Метод обучения на основе НЛП и КР — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Метод обучения на основе НЛП и КР

2021-06-30 28
Метод обучения на основе НЛП и КР 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с положениями НЛП человек лучше воспринимает информацию, если она представлена в виде, отвечающем его ведущей модальности восприятия. Визуал лучше воспринимает визуальную информацию, аудиал – аудиальную, кинестетик – кинестетическую. Если в тексте преобладают слова, связанные со зрительными образами, то такой текст будет лучше восприниматься визуалами, если преобладают слова, связанные со звуками, то аудиалами.

Протестировав обучаемого на модальность его восприятия и построив соответствующим образом сообщение, можно добиться максимальной эффективности восприятия данного сообщения обучаемым. Такое использование НЛП целесообразно, в частности, при создании компьютерных обучающих программ (например, для обучения иностранному языку).

Возможна интегральная модификация этого метода на основе применения эффекта КР. При этом должны согласованно (синергетически) использоваться различные каналы восприятия; переданные по разным каналам сообщения должны резонировать между собой в психике человека (должен достигаться КР или близкое к нему состояние). “Вес” каждого канала в общей системе восприятия, время передачи сообщений по нему, характер и последовательность сообщений – всё это предпочтительно определять экспериментально; теоретические исследования в этом направлении находятся на начальном этапе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единство теории и практики, осуществляемое в полноте интегрального подхода, открывает широкие возможности для разработки конкретных методик, рекомендаций и компьютерных программ, особенно для целей научения, развития психических способностей и управления психикой. Теоретические разработки в области коммуникативного резонанса (КР) должны, по мнению автора, привести к созданию рабочих моделей не только в области точных наук, но и для социальной психологии, рекламы, рыночной экономики.

Первоочередной теоретической задачей, по мнению автора, является создание математического аппарата для описания КР. Здесь, видимо, могут оказаться перспективными подходы, связанные с математическим аппаратом квантовой теории сверхпроводимости и с аппаратом синергетики. Может также оказаться необходимой разработка принципиально новых математических методов, связанных с непосредственным использованием как параметра при решении задачи личной интуиции исследователя и других его характеристик. У каждого исследователя должна быть своя, индивидуальная интегральная теория, но при этом все эти интегральные теории должны быть тождественными на более высоком уровне обобщения.

Практическое применение интегральной теории является необходимым этапом на пути ее развития к полноте. Через практику теория возвращается к самой себе и достигает своей объективности. Поставленные задачи в перспективе должны приводить к созданию конкретных физических устройств и программного обеспечения к ним, обеспечивающим новые возможности в постановке и решении самих этих задач (развитие по спирали).

Дата публикации: 23 декабря 2004
Источник: SciTecLibrary.ru

 

Интегральная Картина Мира

Игорь ШАШКОВ

КАРТИНА МИРА: ОБЩИЙ ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ

(избранные заметки)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Об интегральном подходе

От интегральной теории к картине мира

Раскрытие основных понятий

Интегральное моделирование

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Вниманию читателей предлагается еще одна попытка создания картины мира, адекватно представляющей взаимосвязанную единую реальность всего сущего. Такая картина должна парадоксальным образом единить в себе:

- внешний мир и наблюдателя этого мира;

- статичность и динамичность;

- абсолютное и относительное;

- конкретное и абстрактное;

- конечное и бесконечное;

- теорию и практику;

- естественные и гуманитарные науки;

- традиционную и нетрадиционную науку;

- данный человеку мир и запредельность этого мира.

Соответственно, картина мира должна быть интегральной, причем интегрирование должно проводиться как по данным человеку, «видимым» областям, так и по «запредельности», не представимой для нашего обыденного сознания.

Научно-философское обоснование интегральной картины мира производится в свете разработанной автором новой теории, носящей название «интегральная теория» (ИТ), основной составляющей которой является «интегральная онтология» (ИО).

Интегральная теория достаточно сложна, и для понимания требует не только широты кругозора, но и ориентации в целом ряде наук, особенно в так называемых «краевых» научных теориях – квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, синергетике и т.п.

Выбранный автором путь призван соединить ранее казалось бы несоединимые области наук, принципы и методы которых были использованы им. А полученные практические результаты позволили встать на точку зрения, принципиально отличную от той, которую диктует опыт обыденного сознания.

