Искусство выживания,когда все против тебя — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Искусство выживания,когда все против тебя

2022-10-03 27
Искусство выживания,когда все против тебя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I «Если хотите найти самого искусного специалиста по дипломатии, то лучше всего посмотреть на пример Северной Ко­веи. Судите сами: страна, несмотря на свою полную экономи­чную зависимость от Советского Союза и Китая, умудрялась Всти абсолютно самостоятельную политику, выстраивать жизнь по-своему усмотрению, не превратилась в марионетку |и Москвы, ни Пекина. После крушения соцлагеря, несмотря на давление со стороны всего мира, умудрилась ядерное ору­дие создать, ракеты построить, помощь получает и при этом опять же делает то, что хочет, еще и угрожает время от време- Ии самой сильной военной державе мира» - эти слова одного из профессоров Сеульского университета, в котором мне до­велось учиться, я помню до сих пор. Впоследствии подобные высказывания я слышал еще не раз.

■ Действительно, если говорить об эффективности внешней политики, то можно сколько угодно не любить КНДР, но приходится признать тот факт, что северокорейцы - блестящие дипломаты, умело использующие в своих целях интересы куда более крупных держав. Подчас они ловко сталкивают государства друг с другом, умеют, когда надо, блефовать, могут довести ситуацию почти до открытого конфликта, но всегда знают, когда радо сдать назад, чтобы не довести дело до реальной войны. В своей внутренней политике руководство Страны чучхе действует исключительно по собственному усмотрению, без оглядки на чужое мнение, чем может похвастаться далеко не каждое современное государство, И это не пустые слова. Северяне действительно до сих пор умудряются выживать, а часто и дик­товать свои условия там, где другие бы уже сломались. Для это­го используется самый разный набор трюков и уловок.

Г ордые и независимые...

Если вы хотите понять главный политический принцип, кото­рым руководствуется КНДР, уместно вспомнить ее историю. Хо­тя официальная историография Северной Кореи этого не при­знает, но основатель КНДР, Ким Ир Сен, был креатурой Москвы, его назначили «начальником» Северной Кореи, когда стало яс­но, что раздел Корейского полуострова неизбежен. Как я уже рассказывал в разделе, посвященном первому вождю КНДР, Ким в самом начале противился этому назначению, уговаривал своих советских «друзей» не толкать его в политику, в которой он ничего не понимает. У лидеров СССР, однако, были другие планы на молодого северокорейского офицера, а потому, не­смотря на его просьбы, его все же заставили заниматься непо­нятной и неинтересной ему политикой, привезя в Корею из СССР на одном из советских кораблей в 1945 году.

Впрочем, достаточно быстро Ким Ир Сен освоился и потом еще не раз, должно быть, заставил московских кураторов заду­маться: «А не лучше ли было бы действительно оставить Кима просто служить в нашей армии?» Ким, потратив несколько лет на то, чтобы пообвыкнугься в новой роли, довольно скоро про­демонстрировал, что не намерен действовать по указке СССР, а его КНДР не будет типичной народной демократией по образцу и подобию соцстран Восточной Европы.

Ким умело использовал Корейскую войну и ликвидировал часть своих возможных противников, убрав (временами физиче­ски) враждебные ему фракции - внутреннюю, советскую и ки* тайскую, - что существовали тогда в руководстве страны. Лидеру КНДР не особо понравилось, что произошло в СССР на XX съезде КПСС, а развенчание культа личности Сталина было воспринято им как опасный прецедент. Если не вдаваться в подробности, то Ким очень быстро стал проводить независимую политику. Если США в эти и последующие годы весьма эффективно оказывали влияние на внутреннюю политику Южной Кореи, то к концу 1950-х годов Ким Ир Сен добился положения полноценного хозяина собственной страны, которому Москва и Пекин не указ.

Отношения Пхеньяна с КНР и СССР были очень непростыми, хотя формально они были братьями по социализму. В качестве доказательства можно привести один интересный факт: в 1959 го­ду Москва предоставила политическое убежище послу КНДР в Советском Союзе, раскритиковавшему в письме курс Ким Ир Сена. На те же «бурные 1950-е» приходится другой инцидент, который вряд ли мог бы произойти в то время в отношениях между Вашингтоном и Сеулом: СССР выдворил посла КНДР из iстраны за то, что северокорейские спецслужбы средь бела дня прямо в центре советской столицы организовали похищение молодого музыканта из КНДР, который также критиковал курс (своего руководства и обратился к правительству СССР с прось- Iбой о предоставлении ему политического убежища.

