Собор и площадь Св. Петра в Риме — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Собор и площадь Св. Петра в Риме

2021-06-23 37
Собор и площадь Св. Петра в Риме 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Собор Св. Петра в Риме – главная святыня Ватикана[7], самого маленького суверенного государства, расположенного на холме Монте-Ватикано. Об этом холме существует немало легенд, одна их которых повествует о том, что в давние времена на нем, под платанами влюбленные назначали свидания, а вдоль берегов Тибра, несущего тогда чистые как слеза воды, любили прогуливаться почтенные римляне. Наведывались сюда и предсказатели будущего, которые угадывали по звездам судьбу влюбленных. Возможно, тогда жрецы и предсказали, что этот холм, поросший вечнозелеными пиниями, станет вначале центром Римского епископства, а с середины VIII в. – столицей Папского государства.

Собор, которым ежедневно любуются тысячи туристов, обязан своим именем человеку, принявшему в I веке мученическую смерть за свою веру: в 64 году, в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище. Вскоре к могиле святого потянулись паломники, а римский император Константин, признавший христианство, в 326 г. повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику, которая простояла более тысячелетия.

Когда она совсем обветшала, Папа Римский Николай V в 1452 г. решил начать строительство нового собора. Тогда же архитектор Бернардо Росселино составил его проект, правда, так и не осуществленный.

Работы по перестройке собора возобновились лишь в начале XVI в. уже при папе Юлии II, который задумал под куполом собора, над гробницей Св. Петра возвести собственную гробницу. Эту важную работу Юлий II поручил в 1505 г. молодому, но уже достаточно знаменитому скульптору Микеланджело.

Заключение относительно пригодности места, выбранного для установки памятника, должен был дать известный во всей Италии архитектор Донато д’Анджело Браманте. Ознакомившись с проектом Микеланджело, Браманте пришел к выводу о необходимости перестройки всего собора и представил эскизные наброски нового сооружения. Грандиозность замысла настолько увлекла Юлия II, что он, отказавшись от проекта Микеланджело, предложил Браманте осуществить свою идею.

Создавая проект собора, Браманте, у которого, по словам современников, полет фантазии «не имел пределов», задумал соорудить не имевший себе равного во всей мировой архитектуре величественный монументальный памятник, превосходящий постройки Ассирии, Египта и Древнего Рима. «Я установлю Пантеон на своды храма Мира», – говорил Браманте по поводу своего небывалого плана.

Проект Браманте представлял греческий равноконечный крест, с закругленными концами ветвей. Само же здание являло собой композицию больших и малых объемов, которые группировались вокруг центрального крестообразного в плане пространства, перекрытого огромным полусферическим куполом. Ступенчатая композиция и соотношение ее больших и малых частей должны были придавать собору особое величие.

Но великому зодчему не довелось воплотить свои идеи до конца: ко дню его смерти в 1514 г. были возведены лишь четыре средних пилона с опиравшимися на них сводами и часть южной стороны собора.

После Браманте постройка собора не раз переходила из рук в руки, с неизменной переделкой всего проекта. Сначала производство работ было поручено Джулиано да Сангалло и Рафаэлю. Последний не удовлетворился проектом Браманте и предложил свой вариант, по которому равноконечный греческий крест был заменен латинским удлиненным крестом.

Рафаэль умер в 1520 г., и главным архитектором собора Св. Петра был назначен Бальдассаре Перуцци. После его смерти в 1536 г. за дело взялся архитектор Антонио да Сангалло Младший, который посвятил возведению собора последние десять лет своей жизни.

И наконец, в 1547 г. после смерти Сангалло по повелению папы Павла III к постройке собора был привлечен 72-летний Микеланджело. Считая себя скульптором, он долго сопротивлялся и, вспоминая об этом, писал: «Бог свидетель, что я против воли, только благодаря настоянию папы Павла, взялся за постройку собора».

Однако, как и все, что делал Микеланджело, рано или поздно становилось величайшим произведением искусства. Так случилось и с собором Св. Петра, модель которого зодчий сделал всего за 15 дней. Она представляла собой соединение всех частей здания в единый пластический организм, при этом вся масса сооружения приобретала большую невесомость и завершалась огромным куполом, диаметр которого составил 52 метра. Собор вместе с крестом достигал высоты 135 м – размер для того времени просто фантастический.

