Основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране окружающей среды — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране окружающей среды

2022-02-10 23
Основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране окружающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Контрольная работа

Основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране окружающей среды

 

Содержание

1. Введение

2. Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС – 74/83)

2.1. Общие сведения

2.2. Спасательные средства и устройства. (Глава III)

2.3.Перевозка грузов: общие положения(Глава VI)

3. Международный морской Кодекс по опасным грузам, ММОГ (International maritime danger outs goods-code, IMDG-Code)

4. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ – 73/78)

4.1. Общие положения

4.2. Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью

4.3. Приложение II. Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

4.4. Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке

4.5. Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов

4.6. Приложение V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов

4.7. Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферного воздуха с судов

4.8. Технические средства борьбы с биологическими загрязнениями балластных вод морских транспортных судов

5. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ – 78/95)

5.1. Общие положения

5.2. Требования к машинной команде

6. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС)

Литература

 


 

Введение

 

В 1958 году была ратифицирована Конвенция 1948 года об учреждении Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Позднее, в 1982 году, ИМКО была преобразована в Международную морскую организацию (ИМО). Эта организация принимает Международные конвенции, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения моря. После ратификации большинством стран – членов ИМО эти Конвенции становятся обязательными к выполнению в каждой судоходной компании, на каждом судне стран - членов ИМО. С главными из этих Конвенций должен быть знаком каждый моряк.

 

Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС – 74/83)

 

Общие сведения

 

В 1974 году на конференции в Лондоне была принята Конвенция СОЛАС – 74, состоящая из 8 глав, цель которой – определение минимальных стандартов по конструкции, оборудованию и обслуживанию судов, отвечающих их безопасности. Конвенция вступила в силу 28 мая 1980 года, принята Украиной 25 мая 1980 года. Для поддержания правил и требований Конвенции на уровне современности в нее систематически вносятся дополнения и поправки, принимаемые на Ассамблее ИМО либо на Конференциях государств – участников СОЛАС. В 2002 году ИМО издала последний по времени вариант текста Конвенции СОЛАС, в котором учтены все поправки, принятые ИМО на май 2005 года.

Требования к конструкциям, оборудованию и снабжению применяются к судам, построенным после 1 июля 1986 года; требования эксплуатационного характера распространяются на все суда, независимо от даты постройки.

Действующая Конвенция СОЛАС состоит из 12 глав:

Глава 1. Общие положения. Включает правила, касающиеся освидетельствования различных типов судов и выдачи свидетельств, подтверждающих, что судно отвечает требованиям Конвенции.

Глава II. Конструкция.

Глава II-1. Конструкция – деление на отсеки и остойчивость, механические и электрические установки.

Глава II-2. Конструкция – противопожарная защита, обнаружение и тушение пожара.

Глава III. Спасательные средства и устройства.

Глава IV. Радиосвязь.

Глава V. Безопасность мореплавания.

Глава VI. Перевозка грузов.

Глава VII. Перевозка опасных грузов.

Глава VIII. Ядерные суда.

Глава IX. Управление безопасной эксплуатацией судов.

Глава X. Меры безопасности для высокоскоростных судов.

Глава XI. Специальные меры по повышению безопасности на море.

Глава XII. Дополнительные меры безопасности для навалочных судов.

 

Перевозка опасных грузов (Глава VII)

Глава VII “Перевозка опасных грузов» вместе с Приложением III МАРПОЛ – 73/78 легли в основу «Международного морского Кодекса по опасным грузам, ММОГ» - основного международного юридического документа, регулирующего перевозку опасных грузов морем.  

 

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ – 73/78)

Общие положения

Конвенция принята в 1973 году и в 1978 году дополнена Протоколом по безопасности танкеров.

Правила, охватывающие различные источники загрязнения с судов, содержатся в 7 Приложениях:

Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью

(вступило в силу 2 октября 1983 г.)

Приложение II. Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

(вступило в силу 6 апреля 1987 г.)

Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке

(вступило в силу 24 февраля 1994 г.)

Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов

(вступило в силу 1 января 2008 г.)

Приложение V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов

(вступило в силу 31 декабря 1988 г.)

Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферы с судов

(вступило в силу 1 января 2008 г.)

