Записи при счислении пути судна — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Записи при счислении пути судна

2021-06-23 65
Записи при счислении пути судна 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

8.2. Пример записи о переходе с карты на карту:

18.00, ол = 37,5. Мк Соколинский ИПК = 291,8°, Дк=124 мили Перепли на карту № 32107.

8.2. Пример записи при переходе с карты на карту при отсутствии одного и того же ориентира на обеих картах:

22.00, ол = 45,6. фс=42°20,5 N. лс=4°01,7 Е. Перешли на карту № 32347

132

8.3. Пример записи при переходе на новый атлас при плавании по ВВП: 14.40, 1 1600,0 км. Перешли на Атлас ЕГС ЕЧ РСФСР, том 6, лист 24. 8 4. Пример записи для начальной точки прокладки:

06.42, ол = 26,7. _1_ ворот порта, ГКК=165,0° (-1.0°), ККгл = 160.0" (+ 4,0°), ККп = 159,5° (+ 4,5°), ППХ, Ул = 11,4 уз, йл = 1,06, карта № 16023.

8.5. Пример записи при окончании прокладки:

21.36, ол = 58,4. Л. ворот порта. Идем переменными ходами и курсами под проводкой лоцмана к причалу № 2.

8.6. Пример записи об учете дрейфа при изменении курса судна:

18.20, ол = 21,4. Легли на ГКК= 114,0° (+ 1,0°), ККгЛ = 112,5" (+ 2,5°), КК„=-= 110,0° (+ 5,0°), ее =+2,0°.

8.7. Пример записи об учете дрейфа при изменении элементов ветра:

19.30, ол = 36,7. Ветер от 15° усилился до 13 м/с, ГКК= 112,0° (+1,0°), ККгл = 110,5° (+ 2,5°), ККп=Ю8,0 (+ 5,0°), сс= + 4,0°.

8.8. Пример записи о прекращении учета дрейфа:

21.30, ол = 58,0. Ветер 15° - 4 м/с. Прекратили учитывать дрейф. ГКК= 116,0° (+1,0"), ККгл = 114,5° (+ 2,5°), ККП= 112,0° (+ 5,0°).

8.9. Пример записи о начале учета постоянного течения:

20.00, ол=13,4. Начали учитывать постоянное течение 120°-1,2 уз, ГКК = = 65,0Э (-1,0°), ККгл=70,0° (-6,0°), ККп=73,0° (-9,0°), Р=+5,0°.

8.10. Пример записи об учете течения при изменении курса судна:

21.18, ол=25,6. Легли на ГКК = 95,0° (-0,5°), ККгл=90,0° (+ 4,5°), КК„ = = 87,0° (+ 7,5°), р=+3,0°.

8.11. Пример записи об учете течения при изменении скорости судна: 22.25, ол = 36,5. Дали ППХ. 22.30, ол = 37,7. Ул = 12,2 уз (+ 2%), ГКК =

= 96,0° (-0,5°), ККгл=91,0° (+ 4,5°), КК„ = 88,0° (+ 7,5°), Р=+2,0°.

8.12. Пример записи о прекращении учета течения:

23.00, ол = 45,7. Прекратили учет течения, ГКК=98,0° (-0,5°), ККп=93,0° (+ 4,5°), КК„ = 90,0° (+ 7,5°).

8.13. Пример записи об учете приливо-отливного течения:

08.42, ол = 34,5. По данным карты № 23210 начали учитывать приливо-от­ливное течение 47°-1,2 уз, ГКК = 203,0° (+1,0°), КК = 200,0° (+ 4,0°),6 = -3,0°. 09.15, ол = 39,8. Учитываем приливо-отливное течение 65" -1,3 уз, ГКК = 204,0° (+1,0°), КК=201,0° (+ 4,0°), Р = -4,0°. 10.15, ол = 51,2. Учитываем приливо-от­ливное течение 87°-1,1 уз, ГКК=206,0° (+ 1.0°). КК = 202,5° (+ 4,5°), Р = - 6,0°. 11.15, ол = 62,7. Прекратили учет приливо-отливного течения, ГКК=*200,0° (+1,0°), КК= 197,0° (+ 4,0°).

8.14. Пример записи о совместном учете дрейфа и течения:

10.30, ол=38,5. Начали учитывать суммарный снос от ветра 350° - 9 м/с и постоянного течения 90° -1,3 уз. ГКК= 121,0" (-1.0°), КК=П5,0° (+ 5,0°), с = -4,5°.

