Криминологические особенности и причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Криминологические особенности и причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД

2021-06-02 48
Криминологические особенности и причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В последние годы проблема коррупционной преступности в России является одной их важных первоочередных проблем уголовной политики, требующей целенаправленного решения.

Сегодня коррупционная преступность – лишь уголовно наказуемая часть всегда актуальной проблемы коррупции, которая представляет собой совершение неких действий за незаконное вознаграждение государственным чиновникам, должностным лицам  либо общественным и политическим деятелям в пользу того, кто вознаграждение предлагает или вынужден его предложить[23].

Коррупционные преступления обладают высокой, а по некоторым разновидностям преступных посягательств, например, по взяточничеству, мошенничеству, высочайшей латентностью. Официальные данные о состоянии коррупционной преступности лишь отчасти отражают реальную картину совершаемых в России коррупционных преступлений.

По мнению В.В. Лунеева коррупция и хищения государственного имущества относятся к числу наиболее «неучтенных», а  «соотношение фактических и регистрируемых преступлений этого типа при­мерно 1:1000. В целом учету органов внутренних дел поддается так называемая преступность бедности — злодеяния, совершае­мые маргиналами и слабоадаптированными субъектами. А самая опасная — «преступность богатства, власти и интеллекта» — в «бухгалтерию» МВД, как правило, не попадает»[24]. Он же отмечает, что «многие формы реальной изощренной коррупции не криминализированы, и при всей их огромной общественной опасности не наблюдается каких-либо стремлений властей наложить на них уголовно-правовой запрет. И это не случайные пробелы в законодательстве. Они профессионально продуманы и просчитаны » [25].

В то же время А.Н. Зубец считает, что объем коррупции в России намного меньше, чем принято считать, а победа над коррупцией возможна с изменением общественного мнения, которое станет менее терпимым к личному обогащению чиновников[26].

Опасность коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, заключается в том, что в последние годы число последних, уличенных в коррупции, в значительной мере превышает количество коррупционеров всех других правоохранительных органов[27].

По данным ряда исследований ежегодно в структуре привлекаемых к уголовной ответственности коррумпированных лиц сотрудники правоохранительных органов занимают около 25 % [28]. При этом очевидно, что коррупция в системе правоохранительных органов представляет повышенную опасность и приобретает общественный резонанс, обусловленным особым статусом представителей власти.

По официальным данным МВД России непосредственно подразделениями собственной безопасности в 2012 году выявлено 2123 сотрудника органов внутренних дел, совершивших преступления, из них 1331 - коррупционной направленности, в том числе 399 ‑ взяточничество. В 2013 году было выявлено 2011 сотрудников органов внутренних дел, совершивших преступления, из них 1246 – коррупционной направленности, в том числе 400 – взяточничество[29].

Очевидно, что коррупция применительно к системе органов внутренних дел обладает своими особенностями. Представляется удачным ее определение, данное А.А. Тирских: «коррупция в ОВД – это негативное социальное явление, заключающееся в деформациях деятельности системы органов правопорядка, вследствие использования сотрудниками органов внутренних дел своих служебных полномочий, авторитета и статуса службы в интересах физических и юридических лиц для получения выгод материального или нематериального характера для себя лично либо в корпоративных интересах»[30].

Сегодня экспертные оценки реального состояния коррупционной преступности в правоохранительных органах и в частности в ГИБДД широко представлены в криминологической литературе, однако их содержание противоречиво и основано на разных методах криминологической оценки преступности данного вида.

 

Так, согласно исследований Д.С. Сухова, подразделения по безопасности дорожного движения являются одним из наиболее коррумпированных подразделений органов внутренних дел[31], что вызывает необходимость изучения их сотрудников как особых субъектов коррупционных составов.

Так, по его данным,  из общего числа осужденных сотрудников органов внутренних дел сотрудники подразделений ГИБДД составляют, 22, 4 %, из которых 72 % осуждены за совершение коррупционных преступлений[32]. При этом очевидно, что преступления коррупционной направленности обладают высоким уровнем латентности, и данные статистики отражают далеко неполную картину масштабов коррупции в данной сфере.

