Три психических блока головного мозга — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Три психических блока головного мозга

2021-06-30 31
Три психических блока головного мозга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В целом можно выделить три основных блока головного мозга, обеспечивающих осуществление психической деятельности:

1) блок регуляции тонуса и бодрствования (ретикулярная формация);

2) блок получения, переработки и хранения информации (задние отделы коры мозга, включающие зрительные, слуховые и общечувствительные области);

3) блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности (передние отделы полушарий, расположенные перед прецентральной извилиной).

Как известно, И. П. Павлов все проявления высшей нервной деятельности человека объяснял работой нескольких систем головного мозга. При этом первой инстанцией он называл подкорковые системы, работа которых вызывается безусловными агентами из внешнего мира или внутренней среды организма.

Вторая инстанция – большие полушария головного мозга, исключая лобные доли, а также отделы, воспринимающие словесный раздражитель. Она носительница непосредственных впечатлений ощущений, восприятий и представлений. Это – первая сигнальная система.

Третья инстанция обобщает сигналы, поступающие из двух первых. Это – вторая сигнальная система. Здесь происходит восприятие словесных раздражителей и замена приходящих сюда непосредственных сигналов действительности речью.

Деятельность ее слагается из функции лобных долей и трех анализаторов: речедвигательного, речеслухового и речезрительного.

Вторая сигнальная система свойственна только человеку. Слово, по выражению И. П. Павлова, является «сигналом сигналов». Оно, с одной стороны, удалило нас от действительности, а с другой – сделало людьми.

Слово не только обозначает первые сигналы действительности, но и дает возможность обобщать предметы и явления по существенным признакам, т. е. позволяет отражать мир в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Центральная нервная система

 

ЦНС – это не аморфное образование, а сложно скоординированная структурно-функциональная организация, в которой имеется строго определенное количество элементов. Каждый ее отдел, каждое поле коры головного мозга и даже каждая группа нервных клеток с их проводящими путями выполняют свои специфические функции.

 Между всеми отделами центральной нервной системы, каждым ее элементом существуют сложные связи. Они не просто взаимодействуют между собой, а взаимодополняют друг друга. Общее взаимосодействие всех компонентов, всех психических функций составляет цельную интегрированную систему сознания.

Вот почему сознание человека (индивидуальное) можно определить, как социально интегрированную систему психических функций человека, с помощью которой он получает возможность в идеальной форме адекватно отражать все предметы, явления и процессы реальной действительности и преобразовывать мир в своих интересах. Такое определение предполагает, прежде всего, социальную детерминацию сознания.

Если психика животных имеет генетическую детерминацию, то сознание человека социально обусловлено. Оно возникло под непосредственным воздействием трудовой деятельности человека и тех отношений между людьми, которые складывались в процессе этой деятельности.

Сознание – это продукт человеческого мозга, имеющего глубокие, внутренне необходимые связи со всеми другими элементами живой системы и обусловленного ими.

 В эволюционном плане сознание вывело человека за рамки биологической адаптации и дало ему возможность не только лучше приспосабливаться к среде своего обитания, но и приспосабливать среду к себе, т. е. преобразовывать мир в своих интересах.

Обмен веществом энергией и информацией – главный атрибут жизни, основное условие сохранения равновесия в системе «человек – среда». Всякий внешний раздражитель, любая форма социальных воздействий на человека представляет собой не что иное, как своеобразный поток информации.

Любое слово, дошедшее до сознания человека и обозначающее какой-либо предмет, явление или процесс, воспринимается не в чистом, так сказать, овеществленном виде, а представляет собой всего лишь поток звуковых волн, который сначала воспринимается нашим органом слуха и только потом в процессе сложных преобразований в коре головного мозга приобретает значение идеального образа.

Мы воспринимаем предмет как реально существующий объект окружающей действительности с помощью органов чувств. Поток световой, звуковой, тактильной, вкусовой, обонятельной информации, подверженный сложным преобразованиям в центральной нервной системе, дает возможность воспроизвести в нашем сознании образ того реального предмета, от которого исходит информация.

Вот почему все формы взаимодействия человека и среды в конечном счете можно свести к обмену веществом, энергией и информацией. А. А. Ляпунов выделяет «три комплекса информационных потоков»:

1) наследственная информация, которая «записана» в хромосомных наборах всех клеток организма и распространяется по организму в процессе размножения его клеток. Эта информация управляет непосредственно процессами биохимического синтеза, протекающими в клетках этого организма;

2) нервные импульсы, передаваемые по аксонам и дендритам от нейрона к нейрону;

3) гуморальные потоки, которые передаются с током крови. Это гормоны, которые вырабатываются эндокринными железами и играют своеобразную управляющую роль по отношению к процессам химической жизнедеятельности организма.

 

Обмен информацией

Одной из многих форм обмена информацией в системе «человек – среда» является общение людей между собой. В общении, «происходит разносторонний информационный обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, взаимно уточняются и согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и условие образа мыслей, поведения, манер, и привычек

Человек в один и тот же отрезок времени может воспринимать потоки разнообразной информации: световой (зрительной), звуковой (слуховой), обонятельной, тактильной, словесной и т. д. Но его реакция на эту информацию избирательна.