Особое внимание Микеланджело уделил возведению купола собора. Образно говоря, зодчий стремился создать его таким огромным, чтобы под ним могли укрыться все христианские народы. Возносимый кверху боковыми апсидами, как бы столпившимися вокруг него, купол покоится на барабане с большими окнами, обрамленными спаренными, сильно выступающими колоннами. Это – своего рода зубчатое колесо, проникающее в пространство небосвода. Над барабаном возвышается сам купол, который служит одновременно выражением тяжести массы и, вместе с тем, ее одухотворенности, порыва вверх, подчеркиваемого ребрами.

Купол возносится ввысь в том самом месте, где, по преданию, захоронен апостол Петр. Это идеальный центр самого здания, памятник вселенской идее христианства, символизирующий порыв в заоблачные дали: за «прологом на земле» в виде апостольской гробницы следует «эпилог на небесах» в виде купола.

Микеланджело, который отдал созданию собора последние семнадцать лет своей жизни, суждено было увидеть свое творение в более завершенном виде, чем предыдущим зодчим. К моменту смерти художника собор Св. Петра в основе был уже готов, за исключением куполов, возведенных позже по его же рисункам и моделям. Архитектор Джакомо делла Порта в 1596 г. завершил сооружение большого купола, а Доменико Фонтана разработал план интерьера. Из четырех малых куполов, которые задумал Микеланджело, чтобы подчеркнуть грандиозность центрального, два передних возвел архитектор Виньола, а два других так и не были выстроены.

Собор был освящен в 1590 году. Однако папу Павла V не удовлетворило даже такое огромное здание, и в 1606 г. он заставил Карло Мадерну, архитектора нового стилистического направления – барокко, изменить замысел Браманте и Микеланджело и удлинить здание с запада в сторону Тибра. Что и было осуществлено в 1607–1614 годах. Таким образом, перестройка собора, длившаяся 120 лет, была наконец завершена.

Еще раз освященный 18 ноября 1626 г. папой Урбаном VIII, собор Св. Петра прямо-таки потрясал грандиозностью и пышностью убранства. Арки, своды, массивные пилоны, тяги, карнизы – все сделано с широким размахом и динамизмом. Цветной мрамор, огромные мозаичные картины, лепка, позолота, бронза, множество скульптурных надгробий составляют непревзойденный архитектурный ансамбль.

Собор вмещает несколько десятков тысяч молящихся. О том, что это самая большая церковь мира, красноречиво свидетельствует следующий факт. Вдоль главного нефа в пол вделаны бронзовые отметки с указанием длины самых крупных храмов мира (среди них Миланский, Флорентийский и Лондонский соборы). За последней отметкой остается еще свободное пространство, которое и убеждает в том, что центральный неф собора Св. Петра длиной в 187 м превосходит нефы всех других церквей.

В глубине собора под куполом над главным алтарем, где Папа служит мессу, возвышается бронзовый балдахин высотой 24,9 м, фиксирующий мифологическую могилу апостола Петра. Он выполнен скульптором Лоренцо Бернини из античных стропил портика Пантеона, на что потребовалось более 63 тонн бронзы.

Четыре опоры балдахина, четыре мощные бронзовые витые колонны словно ввинчиваются в пустое пространство, заставляют его вибрировать своим спиральным ритмом и бликами бронзы и золота. За балдахином в глубине аспиды находится богатейший по своей декоративности алтарь, созданный тем же Бернини.

В алтарной части собора, противоположной входу, как бы указывая прорыв в небо, Бернини поместил необъятный ослепительный нимб с ангелами, вливающий в аспиду поток золотого цвета.

Рядом расположена огромная 30-метровая Кафедра Св. Петра – бронзовый Петр сидит на папском престоле и держит в руке ключи от Царствия Небесного.

Считается, что если загадать желание, держась за ступню Петра, оно непременно сбудется. Потому ступни святого побелели и стерлись от многовековых прикосновений верующих.

Во внутреннюю декорацию собора Св. Петра входят, как бы добавляя действующих лиц в спектакль, монументальные надгробия пап, капеллы, монументальные алтари.

Монументальны все скульптуры, начиная с конной статуи Константина в вестибюле и заканчивая огромной Кафедрой Св. Петра в конце главного нефа. Причем, все эти статуи, рельефы надгробия, которые в совокупности могут составить целый музей, здесь выступают в продуманном ансамбле с архитектурой храма и сами являются архитектурными сооружениями.

