Организация прокурорской проверки исполнения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация прокурорской проверки исполнения

2022-10-05 36
Организация прокурорской проверки исполнения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Судебными приставами-исполнителями законов,

регулирующих вопросы обращения взыскания

На имущество должника

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами.

Пунктом 4 ст. 19 Закона о судебных приставах установлено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Такую меру принудительного исполнения, как обращение взыскания на имущество должника, применяют судебные приставы-исполнители (ст. 4 Закона о судебных приставах).

Цель прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями состоит в обеспечении законности в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями принудительного исполнения судебных актов, актов других государственных органов, должностных лиц, обладающих контрольными функциями и административной юрисдикцией.

Задачами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями являются выявление нарушений законов в процессе осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, пресечение и устранение вскрытых правонарушений, принятие мер к недопущению нарушений законодательства.

В число задач надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями входит также выявление и пресечение нарушений порядка обращения взыскания на имущество должников. К обязанностям прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями относится выявление недостатков и пробелов в законодательстве об исполнительном производстве и судебных приставах, негативно влияющих на исполнение судебных актов и актов юрисдикционных органов.

При организации работы на данном направлении прокурорского надзора следует исходить из требований Генерального прокурора Российской Федерации, установленных в приказе от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.09.2009 № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». Упомянутым приказом Генерального прокурора Российской Федерации органам прокуратуры поручено конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

В указании № 155/7 Генерального прокурора Российской Федерации отражено, что качество прокурорской проверки в немалой степени зависит от ее правильной организации. Содержание подготовки к проверке в подразделении (отделе) службы судебных приставов-исполнителей (далее – ОСП) включает задачи, стоящие перед прокурором. При проверке исполнения судебными приставами-исполнителями законов, регулирующих вопросы обращения взыскания на имущество должника, перед прокурором стоят следующие задачи:

соблюдение общего порядка обращения взыскания на имущество должника (ст. 69 Закона об исполнительном производстве);

соблюдение порядка наложения ареста на имущество должника, его изъятия, передачи под охрану или на хранение;

обеспечение законности при обращении взыскания на денежные средства, в том числе арест денежных средств, находящихся на счетах в банке и иной кредитной организации, изъятие наличных денежных средств у должника;

обеспечение законности при обращении взыскания на ценные бумаги, в том числе при наложении ареста на ценные бумаги, изъятие документарных ценных бумаг;

обеспечение законности оценки имущества должника, соблюдение прав должника и взыскателя в процессе определения стоимости имущества;

соблюдение порядка реализации имущества должника, проведения торгов, перечисление вырученных денежных средств взыскателю либо передача ему нереализованного имущества, возврат должнику либо возврат нереализованного имущества должника.

Приведенный перечень задач носит общий характер и не является исчерпывающим. Данный перечень может быть изменен в зависимости от целей проверки, содержания жалоб и заявлений граждан и организаций, поступающих в органы прокуратуры на нарушения законов судебными приставами-исполнителями.

При подготовке к проверке прокурор должен детально изучить законодательные и иные нормативные акты, определяющие компетенцию, права и обязанности, а также ответственность судебных приставов-исполнителей.

Исходным началом в определении объема работы является полнота и качество поступающих в прокуратуру сведений о состоянии законности в сфере исполнительного производства, результаты проводимых ранее прокурорских проверок и принятых мер прокурорского реагирования.

Изучение материалов прокурорских проверок показывает, что не все прокуроры могут осуществлять проверку по всем направлениям  деятельности службы судебных приставов. Как правило, проводятся выборочные проверки по актуальным (приоритетным в данный момент) вопросам. (Например, по вопросам взыскания заработной платы, штрафов, алиментных платежей и др.). К приоритетным направлениям следует отнести и проверку исполнения судебными приставами-исполнителями законодательства, регулирующего вопросы обращения взыскания на имущество должника.

Закон о прокуратуре (ст. 6) предоставляет прокурорам право получать информацию (статистические данные, справки, документы т.п.) из различных источников. Источники информации о состоянии законности в деятельности судебных приставов-исполнителей и в сфере исполнительного производства для прокуроров весьма многообразны. К ним можно отнести: 

материалы ранее проведенных прокурорских проверок, а также материалы проверок, проведенных ФССП России, ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации;

статистические данные органов прокуратуры Российской Федерации по форме ОН «Надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14.12.2012 № 454 (до 2011 г. – отчета по форме «П»);

статистические данные ФССП России по формам, утвержденном приказом Минюста России от 01.02.2010 № 27 «Об утверждении форм статистической отчетности Федеральной службы судебных приставов», в том числе формы:

№ 1-1 «Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России»;

№ 1-2 «Результаты деятельности территориальных органов ФССП России по принудительному взысканию по налогам и сборам и таможенным платежам»;

№ 1-3 «Сведения о взыскании территориальными органами ФССП России денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации»;

№ 2-1 «Сведения об арестованном, переданном на реализацию и реализованном имуществе»;

№ 2-2 «Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества»;

№ 4-1 «Сведения об административной практике территориальных органов ФССП России»;

№ 5-1 «Сведения о проверках территориальных органов ФССП России»;

№ 6-1 «Сведения об обращениях, поступивших в Федеральную службу судебных приставов»;

№ 6-2 «Сведения по жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданным в порядке подчиненности»;

статистические данные о работе судов общей юрисдикции и арбитражных судов в Российской Федерации в части, относящейся к сфере исполнительного производства, а также обжалования постановлений, решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей;

обращения (жалобы, заявления) физических и юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц в органы прокуратуры, подразделение ФССП России;

сообщение средств массовой информации и др.