Приложение VII. Правила предотвращения загрязнения нежелательными морскими организмами, содержащимися в водном балласте (в настоящее время разрабатывается Комитетом защиты морской среды ИМО)

 

Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью

 

 Предусматривает, что каждое судно вместимостью 400 рег.тн. и более и нефтяной танкер валовой вместимостью 150 р.т. и более, должны иметь на борту:

Фильтрующее оборудование, обеспечивающее очистку нефтесодержащей воды до остаточного содержания нефти на сбросе за борт менее 15 ppm.

Прибор контроля нефтесодержания на сбросе за борт (АСС – автоматическая система сигнализации или САЗРИУС – система автоматического замера, регистрации и управления сбросом, с самописцем), обеспечивающий сигнал о превышении 15 ppm и команду на автоматическое запорное устройство и остановку откачивающего насоса.

Автоматическое запорное устройство (обычно трехходовой электропневмоклапан), обеспечивающее прекращение сброса в море воды с содержанием нефти более 15 ppm (по сигналу прибора контроля).

Танк для сбора всех нефтесодержащих вод МКО с автономной системой выдачи на берег на оба борта, с международными фланцами и пультом дистанционной остановки насосов в районе этих фланцев. Использование других систем для нефтесодержащих вод на берег запрещается.

Танк для сбора нефтяных остатков и отходов (шлам, остатки от мойки фильтров, моточисток и др.) с системой подогрева и трубопроводом выдачи нефтеостатков на берег.

Трубопровод выдачи нефтеостатков должен быть автономным, не иметь прямого соединения с бортовым отверстием, не должен иметь соединения с осушительной или какой-либо другой системой; он должен быть оборудован шнековым насосом для перекачки высоковязкого шлама.

При наличии на судне инсинератора – должен быть трубопровод подачи шлама к нему и узел подготовки шлама к сжиганию: танк для смешивания шлама с топливом, с подогревом и перемешиванием, гомогенизатор.

Трубопровод перелива и переливная цистерна на бункерной системе, стационарные или переносные поддоны либо выгородки ёмкостью 100 – 300 литров под воздушными трубами топливных и масляных танков.

Механическое герметичное закрытие палубных шпигатов.

Акватории Мирового океана, омывающие побережье регионов с наиболее высокой плотностью населения по Конвенции МАРПОЛ 73/78, выделены в особые районы.

Особые районы: Средиземное, Балтийское, Чёрное, Красное моря, Карибское море с Мексиканским заливом, Северное море с Ирландским, Кельтским морями и Английским каналом, район заливов (Персидский и Оманский заливы), Аденский залив и район Антарктики.

Координаты, ограничивающие особые районы, приведены в тексте Конвенции МАРПОЛ 73/78.

В особых районах запрещается сброс в море нефтесодержащей смеси, за исключением случаев, когда одновременно соблюдаются следующие условия:

1. Для танкеров: Запрещается сброс нефтесодержащего балласта.

2. Для судов вместимостью 400 рег.т. и более, а также из льял МКО танкеров: Судно за 12 мильной зоной, в движении, содержание нефти в сбросе менее 15 ppm, на судне в действии фильтрующее оборудование, прибор контроля (АСС) и автоматическое запорное устройство, обеспечивающее прекращение сброса при превышении 15 ppm.

В районе Антарктики запрещается любой сброс нефтесодержащей смеси.  

Вне особых районов запрещается сброс в море нефтесодержащей смеси, за исключением случаев, когда одновременно соблюдаются следующие условия:

1. Для танкеров: 

Танкер на расстоянии не менее 50 миль от берега, в пути, мгновенная интенсивность сброса не превышает 30 литров нефти на милю хода, общее количество сброшенного не превышает 1/30000 общего количества груза, на судне действует САЗРИУС и отстойный танк.

2. Для судов вместимостью 400 рег.тн., а также из льял МКО танкеров: Судно за 12 мильной зоной, в пути, содержание нефти в сбросе менее 15 ppm, на судне в действии АСС (автоматическая система сигнализации).

Исключение: Суда, совершающие постоянные рейсы между портами особого района, могут иметь только танки для сбора и сохранения на борту нефтесодержащей воды ёмкостью, достаточной для сбора этой воды за весь период перехода, при условии, что порты захода имеют береговые приёмные устройства.

Все операции с балластом, льяльными водами, бункером, смазочными маслами в МКО танкеров и судов, не являющихся танкерами, заносятся в «Журнал нефтяных операций», часть I.

Все операции с грузом, балластом на нефтяных танкерах заносятся в «Журнал нефтяных операций»,       часть II.

