Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР

2021-06-23 170
Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наставление по штурманской службе на судах Минречфлота РСФСР

часть III

ЛЕНИНГРАД «ТРАНСПОРТ» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

1987

Наставление является руководящим документом, регламентирующим штур­манскую службу на судах МРФ РСФСР, работающих с выходом в море- в малое и дальнее плавание.

НШСМ-86 разработано на основе Устава службы на судах МРФ РСФСР, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, МППСС-72. ППВВП-84, документов ГУНиО МО СССР, с ис­пользованием НШС-82 ММФ СССР, НШС- 81 МРХ СССР, а также с учетом опыта применения НШССП-74 МРФ РСФСР.

Наставление содержит требования и рекомендации по штурманской работе в различных условиях плавания, а также при подготовке судна к эксплуатации и рейсу.

Терминология, определения и условные обозначения в НШСМ-86 приведены в соответствие с действующими ГОСТами и другими официальными докумен­тами.

Наставление разработано по заданию Главной инспекции по безопасности судоходства МРФ РСФСР. Составили и подготовили к изданию НШСМ-86 со­трудники Ленинградского ордена Трудового Красного Знамени института вод­ного транспорта К. А. Емец и И. В. Юхов. Работа выполнена при участии главного штурмана МРФ В. А. Шаргина, сотрудников Горьковского ордена Трудового Красного Знамени института инженеров водного транспорта А. И. Калинина, В. В. Копылова, Б. Н. Костюкова. При подготовке наставления к изда­нию оказали помощь сотрудники ЛИВТа А. А. Баранов и В. И. Гуляев.

Выпущено по заказу Министерства речного флота РСФСР

МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА РСФСР

Наставление по штурманской службе на судах Министерства речного флота РСФСР Часть III (НШСМ-86)

Ответственный за выпуск Л. А. Емец Редактор издательства О. В. Мсоева

Обложка художника С. Я. Гесина

Технический редактор Л. И. Тимофеева Корректор-вычнтчик С. К. Бенедиктова

Корректоры: А". О. Ем.и>янова, Н. С. Софронова

Н К

Сдано в набор 24.04.87. Подписано в печать 07.08.87. М-30117. Формат 60х90 /,б. Бумага тип. № 1. Гарнитура литературная. Печать высокая. Усл. печ. л. 9.0. Усл. кр.-отт. 9,25. Уч.-изд. л. 9.35. Тираж 3500 экз. Заказ X? 272. Изд..V» 3-3-1/16-4236-323. Цена 50коп. Заказное

Ордена «Знак Почета» издательство «Транспорт». Ленинградское отделение 190121, Ленинград, ул. Декабристов, 33

Ленинградская типография № 8 ордена Трудового Красного Знамени Ленинградского

объединения «Техническая книга» им. Евгении Соколовой Союзполиграфпрома при

Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

190000, Ленинград, Прачечный переулок, 6.

О введении в действие Наставления по штурманской службе на судах МРФ РСФСР. Часть III (НШСМ-86)

В связи с вступлением в силу Устава службы на судах Мини­стерства речного флота РСФСР 1982 г., Правил плавания по внут­ренним водным путям РСФСР 1984 г., изданием новых, измене­нием п дополнением ряда международных, национальных, межве­домственных и отраслевых документов, относящихся к плаванию судов МРФ, утвердить и ввести в действие с 1 июля 1987 г. пере­работанное Наставление по штурманской службе на судах МРФ РСФСР. Часть III (НШСМ-86).

Требования настоящего Наставления обязательны для экипа­жей судов, работающих с выходом в море - в малое и дальнее плавание, работников служб безопасности судовождения, судоход­ных инспекций, инспекций портового надзора, электрорадионави­гационных камер, других работников Минречфлота, связанных с эксплуатацией судов и обеспечением их безаварийного пла­вания.

Считать утратившим силу Наставление по организации штурманской службы на судах смешанного плавания МРФ (НШССП-74), утвержденное 1 ноября 1974 г.