Это зависит от многих причин, в том числе и от особенностей самой информации: ее количества и качества, положительной или отрицательной модальности. Все психические процессы человека возникли в результате обмена информацией между человеком и средой его обитания и не могут нормально функционировать без притока и оттока этой информации.

Поэтому обмен социальной информацией – это одно из основных условий существования человека как общественного существа. Он осуществляется по определенным законам. Причем человек испытывает нужду в получении только той информации, которая способствует поддержанию динамического равновесия в системе «человек – среда».

Недостаток такой информации, так же, как и ее избыток, вызывает соответствующую реакцию человека. При отсутствии информации он испытывает нужду (потребность) в ее получении («сенсорный голод»), а при избытке – старается ее избежать.

 

Модальность информации

 

Но еще большее значение имеет модальность информации. Положительную информацию человек принимает, отрицательной – избегает. Последнее происходит потому, что отрицательная информация ведет к нарушению сложившегося динамического равновесия.

Ни одно, даже самое мимолетное впечатление не проходит для нас бесследно. Оно оставляет в психике отпечаток, который до поры до времени оседает в глубинах бессознательного. Эти скрытые, незаметные воздействия могут серьезно изменять наше поведение.

Однажды сознательно выбрав себе цель, в дальнейшем мы стремимся к ней уже бессознательно. По сути, с целями в этом случае происходит то же, что и с навыками, которые по мере тренировки и совершенствования становятся автоматизмами – будь то вождение автомобиля, игра в теннис или владение иностранным языком.

Такая автоматизация весьма удобна: движение к цели обходится без участия нашего «я», а значит, почти не требует физических и эмоциональных затрат. Как говорится, солдат спит – служба идет. Но это не означает, что наше поведение определяется, как у собаки Павлова, рефлекторными реакциями на внешние стимулы.

Если речь идет об актуальных в данный момент для нас интересах, сознание выходит на первый план. Затем оно снова отступает, продолжая функционировать. Бессознательное – это не злобное и глупое чудовище, а наш умный помощник».

Цивилизация идет вперед по пути увеличения числа операций, которые мы можем выполнять, не думая. Сегодня никто уже не спорит, что способы обработки информации, наколенный жизненный опыт, цели и мотивы поведения – все это почти целиком находится на территории бессознательного.

Согласно современным представлениям, бессознательное – это сложный комплекс генетических предрасположенностей врожденных, и приобретенных автоматизмов, а также собственно фрейдовского бессознательного «Оно» – результата действия механизмов вытеснения. Эта глубинная сфера психики определяет очень многое в. нашей жизни, включая предрасположенность к болезням (или к здоровью), к переживанию состояний счастья или страдания.

Чрезвычайно важное значение для формирования сферы бессознательного имеет раннее детство и даже то, что происходило с человеком в утробе матери. По современным данным, две большие системы головного мозга созревают с разной скоростью. Лимбическая система (она же лимбический, или средний мозг) может перерабатывать и сохранять эмоциональные переживания уже в материнском чреве.

Это происходит задолго до возникновения так называемой биографической памяти, которая невозможна без работы коры больших полушарий.

Но почему мы потом забываем почти все, что происходило с нами в раннем детстве? Если взрослый человек ставит себе задачу «вспомнить все», «вернуться в младенчество», то в лучшем случае он ценой огромных усилий сможет обнаружить лишь крошечные островки смутных полувоспоминаний – реальных или фантазийных.

Недаром Фрейд определял начальный период жизни как время «инфантильной амнезии». А ведь отпечатки ранних бессознательных впечатлений – ключ к нашей психике, именно они в первую очередь формируют специфические черты личности, делают нас такими, какие мы есть. «Переживания младенчества влияют на развитие мозга так же сильно, как нейрохирургическая операция», – комментирует результаты новейших исследований немецкий ученый Вольф Зингер.

До двадцатилетнего возраста наш мозг остается пластичным и податливым. Только после окончательного достижения человеком половой зрелости формирование нашего мозга можно считать законченным. Детское бессознательное – это ядро планеты Человек. В нем накапливаются ранние впечатления и склонности, наши представления об удовольствии и счастье, страхе и опасности, боли и одиночестве.

Ожог от раскаленной плиты, боль от падения – все это без разбора откладывается прямо в нейронной структуре детского мозга. На этой почве, «удобренной» врожденными психологическими характеристиками (такими, например, как степень тревожности), и вырастает характер человека со всеми его особенностями – боязливостью или бесстрашием, замкнутостью или общительностью, здоровыми или невротическими реакциями на внешний мир.

Бессознательные механизмы, которые ложатся в основу характера, Герхард Рот называет «эмоциональным обусловливанием». Всю жизнь человек обращается к хранилищу личных переживаний и сверяется с его содержимым. В этом смысле мозг «помнит» нашу раннюю бессознательную историю, а младенческий и даже предродовой опыт влияют на наше поведение.

Как происходит процесс обработки новой информации, какова его схема? Внешний раздражитель «на входе» системы восприятия ведет к изменениям в нейронной сети. И в конечном счете, «на выходе» мы получаем ответ, как реагировать на ситуацию.

Мозг каждый раз добросовестно оценивает любое, даже самое незначительное событие, которое происходит с нами, и эта оценка попадает в хранилище впечатлений.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.