Глава 6. Гигиена питания детей и подростков — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Глава 6. Гигиена питания детей и подростков

2021-06-30 20
Глава 6. Гигиена питания детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

       Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих их гармоничный рост, своевременное созревание морфологических структур и функ­ций различных органов и тканей, оптимальные параметры психомоторного и интеллектуального развития, устойчивость организма к действию инфекций и других неблагоприятных вне­шних факторов. Рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания госу­дарства.

       Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

• здоровье человека — важнейший принцип государства;

• пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека;

• питание должно не только удовлетворять физиологичес­кие потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и способствовать выполнению профилак­тических и лечебных задач;

•    питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

       В области рационализации детского питания осуществляются программы по поддержке грудного вскармливания, обеспече­нию детей раннего возраста специализированными продукта­ми, обеспечению больных детей продуктами лечебного пита­ния, по организации в установленном порядке горячего пита­нии детей в учреждениях общего образования.

       Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энерготраты. Пищевой рацион де­тей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, характера деятельности и величины физической нагрузки.

 

6.1. ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ РАСТУЩЕГО ОРГАНИЗМА. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

       В различные возрастные периоды обмен веществ меняется в период роста и развития он характеризуется наибольшей интенсивностью, что обеспечивает пластические и структурные процессы. Потребность в белке в период роста в расчете на единицу массы тела существенно больше, чем у взрослых.

       Величина основного обмена у детей в 1,5-2 раза превышает основной обмен взрослого человека. Относительная величина основного обмена (в килокалориях на 1 кг массы тела) с возрастом уменьшается: у детей 2-3 лет — 55; 6-7 лет — 42; 10-11 лет – 33: 12-13 лет – 34; у взрослых - 24.

       Детский и подростковый периоды характеризуются относительно высоким расходом энергии. Энерготраты взрослого человека в среднем составляют 45 ккал на 1 кг массы тела, у детей в возрасте 1-5 лет — 80-100 ккал, у подростков 13-16 лет —50-65 ккал.

       Повышенные основной обмен и энерготраты у детей и подростков диктуют необходимость особого подхода к организации их питания.

       Так, в школьном и подростковом возрасте, когда энерготраты на различные виды деятельности существенно возрастают, необходимо учитывать, что их обеспечение в суточном рационе должно осуществляться за счет белков (около 14%), жиров (около 31%) и углеводов (около 55%). Обеспечение пластических процессов организма и энергетических функций наиболее полно осуществляется при сбалансированном питании.

       Концепция сбалансированного питания основана на определении абсолютного количества каждого из пищевых факторов и их соотношения при учете физиологических особенностей конкретного возраста.

       Разбалансированность основных компонентов питания не­благоприятно сказывается на обменных процессах, отрицательно влияя на рост. Особенно это проявляется при нарушении в питании соотношения белковых и жировых компонентов.

       Рациональное соотношение белков и жиров в питании детей 1:1. Приблизительное содержание белков, жиров и углеводов в пище 1:1:3 для детей младшего возраста и 1:1:4 - старшего возраста.

       В период роста и развития важна пластическая функция ми­неральных элементов, являющихся составной частью клеток и тканей организма, а также биокатализаторами обменных про­цессов. Особого внимания заслуживает кальций, являющийся структурным элементом костной ткани. Установлено, что обмен и усвоение кальция в организме зависят от содержания фосфора и магния. При избытке этих элементов ограничивается образование усвояемых форм кальция, и он выводится из организма. Оптимальное для усвоения организма соотношение кальция и фосфора в пищевых продуктах для грудного возраста 1,2:1; от 1 года до 3 лет — 1:1; старше 4 лет — 1:1,2 или 1:1,5. Оптимальное соотношение кальция и магния 1:0,7.

       Лучшими источниками усвояемого кальция являются молоко и молочные продукты. Хорошая усвояемость и благоприятное соотношение с другими минеральными веществами характеризуют соединения кальция, входящие в состав фруктов и овощей. Это наряду с молочными продуктами делает их важ­ным источником кальция в питании детей.

       Повышена потребность детей в меди. Для детей грудного возраста она составляет 0,1 мг на 1 кг массы тела, у детей 3-6 лет - 0,6-0,85 мг/кг.

