Классификация эмоций и чувств — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Классификация эмоций и чувств

2022-02-10 28
Классификация эмоций и чувств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эмоции можно классифицировать по потребностям или значимости воздействий внешней и внутренней среды на организм. Есть попытки построить геометрическую модель базисных эмоций в трехмерном пространстве и их круговую траекторию. Чаще всего классификация чувств дается с позиций эмоционального тона и интенсивности переживания, а также по характеру отношения человека к объекту чувств с учетом их содержательной стороны.

НИЗШИЕ И ВЫСШИЕ ЧУВСТВА

Низшие чувства сигнализируют о физиологическом состоянии организма животных и человека, связаны с удовлетворением и неудовлетворением различных физиологических потребностей в еде, тепле, размножении, сне и др.

Высшие чувства – это социальные и эстетические чувства, а также группа чувств, вытекающих из понятия собственности. Составляют духовную жизнь человека, это показатель личных отношений к обществу. Отличаются сложностью и богатством содержания.

 

II.СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

   Социальные чувства возникают в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения высших потребностей. Эти потребности меняются в зависимости от исторического процесса и сильно отличаются у людей различных эпох, формаций, группировок, классов.

Чувство Справедливости – возникает при беспристрастной оценке ситуации или явления в соответствии с истиной или возникающее при действии на законных основаниях.

Чувство Долга. Выступает в переживаниях моральной ответственности, в чувстве озабоченности и беспокойства за выполнение порученного дела.

Чувство Ответственности. Возникает при выполнении определенных действий, возложенных на человека и безусловных для выполнения.

Чувство Патриотизма. Выражается в чувстве гордости за свою Родину, проявляется в любви к родной природе, выражается в тяжелых переживаниях тоски по Родине.

Чувство Солидарности. Выражает деятельное сочувствие каким-либо мнениям и действиям, отражает общность интересов, единодушие.

 

III. ЭСТЭТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Чувство Прекрасного. Возникает у человекапри соприкосновении с чем-то, на его взгляд, очень красивым в природе, музыке. В большей степени это чувство субъективное.

Чувство Возвышенного. Возникает при соприкосновении с чем-то благородным и глубоким, возвышающимся над повседневностью.

Чувство Трагического. Возникает в результате представления или соприкосновения с тяжелым переживанием, несчастьем.

Чувство Комического. Возникает при представлении или соприкосновении с чем-то смешным, веселым, алогичным.

 

IV. ГРУППА ЧУВСТ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПОНЯТИЙ СОСТВЕННОСТИ

Неоднозначное понимание данных чувств; даже у людей одной эпохи, но воспитанных в различных общественных условиях, чувства собственности неодинаковы.

Чувство Собственности. Возникает при обладании чем-либо, иногда - кем-либо.

Чувство Лишения. Возникает при утере, отнятии чего-либо у кого-то.

Жадность – не как свойство характера, а реально переживаемое чувство стяжательства. У детей она проявляется просто – ухватить предмет и не отдавать его.

Желание поделиться – не щедрость, как свойство личности, а именно чувство, переживаемое в некоторых ситуациях, когда человеку буквально «кусок не лезет в горло», если он не поделится с кем-то.

 

V. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Эмоциональный фонд человека не может состоять только из положительных или отрицательных чувств. Все чувства полярные, чувство радости мы испытывает только потому, что у него есть антипод. Поэтому, приоценке положительных и отрицательных чувств следует исходить из того, что они делятся исключительно по признаку доставляемого удовольствия, а не потому, что одни – благородны, а другие – низменны.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Удовольствие. Это чувство возникает при удовлетворении своих устремлений. Составляет основу всех положительных чувств.

Радость. Возникает при систематическом удовлетворении стремлений, желаний, либо при удовлетворении одного, в конкретной ситуации – доминирующего желания. Радость – антипод печали.

Блаженство – аффект удовольствия, главным образом, при удовлетворении органических потребностей.

Восторг – бурное, кратковременное переживание радости.

Ликование – аффект  чувства радости.

Восхищение –высшее одобрениев оценке людей и событий.

Гордость – чувство удовлетворения успехом, когда успех явился результатом значительных усилий, а достижение его было трудным и далеко не очевидным, когда другим людям в подобной ситуации не удалось добиться успеха.

Самодовольство – по своему содержанию приближено к гордости, но возникает без достаточного основания у людей, лишенных критического отношения к себе и склонных к переоценке своих достоинств, талантов и успехов.