8.15. Пример записи при определении суммарного сноса:

13.05, ол = 02,2. По результатам обсерваций за последние два часа начали учитывать суммарный снос 250°-1.2 уз, ГКК=158,0° (+ 2,0°), ККп = 165,0° (-5,0°), КК„= 164.0° (-4,0;), с= (ЗДГ.

8.16. Пример записи при учете дрейфа Гн з хода:

10.42, ол=15,6. Стон, следуем по инерции. 10.58, ол=16,5. Судно перестало слушаться руля, легли в дрейф, <[,- 5-Г.Ч7.2 N. Хс~3012,7 П. Учитываем снос 115,0° - 0,8 уз. 11.40, ол=16,6. фс = 54°37,Г N. АС=3°13,5 Е. Дали ППХ, легли на ГКК = 78,0° (+ 2.0°), ККгл = 83,0° (-3.0°), КК„ = 85,0° (-5,0°). 11.48, ол = = 17,9. Ул = 10,0 уз (-2 %).

Записи при определении места судна

9.1. Пример записи об определении места по двум горизонтальным углам: 18.00, ол = 65,1. Мк Левый - 32°1>7 --пн. Средний - 48°31 - ли. Правый,

1 + 5 = 0, С = 204° -0.6 мили.

9.2. Пример записи иГ> определении места па гирокомпасным пеленгам: 17.30, ол = 3б,?. Мк Верхний РКП = 43,4°, зн. Скала ГКП 8<>,~>°, вершина

«98» ГКП= 148,3" (+ 1,5°), С= 112°- 1,9 мили.

13.3

1 Координаты в пп. 9.15-9.20 указываются в случае, если прокладка ве­дется не на радионавигационной карте.

134

Примечание: В скобках указаны поправки к отсчетам фазометров за скорость распространения радиоволн.

9.17. Пример записи об определении места по РНС «РСВТ»:

12.31, ол-06,2. РНС «РСВТ-1с», кр.-186,95, зол,-565,32, |0 = 67С15,2 N. А0 = 54°35,4 Е, С= 158° - 0,9 мили1.

9.18. Пример записи об определении места по РНС «Лоран-А»:

17.31, ол = 56,4. РНС «Лоран-А», 112 - 3456 (+16), 113 - 2972 (-28) ф0 = = 45°56,2 М, Х0 = 42°39,7 Е, С=78° -3,7 мили1.

9.19. Пример записи об определении места по РНС «Лоран-С»:

19.40, ол = 65,3. РНС «Лоран-С», 5Ы, Я-16349, У-28502 (+ 0,2) 2-16235 (-02), фо = 37°16,5 N. Я,0=18°45,7 Е, С =73°.- 5,8 мили1.

9.20. Пример записи об определении места по РНС «Омега»

14.52, ол = 42,8. РНС «Омега», ЛВ-643,25 (+ 0,12), ВО-115436 (-0,06), гг0=. = 47°54,2 М, Л0 = 2Г13,6 XV, С = 62° -3,2 мили1.

9.21. Пример записи об определении места по спутниковой навигационной системе:

13.14, ол = 82,6. СНС «Транзит», ф„ = 57°38,2 N. л„=18°56,7 \\\ С = 0.

9.22. Пример записи об определении места по светилам в сумерки:

06.11, ол = 38,1. Определили место по трем звездам: а. Гидры, Спика, а Сев. Короны, <р„ = 17°21,5 N. А0 = 108°47,5 Е, С=104° -8,9 мили.

9.23. Пример записи об определении места по Солнцу:

12.07, ол = 68,2. Определили место по Солнцу, ф0 = 19°31,6 N /.„= 112*36 9 Е, С = 62° -2,8 мили.

9.24. Пример записи об определении места по серии измеренных глубин: 23.02, ол = 21,6, оэ = 78,5 (+3,5) м. 23.20, ол = 25,4, оэ = 72,0 (+ 3,5) м. 23.45,

ол = 30,2, оэ = 57,3 (+ 3,0) м. По изобатам 80 и 60 м С= 186° - 2,8 мили.

9.25. Пример записи об определении места пп отличительной глубине: 06.24, ол = 92,6, оэ=19,4 (+ 2,6) м. По отличительной глубине 22,0м С -

= 120° -2,6 мили.

9.26. Пример записи о комбинированном определении места по радиопеленгу и глубине:

12.19, ол = 91,6. РМк Старый ОРП = 353,2° (-2,0°), /=+24° 1р = 00° оэ = = 196 (+ 4)м, (С = 317° -8,4 мили)2.

