Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта.

2021-06-23 31
Методы, приемы, средства и формы воспитания и обучения дошкольников с нарушением интеллекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Метод (от греч. methodos) – путь к цели, способ действий или поведения.

Метод обучения – это способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, способы и виды деятельности воспитуемых.

Методический прием – частное проявление метода, его конкретные элементы. Чем больше и разнообразнее число приемов, составляющих метод, тем успешнее решаются коррекционно-развивающие задачи. Различия между методом и методическим приемом заключается в том, что метод направлен на решение учебной задачи в целом, а прием на решение частной задачи и по отношению к методу он носит подчиненный характер.

Средства воспитания и обучения являются частью педагогической системы, т.к. они являются источниками получения знаний и формирования умений. К средствам обучения и воспитания дошкольников относят различные пособия, материалы, технические средства, оборудование, реальные объекты и сооружения. 

Традиционно существуют простые и сложные средства обучения и воспитания.

К простым средствам относят:

ü словесные тексты,

ü визуально-реальные предметы,

ü модели и картинки.

К сложным:

ü механические визуальные приборы,

ü аудио- и видеоаппаратуру,

ü компьютеры, телевизоры

ü различные технические средства.

Методы, приемы и средства настолько взаимосвязаны в воспитательном процессе, что практически невозможно провести между ними границу.

Выбор метода обучения зависит от цели и содержания предстоящего занятия.

В современной педагогике нет единой общепринятой классификации методов обучения. Методы специальной педагогики в основном совпадают с теми, которые применяет общая дошкольная педагогика. Но сами методы и их сочетание видоизменяются и дополнятся в соответствии с задачами коррекционно-воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях и особенностями развития умственно отсталых детей.

По характеру способов деятельности ребенка в процессе обучения в дошкольной олигофренопедагогике рассматривается использование:

Ø наглядных,

Ø словесных,

Ø практических

Ø игровых методов.

Словесные методы включают в себя:

· словесную инструкцию,

· рассказ педагога,

· беседу,

· сообщение,

· объяснение педагога,

· описание события (чтение художественной литературы).

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу и указывать пути ее решения. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. В работе с детьми д/в при формировании первоначальных представлений об окружающем мире, словесные методы необходимо сочетать с наглядными (показ предметов и их изображений).

Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной форме излагать учебный материал. Рассказ относится к эмоциональным методам словесного обучения. Свободное владение учебным материалом дает возможность педагогу непринужденно общаться с детьми, использовать жест, мимику, речевые выразительные средства.

Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеется некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. Участие в беседе прививает детям такие полезные навыки как умений слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано. Беседа – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать могут все участники беседы.

По содержанию различают два вида бесед: 

ü этические беседы (проводят с детьми старшего дошкольного возраста);

ü познавательные (начиная со средней группы).

По дидактическим целям выделяют беседы:

ü вводные (водная беседа готовит детей к предстоящей деятельности, наблюдению);

ü обобщающие (итоговые) (проводится с целью систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме).

 

Чтение художественной литературы. Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития психических процессов (памяти, мышления, воображения). Чтение художественных произведений с учебной целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований:

Ø произведения подбираются ценные в воспитательном отношении;

Ø должны соответствовать возрасту и уровню развития детей;

Ø осуществляется подготовка детей к восприятию произведения краткой беседой;

Ø продумывается сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными

Ø проводится после чтения беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.

В процессе обучения используются словесные приемы:

o вопросы к детям,

o указание,

o пояснение,

o объяснение,

o педагогическая оценка.

Наглядные методы – это обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух), организация чувственного опыта ребенка.

К группе наглядных методов обучения относят:

· наблюдение,

· демонстрацию наглядных пособий (предметы, картинки, диафильмы, слайды, видеозаписи).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. 

Наблюдения проводят на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами и т.д.), на экскурсиях. В обучении дошкольников наблюдение развивается с постепенным расширением круга наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях ДОУ (кухня, медицинский кабинет и др.), на участке, за пределами д/у.

Соблюдается концентрированность наблюдения, заключающаяся в узнавании объекта при первом знакомстве и последующем выделении существенных признаков при повторных наблюдениях, затем к сравнению и к обобщению.

В обучении дошкольников используются разные виды наблюдений:

Ø кратковременные и длительные,

Ø повторные и сравнительные.

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта (дети учатся сравнивать, различать, выделять существенные признаки).

Сравнительные наблюдения представляют собой особую ценность для развития мыслительной деятельности дошкольников.