Заместитель министра Н. П. ГОРБКОВ

ГЛАВА 1

ШТУРМАНСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДНОГО СОСТАВА СУДОВ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Командный состав судов при исполнении штурманских обязан­ностей руководствуется:

Уставом службы на судах МРФ РСФСР;

Международными правилами предупреждения столкновений судов в море 1972 г. (МППСС-72);

Правилами плавания по внутренним водным путям РСФСР;

Общими правилами морских торговых и рыбных портов СССР;. обязательными постановлениями по портам;

местными правилами района плавания;

согласованными между ММФ СССР и МРФ РСФСР инструк­циями и положениями о режиме плавания;

Правилами технической эксплуатации речного транспорта;

настоящим Наставлением по штурманской службе на судах МРФ РСФСР;

организационно-распорядительными документами МРФ РСФСР по безопасности плавания.

ШТУРМАНСКАЯ РАБОТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДНА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1. Подготовка судна по штурманской части при вводе в эксплуатацию должна быть закончена к моменту предъявления судна комиссии. Она включает:

комплектование и оформление судовых документов по штурманской части (в соответствии с приложением 1);

комплектование судна картами, атласами, руководствами и пособиями для плавания;

подготовку документов, средств и отработку организации по обеспечению судна навигационной, гидрометеорологической и иной информацией;

подготовку технических средств навигации; установление объема и последовательности работ по определению поправок технических средств навигации и маневренных элементов судна;

организацию службы времени на судне; подготовку рабочего места штурмана.

2.1.2. Руководство и контроль за ходом подготовки судна к эксплуатации по штурманской части осуществляет капитан.

ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ

2.4.1. Обязательный перечень ТСН определяется: «для судов классов М, М-СП - правилами Речного Регистра

РСФСР;

для судов класса II-СП - правилами Регистра СССР.

2.4.2. В процессе приемки вновь установленных и после завод­ского ремонта ТСН должно быть проверено:

наличие заполненной на каждый прибор технической докумен­тации (формуляр, техническое описание, инструкция по эксплуатации, паспорт, проверочный сертификат, ведомость на ЗИП);

комплектность прибора (средства);

правильность подключения, исправность и техническое состоя­ние прибора (средства);

записи в формулярах о результатах швартовных и ходовых испытаний, значениях поправок и сроках их определения, наработке часов, выходах из строя и виде выполненного ремонта;

комплектность ЗИП.

2.4.3. Расконсервация приборов, их проверка и настройка осу­ществляется специалистом ЭРНК или радиомастерской с учас­тием лица, в чьем заведовании эти приборы находятся.

2.4.4. Для вновь установленных или подвергшихся ремонту ТСН проводятся швартовные или ходовые испытания в соответст­вии с Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств радиосвязи и электрорадионавигации на су­дах МРФ РСФСР. Результаты испытаний заносятся в формуляры.

2.4.5. Состояние и готовность технических средств навигации проверяется комиссией при вводе судна в эксплуатацию, при тех­ническом обслуживании перед зимней эксплуатацией и после нее. Результаты проверок заносятся в акт приемки судна в эксплу­атацию.

СЛУЖБА ВРЕМЕНИ НА СУДНЕ

2.7.1. Служба времени на судне организуется для обеспечения деятельности судна, его вахты и всего экипажа единым точным временем.

2.7.2. Ведает службой времени на судне третий помощник ка­питана. Он же непосредственно отвечает за сохранность и пра­вильную эксплуатацию хронометров, морских часов и секундо­меров.

2.7.3. Служба времени на судне должна предусматривать: регулярный прием радиосигналов точного времени для опреде­ления поправок и суточных ходов хронометров, для проверки мор­ских часов и других измерителей времени;

ведение журнала поправок хронометра;

своевременный завод хронометров и морских часов;

проверку морских часов в служебных и общественных поме­щениях судна и в каюте капитана;

правильную эксплуатацию хронометров и других измерителей времени;

своевременную сдачу хронометров и других измерителей вре­мени в ЭРНК для проверки, чистки и ремонта.

2.7.4. На судах, снабженных хронометрами, время должно быть известно с точностью до полсекунды, а при отсутствии хро­нометра- с точностью до полминуты.

2.7.5. Разность показаний часов на мостике и в машинном от­делении судна, не должна превышать одной минуты.

2.7.6. Поправки хронометра должны определяться ежесуточно по радиосигналам точного времени с точностью до 0,2 с и по воз­можности в одно и то же всемирное время. Определять поправки хронометра по передаваемым через сеть звукового вещания си­гналам проверки времени без крайней необходимости не рекомен­дуется.

