Разработчики: к.п.н, старший методист Н.В. Ардашева — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Разработчики: к.п.н, старший методист Н.В. Ардашева

2021-06-24 28
Разработчики: к.п.н, старший методист Н.В. Ардашева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

«Наставничества»

«Школа начинающего преподавателя»

Разработчики: к.п.н, старший методист Н.В. Ардашева

Преподаватель Л.П. Ковалева

 

 

 

Кемерово 2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка.. 3

2. Концептуальное обоснование программы.. 6

3. Анализ исходной ситуации. 8

4. Этапы разработки программы.. 12

5. Содержание программы.. 10

6. Заключение. 19

Приложение 1. Анкета для опроса преподавателей ………………………….22

Приложение 2. Диагностическая тестовая карта оценки профессионального роста педагога……………………………………………………………………23

Приложение 3. Педагогический тренинг «Эффективный преподаватель»..24

Приложение 4. Положение о наставничестве в ГПОУ ККСТ………………37

 

 

Пояснительная записка

 

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.

Внедрение программы наставничества «Школа начинающего преподавателя» в ГПОУ «ККСТ» обеспечивает системность и преемственность наставнических отношений в педагогическом коллективе.

Цель: обеспечение методического сопровождения педагогической деятельности начинающих преподавателей, раскрытие индивидуальных педагогических способностей, формирование потребности в постоянном профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании.

Задачи:

- дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего преподавателя;

- повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

- организовать взаимодействие между начинающими и опытными преподавателями с целью обобщения опыта и внедрения в педагогическую работу начинающих преподавателей современных педагогических технологий;

- содействовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности, повышению квалификации и профессионального роста начинающих преподавателей.

Формы работы: разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Среди них:

-консультирование: групповое и индивидуальное;

-активные методы: коучинг, кейс-метод, мастер-класс, творческая мастерская, педагогический тренинг, круглый стол.

Основные принципы работы с начинающим преподавателем

Принцип гуманизации

Это принцип выражается в гуманности целей, способов, средств управления, в установлении гуманных отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах работы с начинающим специалистом. Сотрудничество, сотворчество превалирует над управленческими воздействиями, утверждая субъект - субъектные отношения.

Принцип индивидуализации

В основе данного принципа лежит признание факта уникальности и неповторимости пути развития каждого преподавателя. Это, в свою очередь, предполагает сочетание нерегламентированных, творческих видов деятельности с фундаментальной гуманистической подготовкой начинающего специалиста и конструирования на их основе своего собственного профиля образования.

Деятельностный принцип

Начинающий преподаватель участвует в работе «Школы начинающего преподавателя» в роли исследователя, делится опытом по результатам практических занятий, изучает теоретический материал и представляет его на занятиях школы. Данный принцип определяет выбор средств и спо­собов достижения цели, а так же тактику профессионального совершенствова­ния начинающего преподавателя.

Сроки реализации программы Школы начинающего преподавателя - два года (2019-2020, 2020-2021 уч.гг.)

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Адаптация начинающих преподавателей в образовательном учреждении (знание и применение в работе локальных актов, устава ПОО, участие в работе творческих групп, организация и проведение совместных с другими преподавателями мероприятий, организация и проведение педагогической деятельности в ПОО без посторонней помощи);

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии (активное участие в профессиональных конкурса, НПК, трансляция педагогического и психологического опыта на открытых уроках, заседаниях ЦМК, педагогических, методических советах;

3. Разработка учебно-методического комплекса учебных дисциплин, профессионального модуля (УМК) начинающими преподавателями;

4. Совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся (организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся, проведение учебных исследований);

5. Использование в педагогической работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;

 

Анализ исходной ситуации

Современное общество нуждается в специалистах высокой квалификации, готовых к профессиональному развитию, мотивированных на активную педагогическую деятельность и мобильно реагирующих на происходящие изменения. Эффективность функционирования и развития профессиональной образовательной организации также зависит от многих причин и, в первую очередь, от уровня квалификации педагогических кадров.