Удовлетворенность собой – чувство, которое является самой общей положительной оценкой своих действий, поступков, физического облика и способностей.

Уверенность – чувство, противоположное сомнению. Остро переживается при его устранении.

Доверие – чувство, противоположное недоверию, легко переходит в симпатию.

Уважение – чувство, возникающее в связи с почтительным отношением, основанном на признании чьих-то достоинств.

Симпатия (приязнь) – чувство доброжелательства, возникающее по отношению к людям или животным, общение с которыми приятно, доставляет удовольствие. Это чувство безотчетно, на первых порах человек даже не может объяснить причины своих симпатий. Симпатия может быть мимолетной, а может перейти в прочную привязанность.

Нежность – чувство, возникающее к объекту симпатии и любви, как осознанная необходимость оградить его от неприятностей и страданий, доставить ему радость, ничего не требуя взамен.

Умиление – чувство, которое испытывается, как правило, по отношению к более слабым людям или животным, когда они проявляют неожиданно высокие моральные стандарты или догадливость; умиление может быть направлено и на самого себя.

Благодарность (признательность) чувство, возникающее по отношению к людям, оказавшим внимание, услугу и т.п. Выражается в стремлении отплатить добром за добро.

Чувство Облегчения – антипод чувства тревоги. Переживается по контрасту с ним.

Чувство Безопасности – переживается по контрасту с чувством страха, когда ситуация изменилась и оценивается, как не содержащая угрозы.

Предвкушение. - чувство ожидания предстоящего удовольствия, исполнения желаний. Часто – приятнее исполнения, поэтому люди иногда склонны намеренно его продлевать.

Злорадство – чувство удовлетворенной злобы, возникающее при неудаче или несчастье другого человека. Противоположно жалости.

Чувство Удовлетворенной мести. Возникает в ситуациях, когда человеку удается своими руками нанести ущерб обидчику или оскорбителю.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

Неудовольствие – чувство, противоположное удовольствию, возникающее от неудовлетворения стремлений. Лежит в основе всех отрицательных чувств.

Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоциональ­ного возбуждения, возникающее в результате фрустрации или какой ­либо иной, сильно действующей на психику причины, обычно связан­ной с неудовлетворением очень важных для человека потребностей. Аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы и навя­зывают тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (например, бегство, агрессию), сложившийся в биологиче­ской эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биоло­гических условиях. Другая важная регулирующая функция аффекта со­стоит в образовании специфического опыта - так называемых аффек­тивных следов, актуализирующихся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возмож­ном ее повторении. Аффект может вызываться в результате повторе­ния ситуаций, вызывающих то или иное отрицательное состояние.

Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное эмоциональ­ное состояние, возникающие в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Аффект неадекватности возникает в условиях, когда с одной стороны, у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившуюся у него завышенную самооценку, а с другой - отвергнуть зарождающиеся сомнения в этой самооценке. Конфликт этих двух потребностей при наличии соответс­твующих условий может вызвать аффект неадекватности. Аффект неа­декватности является защитной реакцией, позволяющей выйти из конфликта ценой нарушения адекватного отношения к действитель­ности: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышен­ную самооценку, избегая при этом осознания своей несостоятельнос­ти, являющейся причиной неуспеха.

Аффект патологический (от греч. pathos - страдание, болезнь, logos - слово, учение) - кратковременное психическое расстройс­тво, возникающее в ответ на интенсивную внезапную психическую травму и выражающееся концентрацией сознания на травмирующих пе­реживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и часто глубокий сон; сопро­вождается частичной или полной ретроградной амнезией.

Горе – чувство, возникающее от осознания невозвратимой утраты, например, близкого человека.

Тоска – смешанное чувство тревоги, печали и скуки.

Печаль (грусть): а) горе, притупленное временем; б) чувство, при длительном отсутствии приятных переживаний, при временной утрате близкого человека или даже при полной утратеобъекта привязанности, если привязанность не была слишком сильной.

Уныние – чувство, возникающее от осознания безнадежности в достижении какой-то цели, в удовлетворении данного желания.. Выражается в апатии, снижении активности, что еще сильнее усиливает уныние по принципу «порочного круга».

Скука – чувство, возникающее от неудовлетворения врожденного стремления к деятельности. Иногда проявляется в бессмысленных словах и поступках с целью «убить время».

Отчаяние – бурное, кратковременное переживание горя. Возникает при полной невозможности или неспособности найти выход из создавшегося положения.