2.7.7. Суточный ход хронометра выводится ежесуточно по по­следовательным значениям поправок. При этом суточный ход не должен превышать 4 с при суточной вариации хода до 2,5 с.

2.7.8. Ход секундомеров проверяется по хронометру. Секун­домер пригоден к работе, если его ход не превышает 1 с за час.

2.7.9. Морские часы на судне проверяются по радиосигналам времени или по сличению с хронометром.

На любой момент времени погрешность показания морских ча­сов не должна превышать 1 мин.

2.7.10. Проверка и согласование показаний морских часов на мостике и в машинном отделении осуществляется ежедневно в начале утренней вахты третьего помощника капитана, а также дополнительно: перед выходом из порта, съемкой с якоря, входом в район с ограниченной видимостью, при подходе к порту и к сложному для плавания району, в других случаях по необходи­мости.

Проверка и согласование остальных часов на судне выполня­ется по транслируемым по судну сигналам проверки времени, а также по командам с мостика.

2.7.11. Для чистки и проверки хронометр сдается в ЭРНК один раз в два года, морские часы - один раз в пять лет. Пере­аттестация секундомеров производится через 2-3 года.

2.7.12. Система счета времени на судне определяется капита­ном, однако во всех случаях часы в радиорубке должны идти по московскому времени, а хронометр - по всемирному.

2.7.13. При переходе судна из одного часового пояса в другой (см. карту часовых поясов № 90080), а также при переходе с зим­него времени на летнее и наоборот часы по указанию капитана переводятся вперед-при перемещении судна в восточном направ­лении (или при переходе на летнее время) и назад - при пере­мещении судна в западном направлении (или при переходе на зимнее время).

Перевод часов выполняется на время, кратное целому часу, и не более чем на один час одновременно.

При выполнении рейса с обратным возвращением в прежний часовой пояс перевод часов в одну и другую сторону осуществля­ется на вахте одного и того же помощника капитана (обычно в 21.00 или 22.00).

2.7.14. Сведения о поправках для перехода от поясного, лет­него или стандартного времени ко всемирному времени в странах и районах мира приведены на карте часовых поясов № 90080.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА ШТУРМАНА

2.8.1. Рабочим местом вахтенного помощника капитана (вах­тенного начальника) является ходовой мостик[2]. При этом пре­бывание вахтенного помощника в штурманской рубке допускается только на кратковременный срок для выполнения необходимой работы, связанной с исполнением его штурманских обязанностей.

2.8.2. Ходовой мостик должен быть оборудован всем необхо­димым и подготовлен для управления судном, обеспечения его безопасности в, различных условиях плавания, решения других задач судовождения и выполнения штурманских обязанностей ка­питаном и вахтенным помощником капитана.

2.8.3. Технические средства навигации и другое оборудование на ходовом мостике размещаются в соответствии с требованиями Регистра.

2.8.4. Штурманская рубка должна быть оборудована, снаб­жена и подготовлена для ведения навигационной прокладки (см. п. 4.2.1).

2.8.5. Карты в штурманском столе размещаются лицевой сто­роной вверх в следующем порядке: в верхнем ящике - навига­ционные карты, подобранные на рейс; во втором сверху - карты, отработанные в рейсе; в третьем сверху - генеральные, радионави­гационные и справочные карты; в остальных ящиках - другие карты судовой коллекции.

2.8.6. Подобранные на рейс руководства и пособия для плава­ния (включая папку «Безопасность») размещаются на специаль­ной полке рядом со штурманским столом.

Остальные руководства, пособия и другие издания (включая корректурные документы) размещаются в штурманской рубке в специально отведенном для их хранения месте.

2.8.7. Навигационные карты внутренних водных путей хра­нятся в штурманской рубке в опечатываемом ящике.

Атлас, по которому осуществляется судовождение, размеща­ется в ходовой рубке в месте, удобном для пользования атласом и оборудованном подсветкой.

2.8.8. Прокладочный инструмент, другие инструменты и принадлежности, необходимые для работы штурмана, располагаются на штурманском столе. При стоянке у причала все инструменты и принадлежности убираются в стол.