Всю поступающую в прокуратуру из различных источников информацию о правонарушениях надлежит регулярно (ежемесячно, ежеквартально) тщательно анализировать и обобщать. Полученная прокурором информация подлежит систематизации и правовой оценке с учетом следующих критериев: а) характера правонарушений; б) распространенности правонарушений на отдельных объектах; в) общественной опасности совершенных правонарушений; г) обстоятельств, способствовавших нарушениям законодательства.

Накопленная таким образом информация, поступающая из разных источников, позволяет получить наиболее полную и объективную картину состояния законности в данной сфере правоотношений; избежать формального подхода к ее оценке; своевременно сделать выводы о характере и распространенности конкретных нарушений закона в сфере исполнительного производства, об их распространенности, динамике, тенденциях роста или снижения; рационально и предметно планировать надзорные мероприятия текущего и перспективного характера.

При проведении проверки исполнения законов судебными приставами-исполнителями прокурор вправе в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения службы судебных приставов-исполнителей;

требовать от судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава-исполнителя, иных должностных лиц предоставления соответствующих книг учета, исполнительных производств, статистических и иных сведений;

вызывать судебных приставов-исполнителей, старших судебных приставов-исполнителей для объяснений по поводу нарушений законов.

В указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12.05.2009 № 155/7 отмечается, что в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов прокурорам следует особое внимание обращать на соблюдение принципов:

законности принимаемых решений;

своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

уважения чести и достоинства гражданина;

неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

При проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей в подразделениях ФССП России необходимо изучать неоконченные исполнительные производства, при этом следует исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру.

Прокурорам, непосредственно участвующим в проверке исполнения законов в подразделении службы судебных приставов, перед началом целесообразно тщательно изучить приказ ФССП России от 11.07.2012 № 318 «Об утверждении примерных форм процессуальных документов, применяемых должностными лицами Федеральной службы судебных приставов в процессе исполнительного производства». Данным приказом утверждены процессуальные формы документов: постановление о наложении ареста на имущество должника, акт об изъятии арестованного имущества, акт о передаче на хранение арестованного имущества, постановление о передаче арестованного имущества на торги, постановление о передаче имущества на реализацию и т.д. В примерных формах процессуальных документов отражено содержание каждого процессуального документа судебного пристава-исполнителя, сопровождающее исполнительное действие.

Обобщение результатов прокурорских проверок позволяет выделить ряд типичных нарушений, допускаемых судебными приставами-исполнителями.

Типичными нарушениями законов, регулирующих вопросы наложения взыскания на имущество должника, являются:

нарушение порядка ведения книг учета арестованного имущества (информация по аресту и реализации имущества должников вносится не в полном объеме, допускается исправление записей с использованием корректирующей жидкости и т.п.);

несвоевременная проверка книг учета арестованного имущества (ежемесячно начальниками отделов – старшими судебными приставами и ежеквартально начальником отдела организации работы по оценке и реализации имущества должников и руководителем управления);

арест имущества должника без вынесения постановления о наложении ареста;

изъятие имущества (опись имущества) без составления акта и участия понятых;

передача арестованного имущества на хранение без оформления (описи имущества) и участия понятых;

отсутствие в постановлении о назначении ответственного хранителя либо в других постановлениях судебного пристава-исполнителя определения режима хранения имущества и его сроках;

несвоевременное удовлетворение заявления взыскателя о наложении ареста на имущество должника;

наложение ареста на имущество должника, на которое не может быть обращено взыскание;

наложение ареста на имущество, явно не принадлежащее должнику;

окончательная оценка арестованного имущества с нарушением установленного порядка (без привлечения оценщика);

утрата, в том числе хищение, арестованного имущества;

утрата потребительских свойств имущества вследствие несвоевременной передачи на реализацию;

нарушение сроков передачи арестованного имущества на реализацию;

нарушение сроков реализации имущества должника;

нарушение порядка снижения цены имущества должника и передачи на реализацию после этого снижения;

нарушение установленного законом механизма передачи нереализованного имущества взыскателю и в соответствующих случаях должнику.

Использование информации о типичных нарушениях законов в деятельности судебных приставов-исполнителей позволит оперативно установить перечень документов, подлежащих истребованию при проверке, а также определить возможное направление проверки.  


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.