Глава 1. Предмет, задачи,  методы психологии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Глава 1. Предмет, задачи,  методы психологии

2022-02-10 26
Глава 1. Предмет, задачи,  методы психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ,  МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Психология как наука

Человек живет в материальном мире, его окружает природа, предметы, люди, он ощущает этот мир - видит, слышит его.  Для этого в организме есть сенсорные системы (анализаторы)- зрительная, слуховая, кожная и т.д.

Но есть другой мир –субъективный, его называют духовным миром,   психическим. Психика человека -  это его мысли, переживания, намерения.

Духовный (внутренний, субъективный) мир человека  изучают Этнология, Теология, Философия, Психология, Психопатология и др. Есть смысл дать самое об­щее представление о воззрениях в этих сложнейшихобластях.Душа (в этнологическом отношении) - верование или убеждение в том, что наши мысли, чувства, воля, жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя и связанным с ним или имеющим в нем свое местопребывание. Убеждение в том, что душа может покидать тело и существовать вне его, возникло в наблюдениях над естественными явлениями - сон, обморок, смерть. Во время сна человек недвижим, не видит, не слышит, но живет полной жизнью - встречается с людьми, переживает, пугается и ликует; душа не покидала его тело. После обморока человек «приходит в себя», то есть его душа возвращается в тело. После смерти душа покидает тело и не возвращается в него.

Эту расстающуюся с телом субстанцию народная мысль представляет себе как дыхание, дуновение, легкое облачко, пар, тень, летающую бабочку или птичку; но особенно распространено сравнение с дыханием (греч. anemos, санскрит. atman - дух, дыхание, душа - spiritus и т. д.). Покинув тело, душа может оставаться поблизости, бродить около него, находиться в окре­стностях или подниматься вверх, на небо; наконец, она может переселяться в другие существа, вопло­щаться, например, в различных животных. В конце концов, она может соеди­ниться с телом, если последнее сохранилось;  тело составляло для души только бренную оболочку, покинув которую, душа достигает высшего, блаженного состояния, соединяется с общей мировой душой и т. п.

Покинувшая тело душа становится духом, сохраняющим во­лю, силу и способным проявлять их по отношению к живым. Отсюда страх перед душами умерших (особенно бывших сильными воинами или мощными шаманами), почитание и умилостивление духов предков, даже отождествле­ние их со злыми духами.

Все верования, развиваясь и усложняясь с ходом мировой культуры, оказывали влияние на отношение к умершим, на погребальные обряды. Люди склонны воображать себе загробный мир по аналогии с настоящим. Этим и объясняется погребение умерших в одежде, с украшениями, орудиями, оружием, пи­щей, посудой, домашними животными, рабами и т. д.; помещение их в могиле и гробнице, похожей на пещеру, землянку, шатер; снабжение их лодкой, лошадью, оленями, собакой для дальнего пути и пр.

Считается, что первое научное сочинение о душе в трех книгах написал Аристотель. Оно так и называлось - «О душе». Не углубляясь в историю философии, упомянем Гераклита, пифагорейцев, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Со­крата и Платона. Греческая философия, схоластики, христианский мисти­цизм... - в основе всех учений и философских направлений лежали представления о душе.

С конца XIX века наступило торжество научной, экс­периментальной психологии,но объект исследования - душа (психика)- так и остается непо­знанной; «Мы можем понять и исследовать только то, что воспринимается нами как объект. Душа как таковая не есть объект. Она объективируется благодаря тем своим проявлениям, которые делают ее доступной внешнему восприятию,  то есть благодаря сопутствующим соматическим явлениям, осмысленным жестам, поведению, поступкам. Далее, она проявляет себя посредством речевой коммуникации. Она высказывается в словах и творит вещи». [23]

Психология изучает не строение души, не место пребывания ее в те­ле, и не процессы покидания тела или возвращенияв него. Психология изучает процесс и результат психического отражения реального мирапсихические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы - ощущения, восприятия, мышление, воображение, память.

Психические состояния - внимание, чувства, воля

Психические свойства личности – направленность (интересы, склонности, мотивы, потребности, идеалы), темперамент, характер, способности.