Другие характерные записи

10.1. Пример записи о плавании в штормовых условиях:

16.10, ол = 75,4. Получили штормовое предупреждение: ветер 20° - 22 м/с, море 6-7 баллов. Осмотрели и подкрепили палубный и трюмный грузы, под­жали люковые уплотнения, задраили водонепроницаемые закрытия, люки, горло­вины, иллюминаторы. По периоду качки определили метацентрическую высоту /г = 0,72. Экипаж предупрежден о приближении шторма. 17.25, ол=88,6. Ветер 50° усилился до 16 м/с, море 5 баллов, высота волн до 4 м. Судно испытывает качку с крепом до 25° на оба борта, удары воли о корпус, принимает много воды на носовую палубу, вентиляторы и люковые закрытия. Дали ПМХ 6,5 уз (+ 3 %). Экипажу запретен выход на верхнюю палубу.

10.2. Пример записи при чходс в туман:

10.15, ол-=42,6. Впереди по курсу туман, перешли на ручное управление рулем, рулевой матрос 1-го к.]. Л. Чернышев, включили РЛС, ходовые огни, УКВ «Рейд» - 1 6-й канал на дежурном приеме, вахтенный механик предупре­жден, часы в машинном отделении согласованы, начали подавать туманные сигналы. 10.18, ол = 48,6. На мостике капитан. 10.20, ол = 43,6. Дали ПСХ, на­чали радиолокационное наблюдение на шкалах 2, 8, 12 миль и обработку его данных. 10.25, ол = 44,4. срс = 56°21,4 М, Хс = 18°07,2 Е, ГКК = 700° (-10°), ККгл = 73,0= (-4,0°), ККп=71,0° (-2,0°), Ул=8,0 уз, А„ = 1,02. Вошли в туман, видимость 0,5-0,7 мили, на баке впередсмотрящий матрос 1-го кл. С. Машуров, инструктаж проведен, связь обеспечена.

1 Координаты в пп. 9.15 - 9.20 указываются в случае, если прокладка ве­дется не на радионавигационной карте.

- Невязка заключена и скобки, так как счисление в обсервоианиую точку не перенесено (для коррекции счисления данная обсервованпая точка во вни­мание не принята).

135

10.3. Пример записи при выходе из зоны тумана:

12.36, ол = 63,9. Вышли из зоны тумана, видимость 5 миль. Прекратили по­дачу туманных сигналов,.выключили огни, сняли впередсмотрящего. 12.40, ол = = 64,7. Видимость 7 миль, перешли на автоматическое управлением рулем, пре­кратили радиолокационное наблюдение, дали ППХ. 12.42, ол = 64,7. Кл = 12,4 уз

(+1 %).

10.4. Пример записи при подходе к стесненным водам:

16.24, ол = 43,2. Перешли на ручное управление рулем, рулевой матрос 1-го класса П. Гусев, дали ПСХ, согласовали часы в машинном отделении, при­вели в готовность устройство дистанционной отдачи правого якоря. УКВ «Рейд» - 16-й канал на дежурном приеме. 10.30, ол = 44,0. Ул=8,5 уз (+ 2%), проверены рулевое устройство, ДАУ, тифон, наблюдение на РЛС ведет под­вахтенный 2-й помощник А. Лебяжьев. 10.45, ол = 46,0. Легли на створ Корот­кий, ГКК=131,5° (+1,0°), ККП = 120,0° (+12,5°).

10.5. Пример записи о входе в территориальные воды:

12.42, ол = 38,7. Вошли в территориальные воды Швеции для следования /в порт Норчепинг. Подняли государственный флаг Швеции.

10.6. Пример записи о постановке на якорь:

~05.24Г Стали на левый якорь в бухте Рейдовая в ожидании лоцмана. На клюзе 25 м, //Э=Ю,5 м, грунт песок. Мк Передний ГКП = 24,3°, зн. Корвет ГКП = 67,8°, телевышка ГКП= 110,5° (+1,5°). СЭУ в 10-минутной готовности. Подняли шар.

/....-1Л7. Пример записи.при стоянке, и.о. внешнем, рейдер

/ 06.20. Видимость уменьшилась до 3 кб. На баке вьТсТавили впередсмотря­щего матроса К. Шарапова. Начали подавать туманные сигналы, включили якор­ные огни и РЛС, ведем радиолокационное наблюдение. Мыс Западный РЛП = = 217,3° (4-1.5°), Ор=1,9 (0,0) мили. 07.32. Видимость увеличилась до 3 миль, прекратили подавать туманные сигналы. Выключили якорные огни. Мк Перед­ний ГКП = 23,5°, зн. Корвет ГКП = 68,0°, телевышка ГКП=110,7° (+1,5°).