Учитывая, что сброс в море нефтяных остатков и отходов (шлама) категорически запрещён в любой точке Мирового океана, каждое судно должно иметь танк для сохранения на борту и последующей сдачи на берег нефтяных остатков и отходов (шлама).

Контролирующие органы в портах исходят из того, что количество шлама зависит от количества сожженного топлива и составляет:

· для лёгкого топлива – 0,5% (не менее)

· для тяжелого топлива – 1,5% (не менее).

 

В соответствии с требованиями Приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78, каждое судно должно иметь на борту следующие документы:

1. «Свидетельство о типовом испытании фильтрующего оборудования». Выдаётся заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

2. «Свидетельство о типовом испытании прибора контроля». Выдаётся заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

3. «Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью». Выдаётся классификационным обществом на 5 лет с ежегодным переосвидетельствованием. В дополнении «А» к этому свидетельству указывается характеристика всего оборудования по очистке нефтесодержащих вод, номера и вместимость сборных танков, система накопления и ликвидации шлама.

4. «План чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью» (SOPEP). Разрабатывается для каждого судна в зависимости от его оборудования, назначения судна, экипажа. План пишется на рабочем языке команды и на английском языке и должен быть одобрен классификационным обществом.

5. Журнал нефтяных операций, часть I, «Операции в машинных помещениях» для всех судов (включая танкеры) и «Журнал нефтяных операций, часть II, «Балластно-грузовые операции» для танкеров вместимостью 150 рег.тн. и более.

Журнал должен иметь печать администрации государства флага. Журнал постранично подписывается капитаном, хранится на судне в доступном для проверки месте, предъявляется портовым властям по их требованию, копии записей заверяются капитаном. Журнал сохраняется на судне 3 года после внесения последней записи.

 

Приложение II. Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом.

 

Перевозка вредных жидких веществ наливом осуществляется на танкерах-химовозах (в том числе и нефтяных танкерах), построенных в соответствии с требованиями «Международного кодекса постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические вещества наливом» (Кодекс по химовозам), принятого КЗМС ИМО резолюциями МЕРС. 19(22) и 20(22).

Для целей Приложения II вредные жидкие вещества подразделяются на категории – «Х», «Y», «Z» по степени их токсичности и другие вещества (ДВ).

Категория «Х» - наиболее токсичная категория.

Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке

Специальных требований к конструкции и оборудованию судов не устанавливает. Вредные вещества в упаковке могут перевозиться на обычных судах с соблюдением правил перевозки согласно Приложению III.

Сброс в море вредных веществ, порожних упаковок из-под вредных веществ категорически запрещён. Остатки груза, порожние упаковки подлежат сдаче на береговые приёмные устройства.

В дополнение к требованиям ПриложенияIII к Конвенции МАРПОЛ 73/78 подробные требования по упаковке, маркировке, ярлыкам, документации, укладке, предельным количествам и исключениям в целях предотвращения загрязнения морской среды вредными веществами, изложены в Международном кодексе морской перевозки опасных грузов (М МОГ).

В соответствии с Приложением III к Конвенции МАРПОЛ 73/78, необходимо, чтобы во всех грузовых документах, относящихся к вредным веществам, использовались технические наименования таких веществ (только коммерческие названия применять нельзя) и вещество обозначается «Загрязнитель моря». Каждое судно, перевозящее вредные вещества, должно иметь специальный реестр или манифест с перечислением находящихся на борту вредных веществ и указанием их размещения на судне.

Они размещаются и закрепляются так, чтобы свести к минимуму опасность для морской среды, обеспечить безопасность судна и людей.

 

Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов

Предусматривает, что каждое судно валовой вместимостью 400 рег.т. и более и каждое судно с количеством людей на борту более 15 человек должно иметь на борту следующее оборудование: сборные танки для сточных вод с системой выдачи на оба борта с международными фланцами и пультом дистанционной остановки откачивающих насосов. Так как норма потребления воды на судне составляет 250 литров на человека в сутки, то суда с большим количеством людей на борту, по желанию судовладельца, могут оборудоваться:

        1.Установкой для обработки сточных вод и сборной цистерной с системой выдачи на берег и пультом дистанционной остановки откачивающих насосов.

        2. Системой измельчения и обеззараживания сточных вод.

Установки для обработки сточных вод подразделяются на:

– установки физико-химического принципа действия;

– установки биологического принципа действия.