2.8.9. В штурманской рубке должно быть оборудовано затем­нение и регулируемое освещение для работы на штурманском столе в темное время суток.

2.8.10. Над штурманским столом, в других местах штурман­ской и ходовой рубок должны быть вывешены таблицы, графики и схемы, предусмотренные приложением 2.

2.8.11. Планшет радиолокационной прокладки размещается на штурманском столе или у РЛС в удобном для работы месте.

2.8.12. Морской хронометр и секундомеры располагаются в специально оборудованном для них месте штурманского стола.

2.8.13. Гидрометеорологические приборы располагаются в пре­делах, ходового мостика в удобном для их использования месте.

2.8.14. На ходовом мостике должны быть предусмотрены удоб­ные места для размещения биноклей и рабочих секундомеров.

2.8.15. Сигнальное оборудование (в том числе флаг-отмашка для подачи сигналов на расхождение и обгон в случаях отказа световой сигнализации) располагается в легко доступном месте ходовой рубки.

 

ГЛАВА 3

ШТУРМАНСКАЯ РАБОТА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕЙСУ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К РЕЙСУ

3.1.1. Штурманская подготовка к рейсу выполняется заблаго­временно и включает:

расчет протяженности и продолжительности рейса;

подбор карт, атласов, руководств и пособий для плавания и их корректуру;

получение данных о путевой, навигационной, ледовой, гидро­метеорологической и минной обстановках;

изучение района плавания;

подъем карт;

составление графического плана рейса;

выполнение предварительной прокладки;

составление справочных материалов на рейс;

подготовку технических средств навигации.

3.1.2. Выбранный путь должен быть проработан под руковод­ством капитана со всем штурманским составом судна.

3.1.3. Подготовка к рейсу в полном объеме, предусмотренном п. 3.1.1, осуществляется только перед первым выходом в рейс по данному маршруту. При повторных выходах делаются необходи­мые изменения и дополнения, объем которых определяет ка­питан.

ИЗУЧЕНИЕ РАЙОНА ПЛАВАНИЯ

3.4.1. Изучение района плавания выполняется по подобран­ным и откорректированным картам, руководствам и пособиям для плавания, рекомендациям служб безопасности судовождения, прогнозам погоды и указаниям капитана.

3.4.2. Тщательное и всестороннее изучение района плавания судоводительским составом выполняется перед первым плаванием по маршруту и после длительного перерыва. При этом особо тща­тельно изучаются районы со стесненными условиями плавания и подходы к портам. Перед повторным рейсом уточняются ранее изученные положения в соответствии с изменениями в навигаци­онной обстановке, объявленными в корректурных документах, и опытом, накопленным в предыдущих рейсах.

3.4.3. Изучение района плавания начинается с уяснения его общей навигационно-географической характеристики, определения участков пути, проходимых открытым морем, вблизи берегов, в проливах, каналах, в других стесненных водах и по внутрен­ним водным путям. Затем для относительно самостоятельных участков пути подробно изучаются навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие условия предстоящего рейса.

3.4.4. Элементы обстановки, имеющие важное значение для обеспечения безопасного плавания судна, сверяются по различ­ным источникам; критически оценивается полнота, достоверность и современность карт, руководств и пособий. Если сведения об от­дельных характеристиках обстановки расходятся, к учету принимаются те, которые помещены на картах последнего года издания и самого крупного масштаба. При необходимости запрашивается информация у службы безопасности судовождения.

3.4.5. При изучении районов плавания внутренних вод­ных путей следует уяснить:

3.4.5.1. Общую характеристику района: расположение и протяженность района;

его составные участки (реки, водохранилища, судоходные ка­налы, озера);

гидротехнические сооружения; порты и основные пристани; затруднительные для плавания участки.

3.4.5.2. Гидрометеорологическую характеристику района: колебания уровня и сигнализация о глубинах; течения;

ледовый режим;

ветровой режим;

характер и степень волнения;

видимость;

повторяемость туманов, облачности, осадков;

температура воздуха и воды;

местные признаки погоды;

порядок получения гидрометеорологической информации.