10.8. Пример записи о съемке с якоря:

10.35. Снялись с якоря, дали ПМХ, ГКК= 181,0° (+2,0°). 10.40. Дали ППХ. 10.48, ол=1,5. Мыс Раздельный /)р = 2,8 мили, м. Короткий Йр = 4,5 (+ 0,3) мили. Легли на ГКК = 270,0° (0,0°), ККгл = 253,0° (+17,0°), ККП = 256,0° (+14,0°), У„ = 11,8 уз (+ 2 %). Карта № 25103.

10.9. Пример записи о прибытии лоцмана:

10.25, ол = 34,1. К правому борту подошел катер «РПоЫ2». На судно прибыл лоцман Ейуагйз Раи1.

10.10. Пример записи о приходе в порт:

06.10. Ошвартовались левым бортом к причалу № 2 Коммерческой гавани порта Южный На причал с бака заведены продольный, прижимной и шпринг, с кормы - продольный и шпринг. Отдан правый якорь, на клюзе две смычки. Глубина 7,5 м. Осадка Гн = 3.40 м, Г„=3,70 м, 06.30. Агенту Г. Хотимлеру вру­чен нотис о приходе судна и о готовности к погрузке с 07.00.

10.11. Пример записи о подготовке к выходу в рейс:

09.40. Закончено крепление палубного груза и оформление грузовых доку­ментов. 09.50. Проверили: рулевое, якорное и швартовное устройства, средства связи, звуковой и световой сигнализации, машинный телеграф, работу СЭУ и подруливающего устройства, аварийное и спасательное имущество, закрытие клинкетных дверей. Согласовали часы на постах управления судном и СЭУ. 10.00. Прекратили сообщение с берегом. Осмотрели судно: посторонних лиц и предметов не обнаружено. На отход: экипаж 73 чел., из них практикантов 44 и руководителей практики 4 чел.; груз генеральный 1400 т, в том числе 60 т автотехники на палубе; топлива 130 т, воды питьевой 56 т, воды мытьевой 114 т; осадка Г,, =3,40 м, Г,(= 3,60 м; метацентрнческая высота /; = 62 см. Судно полиостью готово к рейсу Южный-Прибрежное-Дальний. 10.27. На борт при­была комиссия КПП и таможни. 11.15. Комиссия КПП и таможни закончила работу и сошла на причал. Стоим в ожидании лоцмана и буксиров.

10.12. Пример записи при выходе из порта:

11.20. На борт прибыл лоцман Н. Б. Хрымов. Подошли буксиры «Светлый» и «Портовый-1». Включили РЛС и УКВ «Рейд», канал 23. 11.25. Через носо­вой клюз левого борта подали стальной трос на т/х «Портовын-1». 11.28. Через

136

кормовой клюз подали пеньковый трос на т/х «Светлый». 11.35. Отдали все швартовы. С помощью буксиров отошли от причала и развернулись на выход из Вольной гавани. Карта № 24102. 11.45. Отдали буксир на корме. 11.47. Дали ПМХ. 11.50. Отдали буксир на баке. Привели створ Входной в корму, легли на ГКК=206,0° (+1,0°), ККп = 209,0° (-2,0°). Следуем под проводкой лоцмана на выход из порта Южный.

10.13. Пример записи о входе в лед и начале ледовой проводки:

08.20. Кромка мелкобитого льда 2-3 балла впереди по курсу в расстоянии 5 кб. 08.50. Мк Олений ГКП= 154,6°, зн. Геодезический РКП = 221,3° (+ 1,0°), С = 350° - 0,7 мили. Вошли в мелкобитый лед 1-2 балла, направление кромки льда 45°-225°, к северу чисто. 09.00. Мк Олений ГКП=158,7°, м. Северный /)р=14,3 (+ 0,1) мили, С = 0. Лед-в пределах видимости 3-4 балла. Идем пере­менными ходами и курсами к месту формирования каравана. Ген. К = 95,0°, 10.20. Получили распоряжение капитана л/к «Иртыш» занять место в составе каравана между т/х «Гром» и т/х «Сокол». 11.00. Мыс Северный О„=11,3 (+ 0,2) мили, м. Медвежий Ор=12,7 (+ 0,1) мили, С= 105° - 0,3 мили. 11.15. Заняли место в ордере за т/х «Гром», дистанция 3 кб, за нами следует т/х «Со­кол», ГКК=110,0° (+ 0,0°), ККп=121,00 (-11,0°), ПМХ, У0о = 6,0 уз. 11.22. С ледокола «Иртыш» получено распоряжение о начале проводки: <рс = 60°24,5 М, лс = 19°11,6 Е, Ген. К=125,0°, ход 7,0 уз, дистанция 2 кб. Связь УКВ «Ака­ция»- канал 2. 11.25 увеличили обороты N=190/190, У0б = 8,0 уз, сокращаем дистанцию до назначенной.