 

Задачи психологии

Психология исследует психические процессы, состояния и свойства в зависимости от деятельности человека.Поэтому, выделяют общую психологию, возрастную, педагогическую, социальную, военную, инженерную и т.д.Например, преподавателям, социальным работникам, руководителям нужно знать закономерности общения, особенности поведения людей (мотивы, нормативность (правильность), отклонения и методы их коррекции), а инженерам – работоспособность, правила конструирования техники (пультов, дисплеев рабочие места и др.).

 

Методы психологии

Чтобы о чем-то рассуждать, оценивать и делать выводы,  нужны факты. Поэтому, каждая наука опирается на эмпирический (опытный) материал, который добывается с помощью соответствующего инструментария - опытных установок, приборов, анкет, тестов   и т.д.В психологии и педагогике используются методы, с помощью которых изучают мотивы поведения, ценностные ожидания человека, его субъективное отношение к внешнему миру, то есть, косвенные проявления психики.

В отдельных отраслях психологии, например, в инженерной, военной, спортивной  и др., применяют эксперимент, то есть моделируют  обстановку, ситуацию, вид информации, ее объем и время. Эксперимент бывает лабораторным, в котором моделируется производственная среда, где оператор решает задачи, и вся его деятельность регистрируется, и естественным. Например, мы изучали деятельность сборщика покрышек и вначале моделировали отдельные его действия в лабораторных условиях, в частности, как он определяет толщину резиновой ленты «на ходу», а на специальном стенде регистрировали траекторию движений ладони. Мы определили алгоритм распознавания слабых и сильных сигналов. Но влабораторном эксперименте невозможно было исследовать весь процесс сборки покрышек, поэтому исследование перенесли в цех.

В педагогической практике экспериментальный и психотерапевтический методы не применяются, потому что последствия невозможно предугадать, а используют всего два доступных метода исследования учащихся - наблюдение и беседа.

Наблюдение – метод непростой, потому что моделировать ситуацию нельзя, составить план наблюдения затруднительно.Нужно быть готовым к анализу неожиданной ситуации. Если ситуацию моделировать, метод наблюдения превращается в эксперимент, а в педагогической практике он недопустим.

Виды наблюдения:

-  прямое (непосредственное);

- опосредованное (по информации);

- открытое (все учащиеся знают, что за ними ведется наблюдение);

- скрытое.

В инженерной психологии при изучении операторской деятельности в наблюдении широко применяется видеорегистрация рабочих движений, мимики, ведется аудиозапись профессиональной деятельности и т.п.

Для того, чтобы получить более объективные данные, с помощью замеров проводится хронометраж (время выполнения рабочих действий), регистрируют физиологические показатели (кровяной давление и др.).

Взаимоотношения учащихся, их ценности, мотивы в ходе наблюдения не всегда увидишь, они для педагога закрыты. Поэтому, метод наблюдения обычно дополняется беседой.

Метод беседы

Беседа доступна не каждому педагогу, это сложный метод, потому что у неопытных педагогов легко переходит в допрос. Дело в том, что этот метод основан на доверии, заинтересованности обеих сторон. Педагогу следует учитывать, что есть темы, на которые учащиеся не станут отвечать искренне. Правда, существуют технологии «войти в доверие» к собеседнику, выяснить какие-то его тайны. Опытный педагог это сможет сделать, но что потом? Выяснил тайну и забыл? Практика «втирания в доверие» для педагога всегда имеет продолжение в том смысле, что диалог с учащимся в этом случае не заканчивается…

 

Ощущения и восприятие

Внешний мир и внутренняя среда организма непрерывно изменяются. Для того, чтобы организм выработал приспособительные реакции к изменениям, он должен получить от них информацию. Прием и обработка такой информации осуществляется сенсорными системами (от лат. sensus - чувство), которые называют анализаторами.

Сенсорная система:

 а) воспринимает сигналы из внешней и внутренней среды;

б) преобразует сигналы в нервные импульсы («язык» нервной системы);

в) доставляет информацию в виде нервных импульсов к ЦНС (центральная нервная система), где она обрабатывается.