В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению, как методу обучения:

§ объект наблюдения должен быть интересен детям, т.к. при наличии интереса формируются отчетливые представления;

§ объект наблюдается условиях, позволяющих выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности наблюдение надо проводить в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке д/с, а не в групповой комнате);

§ намечается цель наблюдения, определяется круг новых знаний, продумывается их связать с опытом детей;

§ усвоенные в процессе наблюдения знания должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре);

§ детям дается целевая установка для наблюдения, обеспечивающая полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);

§ обеспечивается планомерность и последовательность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей, их психофизическими особенностями;

§ наблюдаемый объект сопровождается точным конкретным словом: (точно называть предметы, их признаки, действия).

По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения. Основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов и т.п. – метод обучения дошкольников, позволяющий решать дидактические задачи. 

С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. На картинке можно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые ребенок самостоятельно не может заметить.

ТСО используются для создания динамических наглядных образов.

Простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения не обеспечивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. В связи с этим важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картины.

В обучении детей используются наглядные приемыобучения:

o показ способов действий (показ раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, должен быть четким и точным, каждое движение педагога сопровождается словом: «Делаю лунку, беру осторожно черенок. Осторожно, потому что у него очень тонкие корешки, их легко повредить». Иногда к показу отдельных движений можно привлечь заранее подготовленного воспитанника.

o показ образца (используется в обучении ИЗО деятельности, ручному труду и т.д. В зависимости от уровня знаний воспитанников воспитатель может предложить полный (первичное обучение приемам) или частичный (только новые элементы) образец).

Практические методы – это методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний и умений практический характер. Деятельность детей направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает их свойства, связи, недоступные при непосредственном восприятии.

Ведущими практическими методами обучения являются:

· упражнение,

· элементарные опыты,

· экспериментирование.

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания, применение знаний в действии. Благодаря упражнениям у детей формируются разнообразные умения (учебные, практические). Н-р, чтобы научиться петь, танцевать, рисовать, лепить, необходимо овладеть соответствующими способами действий. Многие упражнения носят предметный характер, т.е. их выполнение требует использования предметов, игрушек, дидактического материала.

Дидактические требования проведения упражнений:

§ постановка перед детьми учебной задачи, ознакомление с предстоящей деятельностью (будем учиться делать из бумаги одежду для куклы, пересаживать растения и т.д.);

§ показ способов выполнения действий с одновременным словесным пояснением;

§ многократное выполнение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, нового предметного оборудования;

§ контроль со стороны педагога для предупреждения закрепления ошибочных способов выполнения задания.

Опыты и экспериментирование. Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, направлены на оказание помощи ребенку в приобретении новых знания о том или ином предмете. Для усвоения некоторых признаков и свойств предметов эффективны поисковые способы действия, направленные на определенный результат.

Н-р, воспитатель организует несложный эксперимент, в процессе которого дошкольники посредством поисковых действий выявляют свойства различных предметов (плавают – тонут): опускают в таз с водой поочередно кнопочку, дощечку, лодочку, гвоздь, предварительно высказывая предположение относительно их способности плавать.

Благодаря поисковым действиям развивается наглядно-действенное мышление. Многие предметы, вещества обладают признаками, воспринимаемыми с помощью органов чувств (цвет, величина, форма, запах) и скрытыми, не поддающимися непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды из одного состояния в другое). Благодаря опытам у детей развивается наблюдательность, умение сравнивать, сопоставлять и т.д.

К практическим методам относятся изобразительная, конструктивная и трудовая деятельности, т.к. связаны с формирование практических умений и навыков - рисованием, лепкой, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений, воспитанием культурно-гигиенических навыков, помощью в быту, уходом за растениями и животными в уголке природы.

Одним из наиболее распространенных методов в дошкольном возрасте является игровой метод обучения и воспитания. Чаще всего при применении игрового метода используются такие компоненты, как действия с игрушками, воображаемые ситуации, ролевое поведение и др. Определяя программное содержание, педагог планирует элементы игр, с помощью которых данное содержание будет усвоено детьми быстрее и эффективнее.

Н-р, рассказывая детям старшей группы об осени, педагог предлагает изобразить воображаемую ситуацию сбора листьев в парке.

Игровой метод может использоваться на различных этапах занятия – для сообщения детям новой информации, для закрепления имеющихся знаний и др. Н-р, дидактические игры используются для активизации, закрепления усвоенных знаний, обобщения и систематизации знаний.

Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение целей воспитания.

По классификации Галины Ивановны Щукиной, методы воспитания можно разделить на 3 группы:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения.

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

Методы формирования сознания личности включают в себя разъяснение, беседу, рассказ, пример.

Эти методы направлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями об окружающей действительности, о нормах и правилах поведения, помогающих правильно вести себя в обществе. Главным инструментом является слово.

