Обучение составления рассказа-описания предметов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Обучение составления рассказа-описания предметов

2022-02-10 28
Обучение составления рассказа-описания предметов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки и свойства которого раскрываются в определенной последовательности.

Занятия по обучению описанию оказывают разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Рекомендуется поэтапное обучение, включающее следующие виды работы: подготовительные упражнения к описанию предметов; формирование первоначальных навыков самостоятельного описания; описание предметов по основным признакам; обучение развернутому описанию предмета (с включением различных признаков-микротем); закрепление полученных навыков составления рассказа-описания, в том числе при проведении игровых и предметно-практических занятий; усвоение первоначальных навыков сравнительного описания предметов.

На четвертом этапе обучения дети переходят к более развернутому описанию предметов по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала уже пройденных и новых лексических тем: «Домашние и дикие животные»; «Транспорт» и др.). При этом дети должны усвоить определенную схему высказывания-описания; у них формируются представления об основных структурных частях описательного текста. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. В детям объясняется, как следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь – кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков предмета в указанной педагогом последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняетдом).

При затруднениях, возникающих у детей в составлении описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным планом изображающие части предмета или характерные особенности его строения. Могут быть также использованы условныенаглядные символы для обозначения понятийформы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок или цветных мазков), величины (изображение различных по размеру кружков или столбиков). Условные символы предъявляются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой [11, с.67].

Эффективным при обучении детей с ОНР является прием параллельного описания педагогом и ребенком двух однотипных предметов (например, двух кукол, отличающихся цветом волос, глаз, одежды и т.д.). Педагог, а вслед за ним и ребенок составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Такой прием рекомендуется как в начале обучения самостоятельному описанию, так и в дальнейшем, если у детей возникают трудности в усвоении последовательного плана-схемы. С четвертого периода обучения следует переходить к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему рассказа-описания. Проводится коллективное составление плана; определяются главные содержательные элементы рассказа («О чем мы скажемвначале?», «Что скажем об этом предмете, какой он?», «Чем закончим рассказ?»).В дальнейшемребенку предлагается перед составлением описания сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему [9, с.69].

По мере усвоения навыков описания непосредственно воспринимаемого предметарекомендуется вводить в обучение некоторые новые виды работы: описание предмета по памяти, собственному рисунку, включение описаний в игровые ситуации

Например. Прием описания предметов без их называния используется в ходе игры «Магазин» в следующем варианте. Игровой персонаж (Незнайка или Петрушка), в роли которого выступает сначала педагог, а затем один из детей, звонит по телефону в «магазин» и спрашивает, есть ли там предмет указанной им формы, величины, цвета, назначения и т.д. «Продавец» должен узнать предмет по его описанию и ответить «Незнайке». Затем в игру вступают другие персонажи (Чипполино, Кот в сапогах и др.), роль которых исполняют дети.

В конце четвертого года обучения рекомендуется начинать подготовительную работу по обучению детей сравнительному описанию двух предметов (на основе пройденных лексических тем: «Овощи и фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы» и др.). Задания проводятся с использованием игрушек, муляжей предметов, тематических предметных картин среднего и крупного формата и могут проводиться воспитателем по плану учителя-логопеда. В структуре заданий предусматриваются следующие упражнения:

– дополнение детьми предложений, начатых педагогом, нужным словом, обозначающим признак предмета («У гуся шея длинная, а у утки...»);

– составление предложений по вопросам (типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин?» и т.п.);

– выделение и обозначение контрастных признаков двух предметов (апельсинбольшой, а мандарин маленький, дерево высокое, а куст низкий, река глубокая, а ручей мелкий и т.д.);

– последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (ель и береза, белый гриб и мухомор и др.).

Кроме указанных упражнений, для обучения навыкам сравнительной характеристики предметов можно использовать прием параллельного описания двух предметов – педагогом и ребенком (описание кошки и собаки, коровы и козы и т.д.).

Коррекционная работа по развитию у детей грамматически правильной речи на заданиях по описанию предметов включает: систематические упражнения в правильном употреблении словоформ; усвоение практических навыков словоизменения; упражнения в правильном построении предложений; активизацию и обогащение словарного запаса; формирование навыков контроля за построением высказываний [15, с.70].


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.