Последовавший в отношениях между двумя «главными старшими братьями по социализму» (Советским Союзом и Китаем) конфликт Ким Ир Сен в полной мере использовал в своих интересах, заложив общую схему дипломатии Пхеньяна. Когда надо, он намекал о сближении с СССР, и Москва туг же наращивала объемы помощи, однако, как только русский брат по социализму пытался надавить на Пхеньян, Ким сразу же обращался к Китаю, и уже Пе­кин предоставлял помощь хитрому соседу. Ким Ир Сен понимал, что на самом деле сближаться не следует ни с одними, ни с другими, иначе он быстро распрощается с собственной свободой. Схема была не особо сложной, но эффективной. Москва и Пекин по­нимали, что их используют, играют на имеющихся в отношениях двух великих держав противоречиях, но исправно платили за то, чтобы Пхеньян не ушел в лагерь противника. Возможно, Ким Ир Сену повезло - конфликт между СССР и Китаем подвернулся очень кстати. Это дало возможность ему раз и навсегда избавиться от конкурентов в руководстве страны. Следует признать, что сложив­шаяся в мире ситуация была умело использована им. Эти игры продолжались до самого распада СССР: КНДР получала помощь, как от Китая, так и от Советского Союза, и при этом умудрялась сохранять полную автономию во внутренней политике.

Распад Советского Союза, на место которого пришла совре­менная Россия, не желавшая и не имевшая возможности воз­вращаться к роли «донора», поставил Пхеньян в непростое по­ложение. Тем не менее впоследствии КНДР неизменно в отношениях с другими государствами использовала схему, опро­бованную на СССР и Китае: Пхеньян и по сей день пытается столкнуть мировые державы друг с другом, стремясь получить дивиденды для себя. В идеале, чем больше крупных держав бу­дут заинтересованы в ситуации на Корейском полуострове, тем лучше для КНДР, которая показала себя мастером манипуляции и продемонстрировала великолепное умение играть на проти­воречиях. Сейчас для Северной Кореи ситуация осложнилась: единственным реальным спонсором, главным политическим, экономическим партнером и поставщиком основной помощи является Китай, что беспокоит Пхеньян, так как другие державы не очень хотят втягиваться в северокорейские игры.

Иностранных войск у нас нет и не будет!

Неприятие давления извне и нежелание превращаться в подконтрольный Москве (да и вообще кому бы то ни было) ма­рионеточный режим во многом предопределило внешнюю и внутреннюю политику КНДР. И это одно из главных различий между корейским Севером и Югом. После освобождения юж­ной части Корейского полуострова иностранные (читайте - американские) войска оставались в стране дольше, чем советские войска на Севере, а затем, уйдя ненадолго, быстро вернулись обратно. Несмотря на фактическую ничью, которой закончи­лась Корейская война, северяне уже к 1958 году остались одни на своей территории, так как к этому времени уже и Китай вы­вел из КНДР свои войска. А вот на Юге с тех пор был размещен [крупный иностранный военный контингент, который присуг- |ствует до настоящего времени. До сих пор присутствие войск США в Южной Корее воспринимается руководством страны и значительной частью южан как необходимая мера безопасности. До сих пор, согласно договору между США и Республикой Корея, в случае начала войны командование войсками, как I Южной Кореи, так и США, автоматически переходит к амери­канским генералам. Проще говоря, если начнется какой-то се- I рьезный конфликт, то корейцы не будут командовать своей ар­мией, они будут подчиняться американцам. Во временапрезидента Но Му Хена, который старался проводить более не-зависимую политику, корейцы подняли вопрос о возвращениикомандования над собственной армией своим военным и даже добились утверждения даты передачи полномочий (чему, кстати, в Вашингтоне не особо сопротивлялись), но следующее правительство тут же бросилось убеждать своего могучего союзника в нежелании что-то менять. Они заявили, что предшественникиих погорячились, и «уговорили» США отложить дату передачи командования. При этом в Сеуле не скрывают, что в обозримом будущем они и сами не хотят брать на себя такую ответственность. «Без США мы проиграем войну КНДР», — неоднократно публично заявляли южнокорейские военные. Не только консервативные политические силы Юга, но и значительная часть прогрессивных политиков говорят, что, несмотря на происходя­щие время от времени неприятные инциденты, причиной которых является поведение американских солдат, южане не хотели бы вывода американских войск. И даже если обе Кореи когда- нибудь объединятся, то все равно пусть американцы остаются на полуострове. Так спокойнее...

