Преподобный Афанасий Мидикийский — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Преподобный Афанасий Мидикийский

2022-02-10 40
Преподобный Афанасий Мидикийский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

День памяти: 26 Октября / 8 Ноября

Преподобный Афанасий Мидикийский по любви к иноческой жизни тайно ушел из родительского дома, но был насильно возвращен отцом. Однако через некоторое время Афанасий с разрешения отца поступил в Мидикийский монастырь[1252], в Вифинии[1253]. Он был сподвижником преподобного Никиты (память 3 / 16 апреля) и скончался около 814 года. На его могиле выросло кипарисовое дерево, от которого, по благодати Божией, происходили исцеления.

ПРЕПОДОБНЫЙ ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ

Прпп. Иоанн, Димитрий и Феодосий. Захария Зограф. Роспись. Трояновский монастырь. Болгария. 1847 г.

Память 8 / 21 июля на перенесение мощей, 26 октября / 6 ноября[1254]

Родился в небольшом селе Басарбове, расположенном в долине реки Русенски-Лом, близ города Русе, в семье православных влахов[1255].

Сын бедных благочестивых родителей, он с детства любил домашних животных, поэтому односельчане поручили ему пасти скотину. С большой любовью относился он ко всякому живому существу. Так, однажды, раздавив случайно гнездо с птенцами, он наложил на себя наказание: 3 года ходил босой и летом, раня острыми камнями и тернием ноги, и зимой.

Существуют разные версии его жития. Преподобный Паисий Хиландарский в его «Славяно-болгарской истории» пишет, что Димитрий был мирянином, имел несколько овец. На берегу реки он заложил небольшой виноградник, устроил хижину среди скал и провел в уединении всю жизнь. Здесь он умер и был погребен.

По другому преданию святой Димитрий был женат, но не имел детей. После смерти жены он поступил в окрестный скальный монастырь, где был пострижен в монашество. В монастыре он подвизался с большим усердием, пребывая в бдении, посте и молитве. Предвидя час своей кончины, он оставил обитель и удалился на берег реки Русенски-Лом, где лег между большими камнями, как в гробнице, и почил о Господе.

Жизнь преподобного относят ко временам II Болгарского царства (1187-1396)[1256].

Почитание

Предание о кончине преподобного, говорящее что он скончался лежа меж камнями у реки, повествует далее что однажды сильный ливень вызвал подъем воды в реке, и останки святого вместе с камнями были смыты паводком. Какое-то время мощи пребывали в безвестности, но Димитрий явился одной мучимой бесами девице из Басарбова и сказал ей, что она исцелится, если его останки поднимут со дна реки. Мощи святого были извлечены из воды и положены в сельской церкви. Вслед за этим не только бесноватая, но и многие другие болящие получили исцеление, что и прославило святого Димитрия.

Один валашский воевода пожелал иметь мощи святого в своей домашней церкви и распорядился послать за ковчегом бояр и священников. Однако преподобный Димитрий не позволил перенести ковчег через Дунай, и мощи остались в сельской церкви.

Во время Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов мощи намеревались вывезти в Россию, чтобы спасти их от поругания со стороны турок. Однако когда ковчег со святыней прибыл в Бухарест, благочестивый христианин, богатый купец Хаджи (Паломник) Димитрий, и митрополит Унгро-Влахийский Григорий II обратились с просьбой к представителю русских войск оставить мощи в столице. Благодаря их ходатайству в июле 1774 года мощи были положены в кафедральном соборе[1257], в связи с чем было установлено празднование святому 8 июля. Мощи почивают там и поныне.

27 октября 1955 года Румынская Православная Церковь торжественно прославила преподобного Димитрия в лике святых. Он стал чтиться духовным покровителем Бухареста. 27 октября 2005 года по просьбе патриарха Болгарского Максима Румынский патриарх Феоктист подарил болгарскому мужскому Басарбовскому скальному монастырю[1258] икону святого Димитрия с частицей его мощей.

Литература

  • Партений, еп. Левкийски, Жития на български светци, София, 1979, т. 2, 121-122.
  • Паисий Хилендарски, Славянобългарска история, София, 1980.
  • Моллов, Т., "Материали за историята на култа към народния светец Димитър Басарбовски," Студентски изследвания: 1983-1984, Великотърн. ун-т «Кирил и Методий», Вел. Търново, 1984, 129-140.
  • Жития на светиите, София, 1991, 539-540.
  • Păcurariu M. Sfinţi daco-romani şi români, Iaşi, 1994, 171-175.
  • Жития на българските светии, София, 2002, 158-161.
  • Иларион (Цонев), еп. Траянополски, Сияние на светостта: Вечен календар, София, 2002/3, 179.

