развития техники эта профессия останется нужной и важной.
2. Постарайтесь построить формулу своей (педагогической) специальности, профессии. Обсудите возникающие при этом вопросы с товарищами по учебе, с начинающими педагогами («молодыми специалистами») и, если удастся, с опытными педагогами-асами.
3. Постарайтесь привести доводы в пользу утверждения, что хотя формулы профессий небесполезны, но ограничиваться ими в деле педагогического руководства профессиональным самоопределением нельзя: нужны массивы хотя бы кратких описаний профессий.
4. Опираясь на приведенное в пункте 1 описание профессии наладчика, постарайтесь выделить схему этого описания (составьте его план: а) область приложения сил специалиста; б) значение его работы; в)... и т.д.).
Постарайтесь критически отнестись к схеме приведенного описания и подумайте, что важное в этом описании упущено, а что, быть может, излишне. Например, не сказано, где можно выучиться на наладчика, как повышать квалификацию, продолжить образование и т.п.
Разработав, таким образом, более совершенный план описания профессии (профессиограммы), составьте краткую профессиограмму специальности, профессии из числа тех, в которых нуждается хозяйство региона, где вы живете. Позаботьтесь, чтобы описание было не только правильным, информирующим, но и побуждающим, мотивирующим, чтобы, далее, оно предполагало или выражало уважительное отношение к соответствующим работникам.
|
Придется, конечно, собрать некоторый информационный материал, поговорить с представителями описываемой профессии.
5. Кто может и должен составлять для учащихся описания разнотипных профессий, необходимые для их профессионального самоопределения?1
Литература
Гусейнова В. В. Развитие профессиоведческой компетентности психо-лога-профконсультанта // Психология сегодня: Ежегодник Российского психологического общества. — Т. 2. — Вып. 2. — М., 1996.
Зотова Н.Н., Кабелева А. А. Информационно-профессиографическая поддержка профессионального самоопределения подростков // Мир психологии. — 1997. — № 3.
Климов Е.А. Школа... а дальше? — Л., 1971.
Климов Е.А. Как выбирать профессию: Книга для учащихся. — М., 1990.
Любимова Г. Ю. Профессиоведение: конфликтологический подход // Мир психологии. — 1997. — № 3.
Смирнов И. П. Человек — образование — профессия — личность. — М., 2002.
1 По нашим наблюдениям, сами профессионалы часто не знают, что бы такое им сообщить другим о своей профессии (как бы по принципам «и так все ясно» или «глаз не видит сам себя»). Иногда они ограничиваются общими фразами («производим продукцию», «работа живая», «пошевеливаться надо»). Иногда, если стараются выразиться подробно, невольно употребляют привычные им специальные слова и выражения. Такое описание не порождает определенных образов, представлений у юного читателя, мало понятно непосвященным. Например, «...затяжка кабеля», «...знать свойства древесины, употребляемой при изготовлении сулаг», «...насечка и наковка жерновов», «гидратация... жиров и масел...».
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!