Как уже говорилось, в соборе и в подземелье находятся многочисленные мраморные и бронзовые надгробия пап – понтифики, восседающие на тронах в окружении добродетелей; коленопреклоненные в молитве; благословляющие; возлежащие на смертном одре. Среди прочих выделяется надгробие папы Александра VII, где позолоченный скелет, приподнимая край желтой мраморной мантии, патетически простирает к беломраморному папе руку с песочными часами.

В правой нише у входа на высоком пьедестале находится творение великого Микеланджело – знаменитая «Пьета» («Оплакивание Христа») – мать держит на коленях мертвое тело сына, пытливо всматриваясь в его лицо. В этой непревзойденной по мастерству скульптуре с огромной силой переданы вся глубина материнской скорби и примирение с необратимостью смерти.

«Пьета» отделена от тех, кто приходит увидеть творение Микеланджело, защитным стеклом. Эта предосторожность не лишняя. В наше время скульптура уже пострадала от рук маньяка, и пришлось потратить немало сил, чтобы восстановить ее.

Собор Св. Петра можно осмотреть весь, что называется, сверху донизу. С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где сохранились остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра.

После завершения строительства собора оказалось, что главный фасад архитектор Карло Мадерна разработал не совсем удачно. Между центральной микеланджеловской частью и продольным кораблем не было единства, да его и трудно было найти из-за подавляющих своей тяжестью четырех огромных пилонов подкупольного пространства.

Это несоответствие в определенной мере было устранено в 1656–1667 гг. тем же Лоренцо Бернини, благодаря спланированной им площади перед собором.

Но прежде чем приступить к самой площади, он завершил проект двух боковых колоколен со стороны фасада, начатый Мадерной. Цель этого проекта – исправить диспропорцию фасада, слишком широкого по отношению к его высоте. Кроме того, две вертикали колоколен должны были обрамлять купол, чтобы он казался ближе и был более слитым с фасадом. Бернини стремился освободить микеланджеловский купол от положения задника, предопределенного удлиненностью корабля. Он реализовал свое намерение, создав эллиптическую колоннаду, повторяющую изогнутую линию купола, которую он как бы перевертывает, открывает словно чашу, расширяет и из круглой превращает ее в эллиптическую, давая последующее расширение пучком радиусов, отходящих от четырех колонн, стоящих в одном ряду в глубине.

Это было поистине гениальное решение. Бернини не только освободил и привел в соразмерность все здание собора, но сделал из античной колоннады огромную площадь, кольцо, соединяющее здание с городом и, в идеале, со всем христианским миром. Колоннада является и аллегорическим образом (простертые руки церкви встречают Вселенную), и первым образцом открытой архитектуры, совершенно сливающейся с воздушным и световым пространством.

Овальная площадь Св. Петра – самая большая в Риме (340×240 м). Она окружена 284 гигантскими четырехрядными 15-метровыми колоннами, над которыми установлены высеченные из камня 164 статуи святых и мучеников. Собственно, это огромный открытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем.

В XVI в. в центре площади был водружен обелиск, доставленный в Рим из Египта еще при римском императоре Калигуле, его вес 330 тонн, а высота более 30 метров. Этот громадный каменный шпиль установили перед собором Св. Петра весной 1586 года. А в XVIII в. по краям площади появились фонтаны. Они выглядят очень эффектно: сверкающие на солнце снопы белой пены, взлетая вверх, с шумом обрушиваются в гранитные чаши бассейнов.

Величественная композиция, созданная Бернини, активно воздействует на человека, словно притягивая и увлекая к собору каждого, вступающего на эту удивительную площадь.

 

Площадь Св. Марка в Венеции

 

Об этой красивейшей в Европе площади говорят, что по ней летают львы, а птицы, то есть голуби, расхаживают с аристократической важностью. Образ вполне уместный, если учесть, что Крылатый лев является геральдическим символом Венеции, а голуби, клюющие корм, покупаемый здесь же туристами, – живое украшение всего архитектурного ансамбля. Согласно одной из древних легенд, голуби были привезены с острова Кипр в Венецию в дар жене дожа. Венецианцы настолько привыкли к ним, что считают их таким же обрамлением прекрасной площади, как и великолепные архитектурные памятники.

Самую посещаемую в мире площадь Св. Марка называют «сердцем Венеции». Здесь находится центр общественной жизни города, место торжественных церемоний, церковных и народных праздников.