Я так подробно рассказал об отношении южан к данному во­просу, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько ради­кально в этом плане отличаются их взгляды на проблему от взглядов северян. Как говорят многие специалисты по КНДР, «северные корейцы - больше националисты нежели коммунисты или социалисты». В Восточной Азии национализм силен в любой стране, и КНДР тому яркое подтверждение. Впрочем, в Северной Корее градус патриотизма-национализма зашкаливает даже по сравнению со многими другими государствами региона. А потому северокорейцы не могут даже в мыслях принять возможность того, что на их территории будут находиться иностранные войска или военные базы. Такое положение дел посчитают унижением всей нации (южан, сдавшихся на милость США, они явно не ува­жают). «Это трагедия и позор для нашего народа!» - искренне высказываются на эту тему северокорейцы. И здесь надо пони­мать, что разговор идет о неприятии не только американских войск, которых в КНДР официально снабжают самыми яркими эпитетами, типа «империалистических агрессоров» или «монстров войны», но и войск любых других стран мира, включая дружественные государства, типа Китая или России.

I Национализм в КНДР подпитывается идеей «опоры на соб­ственные силы», которая является важнейшим постулатом идеологии чучхе. А потому ничего иностранного в Северной Корее ВЬть не должно - все только свое, в том числе и войска. А соб­ственная армия, естественно, самая лучшая, непобедимая и го­товая разгромить любого агрессора. «Иностранных войск здесь нет и быть не может!» - вот подход северян к проблеме. Южнокорейцы в это же самое время постоянно говорят о жизненной необходимости американского военного щита.

I Неприятие всего иностранного и опора на собственные силы в сочетании с не самой простой ситуацией в сфере экономики приводит к все большим и большим трудностям. Руководство ВИДР все чаще вступает в конфликт с реалиями жизни, и это особенно заметно сейчас. Но все равно иностранец, приезжаю­щий в КНДР, неизменно слышит «не надо заглядываться на им­портное», «наша страна - самая лучшая», «наши горы - самые живописные», «наши девушки - самые красивые». Дело доходи­ло даже до того, что во времена соцлагеря с полученной по каналам помощи из Советского Союза или Китая техники снимались наклейки и удалялись надписи, указывающие на иностранное Происхождение вещи. Хотя, конечно, люди все прекрасно пони­жали. Сейчас эта практика в основном осталась в прошлом, так как вследствие остановки заводов наплыв иностранных товаров стал таким большим, что игнорировать импорт стало попросту невозможно. А потому какие могут быть в Северной Корее ино­странные войска? Корейцы слишком горды для этого, хотя со­братья по крови из южной части Корейского полуострова уже давно свыклись с американцами и даже не хотят их отпускать.

Классическая дипломатическаясхема Пхеньяна

Оказавшаяся с начала 1990-х годов в крайне непростом как внешнеполитическом, так и экономическом положении, Север­ная Корея столкнулась с реальной перспективой обрушения существующего строя, который мог не выдержать всей тяжести разного рода проблем или, как сейчас модно говорить, «вызовов». Судите сами: поддержка СССР и Китая либо полностью со­шла на нет (в случае с Москвой), либо сократилась в разы (Пекин). При всех разговорах об опоре на собственные силы северокорейская экономика никогда не была, да и, пожалуй, не могла быть самодостаточной. А потому без внешней помощи, часто замаскированной под торговлю по дружественным це­нам, Пхеньян обойтись не мог. Начали вставать заводы, возни­кали серьезные проблемы с обеспечением народа продуктами питания. Не лучше дела обстояли и на внешнеполитическом на­правлении. СССР исчез, а руководство новой России не только не стало выстраивать отношения с КНДР с нейтральных пози­ций, а скорее взяло антисеверокорейский курс (это особенно было заметно в 1992-1996 годах).

Китай хотя и повел себя менее резко, но с 1992 года все же установил дипломатические отношения с Южной Кореей и в ре­альности стал куда более сдержанно относиться к Пхеньяну. На этом фоне усилилось давление со стороны стран Запада, Япо­нии и Южной Кореи. В общем, если говорить простым языком, Северной Корее предложили по большому счету выкручиваться самой, при этом никто не гарантировал, что КНДР вообще со­хранится на политической карте мира. Пример стран Восточной Европы, где с прежними правительствами обошлись не очень мягко, кое-где попросту поставив к стенке (например, Чаушеску

Мв Румынии), не очень вдохновил руководство Северной Кореи,»не готовое к столь радикальным переменам. Да и политическая система КНДР с сильнейшим культом личности вождей не давала пространства для маневра.