Таким образом, сенсорная система состоит из следующих элементов:

- периферическая часть – рецепторы, воспринимающие стимулы внешней и внутренней среды (свет, звук, прикосновение, давление, равновесие, химический состав внутренней среды и др.) и преобразующие стимулы в нервные импульсы;

- проводящие нейронные сети центральной нервной системы;

- сенсорные и ассоциативные области коры больших полушарий.

Рецепторы, расположенные на поверхности тела (в коже, слизистых оболочках) воспринимают внешние сигналы и называются экстерорецепторами. Рецепторы внутри организма реагируют на сигналы внутренних органов, сердца, сосудов и др.,   называются интерорецепторами.

Рецепторы имеют пороги чувствительности - нижний, когда появляется ощущение, верхний, когда ощущение исчезает, и разностный – минимальная разница в ощущении  между величинами конкретного стимула. Существует еще гедонический порог, который определяется интенсивностью стимулов и обеспечивает неопределенное чувство «приятного» или «неприятного».

Разработчики технических систем обязательно учитывают особенности работы анализаторов:

- сигнал по своей интенсивности должен соответствовать средним значениям чувствительности конкретного анализатора, что обеспечит правильный прием информации;

- сигналы изменяются по длительности, интенсивности, пространственному положению, поэтому анализатору необходимо обеспечить эти изменения в пределах порога различения;

- каждый анализатор имеет наиболее оптимальную сенсорную зону, в которой информационные сигналы принимаются быстро и точно;

Процесс внутреннего воспроизведения (опознания) стимула называется восприятием (психический процесс оценки и субъективного отношения к стимулам). Это влияет на выбор ответной поведенческой реакции, потому что включаются такие факторы, как настроение, неопределенное нравится/не нравится, эмоции и др.

Таким образом, объективный процесс ощущения (действие стимулов на органы чувств) приводит к возникновению психических субъективных процессов, которые изучает психофизика и психология. [13]

Восприятие «складывается» из трех этапов – обнаружение, идентификация и интерпретация поступающей информации.

Обнаружение информации –процесс сложный: во-первых, если задача типовая, то есть оператору известны параметры сигналов, вид объектов, время поступления информации и т.д., то, на первый взгляд, это достаточно просто, а на самом деле сложность заключается в помехах; во-вторых, поставлена задача обнаружить сигналы, неизвестно какие, откуда  и когда придут,например, астрономы ищут сигналыиз космоса: из какой галактики они поступят, какой модальности, в каком коде?

Идентификация информации - это сличение ее с энграммами (следами), которые хранит память в виде образов из прошлогоопыта. Не всегда идентификация информации успешна, потому что память хранит информацию с потерями, без деталей.

Наконец, интерпретация информации - самый сложный этап, зависит от индивидуальных особенностей оператора, его опыта, настроения, возраста.

Восприятие характеризуют следующиеосновные свойства - целостность, избирательность, константность.

Целостность восприятия заключается в том, что мы определяем, например, по звуку мотора марку автомобиля, потому что у нас есть прошлый опыт.

Избирательность проявляется не только в профессиональной деятельности, но и в обычной жизни; вспомните, как вы искали нужного человека в толпе;

Константность восприятия -  постоянство воспринимаемых свойств предметов при изменении условий, например, вечером при освещении квартиры лампами мы воспринимаем цвет потолка все равно белым, а на самом деле он может быть ил желтым.

Принятие решения

Человек всегда что-то выбирает – жизненный путь, работу, друзей, одежду… - потому что он находится в ситуациях недостатка времени и информации, средств,  и неопределенности. Попробуйте вспомнить отрезок своей жизни, когда Вы не выбирали, потому что, якобы, выбора не было. А если это так, то есть ситуация была такая, что выбора действительно не было, то значит Вы ранее приняли неверное решение.