История возникновения этого, по словам Наполеона, «красивейшего в мире салона» восходит к той эпохе, когда город-республика был одним из могущественнейших государств Италии. Построенная на 118 островах, соединенных 410 мостиками, Венеция начиная с IX в. была важнейшим пунктом средиземноморской посреднической торговли Западной Европы с Востоком. После Четвертого Крестового похода (1202–1204 гг.) она стала главенствовать на части Балканского полуострова и на островах Восточного Средиземноморья, укрепившись и как город, и как государство. К середине XVI в. в основном было закончено архитектурное формирование главной площади города, получившей имя евангелиста Марка, принявшего мученическую смерть в Александрии.

Раскинувшаяся в длину на 176 м, а в ширину на 82 м, Пьяцца ди Сан-Марко – замкнутое пространство, ее можно назвать огромным залом под открытым небом. Никогда эта площадь не слышала шума автомобиля, и появление его здесь было бы столь же неуместным, как в зале дворца. Сходство с залом придают и уложенные орнаментом каменные плиты мостовой, и окружающие площадь здания с арками, которые озаряются светом многочисленных фонарей.

Одна из главных достопримечательностей площади – красивейший 5-купольный собор Св. Марка, построенный в IX–XI веках. Перед собором вонзается в небо мощная, сложенная из кирпича, квадратная башня колокольни Сан-Марко, которую венецианцы на своем диалекте называют «el patron de casa» – «хозяин дома». Колокольня Сан-Марко – самое высокое сооружение в Венеции – 98,6 метра. Ее венчает сквозная аркада звонницы и остроконечный шатер с фигурой ангела на острие. Простая и величественная колокольня всегда была гордостью венецианцев, и они очень переживали, когда на время лишились своей достопримечательности. В 1902 г. башня внезапно рухнула, и понадобилось десять лет, чтобы ее восстановить.

Это грандиозное строение служило не только колокольней, но и маяком для кораблей, возвращавшихся из дальнего плавания. Днем в лучах солнца сверкал золоченый ангел, ночью наверху башни зажигали сигнальный огонь.

Колокольня послужила и науке. В 1609 г. на ее смотровой площадке Галилео Галилей демонстрировал дожу и членам Синьории изобретенный им телескоп.

На вершину колокольни туристы поднимаются пешком. Со смотровой площадки открывается прекрасная панорама города и лагуны. Здесь можно обозреть всю Венецию, ее каналы и прилегающие территории.

У подножия колокольни архитектором Якопо Сансовино в 1537–1549 гг. была построена небольшая открытая галерея – Лоджетта, где в давние времена размещалась стража Дворца дожей для предупреждения беспорядков во время заседаний Большого Совета. Галерея украшена по фасаду тремя арками, изящными колоннами, статуями, рельефами и балюстрадой.

Монументальная колокольня и грациозная легкая Лоджетта прекрасно уживаются вместе, поскольку Лоджетта ритмом колонн перекликается с аркадой звонницы, органически входит в ансамбль окружающих площадь зданий, также украшенных аркадами и колоннами и уравновешивающих массив вырастающей из их кружева башни колокольни.

Еще один архитектурный шедевр – Башня Часов. Созвучная собору Св. Марка своей нарядностью и красочностью, она украсила площадь в конце XV века. Прямоугольное здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной арке, по углам увенчано белыми пилястрами и завершено мраморной балюстрадой. Башня воспринимается как средняя часть здания, возвышающаяся над пристроенными к ней по обе стороны флигелями. Над монументальной аркой помещен огромный циферблат, где отмечены не только часы, но и лунные фазы, положение Солнца среди знаков зодиака и дни недели. Необычайно сложный механизм был сделан мастером Дж. Паоло Раньери и его сыном. Легенда повествует, будто венецианцы, опасаясь, что мастера могут повторить такое чудо в другом городе, ослепили их.

Над циферблатом в великолепном обрамлении установлена скульптура Мадонны, перед которой в праздник Вознесения каждый час проходят фигуры трех волхвов, предшествуемых трубящим ангелом. Они движутся мимо Мадонны, отдавая ей поклоны. В верхней части башни на звездном фоне сверкает золоченый лев Св. Марка.

Как бы завершая архитектурную композицию этого оригинального сооружения, его верхнюю террасу венчает огромный колокол, в который вот уже несколько столетий два бронзовых стража отбивают молотами каждый час.