       Велика роль воды в питании детей. Это прежде всего обусловлено тем, что вода является составной частью клеток и тканей, на ее долю приходится около 65% массы тела человека. Вода необходима и для выведения из организма конечных продуктов обмена. Дети теряют в сутки около 1,5—2 л воды. Дети 1-го года жизни в виде питья и с пищевыми продуктами должны употреблять около 150 мл, дети 1-3 лет — 100 мл, 3-7 лет — 60 мл и старше — 50 мл воды на 1 кг массы тела.

       Полноценное питание должно обеспечивать организм достаточным количеством основных питательных веществ, вита­минов, минеральных веществ и воды. Оно должно включать незаменимые, не синтезируемые в организме вещества, к которым относятся незаменимые аминокислоты, некоторые полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), большинство витаминов и минеральных веществ. Питание должно полностью покрывать энерготраты организма.

       Рацион должен включать вещества в сбалансированном соотношении, что обеспечивается за счет продуктов, хорошо усваиваемых детским организмом.

       Питание должно быть адекватным возрастным возможно­стям организма, в частности развитию пищеварительного аппарата.

       Питание в период роста и развития меняется неоднократно (молозиво, грудное вскармливание, прикорм, постепенный переход к смешанной пище с расширением набора продуктов и способов их кулинарной обработки). Такой переход осуществляется постепенно. Особенно четко этот принцип следует реализовать на 1-м году жизни ребенка, но и сохранять его значение у детей дошкольного и школьного возраста.

       На основании изучения белкового, липидного, витаминного и минерального обмена у детей различных возрастных групп разработаны величины физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, физиологические нормы питания, которые являются основой для организации питания различных групп населения, в том числе и организованных детских и подростковых контингентов.

  Нормы физиологических потребностей в питании представлены дифференцированно по возрастным группам и в зависимости от пола (табл.6.1—6.5).

Таблица 6.1. Суточная потребность детей в пищевых инградиентах

 

Возраст

Белки, г

Жиры, г

Углево-ды,г

Энергетическая ценность

  всего живот. на 1 кг массы всего растит. лино-леновая к-та ккал кДж
                   
                   
                   
                   

 

  Организация питания на 1-м году жизни имеет особенности. Рацион детей грудного возраста делится на две части: «молочную», которую в идеале составляет материнское молоко, а при его отсутствии – адаптированные молочные смеси промышленного выпуска; «немолочную», состоящую из разнообразных видов продуктового прикорма.   Правильное соотношение этих компонентов рациона и его своевременное изменение в соответствии с меняющимися физиологическими потребностями младенца являются основой рационального питания детей. В силу этого оно должно служить объектом самого пристального внимания врачей.

  Оптимальным видом питания для ребенка первого года жизни является вскармливание материнским молоком.

Важнейшие свойства женского молока:

• оптимальный сбалансированный уровень всех необходимых ребенку пищевых веществ;

• высокая усвояемость организмом ребенка;

• широкий спектр биологически активных веществ и защитных факторов;

• содержание комплекса бифидогенных, оказывающих благоприятное воздействие на микрофлору кишечника;

• низкая осмолярность;

• стерильность;

• оптимальная температура.

Молоко материэто источник не только всех необходимых ребенку пищевых веществ, но и большого количества биологически активных соединений и защитных факторов (таурин, полинуклеотиды, гормоны, иммуноглобулины, фактом роста, макрофаги и др.), оказывающих влияние на рост, развитие, иммунологическую резистентность, интеллектуальный потенциал, поведенческие и психические реакции, обучаемость детей. Грудное вскармливание обеспечивает оптимальные темпы физического и психического развития, устойчивость к инфекциям, низкую частоту пищевой аллергии.

       Однако практическая реализация естественного вскармливания в нашей стране остается крайне неудовлетворительной. Распространенность грудного вскармливания в России детей до3 мес. составляет около 30% и с возрастом прогрессивно снижается. Снижение грудного вскармливания начинается с конца 1-го и прогрессивно нарастает на 2-3-м месяце жизни детей. Это связано с двумя основными факторами: отсутствием у женщин «доминанты лактации», которая должна вырабатывается у них в ходе беременности; неправильным отношением к грудному вскармливанию медицинских работников, которые при первых же жалобах матери на нехватку (как правило, кажущуюся) грудного молока рекомендуют вводить докорм молочными смесями для профилактики гипотрофии.