В личной жизни люди делают иногдатакие ошибки, последствия которых им приходится «разгребать» всю жизнь, или смириться с ними. Чтобы хоть как-то утешить себя, такие люди считают, что это их судьба: не за того вышла замуж, выбрал не ту работу, не то сказала …

В профессиональной деятельности все по-иному, потому что принятие решения находится в системе целенаправленной деятельности группы людей с функциональными обязанностями, правилами, как действовать в тех или иных ситуациях, как одеваться, что и как говорить…В профессиональной деятельности выделяются четыре типа ситуаций, в которых принимается решение:

- ситуации избыточной информации, в которых нужно выбрать из множества сигналов необходимые;

- сложные ситуации, в которых оператор (работник) выполняет несколько действий;

- ситуации предпочтительные, в которых человек выбирает одно решение, пусть и не самое оптимальное.

Принятие решения сильно зависит от эмоций, нехватки времени, от опасности, мнимой или реальной.[8]

 

Другие виды памяти

Ассоциативная (рациональная) память - элементы запоминае­мого связаны между собой ассоциативно - по смежности (в пространстве или времени), по сходству, по контрасту. Например, увидев в окно выпавший ночью снег, мы вспомним, что в прошлом году в этот день снега еще не было, или он точно также в этот день выпал, или год назад в этот день шел дождь.

Бессознательная память  управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя со­держание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которое направлено внимание. БП не осознается нами, но «живет в нас», без нее организм не смог бы существовать; дело в том, что нейронная система, органы работают на неосознаваемом нами уровне, но каждая нервная клетка «помнит», что ей нужно делать. БП связана с  Видовой и Генетической памятью

Генетическая (видовая) память остается неизменной с момента образования зиготы. Вся информация о развитии организма закодирована в молекуле ДНК, передается и воспроизводится по наследству. ГП не меняется под влиянием обучения.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение движений. Основа формировании двигательных умений и навыков.

Индивидуальная память - хранит всю информацию, приобретенную человеком за свою жизнь, но воспроизведение информации связано с индивидуальными особенностями. Например, некоторые люди хорошо запоминают и легко воспроизводят лица, другие – цифры, третьи – образы. Индивидуальная память обеспечивает научение и формируется в научении. ИП включает несколько процессов: получение информации; запечатление информации в следах памяти (энграммах); сохранение энграммы и воспроизведение информации.

Логическая память - (память смысловая) - память, при которой элементы запоминаемого связаны между собой отдельной логической связью (как род и вид, причина и следствие, сущность и явление и т. п.).

Мгновенная (иконическая) память - удерживает яркую картинку вос­принимаемого без обработки информации.

Механическая память - буквальное (точное) хранение информации (числовые ряды, формулы), которая не требует переработки.

Образная память - многое запоминается в виде обобщенных зрительных, слуховых, тактиль­ных, обонятельных и др. образов, например, белизна снега, золотая осень, чудесный запах, плохой человек и т.п..

Память непроизвольная - информация запоминается в силу особен­ностей объекта восприятия без усилий, «сама собою» (яркий объект, громкий звук, красивый автомобиль и т.д.).

Память произвольная - информация запоминается специально, наме­ренно. ПП - основа обучения.

Память процедурная - одна из трех видов долговременной памяти (двумя другими являются семантическая и эпизодическая память). Процедурная память - низшая форма памяти, в ко­торой хранятся связи между стимулами и ответными реакциями (рефлексы, навыки).

Память сенсорная - кратковре­менное (менее одной секунды) сохранение информации на уровне рецепто­ров после прекращения действия раздражителя.

Псевдопамять- уверенное опознание впервые воспринимаемого объ­екта как знакомого, ранее воспринимавшегося. Такая ложная идентификация основана на более прочном и быстром запоминании часто встречающихся признаков по сравнению с замедленным и менее прочным запоминанием от­ношений между ними, характерных для данного объекта.

Семантическая память - память, в которой содержится информация об общем познании объективных закономерностей, а также о структурах и правилах, лежащих в основе различных умственных операций.

Феноменальная память - характеризуется исключительной полнотой и точностью.

Эйдетическая память (от греч. е idos - вид, образ) - вид зрительной памяти, характеризуется тем, что человек четко, точно и в деталях, без осо­бого труда восстанавливает в памяти зрительные образы увиденного. В детст­ве эйдетическая память имеется у всех, а у взрослых постепенно «гаснет». Она бывает неплохо развита у художников, и является одним из задат­ков к развитию данных способностей.

