Его борьба, наша борьба - арабский антисемитизм — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Его борьба, наша борьба - арабский антисемитизм

2022-10-03 32
Его борьба, наша борьба - арабский антисемитизм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В одном из своих коротких рассказов Антон Чехов живописует вражду двух пациентов одной клиники, ненавидящих друг друга хуже чумы. Не было дня, чтобы они не бранились. И вот однажды медбрат сообщил одному из них, что другой умер. Он расчитывал увидуть как тот станет танцевать от радости, но ничего подобного не проихошло. На следующий день медбрат нашёл и вторго пациента лежащим на полу мёртвым. Конфликт с другим пациентом был для него смыслом жизни, и со смертью оппонента жизнь просто потеряла смысл. Они не могли жить друг с другом, ро и не могли жить друг без друга.

С некоторым превувеличением можно сказать что - это история про евреев и мусульман. По крайней мере она отвечает исламской стороне. Нигде нет настолько ярко выраженного антисемитизма как в арабском мире. Казалось бы причиныц его лежат в образовании еврейского государства и последовавшей за ним арабо-израильской войны. Но не будем забывать, что национал-социалистическая пропаганда давно нашла арабские уши. Книга Гитлера "Моя Борьба" играет бОльшую роль в арабском антисемитизме чем Коран. Нацистская пропаганда закрепила негативный образ евреев в глазах арабов задолго до образования Израиля. Представления Гитлера о всемирном еврейском заговоре пришлись по душе арабам, униженным, пережившим поражение. Запрещённые во всём мире книги "Моя Борьба" и "Протоколы сионских мудрецов" успешно продаются в арабских странах уже многго десятилетий. На вэб-сайте движения Хамас цитируются "Протоколы..." так, будьто это - не фальшивка, а реальный документ, доказывающий существование всемирного еврейского заговора.

Но давайте оглянемся назад, и зададимся вопросом: действительно ли арабский антисемитизм сравнительно новый феномен, или его корни уходят глубоко в прошлое?

И как всегда, ненависть к евреям - это ненависть к зеркалу за своё собственное отражение, некий всемирно-распостранённый феномен. В Германии антисемитизм расцвёл особенно пышно. Дело дошло до того, что немцы в злобе на своё отражение разбили само зеркало. Правда, отношения арабов и евреев несколько другие. Сходство между арабами и евреями очень велико, гораздо больше, чем они готовы признать. Но только в течении последних двух столетий они развивались в разных направлениях: евреи шли вперёд, арабы деградировали.

В течении всей истории ислама огонь антисемитизма постоянно раздувался. Но были и такие времена, когда мусульмане вполне мирно сосуществовали с евреями. Несмотря на некоторое напряжение, в исламской теологии нет каких-то существенных оснований для ненависти к евреям. В отличии, скажем, от христианской. Ведь согласно Еванелие, иудеи ответственны за казнь Исуса. В Средневековье европейский антисемитизм получил дальнейшее развитие. Ростовщичество и торговля в те времена были предосудительными для христиан, этим занимались евреи. В то же время евреям было запрещено вступать в ремесленные цеха.

Оба эти пункта не представляют проблемы для арабов: фигура Исуса играла для них скореемаргинальную роль, а ростовщичества и торговли они не боялись. Изначально конфликты между мусульманами и евреями возникали из-за правообладания истиной и территориями. Мусульмане считают все земли потенциально своими, в то время как евреям было всегда чуждо миссионерство. Евреи оставались небольшим народом, в то время как мусульмане завоёвывали всё бльше стран, и увиличивались в числе. В течении одного столетия они распостранили своё владычество от Персии до Андалузии. На этих территториях до 16-го века жило 95% всех евреев.

Вплоть до этого времени постоянно возникали волны еврейской имиграции в арабские страны. Первая из них случилась ещё в доисламские времена. Вторая - в конце 15-го века после христианской Реконкисты. Многие евреи тогда перекочевали в Северную Африку, где были тепло приняты. В Османской Империи им было официально разрешено поселиться в Истамбуле и Салониках. В первой половине 20-го века несколько десятков тысяч евреев в бегстве от европейского антисемитизма покинули Европу, и поселились в Палестине. На этот раз их там не ждали. С распадом Калифата неукротимая мусульманская ненависть к евреям вырвалась на свободу, и до сих пор не взята под контроль.