I В общем, КНДР столкнулась с враждебным окружением, эко- шномическим кризисом и необходимостью выживать в этих усло­виях. Народ, правда, не был настроен выходить на демонстра­ции с призывами к «демократии и гласности», но кушать все Iравно хотел, и это обстоятельство невозможно было игнориро­вать. В таких непростых условиях руководство КНДР придумало iопределенную схему, которая позволила ему достаточно долгое время «выбивать» из окружающих стран экономическую по­мощь. Это помогло руководству Северной Кореи гарантировать | Необходимый экономический уровень как для выживания на- селения, так и для того, чтобы самим оставаться у власти. Кон­кретные ходы, военно-политические шаги могли изменяться, нов целом схема была одна и та же. Она достаточно проста, но, как показала практика, весьма эффективна и действенна.

I Заключается она в следующем. Сначала под тем или иным предлогом провоцируется возникновение напряженности. Как Вольно что было сказано, способы могут быть использованы для этого разные (ракетные или ядерные испытания, стычки на грани­це, демонстрация артиллерии в районе демилитаризованной зоныи проч.). Главное - привлечь к себе внимание, чтобы существова­ние КНДР уже нельзя было игнорировать. Параллельно действия сопровождаются воинственными заявлениями со стороны офици­ального Пхеньяна, обещающего утопить мир в «море огня», пре­вратить столицы супостатов в «ядерные пепелища» и т. д. Эти заявления быстро подхватывают мировые СМИ, радостно заявляющие,что «Корейский полуостров оказался на грани войны».

Так продолжается некоторое время. Парой-тройкой новых мелких провокаций или громких заявлений КНДР создает види­мость того, что война действительно вот-вот начнется. Все на­прягаются, и некоторые действительно начинают готовиться к войне. Подержав мир в напряжении, Пхеньян неожиданно де­лает предложение: «Мы же против войны! А может, погово­рим?» На что противники с разной степенью энтузиазма согла­шаются. И в ходе переговоров вдруг возникают предложения о снижении напряженности и развитии сотрудничества. Тут Пхеньян под разными предлогами дает понять, что сотрудничество предполагает следующий подход: КНДР отказывается от воин­ственной риторики, «зачехляет пушки», а «супостаты» должны оказать помощь - продовольствием, поставкой ресурсов, строительством АЭС (проект КЕДО) и проч. Варианты бывали раз­ные. Затем следует несколько раундов переговоров, в ходе ко­торых Пхеньян действительно получает достаточно серьезную помощь, и ситуация на некоторое время стабилизируется.

В общем, выходит следующее: Пхеньян напугал всех своими криками, заставил напрячься, выйти на переговоры, а затем получил экономическую помощь, при этом не потеряв ничего, а лишь «великодушно согласившись» отказаться от воинственных действий. Понятно, что при этом КНДР умело использовала и противоречия, терзающие их богатых соседей, которые, есте­ственно, не хотят войны на полуострове, и раскол в южнокорей­ском обществе, где сторонникам жесткого подхода к Пхеньяну противостоят те, кто выступает за сотрудничество с «собратья­ми по крови» и проч. Но в целом схема одна и та же: напряжен­ность - доведение напряжения до предела - предложение на­чать диалог - переговоры - получение помощи - стабилизация. Через некоторое время КНДР находила новый предлог дляобострения отношений либо окружающие страны сами его прилагали (те же регулярные американо-южнокорейские крупномасштабные военные маневры - настоящая палочка- выруналочка для Пхеньяна), и схема прокучивалась снова.

Такие выкрутасы КНДР неоднократно проделывала с самы­ми разными странами, но чаще всего ее жертвами станови­лись США, Южная Корея и иногда Япония. Именно они, а также Китай и| Россия выступали главными поставщиками помощи, которая позволяла Северной Корее удерживаться на плаву. Ра­кетно-ядерная программа КНДР (о ней речь пойдет ниже) и созданный для ее решения механизм шестисторонних перего­воров с, участием КНДР, Южной Кореи, США, Китая, России и Японии предоставил еще один эффективный механизм, с помо­щью которого Пхеньян смог выбивать из стран-участниц помощь, регулярно шантажируя «коллег» возможностью замораживания программы или свертывания систем создания оружия массового уничтожения.