Эмоциональная память - память на переживания. Она участвует в ра­боте всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношени­ях.

Процессы памяти

Запоминание - закрепление воспринимаемой информации. Выделяют­ся два способа запоминания: механическое и осмысленное.

Сохранение - удержание информации в памяти.

Воспроизведение - активизация запомненной ранее информации. Вос­произведение бывает произвольным (намеренным) и непроизвольным.

Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже из­вестных. Основой узнавания является сравнение наличного восприятия со следами, сохраняющимися в памяти. Узнавание различается по степени оп­ределенности, четкости, полноты и производительности.

Узнавание индивидуальное - опознание какого-либо единичного объ­екта. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше.

Узнавание родовое - опознание вариативного предмета или явления. Например, какой-то геометрической фигуры. Узнавать вариативный объ­ект, значит отнести его к известному классу объектов.

Узнавание симультное (мгновенное) - имеет место тогда, когда объ­ект хорошо знаком и условия его восприятия не затруднены.

Узнавание сложное - имеет место тогда, когда человек переживает как знакомые впервые воспринимаемые объекты.

Узнавание сукцессивное (последовательное) - связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала возникает лишь чувство «знакомости», которое затем переходит на уровень полного опознания предмета или явле­ния.

Забывание - процесс, заключающийся в невозможности воспроизведе­ния ранее закрепленной в памяти информации. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не соот­ветствует его потребностям, не занимает существенного места в его деятель­ности и поэтому не получает достаточного подкрепления.

Пассивное угасание  - уменьшение четкости (или прочности) в памяти энграмм (следов информации) с течением времени.

Временное забывание - возникает при торможении временных нерв­ных связей.

Частичное забывание - вид забывания, при котором человек воспро­изводит не весь материал, или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести.

Полное забывание - вид забывания, при котором закрепленный мате­риал не только не воспроизводится, но и не узнается.

   Формы воспроизведения

Повторение - воспроизведение усвоенных знаний и действий с целью облегчения их запоминания, это средство установления новых смысловых связей, раскрытия новых отноше­ний в предмете, актуализации человеком тех или иных способов деятельно­сти. Другой функцией повторения является совершенствование действий по различным параметрам. Многократное повторение действия в стереотипных условиях ведет к образованию автоматизма (навыка).

Представление - образы предметов или процессов реальной действи­тельности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизво­дим. По виду преобладающих ощущений, лежащих в основе представлений, их подразделяют на зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обо­нятельные, вкусовые, тактильные. По характеру отражения воспринятого ра­нее представления подразделяются на две группы - представления памяти и представления воображения. По участию волевого усилия в возникновении представления - на произвольные и непроизвольные представления.

Пространственные представления - представления о пространст­венных и пространственно-временных свойствах и отношениях - величине, форме, относительном и вращательном движении и т. д. По содержанию про­странственные представления подразделяются на представления единичных объектов или их изображений (образ чертежа) и представления, отражающие общие пространственные зависимости между различными объектами (образ схемы, структурной химической формулы и т. п.). Хорошее развитие про­странственных представлений является необходимой предпосылкой научно-технической, изобразительно-художественной и многих других видов дея­тельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творче­ством.

Припоминание - сознательное воспроизведение материала, связанное с преодолением известных трудностей, требующих волевых усилий. Успеш­ности припоминания способствует использование специальных приемов: со­ставление плана припоминаемого материала; активное вызывание в себе об­разов соответствующих объектов; намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ведут к воспроизведению того, что нужно.

Припоминание родовой принадлежности - припоминание, при кото­ром человек может определить общие особенности слова (например, сколько в слове слогов, с какой буквы оно начинается и т. д.).

  Правила запоминания материала

1. Простые события в жизни, если они произвели сильное впечатление, запоминаются надолго, и вспоминаются мгновенно, с отчетливостью и ясно­стью.