Рассказ на этическую тему - убеждающий метод словесно-эмоционального воздействия. Рассказ – это яркое эмоциональное, краткое изложение конкретных фактов и событий, воздействующих на чувства воспитанников. С помощью рассказа дошкольники получают знания о нравственных поступках, о правилах поведения в обществе, учатся отличать хорошее от плохого. Рассказ дает возможность рассматривать свое личное поведение и поведение сверстников. Данный метод требует от воспитателя эмоционального изложения, определенной артистичности. Может сопровождаться показом иллюстраций, прослушиванием музыкальных произведений

Разъяснение как метод воспитания постоянно используется в работе с детьми дошкольного возраста, что связано с низким жизненным опытом, психофизическими особенностями детей д/в. Разъяснение на новых фактах, примерах из литературы, мультфильмов будет эффективным в развитии и воспитании ребенка, чем постоянное морализирование.

Беседа – метод, связанный с диалогом. Лучше проводить с подгруппой, т.к в этом случае все дети могут принять участие в диалоге. Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Любая беседа требует хорошего знания своих воспитанников, их возможностей для участия в диалоге. Нельзя опираться только на этот метод, т.к. дети не имеют достаточного жизненного опыта для осуществления анализа фактов.

Пример, как метод воспитания – это своеобразный наглядный образ, яркий показательный образец, достойный подражания. Ребенок всегда кому-нибудь подражает: старшему брату, более сильному, матери, отцу и т.д. Вначале это подражание бессознательное, а затем ребенок переходит к преднамеренному подражанию. Он может подражать не только положительным качествам других людей, но и отрицательным качествам личности. Велика роль воспитателя в данных ситуациях. Особую роль играет воспитатель, который является примером для ребенка во всех случаях жизни.

Методы организации деятельности, общения, опыта поведения – группа методов воспитания основанная на организации практической деятельности детей и включает такие методы как

· приучение,

· упражнение,

· требование,

· поручение,

· создание воспитывающих ситуаций.

Метод приучения направлен на выполнение детьми определенных действий в целях превращения их в привычные и необходимые способы поведения. Педагог четко определяет, какие привычки поведения необходимо формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка. Детям дается образец выполнения определенных действий (убрать на место игрушки, помыть самостоятельно руки, научиться внимательно слушать и т.п.) Для выработки необходимых действий требуется время и многократные повторения. Приучение связано с контролем со стороны взрослых.

Для детей с отклонениями в развитии при использовании метода приучения необходимо соблюдать охранительный режим:

Ø привлечение специалистов-медиков, психологов, дефектологов;

Ø соблюдение принципов смены видов деятельности;

Ø использование приема переключения на другой тип восприятия информации;

Ø увеличение доли двигательных пауз и физ. минуток в занятии, сокращение времени проведения занятия в случае переутомления ребенка и «мозаичное» восполнение получившихся пробелов в свободное время в процессе практической или игровой деятельности ребенка и т.д.

Метод приучения связан с методом воспитания – упражнением. Упражнение как метод нравственного воспитания предполагает организацию разнообразной деятельности детей, при которой они учатся поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Если метод приучения связан с процессом, действием, то при использовании упражнения требуется понимание детьми значимости выполняемого действия. Система упражнений необходима для формирования привычек правильного поведения. Упражнение в своей основе имеет многократные повторения, закрепление, совершенствование действий.

Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

По форме предъявления различают

o прямые требования (характерна точность, конкретность понятные формулировки и предъявляются решительным тоном);

o косвенные требования (совет, просьба, намек, доверие, одобрение, стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремление ребенка);

o требования-игры (в процессе этих требований дети незаметно выполняют требования взрослого)

По способу предъявления различают требования:

o непосредственные (непосредственным называется требование, с помощью которого педагог добивается от воспитанника нужного поведения).

o опосредованные (опосредованным называются требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем).

Метод поручений требует от ребенка точности, пунктуальности, привычки к организации своей деятельности в любой ситуации. Но если детям с нарушениями интеллекта тяжело сконцентрировать внимание на какой-то деятельности при наличии других интересов, склонностей или негативных реакциях на просьбы взрослого, то лучше использовать метод воспитывающих ситуаций.

Создание воспитывающих ситуаций, как метод воспитания. специально организуется педагогом, когда необходимо поставить ребенка перед фактом выбора поступка (пригласить ли сверстника в игру, поделиться или нет любимой игрушкой, сначала выполнить задание, а потом продолжить игру) и помогает найти правильное решение. Воспитательная ситуация – это всегда наличие выбора, конфликт, борьба внутренних побуждений с нормами поведения. После правильно сделанного выбора ребенку требуется поощрение.

К методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения относятся:

· поощрение,

· наказание,

· соревнование.