3.4.5.3. Судоходные условия:

система расстановки береговой и плавучей судоходной обста­новки;

габаритные размеры пути и характеристики участков с лими­тирующими глубинами, шириной судового хода и радиусами за­кругления;

местные правила плавания;

особенности прохождения затруднительных для плавания: участков (засемафоренных, с односторонним движением, с мини­мальными габаритами судового хода, со свальными течениями);,

особенности прохождения гидротехнических сооружений;

возможности прохождения по отдельным участкам с учетом способов буксировки, габаритных размеров состава и маневрен­ных характеристик судна.

3.4.5.4. Вопросы обслуживания: получение различного снабжения; лоцманская проводка; буксировка;

девиационные работы;

обеспечение навигационными пособиями.

3.4.5.5. Вопросы обеспечения безопасности плавания: порядок радиосвязи по УКВ с диспетчерской службой в дви­жении, на стоянке, при шлюзовании, в условиях плохой види­мости;

условия и районы, где судно может двигаться при ограничен­ной видимости;

порядок движения по акваториям крупных рейдов, портов, в узкостях и пр.;

установленные (регламентированные) скорости движения;

порядок получения путевой информации, прогнозов погоды и штормовых предупреждений;

условия определения места судна, применения РЛС и других технических средств навигации;

места возможных якорных стоянок, убежищ и их характери­стика.

3.4.6. При изучении морских районов со стесненными условиями плавания следует уяснить:

3.4.6.1. Навигационно-гидрографическую характеристику рай­она:

расположение и протяженность района;

близлежащие острова, шхеры, заливы;

судоходные проливы, узкости, каналы;

характер побережья и рельеф дна;

характер грунтов;.

подробность промера, наименьшие и отличительные глубины;

наличие банок, отмелей, других надводных и подводных опас­ностей, их близость к фарватерам и рекомендованным курсам, признаки приближения к ним;

наличие баров в устьях рек.

3.4.6.2. Гидрологические особенности района:

колебания уровня воды при приливах и отливах и при сгонно-нагонных явлениях;

характер и степень волнения;

опресненность воды;

влияние указанных факторов на допустимую осадку и скорость судна при проходе наиболее мелководных участков;

наличие постоянных, приливо-отливных и ветровых течений, их направления и скорости;

ледовый режим.

3.4.6.3. Метеорологическую характеристику района:

температурные условия;

ветровой режим;

видимость;

повторяемости туманов, облачности, осадков; местные признаки погоды;

систему оповещения об опасных метеорологических явлениях.

3.4.6.4. Правовые и информационные вопросы: расположение опасных, запретных и ограниченных для плава­ния районов;

места оживленного движения судов и паромные переправы;

наиболее удобное время прохождения сложных для плавания районов;

рекомендованные курсы;

действующая система регулирования движением;

порядок прохождения территориальных вод, проливов, кана­лов и районов разделения движения;

местные правила плавания;

порядок передачи по району штормовых и ледовых предупре­ждений, прогнозов погоды, ПРИП, НАВИП, НАВАРЕА.

3.4.6.5. Возможности контроля места судна:

средства и системы навигационного оборудования района-(маяки, огни, знаки, РТСНО, их режим и стабильность работы);

средства и системы плавучего ограждения навигационных; опасностей;

наличие естественных ориентиров;

возможности применения РЛС для уверенного определения места;

оптимальные способы определения места и ожидаемые точ­ности различных видов обсерваций;

характерные признаки для опознания ориентиров, средств ог­раждения и предупреждения.

3.4.6.6. Сведения о местах укрытий: места возможных укрытий;

основные навигационно-гидрографические сведения о них; условия стоянок;

возможности получения ремонта, другой помощи и информа­ции;

местные правила плавания.

3.4.6.7. Сведения о портах захода:

расположение, границы и общая характеристика порта;

навигационно-гидрографические, гидрологические и метеороло­гические особенности порта;

основные гавани, рейды, бассейны, ковши, причалы, якорные стоянки и запретные районы в порту и вблизи него;

важнейшие ориентиры, створы, ограждающие линии положения и рекомендованные курсы для подхода к порту, входа в него и выхода из порта;

сигналы, регулирующие движение судов при входе в порт и вы­ходе из него;

правила входа в порт, выхода из него и плавания в портовых водах;

другие портовые правила и обязательные постановления;

применяемая в порту сигнализация об уровне воды;

штормовые и другие сигналы;

порядок и режим работы станций, передающих информацию для судоводителей;

порядок пользования средствами радиосвязи в портовых водах;

порядок заказа и вызова лоцмана, буксиров и портовых офи­циальных властей;

стоимость различных сборов и услуг в порту;

возможности и правила грузовых операций в порту, нормы погрузки и выгрузки;

обычаи порта и система счета времени;

возможности различных видов снабжения;

основные достопримечательности порта.