Для посторонних все действия Пхеньяна могут казаться по­ведением маниакальных фанатиков, готовых при любой воз­можности разжечь огонь ядерной войны. Но на самом деле, как в сентябре 2016 года метко отметила «Нью-Йорк Таймс»: «Северная Корея не сумасшедшая: она слишком рациональна для этого». Действительно, будь руководство КНДР действительно безбашенным, то все уже давно бы закончилось войной, в кото­рой шансов победить у КНДР, конечно, нет. Да и с мощнейшим экономическим кризисом, непременно поразившим страну после начала боевых действий, руководство не смогло бы совладать. Но лидеры Северной Кореи знают, когда нужно остано­виться, а когда повысить градус напряженности, хотя порой, на мой взгляд, слишком близко подходят к опасной черте.

I Для КНДР создание имиджа страны с непредсказуемым поведением - одно из самых продуманных и рациональных решений в жестком и даже жестоком мире внешней политики, где нет постоянных друзей, а есть лишь собственные интересы. Это  как с человеком, который при мелком споре начинает хвататься за дубину, угрожая разбить голову оппоненту, - лучше с таким все же поговорить, не так ли? Именно этот подход и эксплуатирует Пхеньян, периодически прибегая к отработанной  схеме по «выбиванию» помощи. Как цинично отмечают эксперты: «Если в КНДР засуха или наводнение, то жди нового кризиса, потому что Пхеньяну помощь нужна».

Самый страшный вариант развития событий для КНДР - если ее перестанут принимать всерьез, перестанут верить в и­кренность намерений по части развязывания войны. Потому Пхеньян действует следующим образом: запустим ракету, а если не отреагируют, то устроим перестрелку на границе. Снова не сработало? Тогда можно увеличить накал, пойдя на ядерные испытания или более-менее серьезную военную акцию, но опять же локального масштаба. Полноценная война КНДР не нужна. Это Пхеньян лучше других понимает, но вот создавать видимость неконтролируемого поведения - неплохой способ заставить других раскошелиться на помощь.

Для стран, которые настроены к Северной Корее более- менее дружественно (в первую очередь Китай и Россия), ис­пользуются иные методы. Здесь северяне на двусторонних пе­реговорах не стесняются напирать на «грядущую гуманитарную катастрофу», «ожидающийся серьезный голод», вспоминая про «десятилетия традиционной дружбы». Они даже могут напом­нить: «Это же вы наше государство создали». Все это делается ради того, чтобы тут же попросить безвозмездную помощь.

Отметим также, что окружающие КНДР страны тоже отнюдь не рай на земле, а их руководство — не ангелы. Например, масштабные учения, которые регулярно проводят США и Южная Корея, заставляют время от времени напрягаться уже КНДР. К берегам Корейского полуострова два-три раза в год подходит армада, ко­торая заставила бы нервничать любое государство. И это еще вдобавок к тому, что на Корейском полуострове постоянно нахо-дятся почти тридцать тысяч солдат США, а на расположенной не­подалеку Японии расквартирована мощнейшая американскаявоенная группировка с атомными авианосцами.

В общем, еще в эпоху соцлагеря КНДР показала, что умело испо^зует в своих интересах внешнюю ситуацию, играя на противоречиях даже союзных держав, типа Советского Союза и Китая. Изменившаяся мировая ситуация заставила Пхеньян ис­кать новых спонсоров, немного модифицировать схему поведе­ния. Эксперты прекрасно понимают, что во главе КНДР стоят отнюдь не маньяки и психи, а, наоборот, очень умелые и трез­вые дипломаты. Методы их иногда могут удивлять, а порой даже

шокировать непосвященных, но в их рациональности и прагматичности сомневаться не приходится.

Схема эта на самом деле не сложна и не нова, так что вряд ли я туг открыл вам, мои дорогие читатели, Америку. В Вашингтоне и Сеуле тоже давно уже все поняли, а потому Сеул и Вашингтон в послед­нее время все чаще заявляют, что переговоры ради переговоров их не интересуют, а на любое нагнетание напряженности будет дан военный 0твет, а не предложена экономическая помощь. Однако приходят кдласти другие правительства, сменяются политические силы, и противники КНДР снова пытаются разыграть переговорную карту, осознавая, что метод прямого давления не дает ожидаемых резуль­татов. КНДР научилась выживать в новых условиях.