       Специалисты ВОЗ/ЮНИСЕФ, Министерства здравоохранения России рекомендуют поддерживать и стимулировать гpyдное вскармливание. Несложные организационные мероприятии (формирование «в школах молодых матерей» четких представлений о безусловном преимуществе грудного вскармливания перед искусственным и твердого психологического настроя на длительное естественное вскармливание будущего ребенка, становление полноценной лактации в первые дни после родов позволяют резко повысить распространенность грудного вскармливания (до 70-90% в возрасте до 3 мес.).

       Значительное число детей 1-го года жизни находятся на искусственном вскармливании, основу которого составляют специализированные продукты детского питания промышленного выпуска, современные заменители женского молока — адаптированные молочные смеси («формулы» — по терминологии зарубежных авторов).

По мере роста ребенка возникает необходимость в применении и дополнительных продуктов, традиционно обозначаемых как «пищевые добавки» и «прикорм». Условно у нас в стране к числу пищевых добавок относят соки, творог, желток, а к прикорму — различные виды пюре (овощные, мясные и др.), каши, а также молоко и кефир. За рубежом обе эти группы продуктов обозначаются термином «beikost». Постепенное расширение рациона ребенка и дополнение материнского молока (или его заменителей) продуктами и блюдами прикорма обусловлены следующими факторами:

• необходимостью восполнения возникающего в организ­ме растущего ребенка дефицита энергии и ряда пище­вых веществ (белка, железа, цинка и др.), поступление которых с женским молоком (или с имитирующими его состав молочными смесями) на определенном этапе раз­вития младенцев (с 4-6 мес.) становится недостаточным. В частности, на 4-м месяце лактации происходит суще­ственное снижение содержания в женском молоке цин­ка и меди, в результате чего у ребенка, находящегося на грудном вскармливании, может возникать относительная недостаточность этих нутриентов;

целесообразностью расширения спектра пищевых веществ рациона за счет содержащихся в продуктах прикорма ра­стительного белка, различных видов углеводов, жирных кислот растительных масел, микроэлементов, необходи­мых для дальнейшего роста и развития ребенка;

обязательностью тренировки для развития пищеваритель­ной системы и жевательного аппарата детей и стимуля­ции моторной активности их кишечника.

  Возраст детей при введении первого прикорма определяется физиологическими и биохимическими особенностями развития ребенка (табл.6.6).

     Ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, нецелесообразно вводить прикорм ранее 3-4 мес жизни, так как до этого возраста он физиологически не подготовлен к ассимиляции иной пищи, чем женское молоко или его заменители. Ранее введение прикорма может снижать частоту и интенсивность сосания и, как следствие, уменьшать выработку грудного молока. При таких условиях вводимый прикорм не столько дополняет грудное молоко, сколько частично замещает его, что является физиологически неоправданным.

       Введение первого прикорма позднее 6-7 мес у ребенка мо­жет способствовать возникновению проблемы с адаптацией к пище более плотной консистенции, чем молоко. При достаточной лактации у матери основной прикорм целесообразно вводить ребенку в возрасте 4—6 мес.

Таблица 6.6. Физиологические и метаболические детерминанты сроков введения прикорма

Особенности развития Возраст, мес
Созревание ферментативных процессов переваривания пиши: усиление секреции соляной кислоты повышение активности пепсина и других протеиназ нарастание активности амилазы   3 3-4 3-4
Созревание рефлекторных механизмов для про­глатывания полужидкой и твердой пищи (угаса­ние «рефлекса выталкивания ложки») и поддер­жания туловища в вертикальном положении 4-5
Повышение уровня секреторного иммуноглобу­лина А в кишечнике 3-4
Снижение повышенной проницаемости слизис­той оболочки кишечника, в том числе: созревание гликопротеидного компонента сли­зи, снижение текучести мембран энтероцитов 3

  При естественном вскармливании соки следует вводить в рацион ребенка в возрасте не ранее 3 мес жизни. Роль соков в удовлетворении физиологических потребностей детей в витамине С и других витаминах крайне невелика (2-3% от их суточной потребности). Раннее (в 1 мес) введение соков сопровождается их неудовлетворительной переносимостью у 60% детей. Первым в рацион ребенка целесообразно вводить яблочный сок, который характеризуется относительно низкой кислотностью и невысокой потенциальной аллергенностью. Затем можно рекомендовать сливовый, абрикосовый, персиковый, вишневый, малиновый, черносмородиновый соки и с некоторой осторожностью нектары и напитки. Кислые и терпкие соки следует разводить кипяченой водой. Апельсиновый, мандариновый и клубничный соки, принадлежащие к числу продуктов с высокой потенциальной аллергенностью, не следует давать детям до 6-7 мес. Это относится и к сокам из тропических и экзотических фруктов (манго, гуава, папайя и др.). Введение соков следует начинать с сока из одного вида фруктов (для исключения его возможного аллергического действия) и лишь только после привыкания к нему можно вводить в рацион детей соки из разных фруктов.