Огорчение – чувство, причиненное однократным неудовлетворения желания, если эта неудовлетворенность не имеет характера безнадежности, оставляет просвет на будущее.

Тревога – смутно-неопределенное чувство надвигающейся опасности. Выражается в обострении восприятий, в повышении скорости реакций, в сужении объема связей с внешним миром.

Боязнь – длительное чувство ожидания неудовольствия, неприятности. Выражается в том, что любое впечатление истолковывается, как несущее опасность.

Испуг – чувство, возникающее при внезапном восприятии опасности. Выражается в кратковременной блокаде мыслей и чувств.

Страх – чувство, возникающее в результате работы воображения, предвосхищает опасность и страдания. Неопределенность опасности усиливает страх.

Ужас – аффект, бурное кратковременное переживание страха, выражающееся в неспособности контролировать слова и поступки.

Жалость – чувство, вызванное страданием другого человека или животного. В основе жалости лежит, во-первых, привязанность к страдающему, во-вторых, работа воображения, мысленный перенос страданий на себя.

Сострадание (сопереживание) – чувство, схожее с жалостью, вызываемое переживаниями других людей. При отрицательных переживаниях выражается в желании облегчить их страдания.

Сожаление (досада) – чувство, возникающее от осознания собственного упущения в удовлетворении желания.

Разочарование – чувство, возникающее при несбывшихся ожиданиях. Оно тем сильнее, чем выше были неоправданные ожидания. Переходит в огорчение или досаду.

Обида – чувство, возникающее при неудовлетворении желания, на которое было бесспорное право. Препятствием служит человек, на которого и направлена обида. Переходит в гнев.

Чувство Оскорбления возникает в ситуациях, которые воспринимаются человеком, как унизительные для его достоинства. Легко переходят в злобу, презрение, ненависть.

Гнев – сильное чувство, направленное против человека или группы людей, причинившим значительный ущерб. Выражается в стремлении к насильственным действиям.

Ярость – аффект, бурное кратковременное переживание гнева. Выражается в потере контроля и разрушительных тенденциях.

Презрение – чувство, возникающее по отношению к другим людям и выражающего сознание собственного превосходства (морального, социального, умственного, физического).

Возмущение – чувство, вызываемое грубыми нарушениями и отклонениями от общепринятых стандартов социального поведения.

Неприязнь – чувство, противоположное симпатии. Переходит в ненависть или презрение.

Зависть – чувство, возникающее при успехе или удаче другого лица и сравнение этого успеха с собственными неудачами в аналогичных случаях. Выражается в тенденции преуменьшить успех и заслуги другого, подыскать им обоснование, не связанное с его заслугами, а зависящее от стечения обстоятельств (повезло). Переходит в ненависть.

Злоба – активная, кратковременная вспышка ненависти и зависти к человеку. Выражается в стремлении причинить ему ущерб и страдание.

Ненависть – длительное чувство, направленное против человека или группы людей, систематически препятствующих удовлетворению желаний. Выражается в стремлении устранить или уничтожить объект ненависти, или самому удалиться, чтобы избежать общения.

Злость – чувство, возникающее от осознания собственного бессилия в удовлетворении данного желания.

Ревность – чувство неуверенности в отношении любви и верности, связанное с оскорбленным самолюбием.

Растерянность –чувство, вызванное необходимость принять решение во внезапно изменившейся обстановке. Проявляется в суетливости, неустойчивости внимания, нарушении логики мышления.

Недоверие – безотчетное чувство, когда по малозаметным штрихам в поведении и речи другого человека делается подсознательное заключение о его неискренности, неправдивости, или даже скрытых враждебных намерениях.

Смущение – чувство, возникающее при замешательстве, состоянии застенчивости.

Стыд – чувство, возникающее при оценке своих поступков, если поступки противоречат нормам порядочности, несовместимы с самоуважением и достоинством.

Раскаяние – мучительное сожаление о сказанном или поступке.

Неудовлетворение собой– антипод чувства удовлетворенности. Переходит в досаду, сожаление, печаль, раскаяние.

Глава 4. ЛИЧНОСТЬ

Развитие личности

Личность представитель общества (социальной группы, конфессии, этноса), осознающий свое отношение к окружающему миру, наделенный только ему свойственными индивидуально-психологическими особенностями.

Основной формой развития личности является жизненный путь с жизненными событиямиЖизненный путь состоит из двух измерений – вертикального и горизонтального.