В свою очередь сами сотрудники ГИБДД не относят свою деятельность к числу высоко коррумпированных сфер правоохраны, что подтверждается, в частности, результатами проведенного нами анкетирования.

В анкетировании участвовали 120 сотрудников ГИБДД, проходящих обучение и повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России имени В.В. Лукьянова в 2014 году. Отвечая на вопрос «Представляет ли коррупция угрозу национальной безопасности России?», 77% опрошенных сотрудников отметили, что проблема коррупции преувеличена, а 95% уверены, что искоренить коррупцию в России можно при наличии политической воли.

При этом около 73 % респондентов на предложение указать место сотрудников ГИБДД в рейтинге коррупционности сотрудников правоохранительных органовпоставили их на последнее место после участковых уполномоченных полиции, оперуполномоченных, следователей и дознавателей.

Оценивая роль сотрудников ГИБДД в механизме совершения коррупционного преступления, в частности взяточничества, 74 % опрошенных отметили, что вина в нем взяткодателя и взяткополучателя равнозначны. При этом 19 % опрошенных считают, что наиболее распространенными субъектами коррупционных преступлений в сфере дорожного движения являются не они, а участники дорожного движения, нарушившие разного рода правила и выступающие главными инициаторами и виновниками создания коррупционной ситуации

Между тем, согласно данным исследований, проведенных в 2014 году специалистами Департамента социологии Финансового Университета при Правительстве РФ, в рамках опроса жителей крупных и средних российских городов была установлена положительная динамика уменьшения количества фактов взяточничества сотрудниками ГИБДД. Так, по мнению опрошенных, в 2014 году сотрудникам ГАИ давали деньги 9% жителей указанных городов, тогда как в 2009 году положительно на этот вопрос отвечали 15% респондентов[33].

Согласно действующему законодательству и методике оценке коррупционной преступности можно сделать вывод о том, что понятие коррупционного преступления является собирательным, поэтому единого характерного признака для всех его составляющих (места, времени, способа, орудия и средств совершения) не имеет. Поэтому можно говорить лишь о конкретном преступлении коррупционной направленности[34], оценивая его криминологические особенности.

Структура коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД, включает составы служебного подлога (64%), получения взятки (23 %), мошенничества (17%), злоупотребления должностными полномочиями (16 %) и др.

Опрос сотрудников ГИБДД показал, что, по их мнению, уровень коррупции в различных подразделениях ГИБДД различен и может быть представлен следующими показателями: регистрационная деятельность (37 %); экзаменационная деятельность (29 %); контроль за дорожным движением (26 %); административная практика (6 %) и др.

Особенностями коррупционеров является то, что в большинстве своем это мужчины (98 %) в возрасте от 31 до 40 лет (87%), имеющие высшее (в 23 % случаев юридическое) образование.

Исследования показывают, что на момент совершения должностного преступления в каждом втором случае (53,8 %) обвиняемые выполняли функцию представителя власти; в каждом третьем случае (30,8 %) – организационно-распорядительные функции; в 6,7% - административно-хозяйственные функции[35].

Согласно опросу сотрудников ГИБДД в 73 % случаев в числе коррупционеров преобладает злостный тип, ранее неоднократно допускавший коррупционное поведение. В 19 % случаев - ситуационный тип, склонный к коррупционным нарушениям, если сложилась, благоприятная к этому ситуация. Доля преступников случайного типа, впервые допустившего коррупционное правонарушение, под влиянием провоцирующей ситуации составляет около  8 %.

Д.С. Сухов выделяет в зависимости от мотивации два типа сотрудников ГИБДД, совершивших коррупционные преступления:

1) «корыстный» тип — лица, совершающие коррупционные преступления в основном с целью получения материальных благ. Мотив — стремление завладеть деньгами, имуществом или другими материальными ценностями. Основное средство достижения цели - получение взятки. Преступления могут планироваться, но могут совершаться и спонтанно;

2) «самоутверждающийся» тип — сотрудники ГИБДД совершают коррупционные преступные деяния в основном с целью самоутверждения или поддержания своего авторитета в глазах других взяткодателей, чтобы не быть «белой вороной»[36].