ОБ ИНТЕГРАЛЬНОМ ПОДХОДЕ

Смысл интегрального подхода

Интегральный подход подразумевает, что описание всех явлений и свойств мирового многообразия возможно на основе конечного числа некоторых положений (аксиом, принципов, оснований), относящихся ко всем областям человеческой деятельности (естественнонаучной, психической, социальной, художественной).

Единая интегральная картина мира невозможна без единства основополагающих принципов.

С другой стороны, при таком тотальном единстве имеется принципиальная несводимость множества различных явлений в строгую логически замкнутую систему – имеется автономность и независимость явлений в их предельной (краевой) сущности.

Соответственно, сутью интегрального подхода является парадоксальное единение единства и множественности.

Радикальность интегрального подхода

Обычно развитие знания происходит сначала на каком-то ограниченном, сравнительно небольшом объеме знаний, а затем к осуществленному локальному прорыву «подтягиваются» знания из смежных областей; в итоге изменения захватывают и более отдаленные знания.

При интегральном же подходе преобразование знания является радикальным: одновременно варьируется весь объем принципиального («краевого») знания. Действительной интегральности нельзя достичь на пути автономного развития какого-либо одного или нескольких положений; контекст при интегральном подходе играет не менее важную роль, чем последовательный основной текст.

Тотальность изменений краевого знания при интегральном подходе означает, что должны происходить и соответствующие изменения в психике человека – основном носителе этих знаний. Чтобы достичь краевого интегрального знания, человек и сам должен достигать своего краевого состояния.

Соответственно, при интегральном подходе требуется новый способ мышления (называемый в ИТ метаинтегрированием).

О парадигме времени

Общенаучная тенденция к дискурсивному изложению материала (принятая и в настоящей статье) отвечает парадигме времени, в которой осуществляется всякая практика, направленная на внесение в мир (и в себя в этом мире) каких-либо изменений. Парадигме времени соответствует «взгляд из логики», соответствует стремление построить рациональные модели всякого сущего.

При выборе какой-либо другой парадигмы автор был бы вынужден, чтобы оставаться адекватным, пользоваться в своей практике инструментарием, к этой другой парадигме не относящимся – инструментарием опять же парадигмы времени. Это привело бы к условности, оправдание которой в данном случае являлось бы натянутым.

В парадигме же времени всякая условность снимается – мы способны смотреть на мир прямо и находить в этом мире его реальность.

Необходимо заметить, что наш логический, рациональный подход отнюдь не означает отсутствия в интегральной теории неясностей, парадоксальности, неразрешимых противоречий.

Напротив, каждый наш действительный шаг на пути развития интегральной теории происходит как бы по кромке, разделяющей области логики и не-логики; при этом очень трудно удержаться на этой кромке и не свернуть в сторону - к «чистой» последовательной логичности или к внелогичной образности.

В пределе своего развития логика отрицается. Но не «снизу» (через отказ от нее), а «сверху» (через достижение ею своих границ). При этом логика парадоксальным образом и сохраняется, последовательно осваивая новые области своего применения.

При интегральном подходе важно не только достижение нового, но и сохранение старого. Промежуточные результаты не только предваряют конечный результат, но и являются самоценными (если, конечно, в них достигнута полнота событийности). Каким путем мы приходим к результату, имеет принципиальное значение. Именно такой субъективизм может обеспечить итоговую объективность, в динамичности которой заключена возможность дальнейшего развития.

В этическом смысле самоценность нашего пути означает, что прожитая нами жизнь смертью не перечеркивается. Жить следует перед лицом смерти, но Сейчас и Здесь.

Выход за пределы логической парадигмы, необходимый для достижения полноты интегральности, осуществляется при переходе от субъективизма личного сознания (в основе которого лежит абстрактное логическое мышление) к сравнительно большей объективности коллективного сознания (в основе которого лежит конкретность языка, конкретность слова, отражающая коллективный опыт многих поколений).

Тот мыслитель, который находит новое через язык, через слово, по сути, берет это новое не «из себя», а из коллективного сознания, т.е. является в определенном смысле медиумом.

