Страна с пятитысячелетней историей, или сказкио «древних корейских слонах» — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Страна с пятитысячелетней историей, или сказкио «древних корейских слонах»

2022-10-03 26
Страна с пятитысячелетней историей, или сказкио «древних корейских слонах» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Не секрет, что каждое государство так или иначе «подстраива­ет под себя» мировую историю, всячески выпячивая свои заслуги, превознося роль в «динамичном развитии человечества», а также прочие, порой реальные, а порой и выдуманные достижения. Для одних правительств это способ сплотить народ вокруг себя, для других - просто возможность похвалить себя любимых, что, как правило, на ура воспринимается обывателями. Способов для са- мовозвеличивания много, но есть несколько особо распростра­ненных и популярных приемов, которыми грешат многие страны. Один из таких способов - рассказать про «великую и грозную», скажем, чтобы никого не обижать, вымышленную страну Кроко- зию, которая, мол, раньше была огромным государством и перед которой все соседи трепетали и падали ниц. Другой способ, часто идущий рука об руку с первым, - добавить лет своей истории, продлив ее в глубь веков на пару десятков, а то и более столетий. В общем, такой распространенный человеческий порок, как тще­славие, хорошо заметен и на государственном уровне.

Приятно ощущать себя прямым потомком тех самых великих завоевателей или просветителей... да кого угодно еще! При одном только слове «великий» гордо расправляются плечи, походка становится тверже, взгляд увереннее. Да и заезжим иностранцам можно при случае объяснить, как на самом деле все происходило, так как их версия развития событий наверняка неправильная.

Признаемся, не обошла чаша сия и Россию. Во времена СССР по этому поводу была распространена ироничная пого­ворка: «Советский Союз - родина слонов, а болгарский слон - младший брат российского слона». Но истории о таких «слонах» можно найти где угодно, и Корея здесь не исключение.

Интересно, что корейцы, как Севера, так и Юга, дружно повторяют тезис о «пятитысячелетней корейской культуре», что у независимых экспертов вызывает лишь скептическую улыбку. Но в этом случае Корея едина. Как я раньше уже рассказывал в книге, посвященной Южной Корее, южане любят приписать себе (если уж говорить объективно) лишние две-три тысячи лет истории. И тенденция эта в последнее время только усилилась. Северяне от своих соседей в стремлении к величию не отстают. Но в КНДР есть своя специфика.

В общем, мне бы хотелось сказать пару слов о «древних корейских слонах». Почему именно пять тысяч лет? Все основывается на древнекорейском мифе о первом правителе корейского государства Тангуне. Следует подчеркнуть, именно мифе. Согласно преданию, Хванун, сын небесного правителя, сошел на землю неподалеку от священной горы Пэктусан (сейчас граница КНДР и Китая) и женился на женщине, бывшей до этого медведицей. Почему медведица и каким таким образом она стала человеком - разговор отдельный, но так или иначе Хванун и эта экс-медведица поженились, у них родился мальчик - Тангун. Он спустился с горы Пэктусан и основал первое корейское государство. Отсюда, дескать, и пошла корейская земля.

В 199О~х годах КНДР заявила об обнаружении «гробницы Тангуна», что, по логике местных историков, доказывало справедливость националистических заявлений о «пятитысячелетней истории корейского государства». Важно было и то, что могилу эту «открыли» в Пхеньяне, подтвердив таким образом пропагандистские лозунги, гласящие, что именно нынешняя северокорейская столица, а вовсе не Сеул, исконный центр Кореи как таковой. Зарубежные историки сухо отмечают, что «несмотря на все заявления, никаких объективных доказательств открытия могилы Тангуна предоставлено не было». У Пхеньяна же позиция такова: не верите - и не надо, все равно правда за нами. На эту «могилу Тангуна» сейчас водят экскурсии.

