Возрастные особенности развития мышления — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Возрастные особенности развития мышления

2022-02-10 29
Возрастные особенности развития мышления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

106                                            
104                                            
102                                            
100

Среднее значение

98                                            
96                                            
94                                            
92                                            
90                                            
88                                            
Год 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39

 

На графике видно, что до 23 лет мышление быстрое, эффективное, затем снижается, вновь повышается, и максимальной эффективности достигает в 30 лет,  и т.д. (см. график). Это вызвано умственной деятельностью человека, которая «тренирует» мышление.

  Нарушения мышления

Аберрация - общий термин для любых нарушений мышления.

Аутизм - уход человека в мир грез и фантазий. Мышление скачкооб­разное и очень короткое.

Бессвязность мышления - утрата способности к образованию ассоциа­ций, к элементарному обобщению.

Закупорка мышления - внезапная блокада, перерыв мысли. Возникает под действием сильных неожиданных раздражителей или из-за боль­ших неприятностей.

Деменция - приобретенное в результате болезни слабоумие.

Инногеренция- высшая степень бессвязности мышления, когда речь - поток слов. Это бывает у больных и у людей, оказавшихся в их понима­нии в жутком положении.

Кретизм- слабоумие, в сочетании с задержкой умственного развития.

Сужение объема мышления - зависти от важности темы, заболевания, опасности.

Торпидность (вязкость, тугоподвижность мышления) - затруднения в последовательности течения мысли, а значит и речи.

 

2.3. Память        

Память – фундаментальное свойство живой материи сохранять и репродуцировать информацию, это отражение живыми организмами прошлого опыта в формах запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Виды памяти

Сенсорная память (иконическая) –первичный след информации от действующего на анализатор стимула. Емкость иконической памяти до 9 единиц, время удержания информации - несколько секунд (след звукового стимула, например,удерживается около 12 сек.). Данная память непроизвольная, за короткое время сохранения следа информации происходит опознание стимула. Особенно  сенсорная память важна в водительских и операторских профессиях.

Кратковременная (оперативная) память.При КП нет сознательной установки на запоминание. КП обеспечивает непродолжительное время хранение ин­формации в циклических процессах (например, повторение запоминаемой информации). КП важна во многих профессиях, например, для водителей, потому что информация о дороге, знаках, о пешеходах постоянно меняется, повторяется, особенно в городах при интенсивном движении.

Другие виды памяти

Ассоциативная (рациональная) память - элементы запоминае­мого связаны между собой ассоциативно - по смежности (в пространстве или времени), по сходству, по контрасту. Например, увидев в окно выпавший ночью снег, мы вспомним, что в прошлом году в этот день снега еще не было, или он точно также в этот день выпал, или год назад в этот день шел дождь.

Бессознательная память  управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя со­держание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которое направлено внимание. БП не осознается нами, но «живет в нас», без нее организм не смог бы существовать; дело в том, что нейронная система, органы работают на неосознаваемом нами уровне, но каждая нервная клетка «помнит», что ей нужно делать. БП связана с  Видовой и Генетической памятью

Генетическая (видовая) память остается неизменной с момента образования зиготы. Вся информация о развитии организма закодирована в молекуле ДНК, передается и воспроизводится по наследству. ГП не меняется под влиянием обучения.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Основа формировании двигательных умений и навыков.

Индивидуальная память - хранит всю информацию, приобретенную человеком за свою жизнь, но воспроизведение информации связано с индивидуальными особенностями. Например, некоторые люди хорошо запоминают и легко воспроизводят лица, другие – цифры, третьи – образы. Индивидуальная память обеспечивает научение и формируется в научении. ИП включает несколько процессов: получение информации; запечатление информации в следах памяти (энграммах); сохранение энграммы и воспроизведение информации.

Логическая память - (память смысловая) - память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой отдельной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.).

Мгновенная (иконическая) память - удерживает яркую картинку вос­принимаемого без обработки информации.

Механическая память - буквальное (точное) хранение информации (числовые ряды, формулы), которая не требует переработки.

Образная память - многое запоминается в виде обобщенных зрительных, слуховых, тактиль­ных, обонятельных и др. образов, например, белизна снега, золотая осень, чудесный запах, плохой человек и т.п..

Память непроизвольная - информация запоминается в силу особен­ностей объекта восприятия без усилий, «сама собою» (яркий объект, громкий звук, красивый автомобиль и т.д.).

Память произвольная - информация запоминается специально, наме­ренно. ПП - основа обучения.

Память процедурная - одна из трех видов долговременной памяти (двумя другими являются семантическая и эпизодическая память). Процедурная память - низшая форма памяти, в ко­торой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки).