Молодой специалист или преподаватель, пришедший в профессиональную образовательную организацию из других сфер деятельности, нуждается в оказании профессиональной помощи при профессиональной адаптации. В данной ситуации администрация организации и педагогический коллектив должны оказать поддержку и целенаправленную помощь новому специалисту. Начинающие преподаватели, решая проблемы своего профессионального становления, предпочитают свободу выбора, возможность самостоятельного творчества и поиска. Исходя из этого, было принято решение о создании Школы начинающего преподавателя. Школа ориентирована на индивидуальные и коллективные способы теоретической подготовки преподавателя и реализацию её в практической деятельности путём организации сотрудничества всех членов педагогического коллектива. Работа, связанная с профессиональной адаптацией преподавателя, приносит максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы её будут связаны с проблемами начинающих преподавателей. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью анкетирования, проводится обязательно на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

Новизна заключается в разработке комплексно-целевой программы Школы начинающего преподавателя профессиональной образовательной организации с использованием дифференцированного, индивидуального подхода к начинающим преподавателям. Как показала диагностика, участники школы, преподаватели, имеющие неодинаковый педагогический опыт, имеют различные профессиональные затруднения. Поэтому разработаны два блока программы: инвариантный и вариативный. Инвариантный блок программы «Школа начинающего преподавателя» рассчитан для всех участников школы, а вариативный блок только для определенных начинающих преподавателей, имеющих затруднения в преподавательской деятельности.

В практике работы Государственного профессионального образовательного учреждения «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова сложилась следующая работа «Школы начинающего преподавателя:

- участие начинающих преподавателей на занятиях инвариантного и вариативного блока программы (педагогический тренинг, семинары, практические занятия, круглый стол и т.д.);

- работа с наставником (опытным преподавателем техникума);

- участие в работе педагогических, методических советах техникума, городских методических объединений преподавателей, семинаров по темам совершенствования педагогического мастерства;

- представление результатов педагогического опыта в «Педагогическую копилку техникума», на профессиональные конкурсы, конференции и т.д.

В Государственном профессиональном образовательном учреждении «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова осуществляется подготовка специалистов среднего звена по 22 специальностям 08.02.04 Водоснабжение и водоотведение, 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения, 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома, 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования, 27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительства, 27.02.07 Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям) и подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 08.01.26 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства. Подготовку специалистов для жилищно-коммунального хозяйства Кузбасса в этом учебном году осуществляют 66 педагогических работников. Все преподаватели в течение трех лет прошли курсы повышения квалификации, преподаватели профессионального цикла имеют стажировки. В образовательном учреждении работают 5 кандидатов наук, 5 почетных работника СПО и НПО, Министерскими грамотами награждены 8 преподавателей, 6 работников награждены медалями Кемеровской области. За последние три года наблюдается омоложение (обновление) педагогического коллектива, увеличилось количество преподавателей до 25 лет (с 2% до 8%), с 35 до 39 лет (с 5% до 9%). Уменьшается количество преподавателей пенсионного возраста (с 14% до 8%).

В 2019 – 2020 уч.г. педагогический коллектив техникума составлял 51 преподавателей, из них 10 преподавателей являлись начинающими преподавателями,  2 преподаватель работал в высшей школе, 1 преподаватель в среднем профессиональном образовании, 3 молодых специалиста, 4 преподавателя работали не по профессии от 3 до 5 лет.

В 2020-2021 уч.г. педагогический коллектив техникума составляет  преподавателей, из них 15 преподавателей являлись начинающими преподавателями,  3 преподавателя работали в высшей школе, 2 преподавателя после отпуска по уходу за ребенком (отсутствовали 3 года), 2 преподаватель в среднем профессиональном образовании, 4 молодых специалиста, 4 преподавателя работали не по профессии от 3 до 5 лет.

Анализ проведенного анкетирования внутри техникума  (Приложение 1) выявил следующие результаты. В таблице 1.