В установках физико-химического принципа действия в первой ступени происходит аэрирование, во вторую ступень подаётся коагулянт (алюмосодержащие окислы), который связывает и осаждает на дно твёрдые частицы из сточной воды. Шлам, образующийся на дне второй ступени, необходимо периодически откачивать в сборную цистерну. В третьей ступени осветлённая сточная вода обеззараживается и сбрасывается за борт.

Эти установки сравнительно дешевы, просты в обслуживании, но работать ими в акваториях порта запрещается из-за химического загрязнения сточной воды.

В установках биологического принципа действия в первой ступени путём аэрирования кислородом воздуха сжигается органика в сточной воде. Во второй ступени микроорганизмы активного ила частично поедают, а частично осаждают твёрдые частицы. Осветлённая сточная вода подаётся в третью ступень, где она подвергается обеззараживанию хлорсодержащими препаратами или озоном, после чего сбрасывается за борт.

Установки этого типа являются установками непрерывного действия, они могут работать в акваториях порта. Их недостаток – чувствительность к химическому загрязнению сточной воды. Химическое загрязнение (например, стиральными порошками) убивает во второй ступени активный ил и выводит установку из стандартного режима работы.

Норматив очистки сточных вод в установках любого принципа действия следующий:

Колли – индекс          < 2500;

Взвешенные вещества < 100 мг/л;

БПК 5                          < 50 мг/л;

(биологическая потребность в кислороде, пятисуточная)

Остаточный хлор       < 5 мг/л.

Нормативы сброса сточных вод следующие:

В открытом море, за 3-мильной зоной, на ходу судна со скоростью не менее 4 узлов, разрешается постепенный сброс измельчённых и обеззараженных сточных вод; за 12-мильной зоной, на ходу судна со скоростью не менее 4 узлов, разрешается постепенный сброс обработанных и необработанных сточных вод, а также работа открытой фановой системой.

Для целей Приложения IV особых районов Мирового океана не установлено.

В портовых водах разрешается сброс сточных вод, обработанных на установках биологического принципа действия. Запрещается сброс необработанных и обработанных на установках физико-химического принципа действия сточных вод, а также вод прачечных.

Национальными правилами государства порта захода могут быть установлены иные ограничения по сбросу сточных вод во внутренних водах и территориальном море.

Специального журнала для регистрации операций со сточными водами Конвенцией МАРПОЛ не предусмотрено. Операции по сбросу сточных вод и их сдаче на берег с указанием координат сброса, порта сдачи и количества заносятся в судовой вахтенный журнал.

В соответствии с требованиями Приложения IV к Конвенции МАРПОЛ 73/78, каждое судно должно иметь на борту следующие документы:

1. «Свидетельство о типовом испытании установки по обработке сточных вод» (если она есть на судне). Выдаётся заводом-изготовителем в ксерокопии с оригинала акта испытаний головного образца классификационным обществом.

2. «Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами». Выдаётся классификационным обществом на 5 лет с ежегодным переосвидетельствованием.

 

Приложение V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов

 

  «Мусор» означаетвсе виды продовольственных, бытовых и эксплуатационных отходов (исключая свежую рыбу и её остатки), которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены в других Приложениях Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Для целей Приложения V каждое судно должно иметь на борту следующее оборудование:

1. В обязательном порядке – не менее 3-х ёмкостей для сбора и хранения мусора с маркировкой «Пластик», «Пищевые отходы», «Бытовой мусор». Эти ёмкости должны иметь крепление к палубе и плотно закрывающиеся крышки. Они должны быть окрашены в различные цвета. В некоторых портах требуют наличия отдельной ёмкости для электротехнических отходов (батарейки, аккумуляторы, лампы и т.д.).

Суда с большим количеством людей на борту могут оборудоваться устройствами для обработки мусора:

        1.Измельчители, способные обеспечить измельчение до размеров менее 25 мм, или

        2.Прессы для уменьшения объёма и придания отрицательной плавучести кипам мусора, или

3.Инсинераторы – высокотемпературные печи для сжигания всех видов мусора и нефтяных отходов (шлама). Применяемые на судах инсинераторы должны соответствовать «Стандартным техническим требованиям ИМО», основными из которых являются:

– температура отходящих газов в пределах 850 - 1200ºС;

– содержание кислорода О2 в камере сгорания 6 – 12%;

– максимальное содержание СО в топочном газе – 200 мг/мДж;

– содержание несгоревших остатков в золе не более 10% по весу;

– температура в камере сгорания должна достигнуть 600ºС в течение 5 мин после пуска.