       Фруктовое пюре рекомендуется детям, находящимся на естественном вскармливании, через 2—3 нед после назначения соков, т.е. с 3,5—4 мес. Для приготовления пюре используют примерно тот же ассортимент фруктов, что и для соков, и ту же последовательность их введения. С 4,5—5,5 мес в рацион ребенка можно вводить более густую пищу, или собственно прикорм» (табл. 6.7).

       В качестве первого прикорма предпочтительно назначать овощное пюре, а спустя 3-4 нед злаковый прикорм (молочная каша). Однако в тех случаях, когда ребенок плохо набирает массу тела, имеет неустойчивый стул, целесообразнее на чинать введение прикорма с молочной каши. Овощной прикорм начинают с одного вида овощей (картофель, кабачки), переходя потом к смеси овощей с постепенным расширением ассортимента и включением в рацион цветной капусты, моркови, а позднее томатов, зеленого горошка.

  В качестве злакового прикорма наиболее удобны сухие растворимые каши. Преимуществами этих продуктов так же, как консервов для детского питания, являются их гарантированный состав, безопасность и обогащение основными витаминами, а также кальцием и железом.

  Для первого прикорма кашами предпочтительны безглютеновые злаки — рис, а также гречневая и кукурузная мука. Это обусловлено тем, что глютеносодержащие злаки (манная каша) могут индуцировать у детей первых месяцев жизни развитие глютеновой энтеропатии.

  Творог назначают здоровым, нормально развивающий детям не ранее 5—6 мес, поскольку материнское молоко сочетании с уже назначенным к этому времени прикормом способно удовлетворить потребности детей в белке, дополнительным источником которого является творог.

  Желток при естественном вскармливании назначают с 6 месяца жизни. Более раннее введение достаточно часто приводит к возникновению аллергических реакций у детей в связи с его высокой сенсибилизирующей активностью.

  Мясо в рацион ребенка рекомендуется вводить с 7 мес, начиная с мясного пюре, которое позднее заменяют фрикадельками (8—9 мес) и паровыми котлетами (к концу 1-го и жизни). С 8—9-го месяца ребенку вместо мяса можно рекомендовать рыбу 1—2 раза в неделю.

  Кисломолочные продукты характеризуются высокой пищевой и значительной физиологической ценностью, в том числе пробиотической (благоприятное влияние на кишечный микробиоценоз — подавление роста патогенных микроорганизмов в толстом кишечнике). В связи с этим обоснованным является их широкое применение в питании здоровых детей при заболеваниях кишечника, пищевой аллергии, лактазной недостаточности и других состояниях. Детям показано назначение только адаптированных кисломолочных смесей. Неадаптированные кисломолочные смеси можно вводить в прикорм не ранее 8 месяцев жизни.

       У детей, находящихся на искусственном вскармливании прикорм может быть введен в более ранние сроки, чем у детей, находящихся на естественном вскармливании (табл.6.). Это обусловлено тем, что дети уже получают в составе заменителей женского молока значительное количество «чужеродных» пищевых продуктов: коровье молоко, глюкозные сиропы; растительные масла, содержащие достаточно большое количество новых пищевых веществ — белков, олигосахаридов, липидов, отличных по строению от этих ингредиентов женского молока.

  Введение в рацион детей дополнительных (к заменителям женского молока) продуктов при искусственном вскармливании проводят в следующие сроки: первый прикорм (овощное пюре) с 4,5—5 мес и второй прикорм (на злаковой основе) с 5,5—6 мес. Для первого прикорма могут быть использованы и каши. Фруктовые соки и пюре назначают с 3 и 3,5 мес соот­ветственно. Кисломолочные продукты, цельное коровье молоко при необходимости вводят в питание в более ранние сроки, чем при естественном вскармливании, — с 6-7 мес.