Второе зерно братской вражды порастает из спора за наследства Авраама: Чей монотеизм более единобожен? после разрушения римлянами Иерусалима в 70-м г.н.э., многие евреи откочевали на Аравийский полуостров, и поселились в Ятрибе. Спустя 500 лет Мухамет сменил название города на Медину. Доисламские арабы нне видели в еврейских поселенцах угрозу. Наооборот, мединские евреи жили с арабами мирно, продавали им вино, оружие, рабочий инструмент, принимали участие в бурноц ночной жизни. Они не вмешивались в межарабские конфликты, в случае войны сохраняли нейтралитет. Иногда они даже улаживали споры за источниики пиитьевой воды. Но затем явился Мухамет. Как я уже рассказывал, Пророк прошёл путь радикализации от восхищения еврейскими традициями до убеждённого их противника, приказав уничтожить целое еврейское племя. Мухамет рассматривал вражду мусульман и евреев не как что-то временное, вызванное их сопротивлением его политике,но какпостоянную борьбу, определяющую судьбу, и которая будет длиться до конца времён. Он пророчествовал: " Судный День не наступит, пока мусульмане не победят и не перебьют всех евреев. И если еврей спрячется за камень или за дерево, камень и дерево вдруг заговорят и скажут: О, мусульманин, слуга божий! За мной спрятался еврей. Прийди и убей его!"

Это пророчество до сих пор разжигает фантазии исламистов об испреблении евреев, как священной миссии мусульман. Никакие мирные договоры и возвращение земель не являются аргументом в пользу прекращения войны с евреями. Евреи - эти вечные предатели по замыслу божьему должны быть уничтожены в превую очередь.

После смерти Мухамета, и обширных территориальных приобретений в результате захватнических войн, отношение мусульман к иноверцам стали более прагматичными. Мусульмане перешли к совместной работе с евреями и христианами. Среди них было много врачей, переводчиков и ремесленников, просто необходимых новой империи. Во времена так незываемого Зололотого Века Аббасинов между 9-м и 11-м веком происходило взаимообогащения различных культур. Многие евреи стали советниками халифов. Как учёные, поэты и философы, они вдохновляли мусульманскую философию. Я уже рассказывал о поэтических соревнованиях при дворе багдадского халифа. Некоторые критические тексты были популярны в народе, но это не приводило ни к массовым демонстрациям, ни к прогромам. Сравнивая толерантную позицию мусульман 9-го столетия с их соовременными взглядами иожно понять какой путь прошёл ислам за последнюю тысячу лет. Достаточно вспомнить последствия публикации карикатур на Мухамета в Дании.

Еврейская и арабская культури взаимно смешивались и оплодотворялись. Тора была переведена на арабский, еврейская теология встретилась с исламской философией и теологией, что привело к её обновлению. Арабское влияние ослабло тлишь к 19-му веку, уступив европейскому.

МИФ ОБ АНДАЛУЗИИ

О совместной жизни евреев и мусульман была распущена (првда нетак давно) этакакя романтическая легенда. В конце 19-го, начале 20-го века еврейские интеллектуалы пришли в ужас от возрастающего агрессивного антисемитизма, и искали в истории положительные примеры совместной жизни евреев спроедставителами других религий. Они наткнулись на историю Андалузии. и романтизировали перод её процветания. Мусульмане, христиане и евреи в течениии восьми веков жили в Андалузии мирно и равноправно, создали там некий оазис толерантноости и высокой культуры.

Как и в Багдаде, в Андалузии 9-го века не действовали законы шариата. Алкоголь употреблялся открыто, песни, танцы и эротическая литература были повседневноптью. Евреи имели возможность стать высокопоставленными чиновниками, заниматься политикой, служить в армии. В 11-м веке еврейский поэт и богослов Самуил Ибн-Нагрилла стал Великим Визирем, т.е. премьер-министром при дворе берберского короля Хаббуса в Гранаде. Но когда Ибн-Нагрилла был назначен так же тлавнокомандующим, он столкнулся с сопротивлением исламских богословов Андалузии. Даже ранее веротерпимый священник по имени Ибн-Хацм видел в этом назначении на ключевой пост еврея большую опасность для исалама на Иберийском полуострове. Его высказывания нашли широкое одобрение среди мусульманских мигрантов в Северной Африке, последователей фундаментолистского учения Ибн-Ханбаля. Они преследовали не только евреев и христиан, но и мусульман, не соблюдающих законы шариата.

