Ибн ханбаль , Саладин и мечта о единстве — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ибн ханбаль , Саладин и мечта о единстве

2022-10-03 25
Ибн ханбаль , Саладин и мечта о единстве 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В исламе есть четыре теологические правовые школы. Три из них: маликитская, шафиитская и ханафитская считаются компромисными, потому что рассматривают некую ограниченную возможность различных полкований Корана и мусульманских традиций. Мусульманин, живущий по правилам этих школ иногда имеет возможность выбмрать между различными моделями поведения, что позволяет облегчить ему жизнь в современном мире. При этом он не должен выходить за рамки исламского порядка. Но в конце концов все эти три школы весьма консервативны, и допускают возможность различного толкования и понимания только тогда, когда не находят однозначного объяснения по определённой теме в тексте Корана или Хадисов. Но т.к. Прорк оставил огромное количество высказываний по поводу всех мыслимых жизненных ситуаций, то простор для толкования очень невелик.

Но самой консервативной из исламских правовых школ является ханабитская школа, основанная в 9-м веке Ахмадом ибн-Ханбалем (780-855) в Багдаде после раскола мусульман на шиитов и суннитов. В те времена Багдад был очень открытым городом, далёким от законов шариата. Алкоголь, танцы и песни были повседневной реальностью. При дворе Халифов даже устраивались поэтические соревнования, на которых еврейские, мусульманские и христианские поэты соревновались, критикуя религиозные тексты своих соперников. Некоторые из этих текстов содержали нападки на Мухамета, но без прямых оскорблений. Удивительно так же, что в то время возникали исламские правовые школы, ставившие под вопрос божественное происхождение и неприкосновенность текста Корана. Одна из них под название Мутазла рассматривала Кора нн лишь в контексте реалий 7-го века. Её ученики подняли спор на тему: является ли в действительности Коран "вечной книгой бога", или это - просто документ, соотверствующий своему времени, и не имеющий особо важного значения для последующих столетий. И посколку жизнь Багдада 9-го столетия сильно отличалась от жизни в Мекке в 7-м, то перенимать порядки, принятые при Мухамете один к одному не имеет смысла. Трудно себе представить подобные дебаты в современном исламском мире, равно как и толерантность двора багдадского халифа.

С распостранением ислама в областях бывшей Византийской и Персидской империй мусульманские мыслители вступили в контакт с греческими философами, и ознакомились с еврейской и персидской литературой. В те времена возникла новая исламская теология, работавшая со здравым смыслом, и сппособная аргументированно спорить с последователями других религий. Такое развитие вызвало беспокойство у консервативных сил. Ибн-Ханбаль боялся, что если не вернуться к изначальному, буквальному пониманию Корана и Хадисов, то раскол среди мусульман будет увеличиваться, и появится много новых конкурирующих богословских школ. Расширенное толкование упростит путь сектанству и расколам, что в долгосрочной перспективе будет служить причиной гражданских войн. Поэтому он основал ультраконсервативную правовую школу, которая до сих пор составляет ядро исламского консерватизма. Но жители богатого Багдада оказались глухи к его богословскому концепту. Или не совсем глухи: Они бросили Ханбаля в тюрьму за его черезмерно ортодоксальную позицию.

Сравнительно модеративные правовые школы, напротив, процветали во время подъёма исламской империи, и определяли правопорядок в Андалузии, Багдаде и Каире. Время ханабадской школы пришло на фазе кризиса раскола и поражениия. Во времена крестовых походов исламский мир захлестнула волна ортодоксии. все мечтали о правоверном вожде, который соберёт всех мусульман под знаменем ислама, и разобьёт завоевателей-христиан. К этому вплотную подошёл Саладин. Он призвал правоверных к джихаду, победил крестоносцев, освободил Иерусаклим от христианского владычества в 1187 году. Мечта о мусульманском единстве и победе над Западом красной нитью проходит через историю. Каждый мусульманский вождь мечтает стать этаким Саладином, увидеть возрождение и золотой век ислама.

ИБН ТАЙМИЯ И ТРИЦИП ДЖИХАДА

После нападения монголов на исламские страны в 13-м веке ортодоксия пережила ещё один взлёт. Консервативная школа ханабитов была возрождена богословом по имени ибн-Таймия - духовным отцом современных салафистов и ваххабитов. Даже Осама Бин Ладен ссылался на него во всём,что касается джихада.

Ибн Таймия (1263-1328) видел главную задачу правителя в том, чтобы ввести законы шариата, и следить за их исполнением. Прравитель, не следующий шариату, никогда нне добьётся повиновения своих подданных. Ибн Таймия очень узко толковал понятие "Таухид" - единство и единственность бога. Он упрекал суфиев в том, что они не являются монотеистами, т.к. чтут не только аллаха, но и могилы святых. То, что суфии украшают могилы, было для него признаком язычества. Учение шиитов он считал фальшивым исламом, потому что шииты наделяют своих иммамов атрибутом непогрешимости. Сирийских алавитов он называл вероотступниками, достойными смертной казни. исламскую философию Средневековья он решительно отклонял, считая что познание невозможно с помощью логики, но только с помощью веры и учения истиного ислама.

Такие взгляды ибн-Таймиии вызваны историческими событиями того времени. В конце 13-го века Дамаск был захвачен монголами. Новые господа схватили и пытали ибн-Таймию. Когда он покинул Дамаск, то отправился в путешествин по Египту и Аравийскому полуострову, призывая правителей этих стран к джихаду. Он рассматривал джихад не просто как средство освобождения исламских земель от захватчиков, но и как долг, как постоянную работу, которую должен выполнять каждый мусульманин, борясь с неверними.

Ему удалось уговорить египетского правителя Ибн Куалавуна вступить в войну с монголами, и тем пришлось оставить Дамаск. Таймия не просто призывал к джихаду, но и сам активно участвовал в вооружённой борьбе. Сразу после смерти Таймии его богословское учение было не столь известно, пока его не вызвал к жизни новый проповедник из Аравии. В 18-м веке Мухамад ибн Абд аль-Ваххаб вознамерился очистить исламский мир от всего не-исламского, согласно принципам ибн-Таймии. Ваххаб начал с разрушения суфистских могил на Аравийском полуострове. Он потребовал, чтобы джихад стал постоянным долгом каждого мусульманина. И хотя учение Ваххаба - это не что иное как плохая копия концептов, изложенных ибн-Ханбалем и ибн-Таймиёй, оно послужило фундаментом сегодняшней правовой системы в Саудовской Аравии, и стало базисом понимания джихада в современнном исламизме.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.