Поощрение - это способ положительной оценки поведения ребенка или группы детей. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями: радостью, уверенностью в правильном поведении и поступке. В поощрении нуждаются дети замкнутые, несмелые, робкие. В ДОУ поощрение часто связано с наградой в виде разрешения поиграть с определенной игрушкой или получении дополнительных материалов для игры. При проведении учебного занятия необходимо использовать данный метод. Педагог не должен постоянно хвалить, поощрять одних и тех же детей. Важно знать индивидуальные особенности детей и в полной мере осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании.

Соревнование основано на стремлении детей к соперничеству, поэтому требует знания психологии воспитания, соблюдения ряда условий и требований:

Ø определяются цель и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, создаются условия для проведения соревнования, подведения итогов и награждения победителей;

Ø не должно превращаться в конкуренцию, толкающую ребенка к использованию недопустимых средств;

Ø соревнование должно носить игровую форму и быть привлекательным для дошкольников.

Наказание принято считать дополнительным методом воспитания. Само наказание связано с осуждением отрицательного поступка и отрицательного отношения к той или иной деятельности и направлено на корректирование поведения ребенка.

Главное – наказание не должно вызывать у ребенка страдания, отрицательных эмоций. К видам наказаний относят:

Ø наложение дополнительных обязанностей;

Ø лишение или ограниченные определенных прав;

Ø выражение морального порицания.

К этому методу необходимо относиться осторожно. Нельзя в качестве наказания изолировать ребенка от группы сверстников, осуждать в присутствии других детей, наказывать трудом и едой. Наказание относится к сильнодействующим методам воспитания, и не должно быть орудием мести. Необходим педагогический такт и понимание того, что наказание является крайней мерой и использовать его необходимо в сочетании с другими методами.

 

 

Основной формой организации обучения детей является занятие, организуется и проводится педагогом, который определяет содержание, методику и технологию занятия с различными возрастными группами в соответствии с программой воспитания и обучения.

По дидактическим задачам занятия делятся на группы:

§ занятия усвоения новых знаний, умений;

§ занятия закрепления приобретенных знаний, умений

§ занятия применения умений и знаний (практические занятия)

§ комбинированные (комплексные) занятия.

В настоящее время в основном преобладают комбинированные занятия, на которых одновременно решаются несколько дидактических задач.

По содержанию занятия могут быть интегрированными, т.е. объединять знания из нескольких областей. Н-р, после разучивания стихотворения о зиме дети участвуют в общей аппликационной работе – делают панно «Снежинки» (или под музыку выполняют имитационные движения «Летят снежинки»).

Занятия имеют определенную структуру, которое диктуется содержанием обучения и специальной деятельностью детей:

· организация детей;

· повторение изученного на предыдущих занятиях;

· актуализация чувственного опыта и опорных знаний с целью повторения пройденного и подготовка к восприятию новых знаний;

· сообщение нового материала педагогом, восприятие и первичное осознание его детьми;

· повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний детей под руководством педагога и в самостоятельной деятельности;

· подведение итогов занятия;

· оценка.

В любом занятии выделяют три основные части:

§ вводная,

§ основная

§ заключительная.

Вводная часть предполагает организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.

Основная часть занятия - это умственная и практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определены поставленными задачами. На данном этапе занятия педагог использует приемы индивидуального обучения в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями психического развития каждого ребенка. Минимальная помощь оказывается тем, кто быстрее и лучше справляется с поставленной задачей. Максимальная – детям, которым требуются дополнительные объяснения, показ, помощь педагога. Процесс обучения должен быть оптимизирован, т.е. каждому ребенку создается ситуация успеха.

В заключительной части занятия подводятся итоги и осуществляется оценка результатов учебной деятельности детей. Педагог одобряет детей, хвалит за усердие, выполненную работу, активизирует положительные эмоции. Оценка деятельности детей педагогом, а затем и самими детьми учит ребенка видеть свои успехи, ошибки, осознавать их причины.

Для обучения детей вне занятий используют дидактические и подвижные игры. Обучение дошкольников с интеллектуальными нарушениями осуществляется в процессе подготовки к праздникам и развлечениям, чтения художественной литературы, наблюдения на прогулке.

Специфика обучения в специальных ДОУ заключается в организации учебного процесса.

Принципы построения занятий:

§ частая смена видов деятельности (при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается., что позволяет продуктивно вести занятие);

§ повторяемость программного материала (у.о. дошкольникам требуется большое количество повторений, но оно должно осуществляться в новых ситуациях и на новых предметах);

§ обеспечение переноса полученных знаний на другой материал (способствует возникновению обобщенных представлений о предметах и явлениях окружающего мира);

§ игровая форма занятий.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.