 

6.2. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕЖИМА И ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

  В первые 3 года жизни ребенок должен получать свой рацион приблизительно равномерными порциями в течение дня, постепенно переходя от 6-7-кратного приема пищи к 5-, а затем к 4-кратному.

  В дошкольном возрасте суточный рацион распределяется с выделением обеда как большего по объему и энергетической ценности приема пищи. Этот переход должен осуществляться постепенно.

  Первый прием пищи — завтрак — составляет 25% суточной энергетической ценности. Он должен состоять из овощным салатов и двух горячих блюд: первое — каши, картофельные и овощные блюда, яйца, творог, второе — горячие напитки (молоко, кофе с молоком, какао на молоке, чай).

  Второй прием пищи — обед — составляет 30-35% суточной энергетической ценности. Он должен включать не меня трех блюд: первое — суп, второе — мясное или рыбное блюдо с гарниром и третье — сладкое.

  Третий прием пищи — полдник — должен обеспечить потребность ребенка в жидкости, так как дети после обеда и дневного сна испытывают жажду. На полдник приходится около 15-20 % суточной энергетической ценности. Он состоит из жидкости, фруктов, ягод, сластей, печенья, сдобы.

  Четвертый прием пищи — ужин — составляет около 20%суточной энергетической ценности и должен включать не менее двух блюд: первое — обязательно горячее в виде творожных, овощных, крупяных и других блюд, второе — молоко, кисель, кефир, простокваша.

       Набор продуктов и нормы питания представлены в табл.6.9,

       Меню составляют таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда дети получали в первой половине дня, так как продукты, богатые белком, повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Эти продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, и при этом требуется большая пищеварительная ак5тивность.

   При составлении меню учитывается объем блюд. Достаточ­ный объем пищи создает чувство насыщения. Избыточное ко­личество ее может вызвать протест ребенка и привести к нежелательным последствиям. Рекомендуемые объемы первых и вторых блюд в зависимости от возраста детей представлены в таблице 6.10.

   С 1-1,5 лет необходимо приучать детей принимать пищу самостоятельно. Это часто способствует улучшению аппетита: ребенок, занятый самим процессом еды, ест с большим удовольствием. В дошкольном возрасте в условиях детского учреждения ребенок может принимать участие в сервировке стола.

       В дошкольном учреждении воспитываются основные гигиенические навыки, связанные с едой: подготовка к ее приему - обязательное тщательное мытье рук, привычка без торопливости, тщательно пережевывать пищу, правильно вести себя за столом (правильная поза, навык пользоваться столовыми приборами, салфеткой и др.).

  В течение года дети и подростки заняты деятельностью, различной по своему характеру, с преобладанием умственной работы и физических нагрузок. При напряженной умственной работе потребность в белке увеличивается на 10% по сравнению с обычной потребностью. В этих случаях в рацион должны быть включены продукты повышенной биологической ценности, специально разработанные для детского питания.

  Для учащихся общеобразовательных учреждений режим питания организуется с учетом занятий в первую и вторую смены.

       Для занимающихся в первую смену рекомендуется первый завтрак (25% рациона) перед уходом в школу в 7 ч 30 мин; второй (школьный) завтрак (15-20% рациона) в 11-12 ч, обед (35-40 % рациона) по возвращении из школы — в 15-16 ч и ужин (около 20% рациона) в 20 ч. Для школьников второй смены первый завтрак организуется в 8 ч, обед перед уходом в школу — в 12—13 ч, горячий полдник в школе в 16 ч, ужин — в 19—20 ч.

Учащиеся проводят в школе 4—6 ч. Длительный перерыв в приеме пищи неблагоприятно сказывается на работоспособности, их самочувствии, настроении, а также на состоянии пищеварительной функции организма. Поэтому школьники должны получать горячий завтрак, покрывающий их энерготраты.

Увеличение энергетической ценности питания на 10—15% при сохранении оптимального баланса основных питательных должно быть предусмотрено в лагерях отдыха в каникулярное время.

Санитарно-эпидемиологический надзор за питанием детей и подростков наряду со специалистами по гигиене питания осуществляют врачи по гигиене детей и подростков. Они проводят мероприятия по оценке и рационализации питания, надзор за питанием детей и подростков. Контролю подлежат состояние пищеблоков, процесс приготовления пищи, транспортировка продуктов и условия их хранения в детских учреждениях, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд, режим питания и правильность распределения рациона, а также проведение медицинских осмотров работников пищеблоков.