Вертикальное измерение (селекция) характеризуется местомчеловека в социальном мире, достигнутым социальным статусом с определенными для него ролями, что определяет жизненное пространство, вид и специфику предметной деятельности.

Горизонтальное измерение жизненного пути осуществляется на этапах «взросления» - (детство, юность, взрослость). На каждом этапе  общество и государство предписываетчеловекусоциальные роли и статусы. В ходе социализации личность должна освоить обычаи, писаные (формализованные) нормы и нравственно-этические ценности общества.

Уровень освоения социальных норм определяет место человеку в социальной иерархии. [14]

В зависимости от возраста человека, государство ограничиваетдля него социальные роли и статус; в праве это называется «дееспособность» - «…установленная законом способность лица – участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъектные права и юридические обязанности».[22]Дееспособность зависит от  возраста и психического здоровья. Полная дееспособность наступает с 18 лет, относительно дееспособные граждане - от 14 о 18 лет, частично дееспособные – до 14 лет. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность – 16 лет. За убийство, похищение человека и др. тяжкие преступления уголовная ответственность наступает в 14 лет.

Ограничения, налагаемые государством и обществом, всегда вызывают сопротивление людей, что выражается, в частности, в давней философской идее «свободы». Свободы от чего? – даже мысль не свободна, она зависит от слов; мало слов знает человек, мало у него мыслей. Компьютер, сотовый телефон не дают свободы, потому что она зависит от программного обеспечения, физиология человека ограничивает не только его свободу, но и продолжительность жизни, климат ограничивает свободу.

В законодательстве понятие «свобода» не имеет конкретного очертания, но в бытовом понимании означает отсутствие каких-либо ограничений в поведении, отсутствие принуждения, возможность поступать так, как этого хочет человек. Поэтому, о  свободе пишут много, забыв о том, что желание быть свободным в пустыне или диком лесу сразу же пропадает, и человек стремиться к источникам жизни, то есть к людям, теряя при этом свободу: он хочет есть, пить, одеваться…Человек уже не думает о свободе, и радуется, что потерял ее. Либералы много говорят о свободе, но при этом, кто-то должен их кормить, защищать, работать на них или за них.

Ещё Гегель, обобщив учение Гоббса и Спинозы, предложил понимать свободу как познанную необходимость. Предел необходимости с развитием техники, науки, опыта будет расширяться и углубляться, что в соответствии с теорией познания и развития неминуемо приведет к установлению технологического рабства над человеком. Таким образом, состояние свободы превращается в полную зависимость от правил и технологий. У кого есть водительские права, тот знает, что на дороге он вообще не свободен, потому что есть  правила вождения; на что не обратишь внимание – это законы, правила, ограничения, обязанности, обязательства. И где же здесь свобода?

В программе воспитания государством своего населения обозначено качество, которым должен обладать каждый - это защита своей территории, потому что защита и расширение жизненного пространства - смысл существования среди других народов. В Конституции всех стран включена статья, указывающая, что защита территории - священный долг каждого гражданина. Государство, формируя требования к поведению населяющего территорию народа включает в них значимые ценностные установки и психологические стереотипы - оберегать и изучать язык, религию, музыку и архитектуру, живопись и другие ценности.

Таким образом, государство предлагает  нормативный (правильный) тип поведения, то есть, как должен себя вести человек, а уровень освоения конкретным человеком нормативного типа определяет ему место в социальной иерархии.

Но для этого необходимо, чтобы государство (или профессиональная корпорация, конфессия, сословная группа, политическая партия) оформили параметры нормативности соответствующими формализованными нормами и подкрепили носителями этих норм – Героями (Библия – яркий тому пример).Еще в Дигестах Юстиниана (свод Римского права, созданный в VI веке в восточной части римской империи (Византии) в правление императора Юстиниана) в Титуле II «О тех, которые объявлены пользующимися дурной славой» сказано:«Признается пользующимся дурной славой тот, кто за позорные поступки уволен из войска командующим, либо тем, кому предоставлена власть постановлять решения по этим делам; кто выступает на сцене для увеселения людей или для декламации; кто занимается сводничеством; кто осужден уголовным судом за клевету или за облыжное обвинение по сговору с обвиняемым; кто был лично осужден за воровство, грабеж, причинение обиды, за злой умысел и обман…».