Использованные материалы

  • Илчевски, С., "Димитрий Басарбовский," Православная энциклопедия, т. 15, 109:
    • http://www.pravenc.ru/text/178191.html
  • Saint Herman Calendar 2009, 58, 88.
  • http://days.pravoslavie.ru/Life/life4597.htm
  • https://mospat.ru/calendar/svyat1/oct26-dimitri-basarbovski.html

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня с добавлением входа, а также утреня с полиелеем в честь Великомученика Димитрия Солунского с добавлением элементов службы «Великого и страшного трясения». Службу совершал о.Александр Смольников при пении бокового хора. Народ в храм было совсем немного.

Евангелие на утрени (от Матфея): 1И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.

2Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

5Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; 6а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева; 7ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; 8больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.

9Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания.

11В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; 12а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится.

14А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших;15истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому.

16 Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

17 Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, 18 и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками.

19 Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать,20ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

21 Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22 и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется.

23Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий.

24Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?

26Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано.

27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.

28И не бойтесь убивающих тело, души́ же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.

29Не две ли малые птицы продаются за ассарий[1259]? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30у вас же и волосы на голове все сочтены; 31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; 33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.

36И враги человеку - домашние его.

37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

39Сберегший душу[1260] свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.

40Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; 41кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника.

42И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.

И снова перед нами слова, которые Господь говорит своим 12 ученикам, посылая их на проповедь. Здесь, в связи с праздником мученика, наше внимание акцентируется на словах, что не все будут рады их проповеди. Если Христа ненавидели, потому что Он свидетельствовал миру о том, что дела его злы, то и апостолы будут подвергаться преследованиям. Пока перед ними не стоит задача проповеди всем людям, даже язычникам, но только представителям Избранного народа, к которому Господь и пришел. И этот народ привык к исполнению одних внешних правил, подчас игнорируя внутреннее, духовное их содержание. Дающий десятину, строжайшим образом отмеряет десятую часть от всего, что получает, как доход (будь то деньги или что-нибудь еще), однако нуждающихся в помощи часто игнорирует и милостыню даст лишь только если это поспособствует его прославлению. Иной может строжайше соблюдать чистоту рук, моя и перемывая также все, к чему прикасаются его руки (для нас это просто правила гигиены, но иудеи придают этому религиозное содержание), но не заботится о том, чтобы соблюдать чистоту души, чтобы воздерживаться от греха, беспокоясь более о том, чтобы не прикоснуться к чему-нибудь нечистому, но не о том, чтобы не осквернить душу злым делом. И так во всем. Такая жизнь очень удобна и соблюдать внешние правила легче, чем вести работу над своей душой. А Евангелие говорит именно о духовной жизни, о возделывании почвы своей души. Да, и первая проповедь, с которой Господь их отправлял, была проповедь о покаянии. А многие иудеи считали, что им не в чем каяться. Они и так избранный народ, семя Авраамово, праведники по умолчанию, которым скоро все прочие народы мира будут служить, как рабы (так буквально они понимали и до сих пор понимают соответствующие слова пророка Исаии). Поэтому, в первую очередь, не все благосклонно встречают проповедь о Христе. И здесь Господь предупреждает учеников своих, давая понять, что уступив своим гонителям, они проявят непослушание, воспрепятствуют делу спасения. Потому, если они хотят получить спасение, то должны проявить мужество, совершая возложенную на них миссию. Внимающий более Богу, Бога и будет слушать более, нежели людей, тогда как тот, кому более дорожит отношениями с людьми, при гонениях отступит. Нам все эти строки читаются, так как и сегодня верные Божии являются предметом насмешек и поношений со стороны мира, подчас даже родных. Потому и нам подчас требуется то же мужество, чтобы хранить верность Богу и исповедовать веру нашу.

Каноны читались: Божией Матери (два тропаря), Трясения и Великомученику Димитрию (по одному тропарю). Стихиры на службе были сокращены до минимума.

По окончании службы о.Александр напомнил всем расписание служб и поздравил с праздником.

Литургия.

В сам день я также был на литургии в Свято-Успенском соборе. Службу совершал о.Александр Смольников, без диакона, при пении верхнего хора. Народу в храме было немного.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

2Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.

3Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.

4Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

5Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

6Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, 7и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

8Наконец, братия мои, что́ только истинно, что́ честно, что́ справедливо, что́ чисто, что́ любезно, что́ достославно, что́ только добродетель и похвала, о том помышляйте.