Показатели диагностики

Входной контроль начинающих преподавателей

Промежуточный контроль начинающих преподавателей

  2019-2020 уч.г. 2020-2021 уч.г. 2019-2020 уч.г. 2020-2021 уч.г.
знания о внутреннем распорядке ПОО, локальных актах, уставе ПОО   0 чел.   0 чел. 10 чел. 13 чел.
умения разрабатывать планирующую и методическую документацию в соответствии с требованиями установленными в ПОО   0 чел.   2 чел.   10 чел.   4 чел.
знания и умения внедрять современные педагогические технологии в образовательный процесс   0 чел.   6 чел. 8 чел. 8 чел.
умения составлять контрольно-оценочные средства по учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями установленными в ПОО 0 чел. 2 чел. 10 чел. 4 чел.
уметь организовывать самостоятельную работу обучающихся на уроке 0 чел. 3 чел. 8 чел. 5 чел.
готовность участвовать в конкурсах, конференциях 0 чел. 5 чел. 7 чел. 6 чел.
уметь организовывать научно, учебно-исследовательскую деятельность обучающихся 0 чел. 6 чел. 9 чел. 6 чел.
уметь заполнять документы (учебные журналы, журналы самостоятельной работы, экзаменационные материалы) 0 чел. 0 чел. 10 чел. 15 чел.

 

Диагностика результатов анкетирования показала, что преподаватели высшей школы умеют планировать аудиторные занятия, организуют самостоятельную работу обучающихся на аудиторных занятиях, используя активные методы обучения, применяют дифференцированный и индивидуальный подход при организации контроля и самоконтроля обучающихся. У преподавателей высшей школы имеются трудности при организации внеаудиторных мероприятий по преподаваемым дисциплинам. Также преподаватели не умеют разрабатывать планирующую и методическую документацию, заполнять учебную документацию.

Начинающие преподаватели, не работающие в образовании или прервавшие педагогический стаж работы, имеют трудности при планировании аудиторных занятий, организации самостоятельной работы, контроля и самоконтроля обучающихся. Они также имеют сложности при разработке планирующей и методической документации.

Участники школы начинающего преподавателя были поделены на две группы: опытные преподаватели высшей школы и начинающие преподаватели.  Все начинающие преподаватели участвуют в работе занятий школы инвариантного блока, занятия вариативного блока выделены отдельно для каждой группы начинающих преподавателей. 

 

Содержание программы

«Школа начинающего педагога» представляет собой постоянно действующую форму повышения методической грамотности начинающего педагога: адаптационная работа, мониторинговые исследования, сопровождение начинающего педагога, организация профессиональной коммуникации. Реализация программы будет осуществляться путем организации различных форм методической работы: семинары, педагогический тренинг, практические занятия, круглые столы, консультации, анкетирование, самообразование и индивидуальной работы преподавателей-наставников с начинающими преподавателями. Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в четырех направлениях: 

Первое направление: мониторинг «Теоретические знания и профессиональные умения педагога» - отслеживание 2 раза в течение года (на начало и конец обучения) результатов деятельности педагога по следующим направлениям: знание методики преподавания; умение анализировать; знание особенности подростковой психологии; умения использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся; обновление методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей. Результаты анкетирования помогают выявить, какие проблемы возникли в процессе работы, каких успехов достиг преподаватель, какую методическую помощь ему необходимо оказать. На основании этих результатов составляется индивидуальный план самообразования.

Второе направление: адаптация - знакомство преподавателей с нормативными актами техникума, методическими материалами по направлению деятельности, планами учебной, методической, воспитательной работы, документацией, основными требованиями по её ведению. Главное на данном этапе - помочь преподавателю разобраться во всех тонкостях общения между членами педагогического коллектива и обучающихся, работы с документацией.

Третье направление: сопровождение начинающего преподавателя. Хорошо спланированная система наставничества, развитие уверенности в себе, умения организовать учебную группу. Работу преподавателей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие преподаватели. Они составляют индивидуальный план работы с начинающим педагогом. Такая работа ведется наставниками в период между занятиями Школы начинающего преподавателя.