«Государства крайне редко действуют нерационально по той простой причине, что нерациональные государства долго не мо­гут существовать. Международная система слишком конкурентна, а инстинкт самосохранения слишком силен. Хотя Северная Корея действительно во многом не похожа ни на одно другое государство на Земле, но ее, казалось бы, нерациональное пове­дение является, вероятно, самым рациональным и продуманным ходом» - так говорится в статье в «Нью-Йорк Таймс» за февраль 2016 года. В общем, Пхеньян действует слишком продуманно, чтобы считать правительство КНДР сборищем психов. А доказа­тельство тому - само существование КНДР. Прогнозов о скором крахе прогнившей северокорейской системы за последние три десятка лет появлялось много, но Северная Корея до сих пор су­ществует, пережив и многих «пророков». Ким Ир Сен и Ким Чен Ир умерли своей смертью, находясь у руля, а не закончили свои дни так, как многие руководители социалистических стран Восточной Европы. Судя по текущей ситуации, нынешний лидер КНДР Ким Чен Ын хотя и с определенными новшествами, но тоже пре­красно усвоил науку выживания в этом непростом мире.

Зачем им ядерная бомба и ракеты?

Согласно опросам, проведенным в 2010 году среди ино­странцев, одним из главных образов, который возникает при слове «Корея» (без разделения на Северную или Южную), является атомная бомба. Ядерная программа КНДР, а также наличие у страны оружия массового поражения - одна из главных головных болей мирового сообщества. Многие задаются вопро­сом: «А зачем такой бедной и небольшой стране ядерная бомба и межконтинентальные ракеты? Не лучше ли потратить деньгиншлроительство обычных заводов и развитие экономики?» По­стараемся ответить на простой вопрос «А зачем?». И я снова не пытаюсь оправдать Пхеньян, а лишь стремлюсь объяснить логи­ку действий его руководства. А логика у корейских чиновников, безусловно, есть. На самом деле ядерная бомба появилась у КНДР не из-за блажи непредсказуемых маньяков, стоящих во главе страны, а по весьма прагматичным причинам.

Не будем углубляться в историю, а сосредоточимся на том, по­чему КНДР не отказывается от ядерного (и ракетного) оружия, не­смотря на давление со стороны не только своих главных против­ников, но даже друзей, Китая и России, которые тоже не в восторге от периодических ракетно-ядерных «фейерверков» Пхеньяна.

Одна из главных причин - относительная дешевизна. КНДР, как и любое другое государство, заинтересовано в наличии определенного военного потенциала. Возможные противники всегда должны задаваться вопросом: «Если мы нападем на эту страну, не достанется ли нам победа слишком высокой ценой? Не прилетит ли ракета в ответ?» Создание и поддержание со­временных вооруженных сил, оснащенных обычными, неядер­ными видами оружия, в наше время удовольствие дорогое. Под силу это далеко не каждому государству. Военные расходы КНДР объективно трудно оценить, однако заслуживающие до­верия эксперты утверждают, затраты Южной Кореи на оборону примерно в двадцать раз превышают затраты КНДР. Армия Се­верной Кореи многочисленна, но основная ее часть занята не охраной рубежей, а строительством объектов народного хозяй­ства. Даже если бы Страна чучхе имела выход на рынок между­народных вооружений (который для нее закрыт после ядерных испытаний), то попросту не смогла бы себе позволить купить в необходимом объеме все эти суперсовременные истребители, корабли, подводные лодки, умные бомбы и многое другое. А все создать самой не получится - это под силу только госу­дарствам с очень развитым военно-промышленным комплек­сом, научным потенциалом и серьезными финансовыми ресур­сами. То есть если делать ставку на обычные вооружения, то КНДР заведомо проиграет. У КНДР, конечно, есть обычное ору­жие, вот только произведено оно было в 1960-1970-х годах. Временами же можно найти образцы и вовсе относящиеся и 1950-м годам. Та же Южная Корея, которая часто говорите во­енной угрозе со стороны КНДР, имеет седьмую по численности армию в мире, оснащенную очень хорошим современным ору­жием, которое гораздо лучше северокорейского.

Получается, что альтернативы ядерной бомбе нет. В КНДР все же нашла силы и средства на ее создание, сосредоточились на этой сфере и достигли на данном поприще больших успехов. Создать ядерное оружие сейчас дешевле, чем поддерживать более-менее боеспособную современную армию. А тем, у кого уже есть готовая ядерная бомба, даже США боятся «нести демо­кратию на крыльях истребителей и на закрылках „Томагавков"». Вот одна из причин: ядерное оружие - самый дешевый из до­ступных способов обеспечения своей безопасности и независи­мости. По оценкам тех же самых южнокорейских исследовате­лей, расходы КНДР на развитие ракетно-ядерных арсеналов составляют около миллиарда - полутора миллиардов долларов в год. Для сравнения, закупка только сорока истребителей пя­того поколения F-35 А обошлась Южной Корее в 2015 году бо­лее чем в семь миллиардов долларов, а общие расходы на обычную армию с современным, но неядерным оружием — око­ло тридцати шести миллиардов долларов. В общем, ядерная бомба, получается, всего лишь выгодное бизнес-вложение и ссамодурством властей ничего общего не имеет. Армия КНДР без ядерной бомбы и ракет мало кого испугает.