Память сенсорная - кратковре­менное (менее одной секунды) сохранение информации на уровне рецепто­ров после прекращения действия раздражителя.

Псевдопамять- уверенное опознание впервые воспринимаемого объ­екта как знакомого, ранее воспринимавшегося. Такая ложная идентификация основана на более прочном и быстром запоминании часто встречающихся признаков по сравнению с замедленным и менее прочным запоминанием от­ношений между ними, характерных для данного объекта.

Семантическая память - память, в которой содержится информация об общем познании объективных закономерностей, а также о структурах и правилах, лежащих в основе различных умственных операций.

Феноменальная память - характеризуется исключительной полнотой и точностью.

Эйдетическая память (от греч. е idos - вид, образ) - вид зрительной памяти, характеризуется тем, что человек четко, точно и в деталях, без осо­бого труда восстанавливает в памяти зрительные образы увиденного. В детст­ве эйдетическая память имеется у всех, а у взрослых постепенно «гаснет». Она бывает неплохо развита у художников, и является одним из задат­ков к развитию данных способностей.

Эмоциональная память - память на переживания. Она участвует в ра­боте всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношени­ях.

Процессы памяти

Запоминание - закрепление воспринимаемой информации. Выделяют­ся два способа запоминания: механическое и осмысленное.

Сохранение - удержание информации в памяти.

Воспроизведение - активизация запомненной ранее информации. Вос­произведение бывает произвольным (намеренным) и непроизвольным.

Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже из­вестных. Основой узнавания является сравнение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени оп­ределенности, четкости, полноты и производительности.

Узнавание индивидуальное - опознание какого-либо единичного объ­екта. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше.

Узнавание родовое - опознание вариативного предмета или явления. Например, какой-то геометрической фигуры. Узнавать вариативный объ­ект, значит отнести его к известному классу объектов.

Узнавание симультное (мгновенное) - имеет место тогда, когда объ­ект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

Узнавание сложное - имеет место тогда, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты.

Узнавание сукцессивное (последовательное) - связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство «знакомости», которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явле­ния.

Забывание - процесс, заключающийся в невозможности воспроизведе­ния ранее закрепленной в памяти информации. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соот­ветствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятель­ности и поэтому не получает достаточного подкрепления.

Пассивное угасание  - уменьшение четкости (или прочности) в памяти энграмм (следов информации) с течением времени.

Временное забывание - возникает при торможении временных нерв­ных связей.

Частичное забывание - вид забывания, при котором человек воспро­изводит не весь материал, или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

Полное забывание - вид забывания, при котором закрепленный мате­риал не только не воспроизводится, но и не узнается.

   Формы воспроизведения

Повторение - воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания, это средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отноше­ний в предмете, актуализации человеком тех или иных способов деятельно­сти. Другой функцией повторения является совершенствование действий по различным параметрам. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма (навыка).

Представление - образы предметов или процессов реальной действи­тельности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизво­дим. По виду преобладающих ощущений, лежащих в основе представлений, их подразделяют на зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обо­нятельные, вкусовые, тактильные. По характеру отражения воспринятого ра­нее представления подразделяются на две группы - представления памяти и представления воображения. По участию волевого усилия в возникновении представления - на произвольные и непроизвольные представления.

Пространственные представления - представления о пространст­венных и пространственно-временных свойствах и отношениях - величине, форме, относительном и вращательном движении и т. д. По содержанию про­странственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ схемы, структурной химической формулы и т. п.). Хорошее развитие про­странственных представлений является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной и многих других видов дея­тельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творче­ством.

Припоминание - сознательное воспроизведение материала, связанное с преодолением известных трудностей, требующих волевых усилий. Успеш­ности припоминания способствует использование специальных приемов: со­ставление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе об­разов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Припоминание родовой принадлежности - припоминание, при кото­ром человек может определить общие особенности слова (например, сколько в слове слогов, с какой буквы оно начинается и т. д.).

  Правила запоминания материала

1. Простые события в жизни, если они произвели сильное впечатление, запоминаются надолго, и вспоминаются мгновенно, с отчетливостью и ясно­стью.

2. Сложные и неинтересные события могут переживаться сколько угод­но раз, но не сохраняются в памяти.

3. При пристальном внимании к событию можно всего лишь один раз пережить его, чтобы правильно воспроизвести его алгоритм.

4. Точность воспроизведения события и уверенность в том, что событие точно воспроизведено, не одно и то же. Потому что, человек не осознавая, может правильно воспроизвести ход события, или быть уверенным, что так и было, но при этом ошибаться.