10.14. Записи при плавании по ВВП:

При плавании по внутренним водным путям следует отмечать:

какой рекой, каналом, рекомендованным фарватером, в каком направлении, каким ходом и скоростью следует судно;

используется ли лоцманская проводка;

момегпы прохода мостов (неразводных, разводных, наплавных) и гидротех­нических сооружений;

данные об определениях места судна;

траверзы наиболее важных ориентиров и пр.

При необходимости также отмечаются:

данные о работе РЛС;

расхождение с другими судами и составами;

подачи сигнальных отмашек;

курсы судна;

другие сведения об условиях и особенностях плавания, полученной инфор­мации и распоряжениях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЧЕРНОВОГО СУДОВОГО ЖУРНАЛА

1. Черновой судовой журнал ивлиегсч обязательным штурманским докумен­том и предназначен для ведения кпшсен вахтенным помощником капитана в период несения ходовых и стояночных пахт.

2. Черновой судовой журнал - это черновой вариант судового журнала, в котором заносятся все записи и расчеты, связанные с повседневной деятель­ностью судна и судовождением.

3. Для черновых судовых журналов, как правило, используются книги формата обычных судовых журналов. Каждый черновой судовой журнал дол­жен быть пронумерован, прошнурован и заверен подписью капитана.

4. Черновой судовой журнал должен пес время находиться при вахтенном помощнике капитана.

5. Записи в черновом оудоном журнале ведутся карандашом или шарико­вой ручкой и должны быть, как и в судовом журнале, четкими и аккуратными.

6. Все записи» черновом судовом журнале ведутся в хронологическом по­рядке, последовательно на обеих страницах (без разделения материала, относя­щегося к левой и правой страницам судового журнала).

137

Каждые сутки начинаются с красной строки записью дня недели, даты и номера рейса.

Каждая вахта начинается с красной строки записью времени ее начала и конца (через тире) по судовому расписанию вахт.

7. На каждой странице чернового судового журнала слева отделяются поля шириной 25-30 мм. Каждую запись следует начинать с новой строки с указа­нием на этом поле судового времени, а на ходу - и отсчета лага. При глазо­мерном методе судовождения при плавании по ВВП здесь указывается судо­вое время и километр водного пути.

8. Текст, подлежащий исправлению, должен быть зачеркнут тонкой гори­зонтальной чертой и заключен в скобки. Верный текст пишется сразу же после зачеркнутого. Все дополнения записываются по ходу выполнения других записей с обязательным указанием времени, к которому каждое дополнение относится.

9. Изменения и дополнения текста в черновом судовом журнале могут быть сделаны только лицом, писавшим сам текст, или капитаном. Каждая запись ка­питана заверяется его подписью.

10. В конце текста по своей вахте вахтенный помощник капитана обязан: записать слова «Вахту сдал», указать свою должность, фамилию и расписаться.

11. Вахтенный помощник капитана, принявший вахту, обязан: с новой строки записать время приема -вахты, слова «Вахту принял», указать свою должность, фамилию, расписаться и далее записать элементы счисления и по­правки к ним, условия плавания, а при стоянке на якоре или у причала-ко­личество вытравленной якорь-цепи, заведенных швартовов, условия стоянки, вы­полняемые работы, результат обхода судна и проверки первой ступени контроля состояния техники безопасности, все другие сведения, определяющие условия деятельности судна на момент приема вахты.

12. Заполненные черновые судовые журналы хранятся на судне в течение года.

13. Заносить в черновой судовой журнал надо как можно больше фактиче­ских сведений об окружающей обстановке, поведении находящихся в зоне на­блюдения судов, предпринимаемых мерах (не упуская при этом ни одну деталь из всей поступающей информации и собственной деятельности вахтенного по­мощника капитана в течение вахты), результаты выполнения наблюдений, изме­рений и расчетов, а также команды капитана и лоцмана.

При записях использовать условные обозначения и общепринятые сокра­щения.