Путем крайне спорных расчетов было установлено, что Тан- гун стал корейским правителем в 2333 году до н.э. Этот год и стали считать годом зарождения корейской нации. Когда по­считали, обрадовались. Оказывается, корейской государственности, если принять миф за историческую правду, чуть меньше четырех с половиной тысяч лет. Эту цифру творчески «округлили» до пяти тысяч лет - и вот вам тезис о «пятитысячелетней истории государства корейского»,

Цифра эта корейцам приглянулась еще и тем, что вдвое превосходила возраст главных исторических врагов и обидчиков Кореи - японцев, которые, кстати, тоже из сказок и легенд вывели «свои» два с половиной тысячелетия. Корейцы таким об­разом превзошли и главное государство региона ~ Китай, которого великодушно наделяют тремя тысячами лет. Куда ни кинь, корейцы - самые древние. В общем, пять тысяч лет понравилось со всех точек зрения, а значит так тому и быть.

Историки, археологи, которые подходят к делу не с позиции мифов, а с позиции фактов, дают корейской государственности от тысячи семисот (от эпохи зарождения трех корейских государств) до максимум двух с половиной тысяч лет (если считать древний Чосон протокорейским образованием, с чем, кстати, далеко не все согласны). В любом случае, пятью тысячами лет там и не пахнет. Однако и северяне, и южане свято верят в то, что возраст Кореи не менее пяти тысяч лет.

Манипулирование историей - дело весьма распространенное. И Корея здесь не исключение. Но корейцы националистично настроенные люди, что, впрочем, можно сказать обо всех народах Восточной Азии. Многие серьезно верят в сказки, ни на минуту не задумываясь об исторических фактах. Если пойме­те, что ваш собеседник-кореец действительно близко к сердцу воспринимает все эти легенды с националистическим подтекстом, даже не пытайтесь с ним спорить. Доказать вы ему ничего не докажете, а отношения испортите.

Доходит дело и до клинических случаев. В Южной Корее мне, например, доводилось слышать, что корейцы находятся в родстве с древними шумерами. Однако это утверждение не поддерживают уже сами корейские историки. Авторство же этих безумных сказок принадлежит националистическим организациям.

А вот северокорейские ученые утверждают, что они открыли Тэдонганскую культуру, о которой археологи других стран и слыхом не слыхивали. Тэдонган — это река, которая сейчас разделяет КНДР и Китай. Как утверждают в Пхеньяне, Тэдонганская культура была одной из величайших культур ранней древности и по степени своего развития равнялась культуре Древнего Египта и Месопотамии. В результате в северокорейских учебниках черным по белому написано: страна является одной из пяти колыбелей человеческой цивилизации (наряду с Египтом, Месопотамией, Древней Индией и Древним Китаем). Отношение к этим открытиям у зарубежных историков примерно такое же, как и к «могиле Тангуна» в окрестностях Пхеньяна: если отбросить едкие язвительные замечания, то иностранные специалисты отмечают, что доказательств-то нет.

Еще одна знаменитая корейская сказка с националистическим налетом - рассказы о великом княжестве Когурё и об «исконно корейской территории», захватывающей значитель­ную часть Сибири и Дальнего Востока. Когурё было одним из трех княжеств, существовавших на полуострове с начала нашей эры и примерно до VII века. Оно занимало север Корейского полуострова и часть Маньчжурии, довольно успешно вое­вало против китайцев и двух других государств, которые на тот момент располагались на Корейском полуострове, но в итоге пало под натиском китайской империи Тан и корейского княжества Силла. Потом часть элиты Когурё вошла в состав аристократии государства Бой, существовавшего на территории Манчжурии и современного российского Дальнего Востока. Современные корейцы жутко гордятся воинами Когурё, а утверждение, что государство это было исключительно корейским, лучше при корейце не оспаривать. Исходя из всего вышесказанного, в самых смелых своих националистических фантазиях корейцы мнят себя хозяевами Дальнего Востока вплоть от Камчатки и Сибири до Байкала. Не меньшие амбиции у них и в отношении Китая - у него корейцы хотят забрать всю Маньчжурию, то есть весь северо-восток.

Многие народы хотели бы, чтобы их страна была больше, чем есть на самом деле. Так многие россияне ностальгируют по Российской империи, в которую входили и Польша, и Финляндия. В своей страсти к расширению исконных земель корейцы не оригинальны.