5. Для человека очень важна универсальная единица 7 +-2 (от пяти до девяти - устойчивая группа информации, объектов запомина­ется после однократного предъявления и т.д.). Это объем кратковременной памяти; все, что больше девяти, необходимо предъявлять несколько раз, что­бы запомнить. Например, после однократного запоминания шести бессмыс­ленных слогов, человек обычно их воспроизводит. Если исходный ряд состо­ял из 12 таких слогов, шесть из них удается воспроизвести после 14-16 по­вторений, 26 слогов - 30 повторений для получения того же результата, 36 слогов - 55 повторений.

6. После запоминания длинного информационного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

7. Повторение заучиваемого материала несколько раз подряд непродук­тивно; повторения следует распределять во времени, в течение нескольких часов или дней.

8. Каждое новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено ранее.

9. Если внимание недостаточное, материал запоминается плохо, и улуч­шить запоминание увеличением числа повторений невозможно.

10. В зрелые годы материал запоминается хорошо, если к нему есть                                     интерес.

11. Странные, необычные, редкие явления и события запоминаются
лучше, чем привычные и часто встречающиеся.

12. Любое новое впечатление не может сохраниться в памяти в неизменном виде; запоминается в одном виде, но впоследствии, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оно оказывает на них влияние и само изменяется.

Мнемоника. Существует устойчивое мнение, будто память можно улучшить при помощи специальных приемов. Здесь есть тонкость, которая заключается в следующем: улучшить естественную память невозможно, но нау­читься запоминать множество чисел можно. Это - не одно, и тоже.

В чем же заключаются приемы, которые предлагает мнемоника? Приве­дем в пример одну из многочисленных систем, которая называется «словес­ной памятью». По этой системе мы заменяем цифры буквами, так, напр., 1 = р, 2 = ц, 3 = з, 4 = ч, 5 = п, 6 = ш, 7 = с, 8 = в, 9 = д и т. п.

Пользуясь этой таблицей, мы можем следующим образом запоминать хронологические даты. Например, нам нужно запомнить год крещения Вла­димира, 988. Для этого мы вместо цифр подставляем соответствующие бук­вы двв; теперь вставляем гласные так, чтобы из этих букв получились слова с определенным смыслом, имеющим отношение к событью, год которого мы желаем запомнить. В данном случае, это будут слова: «дав веру»; эти слова входят в состав следующей фразы: «дав веру христианскую, Владимир за­служил название равноапостольного». Теперь ясно, что вместо того, чтобы помнить число 988, нам нужно запомнить эту фразу. Из этой фразы мы, вспоминая три буквы двв, можем вместо них подставить цифры 9 8 8. Таким образом, запоминаются хронологические данные.

Мнемоника - это развлечение. Изучение огромных рядов цифр, слов при помощи мнемонических приемов не имеет никакого практического значения, потому что в жизни и в науке нет надобности запоминать ряды цифр или ряды слов, которые не связаны друг с другом логически.

Но есть приемы запоминания, которые к мнемонике не относятся. Первая группа таких приемов основана на том, что материал должен изучаться с вниманием. Если мы прочли книгу или узнали новую мысль, то нужно вос­произвести содержание книги или указанную мысль, потому что процесс воспроизведения требует направления внимания на изучаемый предмет, а поэтому он остается в сознании значительно дольше.

 При изучении нужно соблюдать постепенность в переходе от старого к новому, потому что только при таких условиях внимание мо­жет действовать с достаточной напряженностью.

Не следует изучать ниче­го в состоянии усталости, потому что в этом случае не может быть доста­точного напряжения внимания.

Вторым условием прочного запоминания является повторение изучае­мых представлений. Каждый знает, что если мы какой-либо ряд впечатле­ний повторим большое число раз, то такой ряд впечатлений мы запоминаем хорошо, но нужно обращать внимание на то, что не следует копить повто­рения, а по возможности распределять их. Это положение можно сделать понятным при помощи следующего примера. Если вы хотите запомнить сти­хотворение, и знаете, что его нужно повторить 10 раз, то повторяйте его два дня по пять раз, а не десять раз в один день.

Все изучаемое должно быть изучаться медленно, потому что все изу­чаемое быстро, в короткое время, так же быстро ускользает из сознания. Это можно объяснить следующим образом. Если ученик изучает что-нибудь только перед экзаменами, то изучаемое ассоциируется с немногими пред­ставлениями; если же ученик изучает то же самое в течение учебного года, то изученные представления входят в ассоциативную связь с очень многими другими представлениями. Поэтому знание, приобретенное первым спосо­бом, благодаря малому количеству ассоциаций, тотчас уходит из сознания, как только порвется связь с каким-либо представлением, а знание второго рода остается в сознании долго, потому что, если порвется связь с одним представлением, то сохранится связь со многими другими[17].

