Правовая основа противодействия коррупции — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Правовая основа противодействия коррупции

2021-06-02 23
Правовая основа противодействия коррупции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современный период общепризнанно, что коррупция является проблемой всего мирового сообщества. В Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.[8] отмечается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. В ней подчеркивается первоочередная необходимость проведения общей уголовной политики, направленной на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего законодательства и профилактических мер.

В Справочном документе Организации Объединенных Наций о международной борьбе с коррупцией отмечается, что «коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях»[9].

Сегодня практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации, а также положение дел в области как международной, так и национальной борьбы с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции.

По справедливому утверждению С.В. Максимова современное общество обречено на борьбу с коррупцией в силу естественного стремления к самосохранению, и прикладная цель такой борьбы - снижение распространенности и общественной опасности коррупции до уровня, который не является непреодолимым препятствием развития общества в соответствии с законодательно закрепленными ценностями и приоритетами[10].

Важной составляющей системы противодействия коррупции является антикоррупционное законодательство, состояние которого во многом определяет эффективность данной деятельности.

В России законодательное определение коррупции сформулировано в ст. 1 Федерального закона РФ № 273 «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273, где отмечается, что коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

 В той же статье данного Федерального закона дается определение противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В  законе сформулированы основные принципы противодействия коррупции, определены правовые и организационные основы, меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности по повышению эффективности противодействия ей и т.п. Закон продиктован необходимостью создания правовой основы, которая позволит, используя возможности различных отраслей права, более продуктивно вести борьбу с коррупцией.

В ст. 2 Федерального закона «О противодействии коррупции» указано, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты[11].

Обязанность исполнения данного закона возложена на всех российских граждан, в том числе сотрудников органов внутренних дел, к числу которых относятся сотрудники подразделений ГИБДД. Будучи должностными лицами, сотрудники Госавтоинпекции обязаны соблюдать действующие нормы антикоррупционного законодательства.

К числу межведомственных и ведомственных нормативных актов в сфере противодействия коррупции, обязанность соблюдения которых возложена на сотрудников ГИБДД, относятся Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции», Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 года № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» и др.

В ст. 27 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. закреплена обязанность сотрудников полиции уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. В ст. 29 данного закона указано, что на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции[12].

Аналогичные антикоррупционные положения содержаться в  ст. 12 Федерального закона Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации..», в соответствии с которой сотрудник органов внутренних дел обязан уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения[13]. В ст. 14 данного закона указано на необходимость соблюдения сотрудниками ограничений, обязанностей и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2009 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а в ст. 15 – на ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В ст. 49 закона отмечено, что грубым нарушением служебной дисциплины считается сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения.

Другим определяющим документом в сфере противодействия коррупции является Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы[14]. В соответствии с п. 14 данного плана на Министерство внутренних дел Российской Федерации РФ совместно с заинтересованными федеральными государственными органами возложена обязанность реализовать комплекс оперативно-разыскных мероприятий в целях обеспечения защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ и крупнейших инвестиционных проектов.

Одной из таких целевых программ является Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах»[15]. Очевидно, что ее реализация имеет непосредственное отношение к деятельности ГИБДД и может быть существенно затруднена коррупцией, существующей в самой сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Вышеуказанные нормативные правовые акты, как и ряд других антикоррупционных норм[16] направлены, как правило, на предупреждение и пресечение коррупционного поведения сотрудников ГИБДД. В случах же, когда в действиях сотрудников уже имеются признаки коррупционного поведения, речь должна идти о привлечении его к тому или иному виду ответственности.

Под коррупционным поведением принято понимать поведение должностного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением[17].

В ситуации, когда коррупционное правонарушение уже совершено, ответственность за его совершение, предусмотрена и реализуется нормами различных отраслей права. Только комплексное применение правовых средств различной отраслевой принадлежности позволяет эффективно противодействовать коррупции.

Сейчас в России действует концепция мультиответственности, которая сочетает в себе уголовные, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные меры воздействия за совершение коррупционных правонарушений[18]. Все эти виды ответственности могут быть применены к сотрудникам ГИБДД, допустившим коррупционные правонарушения.