3.4.7. При изучении районов плавания в открытом море дополнительно необходимо уяснить:

удаленность района от берегов;

зоны прохождения циклонов;

расположение зон наиболее сильного волнения;

расположение районов возможного обледенения;

зоны распространения плавучих льдов;

расположение радионавигационных систем, их характеристика, режимы работы, ожидаемые точности определения места при их использовании;

возможности астрономических обсерваций.

3.4.8. По результатам изучения района плавания составляются графический план рейса (см. п. 3.7) и справочные материалы на рейс (см. п. 3.9), выполняется предварительная прокладка (см. п. 3.8), намечаются мероприятия для обеспечения безопасности плавания в зависимости от ожидаемых условий плавания (см. гл.5).

ПОДЪЕМ КАРТ

3.5.1. Перед предварительной прокладкой выполняется перво­начальная подготовка - подъем путевых, частных навигационных карт и планов. На карты, наносится или выделяется информация, необходимая для выбора курсов и обеспечения безопасности пла­вания.

3.5.2. При подъеме путевых, частных карт и планов необходимо: выделить цветным карандашом предостерегающие изобаты, пе­ресечение которых приближает судно к опасности;

оконтурить цветным карандашом все навигационные опасности, лежащие вблизи выбранного пути судна, и нанести ограждающие их изолинии;

четко выделить секторы маяков, ограждающие надводные и подводные опасности, и на границах этих секторов надписать их направления с моря;

выделить безопасные для плавания судна отдельные отли­чительные глубины и банки, по которым можно будет уточнить место судна;

отметить пригодные для использования в данном рейсе искус­ственные и естественные створы и надписать их направления;

отметить пригодные для обсерваций маяки, светящие и несве­тящие знаки и уточнить дальности их видимости с учетом высоты глаза наблюдателя;

отметить пригодные для определения места (особенно при од­нообразном побережье) ориентиры для визуальных наблюдений и радиолокационные ориентиры;

возле радиомаяков указать их номера по РТСНО;

привести магнитное склонение к году плавания;

нанести или выделить запретные, опасные и сложные для пла­вания районы, места интенсивного движения судов и паромные переправы;

отметить границы районов действия особых правил плавания и в удобном месте дать сноску на те страницы лоции (или другого руководства), где эти особые правила описаны;

отразить другие сведения по усмотрению штурманов или по указанию капитана.

3.5.3. Подъем атласов внутренних водных путей должен про­изводиться в период проработки маршрута и отражать с помощью принятых условных обозначений оперативную навигационную об­становку, требования документов, регламентирующих плавание на участках, и личный опыт капитана.

3.5.4. При подъеме атласов ВВП целесообразно выделить:

1. Красным карандашом (фломастером):

подводные опасности на судовом ходу и вблизи кромок судо­вого хода (затопленные яры, опечки, шалыги, опасные изобаты, опасные глубины и т. д.);

места перехода с одного канала УКВ на другой;

участки, плавание по которым капитан считает опасным и об­ращает на это внимание судоводителей.

2. Оранжевым (желтым) карандашом (фломастером): участки, где местными правилами расхождение не рекоменду­ется, и места ожидания освобождения участков;

участки, где капитан не рекомендует расхождение своим судо­водителям, места ожидания, а также участки, к особенностям пла­вания по которым капитан считает необходимым привлечь внима­ние судоводителей;

места, при прохождении которых капитан считает необходи­мым предупредить встречные суда по УКВ, и другие подобные участки.

3. Простым карандашом:

временные изменения в навигационной обстановке, действующие габариты пути, изменения скоростей течения, появление свальных течений, места работы земснарядов, водолазных станций и т. д. (при внесении изменений проставляется номер и дата пу­тевого листа или радиоинформации);

скорость судна, которую капитан считает безопасной при пла­вании на данном участке;

места связи с диспетчерским аппаратом портов, рейдов, шлю­зов, переправ, получения путевой информации;

радиолокационную информацию и конфигурацию берегов, ви­димых на экране РЛС;

ограждающие изолинии и контрольные дистанции;

при необходимости ЛОДы ориентиров, линии пути и т. д.