Между примыкающими к Башне Часов справа зданиями и боковым фасадом собора Сан-Марко расположена маленькая площадь – Пьяццетта ди Сан-Марко (обычно ее называют просто Пьяццетта). Ее обрамляют здания Дворца дожей и Библиотеки – самого прославленного творения талантливого флорентийского архитектора Якопо Сансовино. В честь создателя Библиотеку часто так и называют – Либрерия Сансовиниана. Уравновешенная и легкая архитектура Библиотеки прекрасно сочетается со своеобразной монументальностью Дворца дожей. Оба здания перекликаются друг с другом аркадами, богатым скульптурным декором, нарядными ажурными карнизами, гармонично оформляя «парадный вход» в город.

Рядом с Библиотекой, со стороны набережной, возвышается построенный тем же Сансовино великолепный Монетный двор (Ла Дзекка), о котором итальянский художник и архитектор Вазари писал, что «он сплошь из железа и камня, так как в нем нет ни куска дерева для полной безопасности от огня. А внутри он подразделен настолько разумно и настолько удобно для обслуживания, что нигде на свете нет монетного двора, обладающего более разумной планировкой и большей прочностью».

Две свободно стоящие колонны из красного мрамора как бы завершают «каменную симфонию», мотивы которой, образно говоря, звучат по всей площади Сан-Марко и Пьяццетте. Они вывезены венецианцами из Тира (Сирия) в 1127 году. Колонн было три, но одна утонула при разгрузке судна, а две другие несколько десятилетий лежали без применения, пока в 1172 г. архитектору Николо Бараттьери не удалось установить эти гранитные монолиты на Пьяццетте. Базы колонн украшены рельефами с изображениям искусств и ремесел. Капители увенчаны скульптурами, символизирующими святых покровителей Венеции – мраморной фигурой Святого Теодора с драконом и бронзовой скульптурой Крылатого льва, ставшей символом площади Св. Марка.

Этот геральдический символ Венеции тоже имеет свою историю. В июле 1985 г. бронзового льва-грифона весом 2,8 тонны бережно сняли с величественного постамента и отправили на реставрацию в мастерские Сан-Грегорио. Ученым представилась уникальная возможность не только отреставрировать скульптуру, но и окончательно определить ее возраст. Оказалось что Крылатому льву уже около двух с половиной тысяч лет. Судя по всему, сказочное чудовище отлили в V в. до н. э. в ассирийском городе Тарсе, расположенном на территории современной Турции. Во времена первых Крестовых походов – в XI или XII ст. – «освободители Гроба Господня» доставили его на Апеннины в качестве трофея. Первое же упоминание о Крылатом льве встречается в документах Большого Совета Венецианской республики, датированных 1293 годом. Любопытно, что речь в них, как и в наши дни, шла о необходимости реставрации скульптуры.

В прошлом покой льва, воодруженного на вершину колонны для устрашения многочисленных недругов, нарушался лишь однажды. В 1797 г. грифон стал добычей наполеоновских солдат, которые перевезли его на берега Сены. Во французской столице скульптуре отвели место неподалеку от Дома инвалидов. После Венского конгресса, на котором державы-победительницы юридически закрепили поражение бонапартовской Франции, «освобожденный пленник» отправился домой. Но при перевозке из Парижа в Венецию древняя скульптура разбилась, да еще как! – на 84 куска. Специалисты были в затруднении, считая, что поправить уже ничего невозможно.

Так, видимо, и отошел бы Крылатый лев в область преданий, если бы не некий Бартоломео Феррари. Этому горе-архитектору был неведом священный трепет перед античным шедевром. Собрав все мелкие осколки, он ничтоже сумняшеся переплавил их в печи. В его руках статуя постепенно превратилась в этакое археологическое чудовище Франкенштейна: сложное сооружение из фрагментов бронзы, свинца и латуни, скрепленных между собой болтами и многочисленными швами. Одна из лап оказалась даже залитой цементом.

В «подлиннике» до наших дней дошли только левая задняя лапа, правая ляжка, волнистая грива и, к счастью, неповторимая голова с чуть улыбающейся пастью и почти человеческими ушами. Зверь остался весьма симпатичным, а следы былых «ранений» на расстоянии попросту не заметны.

После нынешних реставрационных работ грифон возвратился в июле 1991 года. На площадь героя торжества доставили в увитой цветами гондоле. А в день Святого Марка, когда Крылатого льва должны были водрузить на привычное место, венецианскую лагуну бороздил целый флот разукрашенных лодок. И снова Крылатый лев взирает на площадь со своей высоты, так же загадочно улыбаясь.