Общественная опасность коррупционных преступлений и лиц, их совершающих, проявляется в том, что власть, предоставленная государством определенным своим представителям, начинает использоваться не в интересах общества, а в собственных интересах отдельных лиц, и, как правило, во вред государству и обществу, подрывая авторитет всего государственного аппарата[37]. В случае же совершения коррупционных преступлений сотрудниками ГИБДД страдает не только авторитет правоохранительной службы, но и в целом безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» одной из составляющих деятельности по противодействию коррупции  является ее предупреждение, которое в свою очередь включает выявление и последующее устранение причин коррупции.

Причины коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками ГИБДД, неоднозначно рассматриваются в криминологической литературе, часто авторами используется широкий подход, включающий анализ детерминирующих их факторов.

Так, по мнению Д.С. Сухова, к числу таких факторов, относятся разложение государственного аппарата, отсутствие как морально-нравственных начал в действиях властей, так и действенной реакции государственных органов на проявления коррупции в правоохранительных органах. К их числу он относит и противоречивость законодательства по борьбе с коррупционными проявлениями; отрицательное воздействие средств массовой информации, проповедование ими культа наживы, стяжательства, достижения высокого уровня материального положения любыми способами; несовершенство нормативных правовых актов, регулирующих деятельность ГИБДД; правовая неграмотность некоторых сотрудников ГИБДД, их низкое материальное обеспечение; отсутствие возможности на конкурсной основе подбирать кандидатов для службы в ГИБДД; негативное поведение ряда руководителей и сотрудников органов внутренних дел; неэффективный контроль над работой личного состава ГИБДД; формализм при проведении профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, недостатки в воспитательной работе с личным составом ГИБДД; отсутствие эффективной системы предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в органах внутренних дел[38].

Схожие факторы, влияющие на состояние преступности среди сотрудников ГИБДД, называет А.В. Иванисов, относя к ним заработные платы, не соответствующие жизненным потребностям сотрудников; отсутствие заинтересованности сотрудников в надлежащем исполнении своих служебных обязанностей; социальную незащищенность и неблагоприятное психологическое состояние сотрудников ГИБДД, вызванные ростом криминальных посягательств на них; низкий уровень правосознания значительной части водителей, считающих коррупционные взаимоотношения с сотрудниками ГИБДД нормой поведения; просчеты руководства органов внутренних дел в идеологической и просветительской работе с подчиненными сотрудниками, а также слабый контроль за соблюдением ими служебной дисциплины; невысокий уровень правовых знаний сотрудников; постоянное изменение норм законодательства, которое исполняют сотрудники ГИБДД и его несовершенство; корпоративность, круговую поруку в подразделениях ГИБДД; несовершенную систему оценки их деятельности; отсутствие реального общественного контроля за деятельностью ГИБДД[39].

Коррупционное поведение включает поведение должного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением[40] и  порождается комплексом причин, которые взаимосвязаны и тесно переплетаются. При этом причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД можно разделить на группы, связанные с условиями служебной и иной среды, в которой совершаются данные преступления; характеристикой сотрудников; условиями и процессами их взаимодействия; состоянием социального контроля в сфере службы и т.п.

Значимое место в ряду причин, связанных с личностью коррупционера, занимает невысокий уровень правовых знаний ряда сотрудников, их правовая неграмотность, наличие таких негативных личностных характеристик  как антиобщественная установка, корысть, зависть, карьеризм, готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

Исследования показали наличие у значительной части из них искаженного восприятия действительности. Их ценностные ориентации характеризовались правовым нигилизмом, неверием в справедливость[41].

Проведенный опрос сотрудников ГИБДД показал, что одной из наиболее распространенных причин коррупции в ГИБДД каждый третий опрошенный, считает низкий уровень правосознания сотрудников (30,4 %), а также безнаказанность коррупционеров. В числе других причин опрошенные называли отсутствие у сотрудников социальных гарантий (18,6 %).