9Чему вы научились, что́ приняли и слышали и видели во мне, то́ исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.

11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.

12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.

13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.

14 Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.

15 Вы знаете, Филиппийцы [1261], что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16 вы и в Фессалоники и раз и два присылали мне на нужду.

17 Говорюэто не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.

18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.

19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом.

20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братия.

22 Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома.

23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Апостол благодарит пасомых за приношения, замечая, что рад не потому что получил все, что они ему посылали, но потому что они с усердием творят дела милосердия. Тут же он замечает, что может жить в любых условиях в скудости и в изобилии. Редко может такое сказать о себе. К изобилию мы привыкаем быстро и стоит у нас появиться избыток, то мы обретаем страсть к его собиранию, о чем бы речь ни шла. Избыток нас сильно развращает не потому что он плох, но так как мы сами слабы и склонны делать вещи смыслом жизни. Поэтому дух стяжательства или мшелоимства (страсть к собиранию вещей, часто совсем ненужных) так легко порабощает нас, а из-за этого потеря изобилия становится для нас катастрофой. Но апостол, укрепляемый Благодатью, готов ко всему. Это можно назвать примером всем нас. К этому ровному отношению к земным благам, без пристрастий, стоит стремиться и нам…

Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою.

3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте.

5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.

7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом.

8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие.

10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие.

12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.

13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам.

15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

22 И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

23 И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

24 ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали.

Сына не знает никто, кроме Отца. Эти слова Господь говорит о своем Божестве и о том, что сущность Его, как части Божества, непознаваема. Лишь то становится известно людям, что Бог сам открывает им. А все, что нам нужно знать, нам уже открыто и не стоит допытываться об остальном. Решив потешить свою гордость и стремиться познать то, что Бог скрыл от людей, либо просто недоступно нам для познания, человек часто бывает посрамлен. Сколь много людей стали на этот путь…. и погибли. А потому да не дерзаем считать себя умнее Бога, но довольствуемся тем, что уже есть у нас и что открыто нам в Священном Писании и писаниях Святых Отцов (во многом, основывавшихся на Священном предании – том, что не было записано, однако с благоговением содержится Церковью (подчас, вопреки нападкам многих рационалистов, в том числе, из числа богословов) доныне). …. Достойно воспринявший это сокровище в конце пути войдет в обетованное Царство, где увидит духовный мир лицом к лицу и познает многое из того, что было от него скрыто…

И чтения праздника. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.

3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.

4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.

5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться.

6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов.

7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем.

8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9 за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз.

10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.

14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих.

15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Апостол дает наставление ученику, давая указания о том, как проповедовать Евангелие. Важнейшее же указание – самому исполнять то, что он призван проповедовать. Это лучший способ проповеди, когда окружающие видят твой личный пример.… Это касается не только священников, но и нас всех.

Евангелие (от Иоанна): 9Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; 27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

ГЛАВА 16.

1 Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.

2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.

3Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.

4Но Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказывал вам о том; не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами.

Всегда в праздники мучеников читаются слова Христа, где указывается о том, что последователей Его ждут гонения от мира, который не терпит слово спасения, так как оно свидетельствует о делах его. На сей раз читаются слова из последнего наставления, которое, в преддверие своих страданий, говорит Господь. Здесь Господь говорит о них уже прямо, ведь в скором времени Он пошлет их на проповедь в мир, а тогда гонения будут куда жестче, чем в дни Его земной жизни, когда Он посылал их на проповедь впереди Себя. когда они еще были слабы и неспособны потерпеть страданий, которые им предстояли в будущем. В праздники мучеников эти слова особенно актуальны, так как в их лице мы имеем пример исполнения слов Христа, пример людей, которые не отреклись, но были тверды и приняв страдания, получили венцы, ведь они предпочли благам мира сего блага небесные. А имея в их лице пример, мы назидаемся их примером, дабы знать, что с Божией помощью возможно противостоять гонениям (что одному человеку нереально).

И чтения праздника «страшного трясения». Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

3Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

4Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, 5и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

12 Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени 13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

14Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

15Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; 16чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

17Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

18Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, 19не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, 20ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); 21и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете".

22Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, 23к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, 24и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, 26 Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

27 Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

28Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с

благоговением и страхом, 29потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Апостол наставляют свою приунывшую паству ранее он приводил бесчисленные примеры людей Ветхого Завета, которые, еще не получив спасения, но имея лишь обетование о спасении, тем не менее, подвизались, угождая Богу и даже претерпевая страдания и смерть ради Него. А мы имеем и самое спасение, принесенное нам Христом. Нам ли унывать, ведь по смерти мы можем наследовать его? И еще апостол замечает, что все наши скорби, которые мы терпим на земле – это ничто в сравнении с тем, что претерпел Господь по плоти ради нашего спасения. «Вы еще не до крови сражались …» - пишет апостол, напоминая скорбящим об этом. Ты скорбишь по поводу того, что у тебя денег не хватает на все, чего тебе хочется, по поводу оскорблений от ближних, по поводу еще каких-то неприятностей? А Господь ради тебя претерпел Крестную смерть и не роптал. И многие, последовавшие Ему, подвизались, проливая пот и кровь, претерпевая гонения, унижения, тюрьмы и лагеря, и терпели, не унывая, тогда как ты не хочешь потерпеть и мало. Увы, мы слабы и малодушны, так что все эти слова можно считать адресованными и к нам с вами, ведь как показывает опыт, чем благополучней у человека жизнь, тем капризней он становится, и тем больше у него поводов для ропота (увы нам). И этого нас апостол призывает избегать.

Евангелие (от Матфея): 1Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.

2И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

3Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.

4И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

5Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: 6Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает.

7Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его.

8Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;9ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает.

10Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

11Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; 12а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

13И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час.

14Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, 15и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, 17да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

24 И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

25 Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.

26 И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

27 Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

Господь с учениками переправляется через Генисаретское озеро. Разумеется, будучи человеком, подобным нам во всем, кроме греха, Он имеет нужду в отдыхе, а потому засыпает. И тогда лодка попадает в шторм. Разумеется, ученики, видя угрозу жизни, будят Его, прося помощи. Он помогает, но… тут же укоряет их за маловерие. Пожалуй, м с вами подобны им. Оказавшись в трудных обстоятельствах, мы часто не думаем о том, что трудности посланы нам для вразумления и покаяния, а сразу же вопим к Богу, прося избавить от них, а то и ропщем. И уж точно, окажись мы с вами в тех же условиях, мы бы вопили еще пуще. А то почему Господь при этом укоряет учеников, подчас непонятно. Но Господь неоднократно призывал учеников своих к вере, подобной вере ребенка, который не беспокоится о том, что ему есть или во что одеться, так как знает, что родители этим всем обеспечат. «Отец ваш небесный знает, что вы имеете во всем этом нужду …» - Говорит Господь. И там же Господь говорит: «Не ищите того, что вам есть или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники… Ищите же прежде Царства Небесного и тогда все прочее приложится вам». Господь лучше нас знает, что нам дать и чего не давать, а потому мы призываемся, трудясь, не беспокоиться о результате, оставляя заботу о нем Богу, а беспокоиться и печься, прежде всего, о своем спасении. Более того, некто из отцов, говоря о молитвах о земных нуждах, уподобляет такого молящегося нищему, который, добившись аудиенции у царя, просит не богатства, не хлеба или еще каких благ, а… гноя. Увы, наши молитвы, по большей части, связаны именно с земными нуждами, притом, мы постоянно хотим, чтобы все было по-нашему, не думая, что часто мы просим себе злое и вредное. А вот, о спасении своем мы почти не думаем. Но так не должно быть. Разумеется, условием того, чтобы все земное приложилось бы нам, так чтобы нам вовсе не просить о нем Бога, является забота о своем спасении, о чем бы мы пеклись денно и нощно. К этому мы призываемся, и если мы с вами не таковы, то именно поэтому нам это и читается, дабы подвигнуть нас что-то изменить в своей жизни.

Причастников на службе было не более 10 человек.

По окончании службы о.Александр поздравил всех с праздником, заметив, что прошедшая суббота – Димитриевская Родительская суббота – первая суббота перед нынешним праздником. Сегодня она является днем поминовения, вообще, всех усопших. Однако изначально он был учрежден благоверным князем Димитрием Донским ради поминовение воинов, погибших во время Куликовской битвы и других битв с врагами Отечества. И днем поминовения был сделан первый день перед нем памяти небесного покровителя святого князя – Великомученика Димитрия Солунского. Далее он кратко рассказал о жизни и мученической кончине великомученика. Заметив, что родители великомученика, будучи тайными христианами, имели в своем доме собственный храм, который скрывали, пряча иконы под покрывалом. Сам же великомученик был плодом слезных молитв родителей. Когда же он достиг совершеннолетия, то его ввели в их тайный храм, открыли порывала и сказали, благодаря КОМУ он появился на свет. Также он сказал, что мученик Нестор, победивший любимца императора, германца Лия, прежде чем просить благословения на битву, ублажал мужества мученика, сказав, что «воистину с тобою Бог». А п


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.