2. Сложные и неинтересные события могут переживаться сколько угод­но раз, но не сохраняются в памяти.

3. При пристальном внимании к событию можно всего лишь один раз пережить его, чтобы правильно воспроизвести его алгоритм.

4. Точность воспроизведения события и уверенность в том, что событие точно воспроизведено, не одно и то же. Потому что, человек не осознавая, может правильно воспроизвести ход события, или быть уверенным, что так и было, но при этом ошибаться.

5. Для человека очень важна универсальная единица 7 +-2 (от пяти до девяти - устойчивая группа информации, объектов запомина­ется после однократного предъявления и т.д.). Это объем кратковременной памяти; все, что больше девяти, необходимо предъявлять несколько раз, что­бы запомнить. Например, после однократного запоминания шести бессмыс­ленных слогов, человек обычно их воспроизводит. Если исходный ряд состо­ял из 12 таких слогов, шесть из них удается воспроизвести после 14-16 по­вторений, 26 слогов - 30 повторений для получения того же результата, 36 слогов - 55 повторений.

6. После запоминания длинного информационного ряда лучше всего воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

7. Повторение заучиваемого материала несколько раз подряд непродук­тивно; повторения следует распределять во времени, в течение нескольких часов или дней.

8. Каждое новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено ранее.

9. Если внимание недостаточное, материал запоминается плохо, и улуч­шить запоминание увеличением числа повторений невозможно.

10. В зрелые годы материал запоминается хорошо, если к нему есть                                     интерес.

11. Странные, необычные, редкие явления и события запоминаются
лучше, чем привычные и часто встречающиеся.

12. Любое новое впечатление не может сохраниться в памяти в неизменном виде; запоминается в одном виде, но впоследствии, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оно оказывает на них влияние и само изменяется.

Мнемоника. Существует устойчивое мнение, будто память можно улучшить при помощи специальных приемов. Здесь есть тонкость, которая заключается в следующем: улучшить естественную память невозможно, но нау­читься запоминать множество чисел можно. Это - не одно, и тоже.

В чем же заключаются приемы, которые предлагает мнемоника? Приве­дем в пример одну из многочисленных систем, которая называется «словес­ной памятью». По этой системе мы заменяем цифры буквами, так, напр., 1 = р, 2 = ц, 3 = з, 4 = ч, 5 = п, 6 = ш, 7 = с, 8 = в, 9 = д и т. п.

Пользуясь этой таблицей, мы можем следующим образом запоминать хронологические даты. Например, нам нужно запомнить год крещения Вла­димира, 988. Для этого мы вместо цифр подставляем соответствующие бук­вы двв; теперь вставляем гласные так, чтобы из этих букв получились слова с определенным смыслом, имеющим отношение к событью, год которого мы желаем запомнить. В данном случае, это будут слова: «дав веру»; эти слова входят в состав следующей фразы: «дав веру христианскую, Владимир за­служил название равноапостольного». Теперь ясно, что вместо того, чтобы помнить число 988, нам нужно запомнить эту фразу. Из этой фразы мы, вспоминая три буквы двв, можем вместо них подставить цифры 9 8 8. Таким образом, запоминаются хронологические данные.

Мнемоника - это развлечение. Изучение огромных рядов цифр, слов при помощи мнемонических приемов не имеет никакого практического значения, потому что в жизни и в науке нет надобности запоминать ряды цифр или ряды слов, которые не связаны друг с другом логически.

Но есть приемы запоминания, которые к мнемонике не относятся. Первая группа таких приемов основана на том, что материал должен изучаться с вниманием. Если мы прочли книгу или узнали новую мысль, то нужно вос­произвести содержание книги или указанную мысль, потому что процесс воспроизведения требует направления внимания на изучаемый предмет, а поэтому он остается в сознании значительно дольше.

 При изучении нужно соблюдать постепенность в переходе от старого к новому, потому что только при таких условиях внимание мо­жет действовать с достаточной напряженностью.

Не следует изучать ниче­го в состоянии усталости, потому что в этом случае не может быть доста­точного напряжения внимания.

