Коррекция волевого развития дошкольника — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Коррекция волевого развития дошкольника

2021-06-23 27
Коррекция волевого развития дошкольника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Коррекция волевого развития происходит в процессе ежедневного непосредственного общения со взрослым.

Рассмотрим коррекционные задания для развития произвольной саморегуляции у детей.

Создание внешних опор (н-р, условных сигналов), помогающих ребенку переключиться с одного действия на другое, можно использовать будильник. «Посмотри на часы. Сейчас стрелка на цифре 1. Ты будешь рисовать до тех пор, пока стрелка не подойдет к цифре 4. Тогда часы зазвонят, и мы поговорим о твоем рисунке».

Наделение функциями контролера, функциями носителя норм и требований любимой игрушки: «Кто к нам пришел? Мишка. Что он говорит? Давай послушаем. Все дети на улице гуляют и Ване пора. Вот Мишка и кофточку нам принес. Посмотри, Миша, как Ванечка сам одевается».

Выполнение простых поручений (или выполнение действий по инструкции). Здесь могут быть разнообразные варианты. «Положи, пожалуйста, ключи на стол». «Дай мне книгу». «Закрой дверь» и т.д.

Выдвижение промежуточных целей. До дома еще далеко, ребенок просится на руки. Взрослый: «Вон там собачка. Пойдем собачку посмотрим. А там голуби, пойдем к голубям. Вот дойдем до деревца и отдохнем. Видишь машину? Давай-ка, кто скорее дойдет до нее? А вот там и домик наш. Все пришли».

Действия в игровом образе (хорошо использовать для выработки у ребенка саморегуляции, переключения внимания). Ребенок бегает по комнате с мячом остановиться не может. Взрослый: «А где же моя «мышка»? Надо сказать ей, что кошка идет, может мышку поймать. Вот «мышка» и обращается к ребенку. Ванечка, ты как «мышка» будешь бегать? Тихонечко, чтобы кошка не услышала. А теперь иди «мышка» в норку, иди к маме, спрячемся в домике, кошка нас не найдет». Ребенок забирается на диван, начинает рассматривать с мамой книжку с картинками. 

Предвосхищение в игре реальных событий (особенно эмоциональных). Ребенку предстоит поступление в д/с.
Это событие разыгрывается сначала с куклой. «Наша кукла Машенька пойдет в д/с. Иди, Машенька, сюда, поздоровайся с ребятами. У тебя будет шкафчик для одежды. Обедать будешь за столиком (сажаем за столик с другими куклами), спать в кроватке (укладывает). У тебя будут друзья. Потом мама за тобой придет». Затем такой же вариант разыгрывается с ребенком. «Покажи, как ты придешь в д/с и поздороваешься, как ты будешь кушать» и т.д.

Совместная выработка правил, заключение договора. Иногда дошкольники начинают сквернословить. Можно договориться «Давай будем играть так: кто скажет плохое слово – у того изо рта выскочит лягушка, а кто скажет хорошее слово – цветок. Посчитаем, у кого будет больше лягушек, а у кого – цветков».

Помощник на кухне (кухня для многих детей – самое интересное и любимое место в квартире). Исполнение реального трудового действия: участие в приготовлении пищи в соответствии со строгими рецептурными правилами. Н-р, печем блины: ребенок сам насыпает муку, наливает молоко, добавляет сахар, размешивает тесто и т.д.

Обязательное поручение. «Ванечка всегда приносит на стол, ложки, хлеб, чашки, всегда поливает цветы, кормит рыбок».

Оказание помощи взрослому. Незаменимость ребенка (то, что может сделать только он). «Приди, пожалуйста, на кухню, надо вымыть баночки, а это можешь сделать только ты, у тебя ручка маленькая, а у меня не получится», «достань, пожалуйста; напомни мне; вдень нитку» и т.д.

Репетиция действий. Ребенку впервые предстоит сходить самостоятельно в магазин, в детский сад, к бабушке и т.д. В результате беседы ребенок должен точно и связно описать последовательность своих действий и мыслей. «Я выйду из дома, поверну за угол, пойду в магазин, посмотрю, какой хлеб лежит на полках, выберу хлеб и т.д. В таком предварительном описании ребенок использует много глаголов, это способствует осознанию своей активности и целенаправленности.

 

Психологическая готовность к обучению в школе - это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства.

Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

§ Умственная;

§ Мотивационная;

§ Эмоционально-волевая готовность;

§ Готовность к общению со сверстниками и с учителем.

Готовность такого ребенка к школьному обучению включает в себя несколько компонентов:

Умственная готовность предполагает:

Ø сформированность предпосылок к учебной деятельности: умение принять задание, инструкцию и самостоятельно руководствоваться ею;

Ø степень владения некоторыми элементарными учебными навыками;

Ø осуществление звукового анализа слова, навыка чтения и подготовленности руки к письму.

Мотивационная готовность, включающая в себя:

Ø наблюдение,

Ø беседу,

Ø познавательный интерес

Ø познавательную активность.