Четвертое направление: самостоятельная работа по профессиональному становлению преподавателей, методисты организуют индивидуальное планирование самостоятельной работы преподавателей по развитию профессионального мастерства, определяют формы работы.

Варианты взаимодействия преподавателя (наставляемого) и преподавателя (наставника)

Вариант взаимодействия: «опытный педагог – молодой специалист». Для реализации задач предусматривается следующий тип наставника: Наставник-консультант – создает условия для адаптации и реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу молодого специалиста.

Наставник может иметь одновременно не более двух наставляемых молодых специалистов.

Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника:

 · высокий уровень профессиональной подготовки;

· развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

· опыт воспитательной и методической работы;

· стабильные результаты в работе;

 · способность и готовность делиться профессиональным опытом;

 · стаж педагогической деятельности не менее 3 лет.

Ожидаемые результаты: - активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; - повышение профессиональной компетентности преподавателя в вопросах педагогики и психологии; - появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов); - участие и результативность участия начинающих преподавателей в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях; - наличие портфолио у каждого начинающего преподавателя; - успешное прохождение процедуры аттестации.

Вариант взаимодействия: «опытный педагог – специалист».

Критерии отбора наставников — это совокупность требований, предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций наставника:

 · высокий уровень профессиональной подготовки;

· развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;

· опыт воспитательной и методической работы;

· стабильные результаты в работе;

 · способность и готовность делиться профессиональным опытом;

 · стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

Ожидаемые результаты: - активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания; - количественное и качественное  увеличение собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов); - участие и результативность участия преподавателей в профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях; - наличие портфолио у каждого преподавателя; - успешное прохождение процедуры аттестации; - представление собственного опыта педагогической работы на методических, педагогических советах.

Содержание программы «Школы начинающего преподавателя»

Первый год работы Школы начинающего преподавателя

Таблица 2

№ п/п задания Мероприятия (направления и содержания деятельности) Срок исполнения Ответственные
1 2 3 4

Инвариантный блок

  1   Адаптация начинающих преподавателей в образовательном учреждении (знакомство с локальными актами техникума по организации образовательного процесса техникума, учебно-методической работе, основными требованиями к работе преподавателя) сентябрь старший методист, заведующий учебной части
2 Педагогический тренинг «Эффективный преподаватель» сентябрь преподаватель Ковалева Л.П.
  3 Практическое занятие №1 «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса» сентябрь методисты, преподаватели - наставники
4 Семинар «Методические требования к современному уроку»  Структура современного занятия: триединая цель (образовательная, развивающая, воспитательная) и конечный результат; типы, формы и методы.  октябрь Методисты, преподаватель Гумбрис О.В.
5   Практическое занятие № 2 «Составление плана урока, технологической карты урока» октябрь методисты, преподаватели
6 Практическое занятие № 3 «Самоанализ урока» ноябрь методисты
7 Практическое занятие № 4 «Разработка методических указаний, рекомендаций» ноябрь старший методист
8 Практическое занятие № 5 Творческая мастерская: разработка контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных средств     декабрь преподаватель Скрыпник Л.Н., старший методист
9  Мастер-класс «Конфликтная ситуация на уроке». Как её избежать? январь педагог-психолог Алексеева И.Б. преподаватель Ковалева Л.П.
10   Обучающий семинар «Современные педагогические технологии» февраль старший методист, методист
11     Семинар «Учебно-методический комплекс начинающего преподавателя»   март старший методист, преподаватели Локтюшкина Л.П., Скрыпник Л.Н.
12   Обучающий семинар «Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся»   апрель старший методист, методист
13 Обучающий семинар «Разработка портфолио» май преподаватели
14 Круглый стол «Педагогический опыт» Участники школы представляют портфолио результатов педагогической работы за учебный год. июнь старший методист, методист, преподаватели

