Методика обучения составлению рассказов детей с речевыми нарушениями речи — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методика обучения составлению рассказов детей с речевыми нарушениями речи

2022-02-10 19
Методика обучения составлению рассказов детей с речевыми нарушениями речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый вид обучения рассказыванию как методформирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру методических приемов. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речистарших дошкольников с ОНР (третий и четвертый уровни речевого развития) в процессе разных видов приёмов по обучению рассказыванию.

Обучение составления рассказов по картинам

Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.       

В целях формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР рекомендуется проведение следующих игровых упражненийс картинным материалом:

·  Составление рассказов посюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета, называние профессии людей, работающих в детском садувоспитатель, врач, повари др.). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает детям последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

·  Составление рассказа по сюжетной картине с помощью вопросов.

·  Составление рассказа по серии сюжетных картинок с проигрыванием ситуации общения.

·  Составление рассказа-описания (по образцу, по опорной схеме).

·  Составление рассказов по сюжетной картине с обсуждением вариантов поведения героев.

· Составление небольших по объему рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих общую тематику картины («Моя семья», «Золотая осень»Левитана И.И. и др.).

Пример составление рассказа по картине Левитана И.И. «Золотая осень».

Рассматривание картины Левитана И.И. «Золотая Осень».

Учитель-логопед: Обратите внимание, здесь представлена репродукция с картины настоящего художника. Ее нарисовал Исаак Ильич Левитан.Картина называется «Золотая осень».

–  В какое время года нарисовал картину Левитан И.И.?

Дети: Он нарисовал ее осенью.

Учитель-логопед: Это ранняя или поздняя осень?

Дети: Это ранняя осень.

Учитель-логопед: Почему вы так думаете?

Дети: Это ранняя осень. Листья на деревьях пожелтели и покраснели. Лишь кое-где видны зеленые листочки. Трава пожухла, засохла, пожелтела. Солнца не видно, но оно все освещает. По небу плывут легкие облака.

Учитель-логопед: Молодцы! Доказали, что это ранняя осень. Какие краски использовал художник, чтобы нарисовать картину?

Дети: Он использовал желтую, красную, пурпурную, багряную, золотую, лимонную, бирюзовую краски.

Учитель-логопед: Верно ребята. Чтобы нарисовать картину художник использует краски.

Составление творческого рассказа по картине  Левитана И.И. «Золотая осень» по предложенному началу.

Учитель-логопед: Присядьте на стульчики. Еще раз внимательно посмотрите на картину Левитана И.И. «Золотая осень». Если художник рисует природу, как называется такая картина?

Дети: Пейзаж.

Учитель-логопед: Чтобы лучше нарисовать, давайте пофантазируем и придумаем рассказ о том, как художник рисовал картину. Я начну рассказ, а вы его продолжите. (Учитель-логопедчитает начало рассказа под музыкальную импровизацию).

Учитель-логопед: Однажды, ранней осенью Левитан И.И. отдыхал в деревне, Был ясный, солнечный день. Левитан решил прогуляться по осеннему лесу. Как обычно он взял с собой мольберт, краски, кисти и отправился в лес. Долго бродил художник по лесным тропинкам. Под ногами тихо шуршала листва. Наконец, Левитан вышел к реке, поднялся на холм и замер от удивления и восторга. Перед ним открылась изумительная картина. Что увидел художник? Что его поразило? Кто хочет продолжить мой рассказ дальше?

Что увидел художник вдали? Что увидел вблизи?

Дети: Левитан увидел березовый лес, луг, речку. Вдали виднеется деревня.

Учитель-логопед: Каким он увидел лес?

Дети: Листья берез блестят под лучами осеннего солнца, как золотые. Вдруг подул порывистый осенний ветер. Листья, кружась, медленно, плавно стали падать на землю золотым дождем. Кое-где еще видны зеленые листочки. Земля похожа на красивый, пестрый, разноцветный ковер.

Учитель-логопед: Какая речка? Кто продолжит?

Дети: Речка похожа на ленточку. В ней отражается холодное осеннее небо. Она течет медленно, плавно, спокойно, тихо. Вода в ней потемнела, кажется холодной, даже ледяной. Она готова «уснуть».

Учитель-логопед: Каким увидел художник луг?

Дети: Трава на лугу пожелтела, пожухла, засохла.

Учитель-логопед: Какой чувствуется воздух?

Дети: Чувствуется свежий, бодрящий, прохладный воздух. Дышится легко, полной грудью.

Учитель-логопед: Рассказали почти всю историю. Как вы думаете, чем она может закончиться?

Дети: Художник достал мольберт и стал рисовать картину.

·  Рассказывание посериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. На четвертом году обучения рекомендуется усложнение заданий – составление рассказов по сериям картинок с изображением отдельных, «ключевых» моментов действия.

·  Обучение рассказыванию по отдельнойсюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).

·  Описание пейзажной картины (серия тематических картинок «Времена года») [9, с.63].

Например: составления рассказа по серии картинок «Времена года» в процессе игровой деятельности.

К детям в окно заглядывает Зимушка-зима и предлагает детям выполнить различные задания. В процессе занятия Зима «фотографирует» детей во время «лепки» снеговика. Дети составляют по этим «фотографиям» рассказ.