ВЫБОР КУРСОВ СУДНА

3.6.1. При выборе курсов в море необходимо строго руковод­ствоваться: ограничениями, установленными Регистром; рекомен­дациями для плавания судов данного класса (М, М-СП, II-СП);

приказом Минречфлота о выходе в море судов Министерства реч­ного флота РСФСР,; указаниями для плавания, приводимыми в ло­циях и на навигационных картах.

3.6.2. В общем случае при выборе курсов руководствоваться следующим:

курсы прокладывать на таком расстоянии от берега, которое позволило бы иметь надежные определения места судна с требуе­мой частотой;

во всех случаях путь судна должен проходить на безопасном, при данных условиях плавания, расстоянии от опасностей, кото­рое должно быть больше предельной радиальной погрешности места судна;

если плавание должно совершаться параллельно генеральному направлению берега, то ни линия пути, ни линия истинного курса не должны сближаться с направлением берега или опасности;

для подхода к берегу курсы следует прокладывать перпендику­лярно к береговой черте (изобате);

не следует без крайней необходимости прокладывать курсы через территориальные воды других государств, если только там не проходят международные морские пути.

3.6.3. При выборе курсов для плавания в стесненных районах и на подходах к портам должны быть учтены все требования ме­стных правил, лоций и особенностей плавания по системам раз­деления движения.

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РЕЙСА

3.7.1. После изучения района плавания и ознакомления со всеми особенностями предстоящего рейса капитан лично или по его указанию один из его помощников должен составить на генераль­ной карте графический план рейса. Он предназначен для следую­щих целей:

простого, удобного и наглядного представления сведений о рай­оне плавания, маршруте судна, условиях и особенностях перехода;

уточнения общей протяженности и продолжительности рейса, времени прохода его отдельных участков;

получения исходных данных для предварительной прокладки (см. п. 3.8).

3.7.2. Графический план рейса на морской участок пути выпол­няется на откорректированной карте (картах) полностью на весь рейс.

3.7.3. При составлении графического плана рейса необходимо на генеральной карте (картах), охватывающей весь переход:

на свободном месте в верхней части карты указать, откуда и куда совершается рейс, с какой и по какую дату, по какому вре­мени составлен план (например: Рейс № 12 Петрозаводск-Лон­дон 20.08-29.08.85, № =4Е);

нанести все выбранные (см. п. 3.6) генеральные курсы судна;

вдоль линии каждого курса указать его величину в градусах и плавание в милях (например: К=234,5°, 5= 18,2 мили);

указать у точек изменения курсов время поворотов;

для участков рейса, где отдельные курсы из-за мелкого мас­штаба карты проложить затруднительно (морские каналы, про­ливы, узкости и пр.), показать суммарную величину плавания на каждом таком участке, время входа в него и выхода;

отметить счислимые точки на начало каждых суток и указать даты (например: 00.00 24.08);

для порта отхода, порта назначения, промежуточных портов и других важных пунктов (мест) по пути следования судна на сред­ние даты предполагаемого пребывания в них указать время и высоты полных и малых вод(например: , , время восхода и захода Солнца (например: ộ 06.23, о 21.42), систему из­мерения времени в данное время года (например: № =1Е) и дру­гие необходимые сведения;

отметить точки перевода судовых часов;

отметить точки и моменты донесений о своем месте, изменении видов связи и адресатов;

отразить другие сведения по усмотрению капитана.

3.7.4. В качестве графического плана рейса для внутренних водных путей, как правило, используется схема ВВП, помещенная в Атласе ЕГС СССР. При необходимости на ней можно указать моменты прохождения основных пунктов ВВП и отразить другие сведения по усмотрению капитана.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПРОКЛАДКА

3.8.1. Предварительная прокладка, т. е. детальное графическое изображение трассы предстоящего плавания, выполняется на всех путевых картах, частных картах и планах, на которых будет ве­стись фактическая (исполнительная) прокладка в данном рейсе. При этом для захода в порты, бухты, узкости и выхода из них, для подходов к якорным стоянкам и плавания в непосредственной близости от навигационных опасностей она выполняется только на частных картах и на планах.