Вариативный блок

  Занятия в I группе участников Занятия во II группе участников 1 Мастер-класс «Организация аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов» Практическое занятие «Разработка методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов» 2  Практическое занятие «Разработка контрольно-измерительных материалов, контрольно-оценочных средств учебных дисциплин и профессиональных модулей» Семинар «Опыт преподавателей техникума по организации самостоятельной работы обучающихся» 3 Семинар «Использование современных педагогических технологий на аудиторных занятиях» Семинар «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока» (опыт преподавателей) 4 Практическое занятие «Разработка электронных методических материалов» Обучающий семинар «Создание электронного УМК дисциплины» 5 Круглый стол «Разработка портфолио преподавателя»   Практическое занятие «Разработка портфолио преподавателя»

Второй год работы Школы начинающего преподавателя

№ п/п задания Мероприятия (направления и содержания деятельности) Срок исполнения Ответственные
1 2 3 4

Инвариантный блок

1   Коучинг занятие «Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности» сентябрь Преподаватель, дипломированный коуч-тренер Марусыка Н.В.  
2 Семинар «Педагогические технологии в педагогической деятельности» октябрь старший методист, преподаватели
3 Мастер-класс «Планирование и проведение открытого урока» ноябрь методисты, преподаватели - наставники
4 Конкурс для начинающих преподавателей «Лучший открытый урок» ноябрь-январь методисты
5   Конкурс методических материалов для начинающих преподавателей «Педагогическая копилка» февраль-апрель методисты, преподаватели
6 Круглый стол «Самопрезентация преподавателя» май методисты

 

Заключение

Контроль за реализацией программы осуществляется на педагогических советах. Итоги реализации программы подводятся на заключительном занятии «Школы повышения педагогического мастерства» в форме «круглого стола», на котором преподаватели представляют творческие отчеты и делятся планами по самообразованию.

Результатом реализации программы школы начинающего преподавателя является повышение их профессиональной компетентности, формирование потребности у преподавателей в непрерывном образовании.

Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей.

Наставник способен стать для наставляемого, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации.

Выделить особую роль наставника в процессе формирования личности представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку.

Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Внедрение программ наставничества в ГПОУ «ККСТ» обеспечит системность и преемственность наставнических отношений и программ. Программа отражает новый этап в развитии техникума. В ней представлены цель, задачи, представлены формы наставничества реализуемые в ГПОУ ККСТ в рамках взаимодействия «Педагог – педагог». 

С программой наставничества ознакомлены кураторы учебных групп, преподаватели, мастера производственного обучения, обучающиеся, родители, представители предприятий реального сектора экономики. Управление программой осуществляет проектный офис: куратор проекта - заместитель директора; руководители форм наставничества - заведующий учебной частью, старший методист, педагог-психолог, социальные педагоги под руководством директора Техникума. Основная функция проектного офиса – определение наставников и наставляемых, обучение наставников, согласование действий наставников и наставляемых по выполнению мероприятий и контроль достижения показателей ее реализации. Программа наставничества является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Ход работы по реализации Программы наставничества анализируется на инструктивно-методических совещаниях. Корректировка Программы и анализ целевых показателей осуществляется в соответствии с положением о реализации целевой модели наставничества в ГПОУ «ККСТ».

 

Приложение

Приложение 1

Профессионального

Роста педагога

Задание: ответьте на вопросы тестовой карты

в – высокий уровень, с – средний уровень, н – низкий уровень

 

 

Теоретические знания и профессиональные умения педагога Начало года Конец года
знания о внутреннем распорядке ПОО, локальных актах, уставе ПОО    
умения разрабатывать планирующую и методическую документацию в соответствии с требованиями установленными в ПОО    
знать и уметь внедрять современные педагогические технологии в образовательный процесс    
умения составлять контрольно-оценочные средства по учебным дисциплинам и профессиональным модулям в соответствии с требованиями установленными в ПОО    
уметь организовывать самостоятельную работу обучающихся на уроке    
готовность участвовать в конкурсах, конференциях    
уметь организовывать научно, учебно-исследовательскую деятельность обучающихся    
уметь заполнять документы (учебные журналы, журналы самостоятельной работы, экзаменационные материалы)    
знания о внутреннем распорядке ПОО, локальных актах, уставе ПОО    

 

 

    Приложение 3

Введение

Модернизация профессионального образования происходит под определяющим воздействием институциональных и структурных изменений рынка труда. Рыночные преобразования изменили не только спрос на рабочую силу, востребовали новые качества человеческого капитала и сформулировали новые образовательные потребности населения.

