Организационные формы работы с родителями. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организационные формы работы с родителями.

2021-06-23 26
Организационные формы работы с родителями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родители играют исключительно важную роль в жизни ребенка. На них ложится вся ответственность за его развитие. Необходимым звеном всей системы коррекционно-педагогической работы должно стать активное участие в ней семьи, поэтому задача специалистов обучать родителей способам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, помочь им выбрать оптимальное направление работы и познакомить их с ее содержанием.

Известно, что формирование высшей психической деятельности ребенка происходит в ходе его культурно-исторического развития (Л,С,Выготский, 1983). В большей мере особенности социального развития ребенка определяет первый и важнейший социально-педагогический институт – семья. Именно в семье определяется социальная ситуация развития и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через систему отношений ребенка с близкими,.

Полная реализация целей коррекции достигается через изменение жизненных отношений ребенка с отклонениями в развитии к себе и миру, что требует от взрослых целенаправленных усилий. 

Наука и практика показывают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий в ДОУ не гарантирует переноса позитивных сдвигов в реальную жизнедеятельность ребенка. Условием закрепления достигнутого является активное взаимодействие педагогов с близкими ребенку взрослыми, которые должны быть обучены адекватным способам коммуникации и осведомлены о возможностях развития ребенка и о способах их активизации.

В работе с родителями применяются

ü групповые,

ü индивидуальные формы работы.

Видом взаимодействия с родителями являются ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения зависит от уровня их подготовки, важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступающих врачей, дефектологов, социальных работников, ученых и практиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания должно быть четко оговорено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собраний, согласованная со всеми специалистами дошкольного учреждения, должна быть вывешена на стенде, посвященном работе с родителями.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп проводятся 2 – 3 раза в год, которые проводятся по возрастным параллелям:

ü для родителей детей раннего возраста,

ü для родителей, воспитывающих младших дошкольников,

ü для родителей старших дошкольников.

В начале учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с:

Ø общей организацией коррекционно-педагогической работы в ДОУ

Ø с ролью родителей в воспитании ребенка с отклонениями в развитии,

Ø с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями.

Каждое родительское собрание необходимо завершать подведением итогов и конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской подготовки и реально ими выполнимы.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:

1. Закономерности психического развития жизни детей первого, второго, третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.

2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.

3. Культура быта и ее значение в психофизическом развитии ребенка.

4. Игрушка как средство психического развития ребенка.

5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

7. Что и как читать маленькому ребенку.

8. Ребенок и музыка.

9. Маленький художник. и т.д.

Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний как:

1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

2. Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.

3. Развитие памяти у детей.

4. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родителей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.

5. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.

6. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Меры профилактики простудных заболеваний.

7. Агрессивное поведение у детей, его коррекция средствами семейного воспитания.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего дошкольного возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:

1. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.

2. Профилактика детских неврозов.

3. друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей.

4. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.

5. Подготовка ребенка к школе.

На родительских собраниях демонстрируются фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопровождая их комментариями специалистов, приводится конкретные примеры из жизни детей группы. Важно помнить, что сотрудник ДОУ может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без указания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

Ø совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

Ø анализ причин незначительного продвижения в развитии отдельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;

Ø индивидуальное проведение практикумов по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Важным условием работы с родителями является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентацией на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как семинары-практикумы,, тематические консультации, психологические тренинги, «Школа молодого родителя» и др.

Семинары-практикумы посвящаются одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, н-р, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, им рассказывают о том, как направить всю семейную жизнь на активизацию познавательной деятельности детей.

Родительские тренинги предназначены для наиболее подготовленных родителей, которые понимают, что помочь ребенку можно только в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги должен проводить квалифицированный психолог. Они могут иметь форму контакт-группы, группы-психодрамы, арттерапии, тренинга личностного роста и т.д.

«Школа молодого родителя» сочетает в себе все вышеназванные аспекты и в целом направлена на повышение родительской компетентности и социально-педагогической грамотности членов семей, дети из которых посещают специализированное дошкольное учреждение.

 При всем разнообразии форм проведения этой работы с родителями главными остаются следующие принципы:

§ систематичность проведения мероприятий;

§ целевое планирование мероприятий;

§ учет родительских запросов при определении тематики;

§ ориентированность на конечную цель;

§ учет родительских, социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия;

§ наличие конкретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведение мероприятий.

 

 

Зависимость эффективности лечебно-педагогических коррекционных и развивающих мероприятий от сотрудничества специалис­тов и родителей

 

Несмотря на современные социальные и экономические проблемы, возрастает роль семьи в воспитании и коррекционном обучении детей с отклонениями в развитии. Все чаще родители сами, иногда с участием специалиста, изъявляют желание заниматься воспитанием своего ребенка и часто являются инициаторами к изменению организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии, содержание и методы дошкольной коррекционной педагогики становятся более вариативными.

