Методические указания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методические указания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2021-06-30 25
Методические указания для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа учебной практики (тип учебной практики – научно-исследовательская работа) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью дополняется образовательными технологиями, позволяющими осуществлять функцию адаптивного обучения, глубинной индивидуализации образовательного процесса. С этой целью могут применяться технологии и методы обучения, представленные в таблице.

 

Образовательные технологии Цель Адаптированные методы
Адаптивное обучение Обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, исследовательской деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Методы, позволяющие целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапов обучения.
Дистанционное обучение Внедрение в процесс обучения современных информационных технологий, обеспечивающих получение образования в подходящее для обучающихся время, в удобном месте и темпе. Методы, позволяющие использовать новейшие образовательные технологии, стимулирующие самостоятельную поисковую работы, обеспечивающие достоверность выполнения заданий самим обучающимся.  
Поэтапное формирование умственных действий Создание условий для работы в индивидуальном темпе, развитие осознанных действий. Методы создания ориентировочной основы выполнения действий, которые должны быть освоены обучающимися.
Концентрированное обучение Создание блочной структуры учебного процесса, наиболее отвечающей особенностям здоровья лиц с ОВЗ или инвалидностью. Методы, учитывающие динамику и уровень работоспособности лиц с ОВЗ или инвалидностью.
Модульное обучение Гибкость обучения, его приспособление к индивидуальным потребностям лиц с ОВЗ или инвалидностью. Индивидуальные методы обучения: индивидуальный темп и график обучения с учетом уровня базовой подготовки лиц с ОВЗ или инвалидностью.
Дифференцированное обучение Создание оптимальных условий для выявления индивидуальных интересов и способностей лиц с ОВЗ или инвалидностью. Методы индивидуального личностно- ориентированного обучения с учетом ОВЗ и личностных психолого-физиологических особенностей.
Развивающее обучение Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности лиц с ОВЗ или инвалидностью. Вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в различные виды деятельности, развитие сохранных возможностей.
Социально-активное, интерактивное обучение Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности лиц с ОВЗ или инвалидностью. Методы социально-активного обучения, игровые методы с учетом социального опыта лиц с ОВЗ или инвалидностью.
Рефлексивное обучение, развитие критического мышления Интерактивное вовлечение лиц с ОВЗ или инвалидностью в групповой образовательный процесс. Интерактивные методы обучения, вовлечение лиц с ОВЗ или инвалидностью в различные виды деятельности, создание рефлексивных ситуаций по развитию адекватного восприятия собственных особенностей.
Проблемное обучение Развитие познавательной способности, активности, творческой самостоятельности лиц с ОВЗ или инвалидностью. Поисковые методы, постановка познавательных задач с учетом индивидуального социального опыта и особенностей лиц с ОВЗ или инвалидностью.

 

Перечисленные образовательные технологии в зависимости от вида и характера ограничений обучающихся по здоровью могут использоваться как избирательно, так и комплексно.

На уровне специальных приемов, применяемых при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью, используются:

1) приемы, обеспечивающие доступность учебной информации (рельефное письмо и осязательное чтение для обучающихся с нарушениями зрения, жестовая речь для обучающихся с нарушениями слуха, дозирование учебной нагрузки и др.);

2) специальные приемы организации обучения (алгоритмизация учебной деятельности с учетом особенностей нарушения, специфика структурного построения занятий, и др.);

3) логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогий по образцам, обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и явлений и др.);

4) приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования (технические средства по перекодированию зрительной и слуховой информации в доступные для сохраненных анализаторов сигналы, использование приборов, усиливающих зрительную, тактильную, слуховую и др. информацию).

Для качественного выполнения программных заданий групповой руководитель практики планирует дополнительную индивидуальную работу с данным контингентом обучающихся: индивидуальные консультации, конкретную методическую помощь при разработке документов планирования педагогического процесса,  беседы с целью морально-эмоциональной поддержки и стимулирования, разъяснения практической значимости изучаемого учебного материала. Конкретные формы и виды контактной работы лиц с ОВЗ или инвалидностью устанавливаются для каждого обучающегося или, при возможности, для нескольких обучающихся. Выбор форм и видов контактной и самостоятельной работы осуществляется с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, на компьютере или с использованием иной техники, в форме тестирования и т.п.). В ряде случаев, учитывая учебный характер научно-исследовательской работы и конкретные условия ее прохождения, возможны адекватные замещения отдельных видов программных заданий.

К реализации программы практики, в том числе при процедуре оценки уровня сформированности компетенций (в соответствии с запросами обучающихся) привлекаются услуги ассистентов, сурдопереводчиков[1], специалистов[2] по специальным техническим и программным средствам обучения.

Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для слабовидящих обучающихся предусмотрена возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране).

Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на базах практики выбирается место с возможностью беспрепятственного к нему доступа на инвалидной коляске. В учебных помещениях и других помещениях ФГБОУ ВО «ВЛГАФК» для осуществления самостоятельной и консультационной работы, выполнения программных заданий практики на первых этажах имеются пандусы, поручни, расширенные дверные проёмы. Ниже приводятся конкретные адреса, подготовленных помещений:

182105, Псковская область, г Великие Луки, пл. Юбилейная, д. 4

182105, Псковская область, г Великие Луки, пл. Юбилейная, д 4, корп. 1;

182105, Псковская область, г Великие Луки, пл. Юбилейная, д 4, корп. 2;

182105, Псковская область, г. Великие Луки, пл. Юбилейная, д.4, корп.3;

182112, Псковская область, г. Великие Луки, ул. Клевцова, д. б/н.

Повышение профессионально-двигательной подготовки данного контингента обучающегося, предполагает постепенную адаптацию организма путем строгого дозирования физических нагрузок.

Дополнительное учебно-методическое и информационное обеспечение, необходимое для освоения программы практики:

- библиотечный фонд помимо учебной литературы включает справочно- библиографические и периодические издания в соответствии с перечнем, указанным в рабочей программе дисциплины (модуля);

- обеспечивается доступ к ним обучающихся с ОВЗ и инвалидов с использованием специальных технических средств.

Дополнительное материально-техническое обеспечение практики [3]:

- аппаратно-программный комплекс «Читающая машина» для лиц с нарушениями зрения;

- увеличивающее телевизионное устройство для слабовидящих ElecGeste EM-302 для лиц с нарушениями зрения;

- использование звукоусиливающей аппаратуры для лиц с нарушениями слуха.

Использование оценочных средств для определения уровня сформированности компетенций обучающихся с ОВЗ и инвалидов проводится с учетом индивидуальных особенностей восприятия, переработки материала, выполнения заданий. Материалы оценочных средств при необходимости представляются обучающимся в печатном и (или) электронном, и (или) аудио формате, т.е. в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа,

- в форме аудиофайла.

для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа,

- в форме аудиофайла.

Текущий контроль результатов обучения осуществляется в ходе выполнения индивидуального плана практиканта, а также в режиме тренировочного тестирования в целях получения объективной информации о выполнении обучаемым программы практики, соответствия формы действия данному этапу усвоения программного материала, что позволяет своевременно выявить затруднения и отставание обучающихся с ОВЗ и инвалидов и внести необходимые коррективы. При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку или выполнение заданий.

Формы проведения промежуточной аттестации (дифференцированный зачет) для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предусматривается увеличение времени на подготовку к ответу. Промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов, с предоставлением технической помощи.

ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Обязанности руководителей практики и практикантов определены в соответствии с «Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные

образовательные программы высшего образования» (на сайте ВЛГАФК, «прочие документы», с. 7, приказ ректора ФГБОУ ВО ВЛГАФК от 06.09.2016 года).

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.