От интегральной теории к картине мира — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

От интегральной теории к картине мира

2021-06-30 33
От интегральной теории к картине мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Интегральный подход опирается на разные способы мышления, видения мира, моделирования, взятые в органичном единстве. Такое единство достигается через введение последовательности онтологических чисел (ОЧ) от единицы до четырех. Каждому ОЧ соответствует абсолютный масштаб, уровень, развертка вовне и вовнутрь. При каждом ОЧ возможна полнота адекватности, но соответствующая «вселенная» не определяет все возможности бытия. Полнота граничных условий и возможность выхода в запредельность той или иной парадигмы (отвечающей той или иной резонансной выборке из четырех ОЧ) возможна именно при интегральности – при органическом единстве ОЧ.

Имеются различные возможности описания мира и его восприятия в историческом времени и при разных подходах; разные возможности при этом связываются с той или иной резонансной выборкой.

Рассмотрение можно производить в таких основных аспектах:

- геометрические модели, моделирование;

- философские и естественно-научные системы (в историческом развитии);

- способ мышления, психологические особенности, развитие психики;

- социальные системы, доминирующие политические взгляды, экономические системы;

- этические системы, доминирующая в обществе мораль.

В интегральности осуществляется связь (интегрирование) по каждой из осей, соответствующих тому или иному аспекту из вышеперечисленных. Мы получаем, в частности, особенности интегрального моделирования (парадоксальная геометрия, развитие от Тетраэдра к Кубу и т.д.). Мы получаем также при нашей практической двойственной временной парадигме необходимость обращения к двухмодельности и «стоящей над ней» парадоксальности.

Интегрирование может осуществляться по замкнутому контуру, включающему в себя различные уровни бытия; такое интегрирование мы называем метаинтегрмрованием.

Осуществление интегрального подхода требует трансформации (модификации) многих важнейших понятий, в частности, представлений о пространстве и времени, о сознательном и бессознательном, о материальном и идеальном. Основным предметом интегрального подхода оказывается человеческая психика. Особую роль играет квантовомеханический принцип ЭПР, на основе которого интегральная картина мира необходимо включает в себя наблюдателя этой картины. Важнейшую роль играет также кольцевой коммуникативный резонанс (КР), обусловливающий роль положительной обратной связи, диалога, парадоксальности. Также осуществляется тотальное использование соотношения неопределенности, закона инверсии, принципа взаимодействия по подобию, обобщенной релятивистской модели.

Интегральная теория в своем предельном развитии неразличима с практикой – является теорией прямого действия. Интегральная картина мира создается на пути последовательного применения принципов и методов этой теории. Эта картина в своей полноте является непредставимой, динамической, парадоксальной, абсолютно устойчивой во времени. Картиной в общепринятом смысле она является на «срезах» – взятая в том или ином конкретном аспекте, смоделированная тем или иным образом, рассмотренная в рамках той или иной парадигмы.

РАСКРЫТИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Логика и не-логика

Интегральный подход подразумевает обращение не только ко всякому представимому нами сущему, но и ко всему тому, что находится за его пределами – в «запредельности». Мы должны исследовать не только внешний для нас мир, но и сам «инструмент исследования» – самих себя, внешних относительно исследуемого внешнего мира.

Мы сами, наша психика, наше сознание есть главный предмет исследования в интегральной теории – только такая приоритетность обращения к сознанию обеспечивает действительную интегральность нашего подхода (и адекватность получаемых результатов). Основной наш «рабочий инструмент» – логика. Чтобы ее исследовать, чтобы ее можно было выявить в ее сущности, мы должны рассматривать ее на каком-то «фоне», в каких-то «координатах». Полноту логики мы должны рассматривать не только на ней самой, но и на внешнем относительно нее – на «не-логике». Полнота логики достигается при единении логики и не-логики, являющемся парадоксальностью. Парадоксальность достигается в движении самой логики, т.е. находится на ее «краю» – относится и к самой логике, и к ее отрицанию. Краевой переход непротиворечивой логики к логической парадоксальности является скачкообразным; соответствующие «скачки» должны инициироваться «извне». На краю внешнее неразличимо с внутренним, т. е. «фоном» для логики является не только не-логика, но и сама логика.

Краевая наполненность

Всякие наши логические построения относятся не к самой основе ИТ, а к ее, образно говоря, «теням» на нашем языке, нашей культуре, нашем знании. Но тень может отбрасывать только нечто непрозрачное, наполненное. ИТ в своей глубине невидима, но не пуста.

Мы можем вычерпать из некоторого объекта все, но останется сам объем, останутся граничные условия. Допустим далее, что мы способны «вычерпать», изъять из какого-либо отношения к нам и этот пустой объем с его границами, но и в этом случае для нас останется нечто непустое - останутся наши действия по такому «вычерпыванию», останется само «вычерпывание».