Однако, если взять себе за труд и действительно разобрать­ся в корейской истории, вырисовывается нерадостная картина. Во-первых, на протяжении тысячелетий политическая карта мира постоянно перекраивалась, княжества, царства и королевства то появлялись, то исчезали. А у языка, на которым говорили в Когурё, вообще обнаружилось много общего с японским. Большинство экспертов - конечно, не корейских — склоним считать, что язык Когурё был диалектом древнеяпонского. У японцев, кстати, тоже хватает своих корейских «скелетов» в историческом шкафу, но речь сейчас не о них.

Тем не менее жители КНДР явно считают предшественником своего государства легендарное Когурё, а себя - прямыми потомками «тех славных корейских воинов, которые храбро сражались с иноземными агрессорами». Северокорейцам еще и важно связывать себя с древним Когурё, так как столица его находилась на территории современного Пхеньяна. Так что претензии на прямое наследство со стороны КНДР понятны.

Вообще вопрос о наследниках Когурё - достаточно щекотливая для обеих Корей тема. Лучше не ставить под сомнение утверждение о том, что Когурё равно Корее. Многие корейцы могут принять ваши возражения близко к сердцу и туг же бросятся доказывать свою правоту.

Если продолжать тему националистических идей, витающих над Корейским полуостровом, нельзя не рассказать о склонности корейцев замалчивать иностранное влияние и преувеличивать свое. Как правило, влияние соседей на Корею стараются особо не подчеркивать, а вот каждый факт передачи чего-либо корейского другим государствам - повод для гордости и громкой саморекламы. В целом, насколько можно судить, у северян эта склонность выражена сильнее, так как перекликается со многими постулатами идеологии чучхе. В частности, освобождение Корейского полуострова от японской оккупации приписыва­ется «корейским партизанским отрядам» или «национально-освободительной армии», возглавляемой вождем Ким Ир Сеном. (Про советскую армию в КНДР знают, но уверены, что она лишь «незначительно помогала» победной поступи вождя Ким Ир Сена и его партизан. А вот иностранные историки придерживаются иного мнения: с Японией в Маньчжурии воевала только Советская Армия, она же освободила и северную часть Корейского полуострова, дойдя до 38-й параллели, где остановилась, как и было оговорено с союзниками по антигитлеровской коалиции. На юге потом высадились американцы. Ким Ир Сен же прибыл, по версии российских историков, не во главе своих победонос­ных партизан, а на советском корабле в окружении советников из Москвы. Но северокорейцам об этом лучше не говорить. Они, если и осознают некоторые несостыковки официальной версии, уж точно не будут обсуждать их с иностранцами, особенно когда дело касается их любимого вождя. С другой стороны, сказки о «родине слонов» любят рассказывать в любой стране.

IНа этом националистическом фоне особенно занятно смотрятся кое-какие факты, связанные с лидерами обеих Корей. Так, отец нынешнего лидера КНДР Ким Чен Ына, Ким Чен Ир, правивший Страной чучхе с 1994 по 2011 год, родился в селе Вятское Хабаровского края в СССР и при рождении получил имя Ким Юрий Ирсенович. Однако, согласно официальной вер­сии КНДР, Ким Чен Ир родился в партизанском лагере в окрестностях той самой священной горы Пэктусан (откуда, кстати, сошел первый правитель Кореи Тангун), а при рождении вождя нации на неба зажглась новая яркая звезда. Хотя знающие лю­ди говорят, что сам лидер КНДР всю жизнь помнил о том, что на самом деле он Юра, и не отрицал этого факта своей биографии, по крайней мере во время общения с россиянами.

У южнокорейцев, многие из которых тоже любят время от времени поговорить о величии нации и древней истории, экс-президент Ли Мен Бак, руководивший страной относительно недавно, с 2008 по 2013 год, родился в японском городе Осака и получил при рождении имя Цукияма Акихиро. Его преемник на посту президента - Пак Кын Хё - дочь известного генерала Пак Чжон Хи, который руководил Югом с 1961 по 1979 год. Пак Чжон Хи же был в свое время офицером японской армии и большим поклонником всего японского.

В общем, националистические идеи пользуются немалой по­пулярностью в обеих Кореях. И хотя зарубежные историки скеп­тически улыбаются, слыша корейские сказки, сами корейцы ис­кренне верят в то, что их полуостров - это «родина слонов». Правда, такими идеями грешат и все остальные страны в мире.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.