14. Поскольку записи в черновом судовом журнале делаются в моменты самих событий и действий, то отраженные в них факты всегда считаются наи­более достоверными и в максимальной степени соответствующими действитель­ности. Отсюда огромное значение записей в черновом судовом журнале при уста­новлении истины в различных неясных ситуациях, при расследовании запутан­ных обстоятельств, происшествий и аварий.

15. После вахты записи чернового судового журнала обрабатываются и пе­реносятся в судовой журнал. При этом из обширного объема начерно зафикси­рованной информации отбирается то самое главное и нужное, что обязательно должно быть зафиксировано в судовом журнале.

16. Примеры записей в черновом судовом журнале: 16.1. Пример записи на начало вахты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

   
   
   
   
   

 

 

   

 

 

   

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 
         

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ СЧИСЛЕНИЯ ПРИ ПЛАВАНИИ

ВО ЛЬДАХ

1. Методика ведения счисления при плавании во льдах без применения судовых РЛС предусматривает учет перемещения судна по всем средним пяти­минутным курсам, расчет генерального курса за час плавания или за вахту и расстояния, пройденного по нему, а также сноса или дрейфа судна вместе со льдом.

2. Пройденное судном расстояние может быть определено по показаниям индукционного лага или по скорости и продолжительности плавания. Скорость при этом обычно определяется по времени прохождения судном фиксированной базы с помощью лага-визира либо глазомерно.

3. Для определения скорости судна по времени прохождения фиксированной базы необходимо:

отметить марками на палубе (фальшборте) судна базу известной длины I;

сбросить на лед вперед по курсу какой-либо предмет или заметить на льду приметную точку, трещину и т. п.;

в момент, когда сброшенный предмет придет на траверз носовой марки пустить секундомер;

в момент, когда сброшенный предмет придет на траверз кормовой марки, секундомер остановить и снять его показание I.

Все эти действия может выполнить один человек, который при довольно малой скорости судна во льдах, вполне успевает за время работы секундомера / перебежать от носовой марки к кормовой.

Скорость судна в узлах по результатам каждого опыта рассчитывается по формуле:

У= 1,94 1/1, где / - в метрах, - в секундах.

При длинах базы 31, 46 и 62 м расчетные формулы соответственно при-

нимают вид: V =

4. Для определения скорости судна с помощью лага-визира (представляю­щего собой три скрепленные друг с другом рейки, образующие равнобедренный треугольник АВС с равными сторонами АВ и АС и известным углом а между ними) необходимо:

укрепить треугольник на крыле мостика так, чтобы его основание ВС было параллельно диаметральной плоскости судна и горизонтальным, а плоскость треугольника составляла бы с отвесной линией угол Р;

завизировать по направлению стороны АВ треугольника по ходу движения судна какую-либо характерную точку на льду (торос, трещину, край льдины и пр.) и пустить в этот момент секундомер;

дождавшись, когда замеченная точка придет на линию визирования второй стороны, треугольника АС, остановить секундомер и снять его показание  

рассчитать скорость судна по формуле:

/ соя р

где V - скорость судна, уз; /1 - высота вершины А треугольника над поверх­ностью льда, м; I - промежуток времени между визированиями одной и той же точки на льду в сторону носа и кормы судна, с.

Для прямоугольного треугольника с углом а = 90°, закрепленного в верти­кальном положении (Р = 0), расчетная формула принимает вид:

V =3.911/1.

5. Для определения генеральных направлений движения судна и пройден­ных по ним расстояний необходимо:

140

в конце каждой пятой минуты часа (т. е. 12 раз в час) заметить курсы судна с точностью до целого градуса;

для каждого 5-мпнутного курса определить скорость судна (через каждые 20-30 мин одним из рассмотренных выше способов, а для стальных курсов - глазомерно). При этом должна оцениваться не скорость в конце или в начале 5-минутного промежутка времени, а ее значение за большую часть этого проме­жутка;

результаты наблюдений занести в графы 1-3 таблицы элементов счисле­ния, составленной заранее по следующей форме:

Часы, минуты КК V, уз 5, мили ккср ДК икср 5, мили Снос, °-уз Приме­чание
1 2 3 4 5 6 7 3 9 10
                   

рассчитать пройденное расстояние за каждые 5 мин (графа 4);

близкие по значению 5-минутные курсы (лежащие в пределах 10 - 20°) све­сти в группы, для каждой из них рассчитать средний курс (графа 5), а по нему и средний истинный курс (графа 7);

рассчитать для каждого ИКср пройденное по нему расстояние (графа 8), как сумму расстояний из графы 4 для всех осредняемых в данной группе курсов;

на крупномасштабной карте (1:100000 и крупнее) или на листе милли­метровой бумаги проложить первый ИКср и отложить пройденное по нему рас­стояние. Аналогичным образом поступить с другими курсами за данный час времени, прокладывая каждый из них с конца предыдущего;

снос (дрейф) судна вместе со льдом учесть как отдельный курс;

снять генеральный курс и генеральное плавание за данный час времени.

