Богатство, щедрость и открытость Богу — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Богатство, щедрость и открытость Богу

2021-06-24 22
Богатство, щедрость и открытость Богу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

23. Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев.
24. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.
27. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.

Второй, совсем небольшой по объёму, отрывок (ст. 23 – 25) посвящен теме богатства и отношения к нему человека. Эта же тема поднята и в третьей композиции одиннадцатой главы (27. Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. 28. Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть), но тут говорится также и об устройстве своего дома (29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем).

Основной темой куплетов, содержащихся в одиннадцатой главе, становится тема открытости человеку своим ближним и вообще миру. Конечно, надежда на богатство осуждается так же, как и в других стихах той же главы, но теперь разговор заходит ещё и о том, как правильно употребить богатство, даже если оно приобретено без нарушения заповеди (24. Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. 25. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. 26. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение.). Получается, что человек, который хочет удержать богатство только для себя, пусть даже он ничего плохого не делает, неправеден. На этом фоне становится понятней притча о богаче и Лазаре, а также все слова о необходимости раздать богатство в Евангелии. Под удержанием хлеба здесь имеется в виду ситуация голода, когда торговец долго не продает хлеб, чтобы впоследствии продавать его подороже. Похожа на это любая попытка нажиться на несчастьях ближнего. Например, таксисты, завышавшие цену за поезду от аэропорта до Москвы до 10 000 после взрыва в Домодедово в 2011 году.

Если же говорить о духовной составляющей, речь идёт об открытости миру и ближнему, о той открытости, которая до конца явлена лишь в Царстве после прихода Спасителя, но которая всегда была отличительной особенностью жизни тех, кто шёл путём праведности. В разных сферах жизни эта открытость проявляется по-разному. Где-то как финансовая щедрость. Где-то - как готовность прощать. Где-то - как готовность ухаживать за больным родствеником.

Дело тут не в необходимости взаимопомощи и благотворительности, а в том, что жизнь человека ему не принадлежит, и праведники всех времён и народов это понимали. Конечно, короче и точнее Спасителя не скажешь: кто пытается сохранить свою жизнь, тот её теряет, а кто отдаёт её Ему и Царству, тот её сохраняет.

Речь идёт о душе в библейском смысле слова, как о потоке жизни, а не как о какой-то особой сверхъестественной сущности, которая есть у человека и с которой связано бессмертие и духовная жизнь. Поток жизни только тогда может быть полон, когда он наполняется Божьей жизнью, как реки наполняются дождевой и талой водой. Река не проживёт долго в изолированной от окружающего мира трубе. Так и поток человеческой жизни не просуществует долго, если его заключить в трубу свойственной падшему человеку закрытости. Конечно, такая закрытость не обязательно сразу же скажется на физическом здоровье (хотя со временем может и сказаться), но на духовном и психическом состоянии человека она наверняка отразится почти сразу.

· Как вы думаете, вы открыты или закрыты?

Однако открытость не означает отсутствия того русла, по которому течёт поток человеческой жизни. А русло — всегда граница. Граница, придающая форму. Для человеческой жизни такой формой является дом. Разоряющий свой дом глуп, он никогда не обретёт настоящей, полноценной жизни, и ему придётся отдать свою жизнь другому (29. Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем). Не случайно тема дома затронута и в двенадцатой главе: там ведь тоже речь идёт о праведности и о нечестии, о том, что наполняет жизнь человека и о том, что её истощает. (7. Коснись нечестивых несчастие — и нет их, а дом праведных стоит. Притчи 12:7))

· Расстраивате ли вы свой дом или созидаете?

· Если расстраиваете - понимаете ли, что надо делать, чтобы созидать его?

· Если созидаете - поделитесь опытом в комментариях - как вы это делаете.

Плоды и корни

Эпилогом всей главы становится тема плодов праведности и воздаяния как праведнику, так и грешнику (30. Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души. 31. Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику). У любого нашего выбора в жизни есть плод, результат. И по этому плоду познается качество наших выборов. О плодах нередко говорится в Новом Завете. Святой Иоанн Креститель призывает крестящихся от него принести плоды покаяния, то есть не просто креститься и исповедовать грехи, но и изменить свою жизнь. Христос говорит о том, что лжепророков и истинных пророков можно узнать по плодам. Плохие плоды, несмотря на красивые слова, говорят о том, что человек лжепророк. В конце концов апостол Павел перечисляет проявления плода Духа Святого: "Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость,милосердие, вера, кротость, воздержание."

· Подумайте о своих плодах?

· Устраивают ли они вас? Какие выборы привели вас к ним?

· Какие выборы надо совершать, чтобы получать плоды покаяния и плоды Духа?

Первый стих двенадцатой главы (1. Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда) можно считать вводным к следующей большой части книги. По сути, это очередной призыв к читателю принять наставления, идущие следом, и стать мудрым. Если плодом праведности является полнота жизни, то корнем этого дерева является любовь к наставлению и страх Господень.

· Любите ли вы наставление?

Дальше внутри отрывка появляются параллелизмы между строчками, а не только внутри строки. Второй и третий стихи (2. Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. 3. Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен) связаны между собой. Праведник это добрый, а нечестивый - это коварный. Праведность таким образом связывается с добротой, а нечестивость с коварством. Обратите внимание, что для принесения плода праведности надо иметь устойчивые корни.

· Как вы понимаете доброту?

· Что может быть похоже на доброту, но не быть ею?

· Почему коварный человек не может быть праведным?

·

Уста праведных спасают их

Стихи пятый и шестой (5. Помышления праведных — правда, а замыслы нечестивых — коварство. 6. Речи нечестивых — засада для пролития крови, уста же праведных спасают их) также связаны между собою. Праведный суд мишпат (переведенный у нас как "правда") соответствует спасающим праведника устам, а коварство нечестивых их речам, направленных на пролитие крови.

Если иметь в виду суд не просто как судебную деятельность, а как навык правильной оценки ситуации (т.е. в соответствии с Законом Божиим, Торой), то становится понятно, как праведный суд в помыслах связан со спасением устами: тогда человек знает, что, кому и как сказать в конкретной ситуации. И это для человека спасение. И в духовном смысле, и даже в бытовом зачастую.

Язык выявляет духовное состояние человека даже тогда, когда сам человек бы этого не хотел. Потому что полноценное слово, духовно наполненная речь возможны лишь в том случае, если жизнь полна. А иначе — иногда незаметно для самого человека — язык начинает работать на восполнение недостающего. На то, чтобы украсть у другого то, что от Бога можно получить даром — стоит лишь обратиться к Нему. Конечно, до убийства при этом может и не дойти, но такие усилия всегда направлены на пролитие крови. Ведь в крови — душа, жизнь, которую так хочется забрать у ближнего. Потому, что своей жизни мало, а обращаться к Тому, Кто может её дать — не хочется. Тогда ведь придётся открыться Ему. Но открыться для падшего человека зачастую означает признаться в собственной несостоятельности. То ли дело отнять чужую жизнь: тут всегда чувствуешь себя сильным. Состоявшимся. Полноценным. Между тем, на самом деле такая отнятая у ближнего жизнь — начало конца. Путь к смерти. И каждая новая отнятая частица чужой жизни — шаг на этом пути. Пути, на который встать зачастую бывает куда легче, чем потом с него сойти.

· Оцениваете ли вы обычно ситуацию с точки зрения заповедей, прежде чем высказаться в ней?

· Что полезного для себя вы вынесли из комментария?

· К каким действиям вас ведет сегодняшний отрывок и комментарий?


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.