Есть и еще одна причина упорной приверженности КНДР ракетно-ядерному оружию, отчасти связанная с предыдущей. Вспомним о судьбе тех правителей, кто по тем или иным причинам отказался от ядерного оружия либо не смог дойти до уровня создания реальных боезарядов, но при этом отважился  идти наперекор США и Западу. В свое время СМИ расхваливали и приводили в пример полковника Каддафи, который в итоге решил помириться с Западом и отказался от создания атомной бомбы. Каддафи сначала ворчал, что обещанных привилегий и помощи от Запада он так и не получил, но это были еще цветочки. Реальные проблемы его ждали впереди. В конце концов де­ло дошло до создания НАТО так называемой «бесполетной зоны» надЛивией, когда войска Каддафи уже были готовы скинуть повстанцев в море. «Бесполетная зона» вылилась в прямое вмешательство Запада, выступившего на стороне повстанцев, и в итоге Каддафи отправился на эшафот. Если бы Ливия не от­казалась от ядерного вооружения, войска альянса вряд ли бы отважились вторгнуться в страну, которая хотя бы теоретически могла устроить ядерный апокалипсис своим противникам, в том числе и в мегаполисах государств НАТО.

Другой пример - судьба еще одного врага Запада, Саддама Хусейна. Можно по-разному относиться к этому диктатору, но то, что у Ирака не было оружия массового уничтожения, теперь уже факт доказанный. А именно «неопровержимые доказательства наличия программы по созданию ОМУ», как тогда утверж­дал Вашингтон, и стали предлогом для вторжения в страну и начала охоты за Саддамом Хусейном, которая в конце концов закончилась казнью строптивого лидера.

I

Подчеркнем еще раз: я не пытаюсь оправдать создание ядерного оружия, но реалии сейчас таковы, что ты либо нахо­дишься в стане союзников США и Запада, либо, если отважился на собственную политику, идущую вразрез с желаниями Ва­шингтона, наращиваешь мускулатуру, чтобы при возможности отбиться от желающих навязать тебе «всеобщие демократиче­ские ценности». Ценности эти, как правило, навязываются с по­мощью авианосцев и суперсовременного точечного оружия. Как сказал в 2011 году кореевед Андрей Ланьков: «Ливийская кампания вбила последний гвоздь в гроб каких-либо попыток уговорить КНДР добровольно отказаться от ядерного оружия». Да, скорее всего, Пхеньян и без того нашел бы причину оправ­дать наличие в государстве ядерного оружия, однако сейчас трудно спорить с официальными представителями правитель­ства Страны чучхе, заявляющими: «Мы не хотим повторить судь­бу Ливии». Эксперты пока спорят, можно ли эти боеголовки установить на имеющиеся у Пхеньяна баллистические ракеты, но уже никто не сомневается в том, что в КНДР есть ядерная бомба (и не одна). Тем более что КНДР работает над создани­ем средств доставки тех самых баллистических ракет различ­ной дальности. Постепенно страна приближается к созданию ракет, которые будут способны долететь до США, и боеголовок, которые можно будет на эти ракеты установить. А это значит, что в случае конфликта даже поверженная Страна чучхе будет способна нанести ядерный удар по любому мегаполису США. И это прекрасный способ сдерживания горячих голов, выступа­ющих за военный способ разрешения ядерной проблемы Се­верной Кореи. К сожалению, логика развития ситуации на меж­дународной арене доказала, что КНДР нужно ядерное оружие, если, конечно, страна не хочет плясать под дудку Запада или видеть в своем небе бомбардировщики. Это отнюдь не радост­ная перспектива, и на самом деле многие страны хотя бы не­формально разделяют точку зрения властей КНДР.