Объем памяти

Объем памяти исследует физиология; не вдаваясь в формулы и терминологию, вроде «волновой пакет», «единица памяти» и т.д., отметим, что емкость нейрона составляет 1010-1024 бит информации. В ЦНС 1010 нейронов обеспечивают 4,5х105 бит информации, которую человек воспринимает в течение жизни. Вы что-нибудь поняли? Если эти цифры Вам непонятны, попытайтесь самостоятельно в них разобраться; так проверите свое мышление и память. Вы можете этого и не делать, никто же не проверит. В таком случае у Вас, вероятно,  нет воли! Делайте… [13]

Здесь возникает несколько нерешенных пока проблем: во-первых, используется ли человеком весь этот объем, если да, то в каком виде деятельности; во-вторых, если объем не используется, нейронные сети «гаснут», или что с ними происходит?; в-третьих, может ли человек воспроизвести (вспомнить) всю прошлую информацию?

  Расстройства памяти

Нет понятия «Здоровая память» или «Память в норме», потому что таких качеств у памяти нет. Одни нарушения, в основном - амнезии. Но в этом нет ничего страшного, потому что большинство нарушений памяти возникают постепенно, с возрастом, реже - после болезни или в силу психофизиологи­ческих особенностей организма. Конечно, тяжелые формы нарушений памя­ти - это личная и социальная беда, о чем тут говорить!

Видов расстройств памяти много, какие-то есть у каждого, хотя большинство людей о них не знают, или не думают о них, потому что не сильно мешают. А нужно ли знать? На этот вопрос пусть каждый отвечает по-своему. Не хочет знать - пусть не читает о них. Но мне представляется, что каждый читатель, вроде бы случайно, заглянет в список нарушений памяти. Совет: если читатель, прочитав список расстройств памяти, решит, что какие-то расстройства у него имеются, не нужно переживать, потому что па­мять начинает ослабевать уже после 35 лет, что заметно при механическом запоминании (буквальном, например, при изучении иностранных языков). Выручает мыслительная деятельность и опыт.В преклонном возрасте память вообще ослабевает, всякие ассоциации слабеют, и поэтому они легко разрываются. Пожилой человек, связавший представление какого-либо лица с каким-либо именем, может очень скоро забыть его имя, то есть, у него указанная ассоциация чрезвычайно слаба. Но­вые ассоциации у пожилых людей имеют малую прочность, старые ассоциации со­храняют прежнюю силу; так, например, пожилой человек, который забывает то, что было год тому назад, воспроизводит в деталях то, что он пережил в юности.

Есть ряд психопатических состояний, в которых наблюдается временное помрачение сознания, после которого субъект не сохраняет воспоминания о том, что произошло с ним за определенный промежуток времени. Это на­блюдается преимущественно при малых приступах эпилепсии, носящих на­звание «petitmal» или «absence». Здесь преемственность сознания вдруг об­рывается на несколько минут, иногда и на более длинный период, и то, что субъект в это время говорил или делал, совершенно стёрто из его памяти. А между тем он может за это время совершать сложные, иногда даже целесооб­разные, вроде бы сознательные поступки; только о сознательности не может быть и речи ввиду полного «беспамятства», и такое своеобразное изменение созна­ния называется «автоматизмом». Помимо эпилепсии, к таким состояниям ав­томатизма могут приводить также некоторые другие психические заболева­ния - хронический алкоголизм, например. К этой же категории расстройств памяти принадлежит сомнамбулизм как естественный, так и вызываемый искусст­венно, путем гипнотического усыпления. Сюда относятся редкие, но крайне важные и интересные наблюдения психического явления, известного под именем «раздвоения сознания» или личности. В этих случаях чередуются друг за другом два состояния сознания, не имеющие ничего общего между собой. В первом - совершенно исчезает память для впечатлений и поступков, относящихся ко второму, и наоборот; но все отдельные периоды первого и второго состояния связаны друг с другом преемственностью памяти. Следовательно, субъект как бы раз­бивается на две личности, из которых каждая проявляется поочередно, и во время ее господства одной другая совершенно вытесняется из сознания и памяти. Наконец, надо упомянуть о сравнительно редкой группе случаев, в которых из памяти исчезает промежуток времени, предшествующий внезапной потери сознания; это бывает иногда при сотрясении мозга вследствие ушиба. Удивительно, что по возвращении сознания субъект долго не может припомнить многие или даже все обстоятельства, имевшие место за несколько часов или дней до момента потери сознания; впоследствии же память о них восстанавливается.[20].

