Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольника в норме и с нарушением интеллекта. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольника в норме и с нарушением интеллекта.

2021-06-23 24
Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольника в норме и с нарушением интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В раннем детстве у ребенка складываются предпосылки раз­вития личности. В дошкольном возрасте под влиянием воздейст­вия взрослых идет усвоение моральных норм, подчинение своих поступков моральным и этическим нормам, форми­рование правильного поведения в коллективе, появляются само­сознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональ­ная и волевая сфера, формируется мотивация деятельности.

В дошкольном возрасте нормально развивающийся ребенок усваивает основные нравственные нормы и приучается действовать в соответствии с ними, у него вырабатываются нрав­ственные привычки, регулирующие его поведение в коллективе. Усвоение нравственных норм и выработка нравственных привычек происходят в разных видах деятельности. Особую роль выполняет при этом игра — первый вид коллективной деятельности ребенка.

Изменяется представление ребенка о самом се­бе, о своем «я»: он начинает правильно представлять себе свои возможности, понимать отношение к нему окружающих. Он начинает оценивать свои достижения и неудачи, прислушивать­ся к тому, как оценивают его поведение другие. У него выраба­тывается адекватная реакция на порицание и одобрение, осно­ванная на правильной самооценке.

Постепенно у старшего дошкольника появляется:

Ø потребность в общении и в оценке окружающих.

Ø осуществляется ов­ладение нравственными нормами,

Ø накапливается социальный опыт появляется чувство стыда (если поступок не соответствует нормам поведения) и гордости (если поступок соответст­вует нормам поведения, особенно если он связан с преодолени­ем известных трудностей или препятствий)

Ø возникает нужда в сопереживании, во взаимопонимании со сто­роны взрослых и сверстников, в их оценке

Ø осуществляется оценивание чужих поступков и личностных качества

Ø возникает общение с другими детьми, в процессе вхождения в детский коллектив (учится соотносить свои действия с действиями других детей, счи­таться не только со своими, но и желаниями других, оценивать поступки сверстников и свои).

В этот период существенно изменяется сама деятельность ребенка, ее содержание и мотивы, побуждающие его к деятельно­сти.

Мотивы деятельности становятся: осознанными и постоянными (ребенка побуждает к деятельности не мгно­венное впечатление от какого-либо объекта или внезапно возник­шего желания, а подлинный интерес к самому объекту, к дейст­вию, которое можно с ним производить).

Среди мотивов важное место начинают зани­мать познавательные интересы.

Возни­кают социальные мотивы, которые регулируют поведение ребенка. Он начинает действовать соответственно требованиям общества, стремится выполнять обязанности: быстро одеваться, ежедневно заниматься зарядкой, убирать на место игрушки и т.п.

Большое место занимают в дошкольном возрасте мотивы, свя­занные с повышением интереса детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослый.

Другая группа мотивов, кото­рые выделяются у дошкольников, — это игровые.

Сильно влияют на поведение детей-дошкольников мотивы, связанные со стремлением к контактам со взрослыми и сверстниками и мотивы самолюбия, самоутверждения. Последние могут приводить к отрицательным проявлениям лич­ности — капризам, упрямству.

В дошкольном возрасте интенсивно формируется также эмоционально-волевая сфера. Ребенок начинает управлять своим поведением произвольно. Это связано с биологическими и социальными изменениями, происходящими в дошкольном воз­расте. В этом возрасте у ребенка формируются тормоз­ные процессы, позволяющие ему произвольно управлять своими реакциями. Одновременно появляется и потребность в произ­вольном управлении поведением в связи с усвоением морально-этических норм.

У детей в норме появляется возможность преодолевать посильные трудности, их поведение становится целенаправленным, они стремятся и могут доводить начатое дело до конца, даже если оно оказывается нелегким. Стремясь получить нужный ре­зультат в деятельности, ребенок-дошкольник может работать до­статочно длительно и целенаправленно.

Появляется возможность соподчинения мотивов — ребенок старшего дошкольного возраста может подавлять непосредствен­ные желания, начинают преобладать обдуманные действия над импульсивными. Соподчине­ние мотивов является одним из важнейших новообразований в развитии личности дошкольников.

Большое значение для формирования целенаправленных дей­ствий, для организации деятельности в целом получает регули­рующая роль речи.

У ребенка в раннем детстве с нарушениями интеллекта не складываются те предпосылки к развитию личности, которые обеспечивают формирование личности у нормально развиваю­щегося дошкольника. Такие предпосылки только начинают возни­кать в дошкольном возрасте. Личность ребенка с нарушениями интеллекта формируется с большими отклоне­ниями в сроках и темпах развития. Складывается иное соотношение разных сторон личностного раз­вития ребенка.