Лица, поступающие на работу и работающие в пищеблока или буфетах, обязаны проходить медицинские осмотры и обследования: осмотр терапевтом при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год, осмотр дерматовенерологом — при поступлении на работу и в дальнейшем 4 раза в год, обследование на туберкулез (крупнокадровая флюорография) — при поступлении и в дальнейшем 1 раз в год, исследование крови на сифилис при поступлении на работу и в дальнейшем 4 раза в год, бактериоскопическое исследование на заболевания, передающиеся половым путем, — при поступлении на работу и в дальнейшем 4 раза в год, исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологические обследования на брюшной тиф — при поступлении и в дальнейшем по эпидемиологическим показаниям, исследование на яйца гельминтов и соскоба на энтеробиоз — при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год. Обязательно наличие справки о прививке против дифтерии.

Лица, имеющие по роду выполнения работы непосредственное соприкосновение с продуктами, посудой, производственным инвентарем и оборудованием, должны также проходить гигиеническую подготовку, сдавать зачет 1 раз в 2 года по установленной программе.

  Таким образом осуществляется контроль за проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику пищевых отравлений и заболеваний, связанных с питанием. При анализе си­туации, складывающейся в организованных детских коллекти­вах, необходимо знать основные негативные тенденции в состоянии питания.

  Структура питания населения России, особенно детей школьного возраста, характеризуется снижением потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых про­дуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца, растительное мас­ло, фрукты и овощи. При этом существенно увеличивается потребление хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля.

  В результате на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса:

• дефицит животных белков, достигающий 15-20% oт рекомендуемых величин, особенно в группах населения с низкими доходами;

• дефицит полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) на фоне избыточного поступления животных жиров;

• выраженный дефицит большинства витаминов — вита­мина С (у 70-100% населения); повсеместно витаминов группы В и фолиевой кислоты (у 60—80 %), β-каротина (у 40-60 %);

• недостаточность некоторых минеральных веществ и микроэлементов (кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк);

• дефицит пищевых волокон.

       Ведущим по степени негативного влияния на здоровье де­тей в настоящее время является дефицит «микронутриентов» - витаминов, микроэлементов, отдельных ПНЖК и других, приводящих к резкому снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам окружающей среды вследствие нарушения функционирования систем антиоксидантной защи­ты и развития иммунодефицитных состояний.

Во всем мире к проблемам питания привлечено особое внимание, что обусловлено объективными причинами. У боль­шинства групп населения, включая детей, подростков и мо­лодежь, до минимального уровня снижены энерготраты. Это расплата человека за блага цивилизации. Резкое снижение энерготрат сопровождается столь же резким снижением потребности в энергии, а значит, и в пище как ее единственном ис­точнике. В то же время потребность в других жизненно важных пищевых веществах, в частности в микронутриентах, изменилась незначительно, а пищевая плотность рациона, т.е. насыщенность его полезными веществами, в том числе микронутриентами, практически не изменилась. Это является той объек­тивной причиной, по которой современный человек не может при теоретически адекватном рационе из обычных натуральных продуктов получить микронутриенты в необходимых количествах. Таким образом, дефицит микронутриентов запрограммирован.

В этой ситуации первостепенное значение приобретает проблема изыскания новых источников пищевых веществ, расши­рения производства пищи. Широкие горизонты открывает био­технология. В практику сельского хозяйства внедряются гене­тически модифицированные, или трансгенные, растения, ус­тойчивые к гербицидам, инсектицидам, вирусам, обладающие новыми потребительскими свойствами. Продукты из этих растений уже широко представлены на столе американцев.

Второе направление, способствующее улучшению структу­ры питания населения, — это использование высоких технологий в пищевой промышленности и создание широкой гам­мы натуральных продуктов модифицированного (заданного) химического состава. Высшим достижением этого направления являются специализированные продукты детского питания, необходимые для обеспечения будущего здоровья нации.

Третьим, наиболее эффективным и быстрым путем улучше­нии питания, в частности ликвидации дефицита микронутриентов, является широкое применение так называемых биологически активных добавок к пище. Последние представляют собой концентраты природных минорных компонентов пищи, таких как витамины, минеральные вещества и микроэлементы, отдельные жирные кислоты, фосфолипиды и др. Применение биологически активных добавок позволяет восполнить дефицит эссенциальных пищевых веществ, повысить неспеци­фическую резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, осуществить иммунокоррекцию, максимально индивидуализировать питание.