Амнезия (от греч. a - частица отрицания, mneme - память) - утрата способности сохранять и воспроизводить информацию.

Амнезия антероградная(от лат. anterius - прежде, до, gradior - идти) - утрата вос­поминаний о событиях, непосредственно следовавших за окончанием бессознательного состояния или другого расстройства психики.

Амнезия антероретроградная(от лат. anterius - до, ufro - позади, gradior - идти) - сочетание двух видов амнезии. Из памяти больного выпадают события, не только предше­ствовавшие бессознательному состоянию или болезни, но и следовавшие за ними.

Амнезия защитная - забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего про­шлого опыта.

Амнезия инфантильная (от греч. infantilis - детский) - отсутствие воспоминаний о первых 3 - 4 годах жизни.

Амнезия истерическая - своеобразная амнезия у невротиков, имеющая своим ис­точником инфантильную амнезию.

Амнезия кататимная(от греч. catathymica - падать духом) - амнезия только на определенные лица и события.

Амнезия прогрессирующая - утрата способности запоминания и постепенно нарас­тающее опустошение запасов памяти, происходящее в определенной последовательности: в первую очередь утрачивается память о событиях последних лет, позже о событиях дале­кого прошлого и, наконец, исчезает память всей прожитой жизни.

Амнезия репродукционная - невозможность вспомнить в нужный момент необхо­димое имя, число, дату, определение.

Амнезия ретроградная - выпадение из памяти полностью или частично событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию.

Амнезия фиксационная - невозможность запоминания текущих событий.

Амнезия эпизодическая - неоднократно наступающая амнезия на ограниченные промежутки времени.

Амнезия негативная - амнезия, обусловленная внутренним сопротивлением инди­видуума воспроизведению отдельных фактов.

Гипермнезия(от греч. hyper - над, сверх, mnesis - воспоминание) - необычное, ино­гда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (на­пример, расписания движения поездов). Гипермнезия не зависит от уровня интеллекта. Она возникает также под гипнозом и в обычных сновидениях.

Гипомнезия(от греч. hypo - под, mnesis - память) - ослабление памяти или ее от­дельных компонентов (запоминание, сохранение, воспроизведение). Гипомнезия возника­ет после различных заболеваний или является врожденной.

Дисмнезия(от греч. dis - затруднение, mneme - память) - расстройство памяти, ха­рактеризующееся снижением способности к запоминанию, уменьшением запасов памяти и ухудшением воспроизведения.

Конфабуляции (от лат. confabulo - болтаю) - вымышленные события, принимаю­щие форму воспоминаний; ложные воспоминания. При конфабуляции действительные события забываются, а их место заполняется вымыслами, которые касаются бытовых фак­тов текущей жизни или имеют фантастическое содержание.

Конфабуляции мнемонические - конфабуляции, возникающие при выраженных или тяжелых расстройствах памяти и замещающие пробелы памяти вымышленными со­бытиями.

Конфабуляции онирические- конфабуляции, возникающие после исчезновения сна, отражающие в своем содержании тематику перенесенного расстройства сознания.

Конфабуляции экспансивные  - бредовые и фантастические конфабуляции, содержанием которых является идея величия, необычного физического здоровья, интеллектуальной одаренности, богатства, высокого происхождения, изобретательства, реформаторства и т. п.

Криптомнезии (от греч. kryptops - скрытый, mneme - память) - искажения памяти, выражающиеся в ослаблении различия (вплоть до полного его исчезновения) между дей­ствительно происходившими событиями и увиденными во сне, прочитанными, услышан­ными.

Навязчивое припоминание - непреодолимое стремление без надобно­сти вспоминать имена героев книг, даты каких-либо событий и т. д.

Парамнезия (от греч. para - возле, около, mnesia - воспоминание) - ложные воспо­минания, возникающие в результате слияния актуального восприятия, впечатления с мни­мым, бывшим якобы в прошлом. Парамнезии разделяют на конфабуляции (ложные вос­поминания) и криптомнезии (искажение памяти).

Торможение индукционное - экстренное прекращение условно-рефлекторной дея­тельности при воздействии посторонних стимулов; биологическое значение его - пре­имущественное обеспечение ориентировочной реакции на неожиданно возникший раз­дражитель.

Торможение проактивное(от лат. pro - раньше, activus - действующий) - ухудше­ние воспроизведения материала под влиянием деятельности, предшествующей заучива­нию.

Торможение ретроактивное (от лат. retro - назад, activus - действующий) - ухуд­шение воспроизведения материала под влиянием деятельности, следующей после заучи­вания.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.