К началу дошкольного возраста, когда у детей в норме на базе кризиса 3 лет начинает развиваться самосознание, появляются волевые проявления, у детей с нарушениями интеллекта лично­стные проявления не появляются. Их поведение оказывается непроизвольным, «полевым».

Ребенок пытается ориентироваться на взрослого, но он не может в ходе общения усвоить нормы поведения и понять их смысл. Такое усвоение не происходит в ходе дея­тельности, так как у него к началу дошкольного возраста деятельности прак­тически нет. После 4 лет, когда у детей с нарушениями интеллекта начинает развиваться интерес к окружающему, формируются действия с предметами, появляется желание подчиняться взрослому, можно наблюдать у них возникновение первых проявлений самосознания, отделения сво­его «Я», которое находит выражение в негативных реакциях на замечания, порицания, на неудачу. Систематические пережива­ния неуспеха ведут к формированию патологических черт лич­ности — к отказу от всякой деятельности, пассивности, замкну­тости или заискиванию.

Общение у детей с нару­шениями интеллекта со взрослым и коллек­тивом сверстников складывается своеобразно. Отсутствие средств общения, речевых и не­речевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что дети с нарушениями интеллекта оказываются отверженными среди сверстников. Желание самоутвердиться приобретает патологи­ческие формы — дети становятся агрессивными. Такое поведе­ние может представлять собой искаженные фор­мы общения.

В элементарной деятельности необученных детей с нарушениями интеллекта наблюдаются самые примитивные моти­вы — интерес к внешнему виду игрушки, подчинение требованию взрослого, интерес к процессу деятельности.

Познавательные мотивы снижены.

Социальные мотивы оказываются более сформированными. Ребенок с нару­шениями интеллекта живет в определенной социальной среде, в мире, где каждый предмет создан человеком и имеет свое функ­циональное назначение и общественно выработанный способ употребления. Ребенок с нарушениями интеллекта вы­нужден пользоваться этими предметами, удовлетворять требования общества по отношению к поведению, общению т.д. Под влиянием требований окружаю­щих в дошкольном возрасте начинают формироваться навыки самообслуживания, правильного поведения в общественных ме­стах. Как реагирует на эти требования ребенок, зависит от усло­вий воспитания. В тех случаях, когда взрослые идут по линии наименьшего сопротивления — одевают, кормят ребенка, вы­полняют его капризы на улице, в транспорте, в гостях, чтобы не вызвать отрицательной реакции окружающих, ребенок приобретает нежелатель­ные наслоения в характере — не ощущает требований общества, становится деспотом эгоистом, полным иждивенцем сначала для семьи, а затем и для общества. Там же, где детям с нарушениями интеллекта предъявляются опреде­ленные требования, примерно к 4—5 годам появляется направ­ленность на усвоение общественного опыта, желание выполнять социальные требования.

Дети с нарушениями интеллекта ощущают свои промахи и неудачи и не остаются к ним равнодушными. Во многих случаях они переживают свои ошибки, у них могут возникнуть реакции на неудачу. Очень распространены у детей с нарушениями интеллекта приспособления к требованиям, кото­рые предъявляют к ним окружающие  — возникает эхолалическое повторение жестов и слов без понимания и смысла.

Существенных изменений в характере мотивов у детей с нарушением интеллекта без целенаправленной коррекционной работы не отмечается до конца дошкольного возраста.

Не происходит вне обучения существенных изменений в состоянии эмоционально-волевой сферы:

Ø наблюдаются трудности в регуляции поведения,

Ø не возникает потребность в произвольном управлении поведением.

Ø действия нецеленаправленными,

Ø нет желания преодо­левать посильные трудности.

Ø не всегда могут оценить труд­ность нового, не встречающегося в их опыте задания, и поэтому не отказываются от выполнения новых видов деятельности. Но, если им дается задание, которое они уже пытались выполнить и потерпели при этом неудачу, они часто отказываются дейст­вовать, не стремятся довести начатое, отказываясь от него при малейшей трудности.

У детей с нарушениями интеллекта не наблюдается со­подчинения мотивов; импульсивные действия, сиюминутные же­лания — преобладающие мотивы их поведения. Наряду с этим речь взрослого может организовать деятельность дошкольника с нарушениями интеллекта, направить ее, регулировать процесс деятельности и поведение ребенка.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.