Составление предложений о зиме.

- Увидела Зима на ваших столах картинки, хочет послушать, как вы умеете составлять предложения о зиме.

- Давайте придумаем по картинке предложение и выложим схему этого предложения.

- Очень зимушке–зиме понравились ваши предложения. И предлагает она вам отдохнуть, слепить снеговика.

Логоритмическая игра с музыкальным сопровождением «Снеговик».

Снег руками нагребаем,

Лепим, лепим ком большой.

И ещё раз нагребаем,

Лепим, лепим ком другой.

Лепим ручки,

Лепим ножки,

Чтобы бегал по дорожке.

Лепим глазки,

Лепим бровки,

И длиннющий нос морковкой.

Употребление предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов

 – Молодцы! Вы лепили снеговика, а Зимушка-зима вас фотографировала, хотела сочинить рассказ, но налетел ветер-проказник, разбросал все фотографии по группе, перепутал их. Зима огорчилась. Давайте поможем Зиме, найдем картинки.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

- Теперь по этим картинкам мы с вами составим рассказ. И чтобы нам было легче сочинять, будем подглядывать на схему-подсказку.

- С чего мы начнем? (Надо назвать время года, когда происходят события)

- Дима, какое время года изображено на картинках?

- О чем мы будем рассказывать дальше? (О главных героях)

- Посмотрите на все картинки и найдите главных героев. (Главные герои два мальчика, потому что они изображены на всех картинках.)

- Давайте придумаем им имена. (Одного мальчика зовут Дима, а другого Петя.)

- Во что одеты дети? (Дети одеты в куртку, штаны, шапку, на ногах у них обуты валенки.)

- А теперь мы с вами рассмотрим каждую картинку и расскажем что на ней делают дети (показать схему)

- На первой картинке Дима приставляет голову снеговику.

- Для чего он это делает? - Он хочет чтобы у снеговика была голова – тогда он станет настоящим снеговиком.

- Что нарисовано на второй картинке?

- На второй картинке дети на самый большой ком приставляют ком поменьше, чтобы сделать туловище.

- А что происходит на следующей картинке?

- На этой картинке Петя слепил самый большой ком.

- Что нарисовано на следующей картинке?

- Здесь Дима слепил ком поменьше.

- На последней картинке, дети слепили снеговика, на голову ему надели ведро, вместо носа вставили морковку.

- Давайте-ка мы с вами слепим еще одного снеговика и т.п.

Задания по разным видам картин включают ряд общих элементов: подготовку детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины и др.); разбор ее содержания; обучение детей составлению рассказа; анализ детских рассказов.

Для активизации внимания, зрительного восприятия и памяти рекомендуется, после разбора содержания картин, проведение игровых упражнений типа: «Какой? Какая Какое?» (ребенок называет изображенные на картине предметы указанного цвета, назначения, сделанные из того или иного материала и т.д.); «Кто как готовится к зиме?» (ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи картины (из серии картинок «Дикие животные»); игра-упражнение «Кто самый внимательный?» (используя картину, дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом); прием обыгрывания детьми (посредством пантомимы) действий персонажей многофигурной картины или серии картинок с последующим их оречевлением и др.

При обучении рассказыванию по картине используются следующие методические приемы: образец рассказа педагога по картине или ее части, направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа пофрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок рекомендуется проводить на основе общепринятой методики в следующем варианте. На первом занятии проводится последовательный разбор каждой картинки серии; при этом у детей формируются операции целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания. Они учатся выделять «действенную» событийную основу (определение действий персонажей, уяснение связей между ними) и существенные детали изображения. После этого картинки в нужном порядке размещаются одним-двумя детьми на наборном полотне (штативе). По вопросам педагога определяется общее содержание изображенных событий. Затем дети "по цепочке" составляют высказывания по каждой из последовательных картинок. На втором занятии они поочередно составляют рассказы по нескольким картинкам-фрагментам и по всей серии в целом. В качестве обучающего приема рекомендуется составление сюжетной завязки, начала к изображенному действию (по вопросам педагога или данному образцу) [13, 122 с.].

Коррекционно-логопедическая работа по формированию различных сторон речи детей с использованием картин включает формирование навыков грамматически правильной речи, развитие фразовой речи, обогащение словарного запаса и проводится с учетом особенностей конкретного картинного материала, в соответствии с задачами каждого периода обучения.

В четвертом периоде обучения, по мере возрастания речевых возможностей детей, в систему формирования связной речи включаются задания по составлению небольших рассказов на тему из личного и коллективного опыта. Такие задания целесообразно включать в занятия на основе проводимых в дошкольном учреждении мероприятий – утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Дети рассказывают о празднике, проводившемся в детском саду, об интересной игре («Наши мамы», «Врачи», и др.), о том, что видели на экскурсии.

Рассказы составляются с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используются: коллективная форма составления рассказа, прием его дополнения другими детьми. Составление рассказов из коллективного опыта может проводиться с использованием фотографий и слайдов, а также рисунков самих детей, отражающих события из их жизни в дошкольном учреждении. В качестве «опорного» наглядного материала для составления детских рассказов может быть использован и просмотр соответствующих видеофильмов. Составлению рассказов из опыта может предшествовать организация выставок детских рисунков по той же тематике [11, с.65].


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.