Кроме обязательных для всех судов емкостей для сбора и хранения мусора, остальным оборудованием судно может снабжаться по желанию судовладельца.

   

Категорически запрещен сброс в любой точке Мирового океана всех видов пластмасс и изделий из синтетики. Они должны собираться строго раздельно от другого мусора и сдаваться на берег в портах захода.

При наличии на судне инсинератора, соответствующего «Стандартным техническим требованиям ИМО», пластик можно сжигать при одновременном соблюдении следующих условий:

За 12-мильной зоной, на ходу судна, отдельно от другого мусора, при благоприятном направлении ветра, чтобы токсичные отходящие газы не попадали в жилую зону судна.

Зола от сжигания пластика запрещена к сбросу в любой точке Мирового океана. Она имеет специфический вид и подлежит сбору, хранению и сдаче в порту захода. Хранится зола от сжигания пластика в специальной емкости с надписью «Plastic Ash».

Общие положения

Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты – ПДМНВ-78/95 (International Convention on Standards of Training, Certification and Watchkeeping 78/95 – STCW-78/95) устанавливает требования к программам подготовки и необходимой морской практике всех судовых специалистов (от рядового до командного состава), правилам выдачи соответствующих дипломов и сертификатов.

Конвенция определяет специальные квалификационные требования к судовому персоналу, работающему на танкерах, газовозах, химовозах, пассажирских судах.

Требования к машинной команде

(Раздел А-III/4 – Обязательные минимальные требования для дипломирования лиц рядового состава машинной вахты на судах с традиционно обслуживаемым или периодически безвахтенно обслуживаемым машинным отделением)

Требования к компетентности

Каждое лицо рядового состава машинной вахты на морских судах должно продемонстрировать компетентность в выполнении функций, связанных с судовыми механическими установками, на вспомогательном уровне, как указано в колонке 1 таблицы А – III/4.

1. Минимальные знания, понимание и профессионализм, требуемые от рядового состава машинной вахты, перечислены в колонке 2 таблицы А – III/4.

2. Каждый кандидат на получение диплома должен представить доказательство получения требуемого стандарта компетентности в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы А – III/4. ссылка на «практическую проверку» в колонке 3 может включать одобренную подготовку на берегу, в ходе которой обучающиеся проходят проверку на практике.

3. Там, где нет таблиц компетентности в отношении определенных функций на вспомогательном уровне, ответственностью Администрации является определение соответствующих требований по подготовке, оценке и дипломированию, подлежащих применению к лицам, назначенным выполнять эти функции на вспомогательном уровне.

  

Спецификация минимальных требований к компетентности рядового состава машинной команды. 

Таблица А – III/4

 

Контрольная работа

Основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране окружающей среды

 

Содержание

1. Введение

2. Международная конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС – 74/83)

2.1. Общие сведения

2.2. Спасательные средства и устройства. (Глава III)

2.3.Перевозка грузов: общие положения(Глава VI)

3. Международный морской Кодекс по опасным грузам, ММОГ (International maritime danger outs goods-code, IMDG-Code)

4. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ – 73/78)

4.1. Общие положения

4.2. Приложение I. Правила предотвращения загрязнения нефтью

4.3. Приложение II. Правила предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом

4.4. Приложение III. Правила предотвращения загрязнения вредными веществами, перевозимыми морем в упаковке

4.5. Приложение IV. Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов

4.6. Приложение V. Правила предотвращения загрязнения мусором с судов

4.7. Приложение VI. Правила предотвращения загрязнения атмосферного воздуха с судов

4.8. Технические средства борьбы с биологическими загрязнениями балластных вод морских транспортных судов

5. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ – 78/95)

5.1. Общие положения

5.2. Требования к машинной команде

6. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (ОСПС)

Литература

 


 

Введение

 

В 1958 году была ратифицирована Конвенция 1948 года об учреждении Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Позднее, в 1982 году, ИМКО была преобразована в Международную морскую организацию (ИМО). Эта организация принимает Международные конвенции, направленные на обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения моря. После ратификации большинством стран – членов ИМО эти Конвенции становятся обязательными к выполнению в каждой судоходной компании, на каждом судне стран - членов ИМО. С главными из этих Конвенций должен быть знаком каждый моряк.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.