С этими колоннами у итальянцев с незапамятных времен связано одно предание-суеверие. Оно гласит, что будто бы с человеком, прошедшим между этих двух колонн, непременно случится несчастье. Впрочем, неунывающие итальянцы не очень-то считаются с этим мрачным предзнаменованием, полагая, что их любимый город может сделать человека только счастливым.

Говоря о Венеции, нельзя не упомянуть о знаменитом венецианском карнавале, который ведет свое начало с XI в. и ежегодно собирает на площади Св. Марка тысячи зрителей и участников. По традиции он длится 10 дней – с 6 по 16 февраля. В первый день праздника над площадью Св. Марка пускают по канату механическую голубку, из которой сыплется конфетти. Это служит знаком официального начала праздника. Вслед за этим наступает время безудержного веселья, когда никакие условности не имеют значения и можно позволить себе многое из того, что недопустимо в будничные дни. Позабыв обо всех делах, венецианцы и гости города надевают маски (а венецианские маски славятся на весь мир своей красотой и точностью исполнения), наряжаются в карнавальные костюмы и веселятся дни и ночи напролет.

Все десять дней публика пьет вино, танцует, поет и, конечно же, флиртует, что тоже составляет одну из «изюминок» праздника. В эти дни кажется, что на площади Св. Марка, которую русская поэтесса Анна Ахматова сравнила с «золотой голубятней у воды», снова воцаряется дух былой свободолюбивой, царственной и такой прекрасной Венеции.

 

Собор Св. Марка в Венеции

 

Для Венеции собор Св. Марка значит не меньше, чем Нотр-Дам для Парижа или собор Св. Петра – для Рима. Это не просто храм – это образ города, одна из величайших его святынь. С точки зрения градостроения, собор Св. Марка являет собой тот редкостный пример архитектуры, которая создает иллюзию невесомости, парения в воздухе. С одной стороны – огромное, погруженное в сумрак помещение, а с другой – воздушная легкость и живописность внешних форм, словно растворенных в световоздушном пространстве.

Венецианцам собор дорог еще и тем, что, по преданию, в нем покоится тело евангелиста Марка. Считается, что в правление дожа Джустиниано Партеципацио (828–830 гг.) оно был перевезено в Венецию двумя венецианскими купцами, спасшими его от осквернения мусульманами в церкви, посвященной ему в Александрии Египетской, где Святой Марк испытал мученичество еще во времена Нерона. Священная реликвия была торжественно принята венецианцами, а сам святой был провозглашен покровителем города.

За несколько лет венецианцы рядом с Дворцом дожей построили церковь в честь христианского летописца. В 976 г. эта церковь погибла при пожаре, который перекинулся сюда из резиденции дожей, подожженной народом, восставшим против тирании ненавистного дожа Пьетро Кандиано IV. Вскоре она была восстановлена в прежнем виде, правда, с некоторыми добавлениями.

История современного собора Св. Марка берет свое начало с XI в.: около 1063 г. горожане приступили к строительству святилища, достойного вышедшей на мировую арену Венеции. К 1071 г. собор была закончен в основных конструктивных частях и в 1094 г. торжественно освящен. Но этим дело не закончилось. Строительство храма продолжалось еще несколько столетий, и каждое поколение венецианцев вносило в облик сооружения что-то свое, украшая и обогащая его архитектуру.

Грандиозное здание (в длину 76,5 м, в ширину 62,6 м) построено, по-видимому, по образцу не сохранившейся церкви Двенадцати апостолов в Константинополе. Оно имеет крестообразный план и увенчано пятью куполами на прорезанных окнами барабанах: один над центром креста и четыре – по его концам. Завершение куполов в виде фонариков с позолоченными крестами датировано XIII веком. Правда, снаружи крестообразность плана почти не ощущается, так как с севера и запада основание «креста» окаймлено галереей – атриумом (или нартексом), с юга к нему примыкает капелла Дзен и баптистерий.

Конструкция фасада с огромными нишами, в которых пробиты входы, террасой над ними и полукруглыми арками второго яруса, осталась неизменной до наших дней. Над главным входом, как на триумфальной арке, помещена величественная бронзовая квадрига – четверка могучих коней. Созданная в III в. до н. э., по-видимому, в эллинистической Греции, квадрига была привезена затем в Рим, а в IV в. ее отправили в Константинополь и воодрузили на ворота ипподрома. В 1204 г. дож Энрико Дандоло увез коней из захваченного Константинополя в Венецию, чтобы присовокупить этот великолепный трофей к другим украшениям города.