В интегральной теории предполагается изоморфность различных уровней бытия, что позволяет распространить некоторые закономерности и модели индивидуального сознания на коллективное сознание (взятое вне его конкретного содержания).

В связи с парадоксальной двойственностью времени (во времени осуществляется единство утверждения и отрицания), каждая сущность в парадигме времени может рассматриваться в двух аспектах.

Например, время рассматривается как время-направленность и как развернутое время-длительность (или в другом разрезе: как внутреннее время и как внешнее время).

Принцип двух оборотов

Интегральный подход в своем пределе подразумевает охват краевого знания одновременно во всей его совокупности. Обычно новые теории «вырастают» из какой-либо одной «точки», из одной главной догадки, из одного разрешаемого противоречия. При интегральном подходе варьируется (на невербальном уровне) практически весь объем наличного краевого знания. Это обусловливает не только трудность достижения интегральности, но и трудность вербальной интерпретации полученного знания.

Более-менее адекватное изложение интегральной теории получается при осуществлении в нем «принципа двух оборотов», гласящего, что полнота обращения к какой-либо сущности достигается при двукратном осуществлении такого обращения: сначала к сущности в ее целостности, затем последовательно к каждой ее элементарной составляющей.

К вопросу о предтечах

Когда автор показывал черновики своих работ специалистам, обычно следовал их вопрос: от какой известной теории я отталкивался? Это теперь основной способ научной работы: развитие известного, внесение небольших поправок и дополнений, из которых иногда получается и принципиально новое направление.

Но, опираясь на известную теорию, можно достичь всего, кроме изменения самого способа мышления. А в интегральной теории мы меняем именно способ мышления, становимся над обычными возможностями мышления.

По сути, основы интегральной теории закладывались в вакууме. Но надо помнить, что и абсолютный вакуум кишит «виртуальными частицами» – самыми общими, самыми главными – «запредельными» – идеями, которые уже не принадлежат конкретным авторам и олицетворяет собой «дух времени».

Многие современные мыслители подошли к тому пределу, за которым начинается действительная интегральность. В работах ряда мыслителей автор нашел совпадение с некоторыми важными положениями интегральной теории.

Однако эти мыслители обычно строят свои схемы из «готовых» конкретных «кирпичиков», поэтому не могут избежать перестановочности и комбинаторики, не ведущих при их последовательном осуществлении к принципиально новому.

В интегральной теории же построение осуществляется из «невидимых», непредставимых «кирпичиков» – полных сущностей, из Ничто, которое, однако, будучи подвержено нашему действию (практике нашего строительства) становится абсолютным Что. Действительное творение Что не может происходить только из Что (это будет комбинаторика, тавтология, «дурная бесконечность»), в нем должно участвовать не-Что, т.е. Ничто.

В интегральной теории основания свободны, свободное действие является необходимым условием создания принципиально нового. Без тотальной новизны картина мира не может быть общей и адекватной.

Об «элементарных кирпичиках»

Если мы строим картину мира из «готового» материала, то у каждого из нас будет отличная от других картина. Даже если «кирпичики» будут одинаковы, а дом строится по общему принципу, все равно этот дом будет казаться нам разным (у каждого своя точка зрения и, соответственно, свой путь среди земных строений).

Однако и сами «кирпичики» для нашего практического взгляда обычно оказываются разными и не подлежащими из-за этого включению в качестве элементов в общий проект.

Чтобы каждый мог пользоваться «элементарными кирпичиками», их свойства и основные качества должны удовлетворять запросы всех.

Такими «последними», элементарнейшими «кирпичиками» являются невидимые полные сущности, которые содержат в себе всё и из которых, соответственно, каждый может взять что захочет – лишь бы это сгодилось для практики.

Полнота содержит в себе всё, и поэтому непредставима. Всякое ее представление есть реальное действие конкретного человека, то есть в своем осуществлении в предметном общем мире полнота оказывается субъективной.

В понятии полноты осуществляется единство мира в его множественности.

Закладывая понятие полноты в основание теории, мы получаем возможность оперировать абстрактными понятиями, не утрачивая конкретного содержания мира; при этом осуществляется парадоксальное единство теории и практики, абстрактного и конкретного, формы и содержания.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.