Нормы права в Древнем Риме четко обозначали нормативность. Но тогда понимали, что наиболее сложно определить нормативность в поведении человека, исходя из критериев высшего порядка, таких, например, как «Любовь к Родине, Отечеству, Патриотизм», потому что патриотичное поведение полностью находится в зависимости от социально-политической ситуации в обществе и государстве, а также от индивидуальной или корпоративной оценки этой нормативности. Поэтому, непатриотичное поведение общественное сознание может представить и как патриотизм, героизм. Именно общественное сознание выделяет среди бандитов «хороших бандитов - Робин Гудов». Не знать слов Гимна страны - непатриотично. Но многие предатели Родины знали текст Гимна... Как в этом случае быть? Предлагаемые государством идеалы также изменчивы и могут мгновенно стать проклятием, а герои иногда объявляются преступниками и предаются суду.

 Следовательно, когда речь идет о зыбкой, эфемерной сфере общественной жизни, ее социальной нормативности формализованного или неформализованного типов, оценка поведения отдельной личности или социальных масс должна быть очень взвешенной. Моральный и политический масштаб каждого времени определяют свою нормативность, и она малопонятна последующим поколениям. Поэтому, исторический анализ эпохи и какого-либо деятеля прошлого неточен или вовсе искажен. Нерон - Император, в современной трактовке - изверг. По меркам морали и нравственности сегодняшнего дня он действительно таков. Тем не менее, морализирующая и политизирующая историография, а вслед за ней – философия, политология, то и дело вязнут в нестыковке фактов. Да, Нерон убил мать и жену, Нерон дарил из милосердия жизнь рабам и преступникам, тиран, защищающий от республиканцев свободу, безумный развратник, насыщающий голодных и одевающий нагих. [9]

Нравственные идеалы изменчивы; единственным критерием нормативности в поведении может служить неукоснительное следование идеалам в данный момент, в конкретной социальной и политической среде. Но при этом необходимо помнить, чтобезусловное выполнение предписанных норм уже является не нормой, то есть отклоняющимся поведением, а нормативное поведение в чистом виде наблюдается только у животных или психически больных людей. Поэтому, даже часто встречающаяся форма поведения не может быть критерием нормативности; асоциальное и антисоциальное (преступное) поведение в определенные периоды становятся в государстве основной, доминирующей формой регулирования отношений между людьми. В этом случае невозможно представить, чтобы государство и общество формально или на уровне обычая одобряли и поощряли такое поведение. Этоневозможно потому, что нормативы неформального уровня не имеют стратегической нацеленности вперед и всегда противоречат государственной политике. Впитанные в детстве противоречащие государству нормы очень устойчивы: развивается скептицизм, недоверие к власти, желание навредить государству.

Определяя правила поведения для индивидов, степень их свободы государство считает нормативным такое поведение, которое не направлено против государства, его символов и всех элементов государственной власти, чему посвящено 5 разделов из 12 в УК РФ. Под угрозой наказания государство требует соблюдения этих требований для сохранения безопасности.

Результат воспитания государством своего населения проявляется как в повседневной жизни, так и во время критических ситуаций в стране. Гегель считал: удовлетворение потребностей в обычной жизни основано на эгоистическом интересе, что приводит к конфликтам и автономизации народа. Государство ориентирует людей на объединение во имя общих интересов и целей. Но во время войны у населения контрастно проявляется существенное и несущественное, главное и второстепенное. «Жертвуя своей жизнью во имя государства, личность выполняет свой главный нравственный долг». [5]

В обычной повседневной жизни государство от народа требует подчинить свое поведение закону. Неподчинение закону, несоблюдение требований государства, заложенных в нормативных актах, пренебрежение интересами государства - это результат «плохого» воспитания государством своего народа, порождающего правовой нигилизм и политический аутизм. Но пренебрежение интересами населения при принятии законов и как следствие злоупотребление насилием, ведут к вырождению и нравственному падению самой власти.

Процесс освоения человеком требований государства и общества называется социализацией личности.

 

Поведение человека

Поведение человека психиатры, психологи, теологи, артисты, а также  всякого рода мошенники изучают тщательно, но с разными целями: с одной стороны, пытаются понять, что именно определяет ту или иную модель пове­дения, с другой - как влиять на поведение. В общих чертах известно, что оп­ределяет поведение - генетические предпосылки, социум, болез­ни. Известно также, в каких обстоятельствах может возникнуть социальная апатия, паника, аффект. Артисты точно знают, что нравится зрителю, как можно его покорить и заработать больше денег. Мошенники - виртуозы оду­рачивания, они, пожалуй, лучше всех знают индивидуальную психологию людей. Но мэтрами психологии поведения считаются специалисты по полевым и манипулятивным технологиям; миллионы людей время от времени идут указанным политехноло­гами путем, и уверены, будто этот путь они выбрали сами.