Но и на этом не закончилась одиссея античной квадриги. Вторгшийся в Италию Наполеон пожелал, чтобы символ былой венецианской мощи украсил его столицу. И знаменитая квадрига увенчала сначала вход во дворец Тюильри, затем триумфальную арку на площади Карусель. Она пребывала в Париже восемнадцать лет, а в 1815 г. вернулась в Венецию.

На ближайшем к Дворцу дожей углу здания навечно застыли в дружеском объятии четыре мужские фигуры из красного порфира, созданные в IV в. и вывезенные венецианцами из Византии, а может быть, из Египта. Венецианцы назвали их четырьмя маврами. Легенда повествует, что статуи были поставлены здесь в память о неудавшейся попытке ограбления сокровищницы Сан-Марко, предпринятой четырьмя сарацинами. Под скульптурами выбита старая венецианская пословица: «Человек может делать и замышлять все, что хочет, но должен не забывать о последствиях».

Праздничным убранством собор украшался на протяжении XII–XIV веков. Под мраморной облицовкой и пластической орнаментацией постепенно исчезали кирпичные стены. Ниши нижней части здания превратились в роскошные порталы, украшенные двумя ярусами колонн, арками со скульптурным орнаментом и мозаиками в полукруглых тимпанах над входом. В столь же блистательный наряд с колоннами, орнаментом и мозаиками облекся второй ярус фасада. В начале XIV в. здание увенчалось сказочно-пышным прихотливым карнизом в готическом стиле: его мраморное кружево образовано остроконечными золочеными башенками со стрельчатыми арками, заостренным обрамлением полукруглых арок с растительным орнаментом и дополнено фигурами ангелов и святых.

Пять порталов, соответствующие пяти входам, обрамлены двумя ярусами колонн и скульптурой. Богатый мраморный декор фасадов дополняют яркие многокрасочные мозаики в полукруглых тимпанах над входами. Первые мозаичные украшения были сделаны в XIII веке. В дальнейшем, по мере разрушения, они заменялись новыми.

Мозаичная композиция главного портала, выполненная в XIX в., воспроизводит сцену «Страшного суда». Четыре другие (над входами) посвящены истории прибытия в Венецию тела Св. Марка. В своем первоначальном виде (XIII в.) сохранилась только одна – над крайним слева входом, именуемым Порта Сант Алипио. На ней изображена процессия, вносящая мощи Св. Марка в построенную в его честь базилику: в центре – облаченные в праздничные одежды епископ и патриарх, на плечах которых покоится гроб с телом святого, правее – дож в мантии с горностаевым воротником, советники и патриции. Сюжеты мозаик над другими входами – «Похищение тела Св. Марка из Александрии», «Прибытие тела Св. Марка в Венецию», «Венецианская Синьория встречает тело Св. Марка» – датируются XVII–XVIII веками.

Через главный вход собора можно пройти в атриум, предназначавшийся согласно древним литургическим правилам для неофитов. Его стены облицованы мрамором, своды покрыты нарядными мозаиками XIII в., которые должны были познакомить новокрещенных со священной историей Ветхого Завета. Все его основные события, начиная с сотворения мира и заканчивая прибытием израильтян в землю обетованную, подробно изложены в композициях, снабженных пояснительными надписями. Особенно хороши мозаики, посвященные библейскому Ною, наглядно изображающие его историю, а также конструкцию ковчега и разнообразных животных в нем.

Блеск мозаик и переливы мрамора стен сочетаются с богатым орнаментом пола, где плиты разноцветного камня образуют переплетающиеся круги. Когда море наступает на город и заливает площадь Св. Марка, вода часто поднимается до уровня пола атриума и мокрые камни создают тогда необыкновенной красоты игру красок.

В XIV в. правое крыло атриума было превращено в баптистерий – крещальню. В центре ее возвышается огромная мраморная купель, увенчанная фигурой Иоанна Крестителя и украшенная рельефами со сценами из жизни этого святого.

Интерьер собора поражает грандиозностью и величием: огромные купола с ожерельем окон в барабанах, опирающихся на широкие арки и мощные пилоны; уходящие ввысь своды; мерцающие золотом мозаики; игра теней и света на разноцветном мраморе стен; богатый рисунок каменного пола. Купола и арки тоже покрыты многочисленными мозаиками.

Все мозаичные композиции расположены в строгом порядке и подчинены определенной программе: образ Христа, сцены из Нового Завета, из жизни апостолов, а также образы святых покровителей города и подвластных Венеции земель.