Накопление знаний, развитие науки, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышают требования к профессиональной квалификации и мобильности каждого работника. Все более смещается акцент в сторону развития его духовных способностей и освоения им общечеловеческих ценностей, что является непременным условием способности к труду. В связи с этим понятие «профессионализм» заменяется понятием «образованность» и «компетентность».

Компетентность преподавателя – это проявленные им на практике стремление и способность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности, осознавая ее социальную значимость и личную ответственность за результаты.

Формирование компетентности преподавателя в области инновационных образовательных технологий на компетентностной основе является вопросом первостепенной важности.

Сегодня продуктивными являются методы, позволяющие организовать образовательный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность студента, его интересы, способности и склонности.

Чтобы быть компетентным, преподаватель должен владеть современными методами и формами обучения и уметь обобщать и распространять собственный опыт.

Одной из эффективных форм распространения педагогического опыта является педагогический тренинг.

   Педагогический тренинг «Эффективный преподаватель» как локальная технология педагогического опыта демонстрирует метод проведения занятия – педагогический тренинг (в дальнейшем «тренинг»). Он состоит из заданий, которые направляют деятельность участников (преподавателей) для решения поставленной проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.

План  Педагогического тренинга «Эффективный преподаватель»

    Педагогический тренинг – как особая форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация формы обучения – тренинг при активном участии всех участников занятия.

Цель: - определение личностных и профессиональных качеств, необходимых преподавателю дляэффективной деятельности и повышения профессиональной компетенции;

 - обеспечение сотрудничества ведущего и педагогов, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества

Наглядные пособия:

· Cлайды (интерактивная доска), раздаточный материал:

· План педагогического тренинга «Эффективный преподаватель»

· План проведения тренинга

 Методы работы:

· работа в малых группах;

· социоконструкция – построение, создание результатов группой; право на ошибку и на внесение корректив;                            

· социализация – самореализация участников путём использования индивидуальных качеств каждого, оценка и коррекция окружающими индивидуальных свойств участников; использование уникальных способностей всех участников мастер-класса, дающих возможность самореализоваться;                            

· афиширование – представление результатов деятельности участников и преподавателя (текстов, схем, проектов решений и др.) и ознакомление с ними;

· разрыв  - внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационным источником; понимание технологии тренинга как инновационного метода обучения;

· рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса, помогающие ведущему преподавателю усовершенствовать конструкции мастер-класса, для дальнейшей работы.

План тренинга по теме «Эффективный преподаватель»

Таблица 4

№ п/ п Время  (мин) Содержание основных методических элементов тренинга Действия, комментарии Примечание
1 3 Начало тренинга Оргмомент Назвать тему, её значение и цель занятия Объяснение правил тренинга  
2 10 1.Вводный этап Разминка группы   «Вы ни за что не поверите…» Общение в парах
 

Ключевой момент «Найди в себе позитив»

3 10 Мини-лекция Роль труда преподавателя Определение понятий «Преподаватель» и «Учитель»  Обсуждение в мини-группах.  
   

Ключевой момент

«Успех техникума зависит от преподавателей

4 15 Мозговой штурм Что вы понимаете под словом Эффективность? «Эффективный преподаватель» Подведение итогов Запись определения  
   

Ключевой момент:

«Волшебная цепочка»: Эффективность – успешность – миссия (цели) – план - действия

5 15 Групповая дискуссия «Вспомните самого успешного, на ваш взгляд, знакомо

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.104 с.