Формула пищи XXI в. представляет собой сумму традици­онных (натуральных) продуктов, в том числе и генетически модифицированных, натуральных продуктов заданного хими­ческого состава и биологически активных добавок.

Формула здорового питания, по мнению специалистов в области гигиены питания, также представляет суммы трех рав­нозначных слагаемых: экономических возможностей, ассортимента пищевых продуктов и уровня образования в вопросах рационального питания.

 

Современные аспекты искусственного вскармливания

Н.А. Барабаш

5) широкая и доступная реклама заменителей грудного молока.

Идеальным продуктом для кормления детей раннего возраста во все времена считалось грудное молоко. Если ребенок начинает вскармливаться коровьим молоком, то это приравнивается к мета­болическому стрессу и чревато большими послед­ствиями для его здоровья в будущем. Как бы ни был хорош заменитель грудного молока, какие бы высокие технологии ни применялись при его произ­водстве, искусственное вскармливание несет в себе отрицательные моменты [6]:.

• нарушение принципа видоспецифического питания;

• отсутствие в смесях биологических факторов защиты от заболеваний и аллергии;

• отсутствие биологических активных компонентов питания, определяющих регуляцию
темпов созревания, управляющих ростом и тканевой дифференцировкой;

• нарушение путей метаболизации пищевых нутриентов — «метаболический стресс» и низкая биологическая доступность;

• возможность формирования хронических за­болеваний органов пищеварения в связи с напряжением ферментативного аппарата и легкостью нарушения биоценоза кишечника;

• ослабление психоэмоциональных связей между матерью и ребенком;

• возможность контаминации молочных сме­сей экологическими и инфекционные патогенами;

• затруднение при использовании современных заменителей грудного молока.

Режим питания при искусственном вскармли­вании существенно отличается от такового при ес­тественном, где главным является вскармливание по требованию. При искусственном вскармлива­нии должен соблюдаться определенный режим (кормление по часам) и исключается ночное корм­ление. В первые 2 месяца рекомендуется кормить ребенка 7 раз через 3 часа с 6-часовым ночным пе­рерывом, с 2-х месяцев и до начала введения при­корма 6 раз через 3,5 часа. При данном виде вскарм­ливания необходимо проводить расчет необходимо­го количества пищи на сутки, на прием, в зависи­мости от возраста, так как опасность недокорма и, особенно, перекорма значительно выше, чем при ес­тественном вскармливании. Суточное количество молочной смеси рассчитывается объемным или ка­лорийным способом. При искусственном вскармли­вании, в отличие от естественного, между кормле­ниями рекомендуется допаивать ребенка кипяченой водой или специальной водой для детского питания.

Заменители грудного молока

В настоящее время для питания детей на искус­ственном вскармливании используются молочные смеси (по западной терминологии — заменители грудного молока), производимые на основе коро­вьего или козьего молока. Основной принцип производства молочных смесей основан на максималь­ном приближении их ингредиентов к аналогичным компонентам женского молока [6].

Принципы изменения состава коровьего моло­ка для создания адаптированных молочных смесей:

1)  снижение общего содержания белка;

2)  обогащение сывороточными альбуминами для лучшего усвоения белка и коррекция аминокислот;

3)  изменение состава жиров: частичная или пол­ная замена животного жира на растительные жиры для оптимизации уровня полиненасыщенных жирных кислот, особенно классов ω6 и ωЗ;

4)  повышение уровня углеводов за счет допол­нительного введения лактозы и других сахаров;

5)  коррекция минерального состава — снижение уровня натрия, калия, кальция, общей зольности и осмоляльности;

6)  обогащение комплексом минеральных солей, витаминов и микроэлементов;

7) обогащение таурином, нуклеотидами, карнитином, инозитом и другими биологически актив­ными соединениями;

8) обогащение пре- и пробиотиками.

Современные заменители грудного молока с определенной долей условности можно классифи­цировать следующим образом (рис. 1).

Заменители грудного молока:

1. Сухие: Пресные и кислые

2. Жидкие: Пресные и кислые

 

1. Стартовые адаптированные формулы

2. Последующие формулы

3. Казеиновые смеси

4. Частично адаптированные смеси

5. Профилактические смеси

6. Смеси для функционального питания

7. Лечебные смеси

8. Неадаптированные смеси

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.