6. Счислимые места судна на конец каждого часа наносятся на карту района плавания по генеральным курсу и плаванию за данный час, а на другие мо­менты времени - по пеленгам и расстояниям от предшествующих точек.

7. Дрейф судна вместе со льдом определяется по серии последовательных обсерваций, а на малых глубинах - с помощью лота. В последнем случае при отсутствии хода судна необходимо:

в момент касания грунта гирей лота заметить глубину Л (считая от руки лотового матроса) и пустить секундомер;

дать лотлиню заранее установленную слабину Л/ (10 - 40 м);

когда лотлинь снова натянется, остановить секундомер и снять его показа­ние I;

определить угол </ между диаметральной плоскостью судна и направлением натянувшегося лотлини;

рассчитать скорость дрейфа судна по формуле

 

где с/др - в узлах; Л и \1 - в метрах, / - в секундах; рассчитать направление дрейфа судна но формуле Кдр = ИК+ 180° ±<?,

где (+) - для правого борта и (-) - для левого борта.

8. Рассмотренные приемы ведения счисления весьма приближенны. Они мо­гут обеспечить навигационную безопасность плавания только в сочетании с воз­можно более частыми пГкчфнацнимм.

9. Методика счисления но льдах с применением судовой РЛО основана на привязке к м.чнесгному месту судна четкого эхоспгиала от льдины, тороса, ста­мухи и пр. ч использовании в дальнейшем его и качестве ориентира для опре­деления по нему места судна по пеленгам и расстояниям.

141

ОГЛАВЛЕНИЕ  

  стр.

Глава 1. Штурманские обязанности командного состава судов  

1.1. Общие положения........................ 4

1.2. Штурманские обязанности капитана............... 1.3. Штурманские обязанности вахтенного помощника капитана.... 1.4. Обязанности специалиста, обслуживающего технические средства 6 1 1

   

Глава 2. Штурманская работа при подготовке судна к эксплуатации  

2.1. Общие положения........................ 12

  12

биями для плавания....................... 2.3. Обеспечение судна навигационной, гидрометеорологической и иной 14

  IS

   

2.5. Регулировка и определение поправок технических средств нави- 16

  1 7

2.6. Определение маневренных элементов судна........... 19

2.7. Служба времени на судне....................

2.8. Подготовка рабочего места штурмана..............  

Глава 3. Штурманская работа при подготовке к рейсу  

3.1. Основные мероприятия при подготовке к рейсу......... 21 о о

3.3. Подбор карт, атласов, руководств и пособий для плавания и их 23

  94

  28

  29

  чг»

   31

   30

  ОО

3.10. Подготовка технических средств навигации...........  

Глава 4. Штурманская работа в рейсе  

4.1. Общие положения о штурманской работе при плавании по ВВП 34

4.2. Общие положения о штурманской работе при плавании в мор- 35

  ос

  ЧЯ

  л\

  лсу

   

Глава 5. Штурманская работа в особых условиях плавания  

5.1. Общие положения...................... 43

  45

  4ft

5.4. Плавание в районе действия системы управления (регулирования) 4Q

  СА

  Г 1

   

  56

 

П>- 1

Приложение 1. Перечень обязательных судовых документов по штур-

58

Приложение 2. Перечень и формы таблиц, графиков и схем, вывешивае­мых на ходовом мостике................ 1. Перечень таблиц, графиков и схем, вывешиваемых на ходовом мо-

59 59

 

 

2. Главные характеристики судна..................

62

3. Грузовая шкала.........................

63

4. Маневренные элементы судна..................

63

 

63

6. Сигналы тревог......:.................. 7. Таблицы девиаций магнитных компасов.............

64 65

8. Таблица радиодевиации..................... 9. Схема мертвой зоны и теневых секторов РЛС..........

66 67

10. Таблицы поправок эхолота....................

68

11. Таблица поправок лага.....................

69

12. Таблица основных скоростей судна...............

70

13. Схема маневра «Человек за бортом»............... 14. Сигналы для связи между буксиром и буксируемым судном.... 15. Звуковые сигналы для связи между буксиром и буксируемым суд-

70.71

ном в портах и портовых водах................