3.8.2. Предварительную прокладку выполняет капитан или по его указанию один из его помощников. В последнем случае капи­тан обязан проверить как саму прокладку пути, так и все расчеты к ней.

3.8.3. Предварительная прокладка выполняется на откорректи­рованных картах до выхода судна в рейс не менее чем на двух­суточное плавание. Для дальнейшего плавания она выполняется поэтапно на переходе, но тоже не менее чем на двое суток вперед.

3.8.4. Предварительная прокладка в общем должна соответст­вовать графическому плану рейса, но учитывать:

конкретные особенности навигационной обстановки на каждом участке пути;

требования местных правил, лоций, других руководств и дей­ствующих документов;

особенности систем разделения движения;

реальные данные о светлом и темном времени суток, погоде, приливо-отливных явлениях;

другие условия и особенности плавания.

3.8.5. При выполнении предварительной прокладки необ­ходимо:

выполнить подъем карты (см. п. 3.5);

перенести на данную карту место судна с предыдущей карты;

выбрать (см. п. 3.6) и проложить линии курсов судна, надпи­сать их значения (например: ПУ=234,0°) и занести сведения о них в таблицу (см. п. 1 приложения 6);

выбрать точки начала и конца поворотов, провести линии пово­ротных пеленгов на ориентиры или дистанций и надписать их зна­чения;

измерить расстояние по каждому курсу и рассчитать продол­жительность плавания по нему с учетом предполагаемой скорости

судна;

надписать у точек изменения курсов время поворотов;

по необходимости отметить точки открытия и скрытия наиболее важных маяков и других ОНО;

для участков, где линии курсов судна проходят вблизи опас­ностей, провести на карте ограждающие линии опасных пеленгов или расстояний;

по необходимости отметить точки восхода и захода Солнца, начала и конца сумерек;

схематически или в виде табличек привести сведения о наибо­лее важных гидрометеорологических условиях плавания на раз­личных участках пути;

для стесненных районов и портов с приливо-отливными явле­ниями рассчитать и учесть элементы приливо-отливных уровней. Полезно также на свободном участке карты поместить табличку с основными элементами приливо-отливных явлений;

обоснованно подобрать способы определения места судна, на основных участках пути (см. п. 4.4);

для плавания в стесненных районах и для подхода к берегу при необходимости оценить ожидаемую точность счисления и об­серваций.

ПОДГОТОВКА ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАВИГАЦИИ

3.10.1. Подготовка технических средств навигации к работе выполняется обслуживающим специалистом в соответствии с ин­струкциями по эксплуатации.

3.10.2. Судовые технические средства навигации должны быть подготовлены к действию, а гирокомпас приведен в рабочий ре­жим до момента выхода судна в рейс.

3.10.3. При подготовке всех приборов: производится их внешний осмотр; проверяется комплектность и освещение;

при достижении рабочего режима проверяются технические параметры прибора в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

проверяется наличие на установленных местах таблиц по­правок;.

контролируются поправки, которые могут быть определены в порту.

Прибор считается в рабочем состоянии, если его параметры соответствуют техническим условиям завода-изготовителя и из­вестны поправки.

3.10.4. После прихода гирокомпаса в меридиан его репитеры (включая репитеры, входящие в состав всех приборов и систем) согласовываются с основным прибором, сличаются показания ги­роскопического и магнитного компасов, определяется постоянная поправка гирокомпаса по береговым ориентирам или по небесным светилам.

3.10.5. Проверяется:

наличие на установленных местах и исправность астрономиче­ских и гидрометеорологических приборов;

исправность прокладочного инструмента;

исправность судовых огней и знаков;

исправность средств световой, звуковой и аварийной сигнали­зации;

наличие пиротехнических средств сигнализации.

3.10.6. В назначенное капитаном время старший помощник ка­питана и начальник радиостанции докладывают капитану о го­товности судовых технических средств, навигации к рейсу.

 

ГЛАВА 4. ШТУРМАНСКАЯ РАБОТА В РЕЙСЕ

4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ШТУРМАНСКОЙ РАБОТЕ, ПРИ ПЛАВАНИИ <


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.281 с.