Ø Эмоционально-волевая готовность – основной показатель эмоционально-волевой сферы, к которой относятся:

Ø владение основными правилами поведения,

Ø умение правильно реагировать на оценку выполненного задания,

Ø умение оценивать свою работу и преодолевать трудности.

Сформированность коммуникативной деятельности, к которой относятся:

Ø умение строить свои отношения со сверстниками и новыми взрослыми,

Ø умение удерживать внимание на уроке, уроке общения, адаптация к школе.

Предпосылки к бучению в школе:

o организация и темп деятельности;

o наличие элементарных познавательных интересов и познавательной активности;

o сформированность общих интеллектуальных умений;

o сформированность эмоционально-волевой сферы.

Для того чтобы ребёнок вошёл в новый режим, включился в новую деятельность, важной предпосылкой является организация и темп деятельности. Ребёнок должен уметь вовремя включиться в работу, уметь переключиться с одного задания на другое. Все это формируется в дошкольном возрасте в процессе воспитания и обучения.

Другой необходимой предпосылкой к усвоению школьной программы является наличие у ребёнка с нарушениями интеллекта элементарных познавательных интересов и познавательной активности. Формирование познавательных интересов не сводится к тому, чтобы дать детям определенные знания, умения и навыки. Речь идет о том, чтобы воспитать у них потребность в знаниях и по возможности сформировать способы их приобретения. Развитие интереса к окружающему происходит в разных видах деятельности. Предметная – вводит в мир вещей, знакомит с ролью предмета в предметном мире. Игровая – отражает действия с предметами и человеческие отношения, развитию знаково-символической функции: сначала ребенок замещает недостающие предметы другими, похожими, затем любыми, которым он придает соответствующую функцию, затем просто словами. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию восприятия, представлений, знаний о предмете, закрепленных в речи. Трудовая деятельность начинается с самообслуживания, затем возникает хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

В деятельности формируется необходимая предпосылка к школьному обучению – общие интеллектуальные умения. Постановка и осознание цели, анализ условий и средств ее достижения, выбор способов действий и планирование последовательности выполнения, а также оценка результата – условия деятельности человека. Поэтому они называются общими интеллектуальными умениями, без из овладения школьное обучение оказывается невозможным.

Педагоги и воспитатели должны всегда помнить, что в специальном дошкольном учреждении должен быть в первую очередь установлен здоровый эмоциональный климат – спокойный, доброжелательный, радостный. Надо опираться на личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку, проявлять любовь и ласку, окружать их настоящим вниманием. Но при этом помнить, что ласка не должна переходить в заласкивание, сюсюканье. Создание благоприятного эмоционального климата требует искренности и сдержанности по отношению к детям, без резких переходов от крика к ласке, которые создают у ребёнка неуверенность и тревожность.

Положительный эмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка, требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению, терпения, гибкости.

Бывают случаи, когда педагоги или воспитатели реагируют резкими окриками, запретами, даже наказаниями за поведение, мотивы которого им непонятны. А между тем, если бы внимательно в них разобраться, реакция была бы совсем иной. К примеру, может казаться, что ребёнок из упрямства не хочет выполнить требование воспитателя, на самом деле ребёнок просто не может сделать то, что от него требуют (или, может быть, ему кажется, что не может).

Радость необходима ребенку для нормального мироощущения. Но она не может возникнуть беспричинно. Задача воспитания заключается в том, чтобы радостный эмоциональный фон возникал на подлинной нравственной основе. Мы хорошо знаем, что ребёнок с нарушениями интеллекта может радоваться и тогда, когда он порвал книжку, ударил товарища, отнял у него игрушку. Но такую радость поощрять нельзя. Ребенку необходимо привить умение радоваться достижениям, радоваться тому, что помог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определённые требования и получил заслуженную похвалу. Конечно, такая радость сопряжена с преодолением препятствий, с умением подчинять своё поведение определённым требованиям, т.е. с волевыми процессами. Здесь эмоциональная сфера тесно связана с волевой. Однако волевые процессы не ограничиваются чисто эмоциональными переживаниями, но смыкаются и с познавательной сферой, и с развитием деятельности. В самом деле, для решения познавательной или практической задачи необходимы волевые усилия. Для того чтобы достичь цели в труде, в рисовании, в игре, в приобретении новых знаний, ребёнку необходимо произвольное внимание, достаточно устойчивое, сосредоточенное, нужно умение длительно двигаться к цели, не отвлекаясь, преодолевать трудности, которые встречаются на пути, ошибки. Лишь в этом случае ребёнок с нарушениями интеллекта будет готов к школьному обучению, которое потребует от него и положительного эмоционального настроя, способствующего усвоению знаний, овладению учебным трудом, вхождению в детский коллектив и становлению правильных взаимоотношений со сверстниками и учителями, немалых волевых усилий.

От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребёнка в целом. В специальном дошкольном учреждении дети усваивают моральные нормы, умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, у них складываются навыки поведения в коллективе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.