Или сами наши действия есть Ничто? Но в таком случае не только говорить, но и молчать незачем. Избегать факта собственного существования человеку не следует. Тем более, что именно признание этого факта дает возможность построить и постичь структуру окружающего мира и придать нашим действиям действительный смысл. А то, что ведет к постижению действительного смысла, разве может быть пустым?

«Отсюда», из нашего Сейчас и Здесь, нам кажется, что «запредельность» пуста, что она есть Ничто, и такие представления вполне адекватны - для взгляда, осуществляемого «внутри» нашего уровня.

Но если мы расширим свой взгляд и выйдем им за пределы своего уровня, то «запредельность» оказывается для нас наполненной.

Проникая в Ничто, мы делаем из него Что. Иными словами, мы способны к действительному творению.

Процесс творения в своей интегральной полноте необратим: уничтожение возможно только на своем уровне, уничтожить «до конца» открывшуюся нам полноту нельзя.

О коммуникативном резонансе

Есть множество путей построения адекватной картины мира. Понимая адекватность как соответствие нашей практике, мы выберем такой путь, при котором мы строим картину мира на основе самой этой практики – на основе принципов самого нашего строительства.

В своем конечном времени существования мы осуществляем практику над вещами, представляемыми нами как конечные. Но каждая из этих вещей, соотносясь (взаимодействуя) с другими, выходит за свои пределы и является, в этом смысле, бесконечной.

Вещь двойственна (конечна и бесконечна). В своей практике мы не можем обойтись без обращения к бесконечности.

Бесконечность, над которой мы можем осуществлять какие-то практические действия, должна быть взята нами как конечность – должна быть свернута. Бесконечность актуализируется в замкнутой кривой – когда мы можем не только бесконечно двигаться по этой кривой, но и, отстраняясь от нее (выйдя из времени движения), взять бесконечность в целом.

Такому замкнутому парадоксальному движению соответствует КР – кольцевой коммуникативный резонанс. При КР мы актуально включаем себя в картину мира – не только находясь в движении, но и глядя на это движение со стороны. Картина мира становится субъективно-объективной; полнота объективности возможна именно в случае включения в картину мира нас самих.

Достижение КР есть критерий построения нами адекватной картины мира.

Картина мира нужна для того, чтобы мы могли выбирать для себя маршрут движения, наилучший для осуществления наших целей. Именно при КР мы возвращаемся к себе – нашей целью оказываемся мы сами, наши цели оказываются нашими собственными целями.

В адекватной картине мира мы свободно выбираем маршрут, который является бесконечным осуществлением наших собственных (конечных и бесконечных) целей.

Об определениях

В нашей практике во времени всякое определение, всякое конкретное понятие является относительным. Это своего рода принцип относительности, имеющий аналогию в физике – в теории относительности А. Эйнштейна.

К относительности ведет наша работа в парадигме времени (всякое утверждение во времени относительно – ему соответствует отрицание).

Определения приобретают устойчивость, если они являются вневременными; это определения по кольцу (ср. с определением «сипулек» через «сипулькарий», а «сипулькария» через «сипульки» у Станислава Лема).

Для интегральности кольцо должно быть резонансным, т.е. интегральное определение производится через КР.

Каждое КР-кольцо является самодостаточной сущностью, устойчивой во времени. Соответственно, для него возможно статичное определение.

Неустойчивые же структуры могут иметь постоянные определения только как условные, относящееся к конкретному периоду времени их существования.

В интегральной теории мы достигаем устойчивости во времени благодаря ее открытости за пределы парадигмы времени.

В научных теориях, в которых отсутствует «внутренний механизм» самоотрицания времени, слабая устойчивость при переходе от одного времени к другому (при смене культурных эпох, например). Такие теории деградируют, даже если кажутся их современникам незыблемыми.

Полнота и частичность

Одним из главных понятий интегральной теории является понятие полноты, в котором осуществляется высшее («краевое») представление о парадоксальности.

Чтобы сделать возможным хотя бы какое-то дискурсивное обсуждение глубочайшего понятия полноты, дадим ей предварительное интуитивное определение. В интегральной теории предполагается, что определение адекватно в том случае, если мы, раскрывая его по правилам соответствующей парадигмы, возвращаемся в пределе развития к нему самому. В нашей логической парадигме развитие происходит во времени; устойчивость определения достигается при замыкании времени в кольцо.

Вот наше исходное определение полноты.

Существует множество полных сущностей, которые включают в себя всё – как внутреннее, так и внешнее относительно них, взятых взглядом наблюдателя в некоторый конкретный момент времени наблюдения.

Каждая полнота парадоксальным образом включает в себя всякую другую полноту, но при этом существует и расположенность полнот («иерархия») для взгляда наблюдателя.

Сущность является для нас полной, если она берется нами как обладающая собственным временем.