А когда после смерти Самуила Ибн-нагриллы пост Великого Визиря занял его сын Иосиф, мусульманские богословы призвали народ свергнуть его силой. Разгневанные религиозные фанатики бушевали в еврейском квартале Гранады, громили дома и убивали всех евреев, которые им встречались. Этот погром стоил жини 4000 евреев, в том числе и жизни Великого Визиря Иосифа Ибн-Нагриллы.

В 12-м веке фундаменталисты-альмохады завоевали Андалузию. Берберы полностью изменили жизнь этого мнимого оазиса толерантности. Танцы, музыка и открытое употребление алкоголя были заприщенны. Законы "дхимми", введённые Мухаметом чтобы регулировать совместную жизнь мусульман и не-мусульман были ужесточены. И хотя христианам и евреям была гарантирована религиозная свобода, им было запрещено ездить верхом на лошади, стороить высокие дома и заниимать высокие посты. Кроме того, они должны были носить определённую одежду, указывающую на их вероисповедание. Ужесточение законов привело к тому, что многие евреи и христиане перешли в ислам.

Философия была приавнена к богохульству. Причастность к занятиям философией каралась законом. В Кордове были сожжены книги великого философа ибн-Рушда. Автор, комментировавший работы Аристотеля и поспособствовавший возникновению христианской схоластики, был объявлен еретиком и сослан. Та же судьба постигла еврейского философа Моше бен Мймона, сбежавшего из Гранады от разгневанных мусульман сначала в Фес, потом в Каир. Многие евреи уехали, другие приняли ислам.

Почти в то же время мусульмане воевали с крстоносцами на другом берегу Средиземного моря. До насала крестовых походов Иерусалим был небольшим городом, не игравшим особой роли в истории ислама. Но после того как крестоносцы захватили Иерусалим, и казнили множество евреев и мусульман, этот город стал горячей точкой, символом борьбы против врагов ислама. Чтобы подчеркнуть священный характер борьбы против христиан, была откопана легенда о ночной поездке Мухамета из Мекки в Иерусалим. В течении истории богословы вставляли в легенду, исходя из коньюктуры, различных врагов, неизменным в ней оставался лишь Иерусалим.

В конце 15-го века Реконкиста делала большие успехи. Христиане отвоевали почти все мусульманские анклавы в Андалузии. В 1480 году начались массовые преследования евреев и мусульман. Принявшие ислам христиане стали жертвами Инквизиции. Между 1492-м и 1526-м годом Андалузия была полностью зачищена от евреев и мусульман. И те и другие ударились в бегство. испанские евреи были сердечно приняты в Северной Африке, где их очень уважали за учёность. Другие евреи осели в Османской Империи. Вто время при дворе султана еврейские врачи, учёные и банкиры играли важную роль, обычные же евреи оставались гражданами второго класса. В 19-м веке законы "дхимми" были ужесточены, и равноправие осталось только на бумаге. Во Франции же напротив, после Революции евреи были признаны равноправными гражданами Республики.

По мере ослабления Османской Империи, её территории попадали под власть сверхдержав - Франции и Англии. Северная Африка стала фрвнцузской, Египет, Судан, Ирак и Палестина - британскими колонниями. Арабы чувствовали себя схваченными за горло. А евреи в большом количестве переезжали в Европу потому что видели в европейской просвещённости шанс признания своих гражданских прав. Мусульмане же видели в просвещённости опасность для своей религиозной идентичности, и отгораживались от неёвысокой стеной.

Вся эта мифическая гавань толерантности в Андалузии, всё это взаимооплодотворение еврейской и арабской культур существовало лишь до тех пор, пока ничего не угрожало силовым позициям арабских завоевателей. Кроме того, религиозная свобода была экономически выгодна, т.к. иноверцы в Халифате облагались значительно более высокими налогами чем мусульмане. Даже спустя 400 лет после исламского завоевания 60% населения Сирии и Египта оставались христианами. Это положение сохранялось вплоть до фазы деградации исламского мира после завоевания их сначала крестоносцами, затем моонголами, и в конце концов падения Халифата. Загнаный в угол зверёк больно кусается.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.