73

 

73 74

 

 

Приложение 3. Рекомендаций по составлению информации капитану о маневренных элементах судна.............

75 75

1. Общие положения........................ 2. Содержание таблицы маневренных элементов судна........ 3. Содержание информации об инерционных характеристиках судна 4. Содержание информации об элементах поворотливости судна.... 5. Содержание информации об элементах ходкости судна...... 6. Содержание информации об элементах маневра для спасения чело-

76 77 80 82 ач

7. Содержание дополнительной информации............. 8. Информация об увеличениях осадки судна............ 9. Информация о допустимой скорости судна и о необходимом запасе

84 84 86

 

 

Приложение 4. Рекомендации по определению скорости судна и поправки

86

 

86

1. Подготовка к работе на мерной линии..............

87

3. Расчет скоростей судна по данным испытаний на мерной линии... i 4. Контроль качества скоростных испытаний на мерной линии.... k 5. Расчет поправок лага по данным испытаний на мерной линии...

87 89 90 91

 t Приложение 5. Рекомендации по определению элементов поворотливости инерционных характеристик судна...........

91 91

 

92 93

Приложение 6. Рекомендуемые перечень и формы таблиц для штурман-

94

 

95

 

95

 

143
       

стр.

2. Координаты на земной поверхности............... 96

3. Направления........................... 97

4. Расстояния и скорости...................... 99

5. Высоты, глубины, осадка.................... 100

6. Мореходная астрономия.................,,.... 101

7. Гидрометеорологические элементы................ 102

8. Элементы маневрирования.................... 103

9. Элементы земного эллипсоида и картографических проекций.... 104

10. Навигационные параметры и линии положения.......... 105

11. Характеристики точности навигационной информации....... 106

12. Размерения и характеристики судна............. 107

Приложение 8. Условные обозначения на картах при ведении навига­ционной прокладки................... 108

1. Линии путей и курсов...................... 108

2. Условные обозначения для счислимых и обсервованных мест.... 109

3. Надписи у счислимых и обсервованных мест............ 110

4. Коррекция счисления и невязка.................. 112

5. Поворот на новый курс...................... 112

6. Переход с карты на карту.................... 113

7. Места якорных стоянок...................... 113

Приложение 9. Образец навигационной прокладки маршрута судна... 114

Приложение 10. Рекомендации по оценке точности счисления..... 117

1. Средние квадратичные погрешности определения элементов счисления 117

2. Расчетные формулы для оценки точности счисления........ 117

3. Средние значения радиальных предельных погрешностей счисления

при плавании в открытом море.................. 118

4. Допустимая величина невязки................... 118

Приложение II. Рекомендации по опенке точности обсерваций..... 118

1. Средние квадратичные погрешности измерения навигационных пара­метров.............................. 118

2. Средние квадратичные погрешности линий положения....;.. 119

3. Расчетные формулы для оценки точности обсерваций....... 120

4 Средние квадратичные погрешности определений места судна.... 121

5. Пределы невязки при коррекции счисления............ 121

Приложение 12. Рекомендации по определению частоты обсерваций... 121

Приложение 13. Рекомендации по ведению судового журнала...... 122

1. Общие положения о судовом журнале.............. 122

2. Оформление и исправление записей в судовом журнале...... 122

3. Ведение левой страницы судового журнала........... 123

4. Общие вопросы ведения правой страницы судового журнала... 128

5. Записи на начало и конец суток и вахт............. 128

6. Записи о координатах, курсе и скорости судна.......... 129

7. Записи, относящиеся к компасам, лагам я часам......... 131

8. Записи при счислении пути судна................ 132

9. Записи при определении места судна............... 133

10. Другие.характерные записи................... 135

Приложение 14. Рекомендации по ведению чернового судового журнала 137

Приложение 15. Рекомендации по ведению счисления при плавании во

льдах......................... 140


[1] ВСНП -Всемирная служба навигационных предупреждений (см. книгу № 9026).

[2] Под ходовым мостиком понимается место на судне, откуда осуществляется управление судном. В общем случае он включает ходовую рубку (закрытое помещение ходового мостика), примыкающие к ходовой рубке крылья над­стройки и штурманскую рубку (отдельное помещение или часть ходовой рубки, где расположен штурманский стол).

[3] Во всех образцах -данные условные.

[4] Под тормозным понимается расстояние, проходимое судном от момента подачи команды на телеграф до момента достижения заданной скорости либо полной остановки судна.

[5] Для пассажирских судов и танкеров.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.245 с.