Манипулировать поведением толпы или отдельного человека несложно, для этого нужно правильно выбрать время и знать некоторые правила игры. Такое поведение называется «измененным», то есть – отклоняющимся  от какой-то нормы.

Формировать поведение человека, которое называется нормативным, трудно; от рождения и до социальной зрелости в 25 лет идет беспрерывный процесс воспитания, и то, что получается в результате, может разрушить один чело­век. Следовательно, устойчивость личности - важнейшее качество ее.

 

Теории поведения

Антропологические теории. Антропологическое направление в исследованиях поведения человека сформировалось в рамках концепций, объединенных общим названием «социал-дарвинизм». [19]

Сторонники этого направления биологическое содержание главных дарвиновских понятий - естественный отбор и борьба за существование - перенесли на человеческое общество. Ф. Гальтон писал, что интеллект и моральные качества человека определяются исключительно его наследственными задатками, поэтому и социальная роль в обществе обуславливается генетическими факторами. Он в простой, убедительной форме классифицировал людей по их природным дарованиям. Люди, занимающиеся спортом, вначале замечают, как растет мышечная сила. Затем это возрастание уменьшается, и наступает момент, когда оно прекращается вовсе. Достигнув определенного предела, человек точно знает, как высоко или далеко он может прыгнуть, какую тяжесть он может поднять. Он достиг границы развития мышечной силы «...и через эту границу никакое воспитание и никакое упражнение не помогут ему переступить». То же самое происходит и с умственными способностями; рано или поздно человек осознает свое место в обществе. В молодости он какое-то время тешит себя надеждой, что если что-то не получается, например, с учебой, то можно попробовать себя на другом поприще. Но и там он вскоре замечает, что не самый первый. Пройдет много лет, и его уверенность в самом себе не идет дальше известных ему границ, и он видит себя, или, по крайней мере, должен видеть, каким он является. [4]

Итальянский психиатр и криминалист ЧезареЛомброзо разработал и обосновал теорию о врожденном преступнике. По его мнению, жизнь выделяет определенный процент анатомически изуродованных людей, которые из-за своего недостатка (уродства) ощущают, чувствуют, думают иначе, чем нормальный человек. [12]

Подобные антропологические классификации разрабатывались и позже. Э. Кречмер предложил широко распространившуюся затем классификацию, согласно которой выделяются следующие типы людей:

- пикнический (короткие ноги и большой корпус);

- атлетический (пропорциональное, развитое тело);

- астенический (небольшой вес при удлиненных формах)

- диспластический (аномалии в развитии). [16] Классификация Э. Кречмера часто мелькает в книгах по психологии, каждому типу придается описание поведения в различных ситуациях, многое придумано уже после автора.

В последние годы наблюдается новый всплеск интереса к проблеме биологической, природной обусловленности поведения человека. Этому способствуют успехи генетики и десятилетиями накапливавшаяся неудовлетворенность воспитательными воздействиями. По мнению В. П. Эфроимсона, «… нужно отказаться от утверждения, что роль генетики в становлении гения ничтожно мала, а все будто бы определяется воспитанием, средой, обстоятельствами». [21] Он считал, что сторонники средовой точки зрения, отрицая наследственные механизмы, не смогли назвать конкретные социальные условия, в которых вырос гений в литературе, музыке, науке, технике. Гениями рождаются, гениальность всегда единична, индивидуальна, неповторима. Поэтому глубинное существо педагогической, родительской деятельности состоит, прежде всего, в том, чтобы найти у ребенка только ему свойственные дарования и точки восприимчивости -импрессинги. Используя данные других исследователей и собственные наблюдения, В. П. Эфроимсон убеждает читателя, что гениальность, являясь наследственной, сопровождается рядом внешних признаков, к которым относятся высоколобость, синдром Марфана, заболевание подагрой. Ч. Ломброзо и Э.Кречмер также доказывали, что преступники и гении имеют ряд анатомических особенностей.

Итак, сторонники антропологической школы и ранние генетики в основе поведения видели какие-либо особенности организма, вне зависимости от воспитания и социальной среды приводящие к предписанному природой типу поведения или социальной роли.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.