Еще одна причина - высокая эффективность ядерного ору­жия приьлюбых дипломатических переговорах. Как уже говори­лось, Пхеньян хорошо научился использовать переговоры по ядерной программе для затягивания времени и получения эко­номической помощи. «Шестисторонка» стартовала в 2005 году, и в результате Северная Корея получала определенную помощь, но не свернула свою ядерную программу. Пхеньян повернул переговоры таким образом, что при необходимости, почувствовав себя недостаточно удовлетворенным, мог бы отыграть все назад. Это в итоге и произошло. А сам механизм переговоров был парализован еще в 2009 году. Ситуация в сфере экономики и обеспечения народа продуктами питания в КНДР если не блестящая, то отнюдь не такая ужасающая, какой ее рисуют в некоторых СМИ, делающих громкие заявления «об угрозе жуткого голода, нависшей над половиной населения Северной Ко­реи». Во многих государствах Африки, Азии и других частях земного шара дела обстоят намного хуже. Знают об этом и гра­мотные эксперты, знают и в КНДР. «Без ядерной бомбы КНДР встала бы вровень со многими государствами и вряд ли могла бы претендовать на получение помощи, так как у многих стран дела обстоят намного хуже», - отметил один из бывших сотрудников ООН. Атак наличие ядерной программы гарантирует, что к запросам Пхеньяна в мире будут относиться с гораздо боль­шим вниманием, как бы это цинично ни звучало...

Туг же следует вспомнить и другой плюс всех программ по соз­данию оружия массового поражения и средств его доставки. Именно с их помощью КНДР может прибегнуть к излюбленной схеме давления на международное сообщество: напряженность - апогей - переговоры - экономическая помощь. К словесным угрозам Пхеньяна многие привыкли, а вот ракетно-ядерные ис­пытания тут же ставят всех на уши и заставляют вспомнить про Страну чучхе и ее амбиции. Правда, в последние годы все уже более-менее привыкли к запуску ракет малой и средней дальности, а потому реагируют на них очень вяло. Однако запуск ракете претензией на межконтинентальность, а уж тем более ядерные испытания игнорировать пока не получается. Пхеньян это пре­красно понимает и знание это использует в своих целях.

Еще один аргумент, который выдвигает КНДР в защиту своих действий и с которым тоже непросто спорить: «А почему другим, включая и вас, можно, а нам нет?» В мире, как известно, между­народный режим нераспространения ядерного оружия определил лишь пять держав, которые обладают ядерным оружием на законных основаниях: СССР/Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. Это устраивает далеко не всех. В реальности мы имеем еще три «незаконные» ядерные державы - Индию, Пакистан и Из­раиль. В отношении Индии после испытания ею ядерного оружия США ввели санкции, но сняли их уже через пять лет. «А почему Индии, Исламабаду или Тель-Авиву можно, а нам нет? Нам тоже угрожают!» - говорят в КНДР, и на это трудно что-то возразить.

Более того, дальше КНДР вспоминает, что Пхеньян вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а по­тому не обязан соблюдать монополию. Три остальные ядерные «неофициальные» державы тоже не подписали ДНЯО. И опять же: «А почему вашей „пятерке" можно, а нам нет? Или не все государства равны в правах?!»

Схожий вопрос задается и при запусках КНДР спутников- Пхеньян упирает «на всеобщее право на мирное исследование космического пространства», тогда как многие за рубежом по- лагирт, что, даже если Пхеньян действительно выводит иногда спутники на орбиту, главной задачей своей все равно ставит совершенствование ракетных технологий. Однако вопрос оста­ется прежним: «Почему всем можно, а нам нет?»

Россия и Китай, как уже говорилось, отнюдь не в восторге от ракетно-ядерных амбиций КНДР, но Пхеньян всегда делал то, что считал нужным. Тем более Москве представители КНДР не­официально задают неудобный вопрос: «После того как вы бросили на произвол судьбы страны Восточной Европы, как вы мо­жете гарйнтировать, что вступитесь за нас, если произойдет конфликт?» С одной стороны, основания для недоверия со сто­роны КНДР есть. Отношения с Москвой (да и с Пекином тоже) всегда были непростыми, даже в те годы, когда стороны гово­рили о нерушимой дружбе. Чиновники в Пхеньяне, которые на самом деле являются циниками и абсолютными прагматиками, понимают, что нет постоянных союзников, но есть националь­ные интересы. Если КНДР сдаст ядерное оружие, то потом ей никто никогда не позволит создать вновь, а цена возможной ошибки слишком высока.

В итоге если Пхеньян хочет продолжать взятый курс, идущий вразрез с интересами США, то должен держаться за ядерное оружие. Оно обходится дешево (намного дешевле современных видов вооружения), оно гарантирует руководству КНДР без­опасность (иикто не хочет повторить судьбу Каддафи и Хусейна), оно эффективно с точки зрения привлечения внимания на ди­пломатической арене и получения помощи, и, в конце концов, почему это|другим можно, а им нельзя? В этом, пожалуй, и за­ключаются основные при


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.