Вторым условием прочного запоминания является повторение изучае­мых представлений. Каждый знает, что если мы какой-либо ряд впечатле­ний повторим большое число раз, то такой ряд впечатлений мы запоминаем хорошо, но нужно обращать внимание на то, что не следует копить повто­рения, а по возможности распределять их. Это положение можно сделать понятным при помощи следующего примера. Если вы хотите запомнить сти­хотворение, и знаете, что его нужно повторить 10 раз, то повторяйте его два дня по пять раз, а не десять раз в один день.

Все изучаемое должно быть изучаться медленно, потому что все изу­чаемое быстро, в короткое время, так же быстро ускользает из сознания. Это можно объяснить следующим образом. Если ученик изучает что-нибудь только перед экзаменами, то изучаемое ассоциируется с немногими пред­ставлениями; если же ученик изучает то же самое в течение учебного года, то изученные представления входят в ассоциативную связь с очень многими другими представлениями. Поэтому знание, приобретенное первым спосо­бом, благодаря малому количеству ассоциаций, тотчас уходит из сознания, как только порвется связь с каким-либо представлением, а знание второго рода остается в сознании долго, потому что, если порвется связь с одним представлением, то сохранится связь со многими другими[17].

Объем памяти

Объем памяти исследует физиология; не вдаваясь в формулы и терминологию, вроде «волновой пакет», «единица памяти» и т.д., отметим, что емкость нейрона составляет 1010-1024 бит информации. В ЦНС 1010 нейронов обеспечивают 4,5х105 бит информации, которую человек воспринимает в течение жизни. Вы что-нибудь поняли? Если эти цифры Вам непонятны, попытайтесь самостоятельно в них разобраться; так проверите свое мышление и память. Вы можете этого и не делать, никто же не проверит. В таком случае у Вас, вероятно,  нет воли! Делайте… [13]

Здесь возникает несколько нерешенных пока проблем: во-первых, используется ли человеком весь этот объем, если да, то в каком виде деятельности; во-вторых, если объем не используется, нейронные сети «гаснут», или что с ними происходит?; в-третьих, может ли человек воспроизвести (вспомнить) всю прошлую информацию?

  Расстройства памяти

Нет понятия «Здоровая память» или «Память в норме», потому что таких качеств у памяти нет. Одни нарушения, в основном - амнезии. Но в этом нет ничего страшного, потому что большинство нарушений памяти возникают постепенно, с возрастом, реже - после болезни или в силу психофизиологи­ческих особенностей организма. Конечно, тяжелые формы нарушений памя­ти - это личная и социальная беда, о чем тут говорить!

Видов расстройств памяти много, какие-то есть у каждого, хотя большинство людей о них не знают, или не думают о них, потому что не сильно мешают. А нужно ли знать? На этот вопрос пусть каждый отвечает по-своему. Не хочет знать - пусть не читает о них. Но мне представляется, что каждый читатель, вроде бы случайно, заглянет в список нарушений памяти. Совет: если читатель, прочитав список расстройств памяти, решит, что какие-то расстройства у него имеются, не нужно переживать, потому что па­мять начинает ослабевать уже после 35 лет, что заметно при механическом запоминании (буквальном, например, при изучении иностранных языков). Выручает мыслительная деятельность и опыт.В преклонном возрасте память вообще ослабевает, всякие ассоциации слабеют, и поэтому они легко разрываются. Пожилой человек, связавший представление какого-либо лица с каким-либо именем, может очень скоро забыть его имя, то есть, у него указанная ассоциация чрезвычайно слаба. Но­вые ассоциации у пожилых людей имеют малую прочность, старые ассоциации со­храняют прежнюю силу; так, например, пожилой человек, который забывает то, что было год тому назад, воспроизводит в деталях то, что он пережил в юности.