Для ребенка семья является первым и главным социальным институтом, т.к. именно в семье создаются необходимые условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом. На современном этапе развития консультативно-диагностической службы работа специалистов должна быть направлена на пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в семье.

Осуществляя консультативную работу важно ориентировать родителей на создание оптимальных педагогических условий для воспитания и адекватных способов взаимодействия взрослых с ребенком.

Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина (2008) выделяют в ходе психолого-педагогического консультирования ребенка с отклонением развития и его родителей следующие задачи:

Ø выявить возрастные и индивидуальные особенности в развитии ребенка;

Ø определить причину первичных и вторичных отклонений в развитии;

Ø выявить позицию родителей по отношению к ребенку;

Ø способы взаимодействия родителей со своим ребенком;

Ø организовать педагогическую помощь родителям;

Ø оказать психологическую помощь в разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

Ø повысить уровень компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

Ø обосновать педагогический прогноз;

Ø определить тип образовательного дошкольного учреждения;

Ø разработать индивидуальную коррекционную программу воспитания и обучения [ 6 ].

Работа специалистов с семьей начинается с момента обнаружения у ребенка физического и/или психического нарушения и осуществляется в:

ü стационарах,

ü центрах раннего вмешательства,

ü абилитационных и реабилитационных медико-педагогических центрах,

ü отделениях детских поликлиник,

ü группы кратковременного пребывания при специальных и комбинированного вида дошкольных образовательных учреждениях.

В условиях стационара детям оказывается ранняя комплексная помощь специалистов: педиатра, невропатолога, врачей ЛФК, педагога-дефектолога, психолога, социального педагога и др.

Педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком и с последующим включением матери в этот процесс, оказывает поддержку матери и другим членам семьи.

На начальном этапе важное значение имеет помощь матери в осознании ее роли в выделении у ребенка поведенческих ориентиров в период бодрствования. Для этого педагог в присутствии матери проводит с ним игры и упражнения, направленные на развитие эмоционального общения, ориентировочных реакций и определенных движений. Такие упражнения способствуют формированию зрительно-двигательных, слуховых координаций и тактильных ощущений. Педагог объясняет матери конкретную задачу каждого занятия с ребенком, корригирует характер общения и взаимодействия матери с ребенком, обучает мать умению наблюдать за поведением и реакциями ребенка в разных ситуациях.

После выписки ребенка из стационара организуется медико- педагогическое его сопровождение на базе детской поликлиники, где проводится систематическое консультирование младенца и его семьи.

При уточнении биологического нарушения и определении образовательных потребностей малышей (по заключению ПМПК) коррекционная поддержка ребенку осуществляется в группах кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида (Письмо от 29.06.99 № 129/23 - 16 Правительства РФ).

В таких группах создаются специальные условия для формирования возрастных новообразований:

ü адекватные способы общения взрослых с ребенком;

ü предметно-развивающая среда;

ü материально-техническое оснащение;

ü разработка индивидуальной программы обучения и развития ребенка.

В практике ранней помощи детям используются такие формы работы как

ü консультативно-рекомендательная,

ü лекционно-просветительская,

ü практические занятия с родителями,

ü родительские конференции,

ü детские утренники и праздники и др.

В содержание работы педагога-дефектолога входит:

ü обучение родителей приемам, способствующим установлению эмоционального контакта с ребенком (поглаживания, поцелуи, обнимания, прижимание и т.д.);

ü приемам эмоционально-речевого воздействия (изменение интонации, высоты и модуляции голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, песенок, подвижных игр с речевым сопровождение и т.д.);

ü приемам, привлекающим внимание ребенка (сюрпризы, музыкальные игрушки, кукла «би-ба-бо» и т.д.);

ü приемам отсроченного речевого сопровождения.

Использование различных потешек, колыбельных песенок и стихов можно применять для установления эмоционального контакта ребенка со взрослым. Педагог демонстрирует родителям, как можно включить их в повседневную жизнь.

Консультативная помощь родителям осуществляется в знакомстве их с этапами и закономерностями психофизического развития здорового ребенка. Важно объяснить значение режима дня для организации деятельности детей в семье. Родителей знакомят с приемами формирования навыков самообслуживания и опрятности у ребенка в различные возрастные периоды, а также с видами игрушек и игр, их называнием, ролью в жизни ребенка.

Важное значение для развития ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет совместная деятельность взрослого и ребенка, т.к. на этой основе возникает и речевое взаимодействие. Педагог должен обучить родителей способам передачи общественного опыта.

Необходимо прислушиваться к мнению родителей, доверять им, создавать условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья, так как именно семья является первым социальным институтом.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.