Полнота открывает для себя другую полноту в собственном времени; раскрытые и пройденные во времени сущности оказываются теперь в модусе частичности и составляют пространственную множественность.

Связанные временем полные сущности для внешнего взгляда образуют систему уровней – краевую схему. Каждый уровень в своей «середине» «содержит» частичность, ограниченную «на краях» полнотой. Об уровнях говорится в том случае, если между ними имеется связь, т.е. они образуют единое множество.

Каждое из представленных здесь определений характеризуется парадоксальным сочетанием устойчивости и неустойчивости, они зависят от точки зрения, они динамичны и текучи. Адекватная работа с ними требует особого состояния психики, при котором осуществляется краевое напряжение, «мерцание», необходимое для быстрых ритмичных переходов между уровнями сознания, между его Здесь и «запредельностью» этого Здесь.

Организованные в систему (в методику) процессы, ведущие к этому состоянию психики и поддерживающие его, в интегральной теории называются И-медитацией.

Практическая задача интегральной теории заключается в достижении результатов, приведенных к нашей обыденной практике – к вполне конкретным формулам и методам, доступным для массового использования.

Резонансная действительность

Действительная интегральность достигается в том случае, если берется всё, т.е. если интегрируются все возможности бытия. И при этом какое-либо предпочтение некоторым из этих возможностей может быть отдано только в том случае, если есть кому их предпочитать, т.е. из общего массива возможностей в действительности осуществляются те, которые выбраны, выбираются или будут выбраны наблюдателем. Вероятность какого-либо их соотношения с наблюдателем заключается в интервале от 0 до 1; при вероятности, равной 1, осуществляется полнота достоверности, наблюдатель и открываемая им возможность находятся в резонансе.

Соответствующие возможности образуют резонансную действительность, открытую наблюдателю во всем времени наблюдения; индифферентность к моменту времени наблюдения означает ее устойчивость во времени. При этом, чтобы быть выявленной (выделенной взглядом наблюдателя), резонансная действительность должна быть изменчивой во времени.

Таким образом, резонансная действительность является парадоксальным образом как устойчивой, так и изменчивой во времени, как актуальной, так и потенциальной для наблюдателя. Снятие парадоксальности осуществляется через двухмодельность: в одной из моделей действительность является «объективной» (независящей от взгляда наблюдателя), в другой – «субъективной» (зависящей от «точки зрения» наблюдателя).

Актуализируются для наблюдателя те возможности из их бесконечного массива, которые открываются наблюдателю; при коммуникативном резонансе эти возможности образуют устойчивую резонансную действительность.

Возможно всё, но мы «вырезаем» из всего то, что способны воспринимать.

ИНТЕГРАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Общие замечания

Всякая наша практическая деятельность, в частности, всякая дискурсивная последовательность (и этот текст, в том числе) осуществляется во времени. Нам приходится работать во временной (двойственной) парадигме – в одной из двух линейно-независимых моделей. Однако работа в одной модели самодостаточна и адекватна до тех пор, пока не достигается край этой модели и не происходит «столкновение» с другой моделью. Тогда адекватность вновь может быть достигнута при парадоксальном единении этих моделей.

Проиллюстрируем это примером из физики. Две известные модели света – волновая и корпускулярная – являются линейно-независимыми и адекватно описывают разные физические явления, но при применении их к одному явлению обычно приходят к разным результатам. Волна и корпускула – принципиально разные сущности, не сводящиеся в рамках привычного понимания к чему-то единому. Противоречие было преодолено (точнее, спрятано) введением понятия о квантах – сущностях уже другого, более высокого уровня, органично сочетающих в себе как корпускулярные, так и волновые свойства.

Каждая единящая модель более высокого ранга включает в себя (как самодостаточные части) модели ранга более низкого.

Всякий раз при попытке отобразить некоторую сущность на языке какой-либо модели более низкого ранга адекватность теряется. Невозможно точно отобразить объективность ни на языке логических формулировок, ни в рамках графических пространственных моделей. Однако, органично сочетая модели («разрезы» нашей объективной действительности), адекватности добиться можно (при невозможности, однако, ее однозначного отображения – формулой или рисунком). При этом интегральная модель не может быть получена из какого-то одного или нескольких отдельных положений – должна использоваться вся совокупность «краевых» принципов (оснований) современного научного знания и положений интегральной теории.

Стремление к завершенности модели необходимо для практики, но неизбежно ведет к ее приблизительности. Чем понятнее и законченнее модель, тем ниже степень ее адекватности в контексте более широкого взгляда на вещи.

В силу тождественности разных уровней (и разных моделей) при отстраненном «взгляде из бесконечности» все непротиворечивые модели в своей завершенности одинаково реальны.

В парадигме времени в различных моделях отражается то или иное отношение к времени: относящаяся к прошлому соответствует описанию физического уровня («материи»), относящаяся к будущему – описанию логического уровня.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.