Есть ряд психопатических состояний, в которых наблюдается временное помрачение сознания, после которого субъект не сохраняет воспоминания о том, что произошло с ним за определенный промежуток времени. Это на­блюдается преимущественно при малых приступах эпилепсии, носящих на­звание «petitmal» или «absence». Здесь преемственность сознания вдруг об­рывается на несколько минут, иногда и на более длинный период, и то, что субъект в это время говорил или делал, совершенно стёрто из его памяти. А между тем он может за это время совершать сложные, иногда даже целесооб­разные, вроде бы сознательные поступки; только о сознательности не может быть и речи ввиду полного «беспамятства», и такое своеобразное изменение созна­ния называется «автоматизмом». Помимо эпилепсии, к таким состояниям ав­томатизма могут приводить также некоторые другие психические заболева­ния - хронический алкоголизм, например. К этой же категории расстройств памяти принадлежит сомнамбулизм как естественный, так и вызываемый искусст­венно, путем гипнотического усыпления. Сюда относятся редкие, но крайне важные и интересные наблюдения психического явления, известного под именем «раздвоения сознания» или личности. В этих случаях чередуются друг за другом два состояния сознания, не имеющие ничего общего между собой. В первом - совершенно исчезает память для впечатлений и поступков, относящихся ко второму, и наоборот; но все отдельные периоды первого и второго состояния связаны друг с другом преемственностью памяти. Следовательно, субъект как бы раз­бивается на две личности, из которых каждая проявляется поочередно, и во время ее господства одной другая совершенно вытесняется из сознания и памяти. Наконец, надо упомянуть о сравнительно редкой группе случаев, в которых из памяти исчезает промежуток времени, предшествующий внезапной потери сознания; это бывает иногда при сотрясении мозга вследствие ушиба. Удивительно, что по возвращении сознания субъект долго не может припомнить многие или даже все обстоятельства, имевшие место за несколько часов или дней до момента потери сознания; впоследствии же память о них восстанавливается.[20].

Амнезия (от греч. a - частица отрицания, mneme - память) - утрата способности сохранять и воспроизводить информацию.

Амнезия антероградная(от лат. anterius - прежде, до, gradior - идти) - утрата вос­поминаний о событиях, непосредственно следовавших за окончанием бессознательного состояния или другого расстройства психики.

Амнезия антероретроградная(от лат. anterius - до, ufro - позади, gradior - идти) - сочетание двух видов амнезии. Из памяти больного выпадают события, не только предше­ствовавшие бессознательному состоянию или болезни, но и следовавшие за ними.

Амнезия защитная - забывание (вытеснение) неприятного, травмирующего про­шлого опыта.

Амнезия инфантильная (от греч. infantilis - детский) - отсутствие воспоминаний о первых 3 - 4 годах жизни.

Амнезия истерическая - своеобразная амнезия у невротиков, имеющая своим ис­точником инфантильную амнезию.

Амнезия кататимная(от греч. catathymica - падать духом) - амнезия только на определенные лица и события.

Амнезия прогрессирующая - утрата способности запоминания и постепенно нарас­тающее опустошение запасов памяти, происходящее в определенной последовательности: в первую очередь утрачивается память о событиях последних лет, позже о событиях дале­кого прошлого и, наконец, исчезает память всей прожитой жизни.

Амнезия репродукционная - невозможность вспомнить в нужный момент необхо­димое имя, число, дату, определение.

Амнезия ретроградная - выпадение из памяти полностью или частично событий дней, месяцев и даже лет, непосредственно предшествующих настоящему заболеванию.

Амнезия фиксационная - невозможность запоминания текущих событий.

Амнезия эпизодическая - неоднократно наступающая амнезия на ограниченные промежутки времени.

Амнезия негативная - амнезия, обусловленная внутренним сопротивлением инди­видуума воспроизведению отдельных фактов.

Гипермнезия(от греч. hyper - над, сверх, mnesis - воспоминание) - необычное, ино­гда болезненное усиление возможностей воспоминания. В патологических и пограничных случаях характеризуется удержанием в памяти обилия малосущественных деталей (на­пример, расписания движения поездов). Гипермнезия не зависит от уровня интеллекта. Она возникает также под гипнозом и в обычных сновидениях.

Гипомнезия(от греч. hypo - под, mnesis - память) - ослабление памяти или ее от­дельных компонентов (запоминание, сохранение, воспроизведение). Гипомнезия возника­ет после различных заб<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.