При этом все опрошенные понимают, что коррупция не ограничивается взяточничеством, а представляет собой явление, присущее государственной власти, выражающиеся в различных злоупотреблениях со стороны должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.

В числе социальных причин коррупции опрошенные называли: нестабильность экономической ситуации (37,2 %);) несовершенство правовых мер борьбы с коррупцией (28,4 %); социальная напряженность в стране (9,6 %); неэффективность общественного контроля над деятельностью государственных органов (12,8%); неэффективность применения антикоррупционных мер (63, 2%).

По мнению психологов, к принятию коррупционного решения сотрудниками ГИБДД их могут подталкивать такие социально-психологические условия, как 1) информационная среда, формирующая положительное отношение к коррупции; 2) ощущение политической и экономической нестабильности, подталкивающее обменивать властный капитал на капитал экономический; 3) несоответствие заработной платы сложности деятельности и ответственности за выполняемый труд, неэффективная система социальных гарантий; 4) несправедливость при продвижении по служебной лестнице; 5) слабость системы контроля, не обеспечивающего неотвратимости наказания за совершенные проступки [42].

Своеобразием отличаются мотивация сотрудников ГИБДД на выполнение служебных обязанностей, которые согласно данным исследований в 48% случаев устраиваются в органы внутренних дел с целью использования службы в корыстных целях, и только 16% из них целью своей деятельности видят борьбу с преступностью.

По мнению Т.В. Мальцевой в мотивации коррупционного поведения часто переплетаются мотивы самооправдания («все так делают, кто-то больше, а кто-то меньше»), самоутверждения (стремление изменения статуса, как на социальном, так и на психологическом уровне) и игровые (участие в опасной и увлекательной игре, приносящей психологическое удовлетворение и яркие эмоциональные переживания)[43].

 К числу причин коррупционного поведения относится невысокий уровень профессиональной подготовки сотрудников ГИБДД, когда нормативные правовые акты, регламентирующие их деятельность, изучаются ими лишь формально. Неверие в возможность борьбы с коррупционными проявлениями как проявление правового нигилизма сотрудников ГИБДД влечет их становление на путь нарушения законности и совершения коррупционных преступлений.

Причинами коррупции могут стать тяжелое материальное положение, нерешенность бытовых проблем, которые программирует сотрудника на нарушения, оправданием которых для него выступают трудные условия службы, значительная загруженность, в частности, ненормированный рабочий день, необходимые для качественного исполнения служебных обязанностей и др.

Так, по мнению Ю.В. Трунцевского, «имеющие место взятки среди сотрудников нижнего и среднего звена - это всего лишь возможность за счет занимаемой должности дофинансироваться, т.е. каждый сотрудник этих звеньев, превышающий свои служебные полномочия из корыстных побуждений, добавляет к своему установленному заработку ту часть, которой, по его мнению, не хватает, чтобы достойно существовать»[44].

В рамках психологического подхода к коррупционным проявлениям наряду с вышеперечисленными факторами к числу социально-психологических условий коррупционного поведения относят масштабность коррупции и морально-психологическую атмосферу, царящую в обществе[45].

Очевидно, что проанализировать все причины коррупционных преступлений сотрудников ГИБДД достаточно сложно, поскольку их отличает разноплановость проявления и необходимость междисциплинарного изучения. Их можно классифицировать в зависимости от сферы коррупционных проявлений, видов коррупционных преступлений, их субъектов и т.д.

Однако практически важным является своевременное выявление и устранение таких причин как перспективного направления деятельности по противодействию коррупции.

Таким образом, коррупционные преступления сотрудников подразделений ГИБДД, как одного из высококоррумпированных подразделений органов внутренних дел, обладают своими криминологическими особенностями. Их повышенная общественная опасность обусловлена тем, что они не только дискредитируют государственную власть, но и подрывают доверие населения, наносят серьезный вред авторитету полиции и безопасности дорожного движения.

Имея разноплановые причины коррупция в сфере безопасности дорожного движения требует особого внимания на всех уровнях и видах возникновения и проявления, устранение которых является эффективной составляющей всей деятельности по противодействию коррупции.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.