Кстати, с техникой мозаики венецианцев познакомила Византия. Ее мастера владели всеми секретами мозаичной техники, знали степень светопроницаемости и светоотражаемости камня, стекла и металла и умели достигать удивительных эффектов, сочетая блеск золота с чистыми сочными красками. Своим искусством они щедро делились с венецианцами и нашли в них достойных преемников, сумевших оценить красоту и долговечность этой стекломраморной «живописи».

В центре собора высится алтарная мраморная преграда, украшенная колоннами и скульптурами. Распятие в центре выполнено из бронзы и серебра, а фигуры Марии, Иоанна Евангелиста и двенадцати апостолов – истинный шедевр выдающихся венецианских скульпторов.

Преграда отделяет общее помещение собора от алтарной части, где в торжественные праздники находились дож и члены Синьории. Пышные богослужения совершаются и в наши дни. Чтобы сделать их обозримыми для всех, из алтарной преграды вынули мраморные плиты, которые ранее были укреплены между колоннами.

В алтарной части хранится уникальное сокровище Византии, знаменитая Pala сГого – Золотой алтарь. Это один из самых богатых алтарей, сохранившихся до наших дней. Он сверкает золотом и драгоценными камнями, разноцветными эмалями и орнаментом. История его создания насчитывает четыре столетия. Согласно традиции, алтарь был заказан дожем Пьетро Орсеоло I константинопольским мастерам (X в.). В 1105 г. он был полностью переделан, затем украшался эмалями и золотом в 1209 году. Форму, которую алтарь имеет сейчас, он принял в 1345 году.

Золото, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг уже сами по себе представляют большую ценность, а целая коллекция превосходных эмалей тончайшей ювелирной работы, выполненной на золоте, превращает алтарь в бесценное художественное произведение[8].

Эти богатства, принадлежавшие Венецианской республике и собору, издавна хранились в знаменитой сокровищнице собора. Она расположена в южной части собора и примыкает к баптистерию.

Собор Св. Марка являл собой не только культовое сооружение и сокровищницу священных реликвий. Он служил и светским целям. Здесь происходило посвящение в дожи, здесь получали знаки своих полномочий полководцы и кондотьеры, сюда во времена военной угрозы стекался весь народ. Кроме того, в помещении собора хранились лучшие образцы добычи, отобранной у мусульман в морских сражениях, и даже привезенные из военных походов колонны и рельефы.

И сегодня, кто бы и откуда ни приехал в Венецию, собор Св. Марка станет непременным объектом его внимания. В нем есть чему изумляться, как, впрочем, и во всей Венеции, напоминающей не только о великих мастерах зодчества, но и о том, как умеют венецианцы гордиться своим городом и бережно сохранять все его культурные ценности.

 

Дворец дожей в Венеции

 

Дворец дожей (или палаццо Дукале) – признанный образец высокого венецианского искусства – является одним из лучших мировых памятников средневекового зодчества. Если же говорить о прошлом дворца, то с IX по XVIII ст. он играл важнейшую роль в политической жизни республики, ибо здесь решались судьбы Венеции и подвластных ей стран, здесь торжествовали победы над врагами и судили тех, кто посмел посягнуть на устои государства.

И хотя Дворец называется Дворцом дожей, однако он являлся резиденцией не только дожа, но и его правительства. В нем осуществлялось подлинное управление государством в лице Большого Совета (в который входили все венецианские патриции, достигшие 25-летнего возраста), Сената, Синьории, коллегии. Это означало, что сложный процесс выборов и законы не допускали того, чтобы власть концентрировалась в руках главы государства, то есть дожа, который избирался Советом пожизненно из числа наиболее влиятельных горожан.

Первое здание, построенное в 810 г., представляло собой окруженный водой укрепленный замок с высокими стенами и башнями, рвами и подъемными мостами. Дважды дворец горел – в 976 г. во время народного восстания против дожа Пьетро Кандиани IV, ив 1106 г., но каждый раз восстанавливался.

Коренная перестройка дворца была предпринята в XII в. при доже Себастьяно Дзиани. Тогда были засыпаны рвы, разрушены стены, снесены башни. Венецианские зодчие возвели новое сооружение, уже ничем не напоминавшее крепость. Дело в том, что в прежних мощных укреплениях уже не было необходимости, поскольку республика к тому времени имела сильный флот и само море являлось надежной защитой от неприяте<


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.