К числу правонарушений коррупционного характера В.В. Лазарев, С.В. Максимов, С.А. Карапетян относят обладающие признаками коррупционного поведения[19]:

- гражданско-правовые деликты,

- дисциплинарные проступки,

- административные правонарушения,

- уголовные преступления.

Правовым основанием привлечения к ответственности за данные виды правонарушений выступают нормы уголовного, гражданского, административного и других видов законодательства.

Так, к коррупционным гражданско-правовым деликтам относятся деяния, подпадающие под признаки злоупотребления правом (ст. 10 ГК РФ); нарушения правил дарения (гл. 32 ГК РФ); нарушения порядка предоставления услуг (гл. 39 ГК РФ) и др.

К коррупционным дисциплинарным проступкам относятся деяния, обладающие признаками коррупции или прикосновенности к коррупции, но не подпадающие под признаки административного правонарушения или уголовного преступления, предусмотренных действующим законодательством. Примером таких проступков может быть несвоевременное сообщение руководству сотрудником полиции о сделанном ему предложении коррупционного характера. К дисциплинарной ответственности может быть привлечен сотрудник за ненадлежащее исполнение требований закона об урегулировании конфликта интересов.

Наибольшую распространенность приобретают факты непредставления сотрудниками органов внутренних дел, в том числе сотрудниками ГИБДД, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представление недостоверной информации; несоблюдения установленных законом обязательств, запретов и ограничений; неисполнения требований законодательства в сфере предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

Гражданским законодательством предусмотрено возмещение в рамках гражданского судопроизводства ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями сотрудников, при этом количество исков (заявлений), направленных в суды общей юрисдикции и арбитражные суды ежегодно увеличивается. Сотрудники могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности по представлению прокурора, или предостережены прокурорами о недопустимости нарушения закона.

К числу административных правонарушений коррупционного характера относятся деяния, по степени общественной опасности не достигающие уголовно-правового запрета, но за которые действующим федеральным и законодательством субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. При этом диспозиция составов таких административных правонарушений содержат коррупционные элементы. К их числу относятся составы административных правонарушений, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации: ст. 5.16, 19.28, 19.29 КОАП РФ    + и др.

Среди правовых мер борьбы с коррупцией в России традиционно преобладают уголовно-правовые, в числе которых совершенствование содержащихся в уголовном законе норм об ответственности за коррупционную деятельность и правоприменительной практики по составам коррупционных преступлений[20].

Коррупционные преступления являются наиболее опасными видами коррупционных правонарушений, а криминальная коррупция влечет масштабные последствия, наказуемые наиболее репрессивными мерами уголовной ответственности. Проблема криминальной коррупции занимает важное место в числе ее других разновидностей, поскольку представляет собой явление повышенной опасности и распространенности, имеющее негативные тенденции роста и увеличения тяжести ее последствий[21]

К числу наиболее распространенных преступлений коррупционного характера, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел,относятся составы, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 159 – мошенничество; ст. 160 – присвоение или растрата; ст. 285 – злоупотребление должностными полномочиями; ст. 286 – превышение должностных полномочий; ст. 290 - получение взятки; ст. 291 - дача взятки; ст. 291.1 – посредничество во взяточничестве; ст. 292 – служебный подлог; ст. 304 - провокация взятки либо коммерческого подкупа и др.

Перечисленным составам преступлений, посягающих на различные группы общественных отношений, коррупционный характер придает корыстный мотив и метод совершения преступления – использование виновным для их совершения своего служебного положения.

В деятельности подразделений ГИБДД реализация антикоррупционных норм законодательства должна осуществляться особенно интенсивно, ведь коррупционные преступления их сотрудников, постоянно взаимодействующих с участниками дорожного движения, кроме причинения вреда охраняемому уголовным законом объекту, влекут дискредитацию всех правоохранительных органов и государственной власти в целом, могут влечь снижение эффективности защиты жизни и здоровья участников дорожного движения от противоправных посягательств на них..

Таким образом, сегодня в России существует разветвленная нормативная база в сфере противодействия коррупции вообще и в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности. Дальнейшее совершенствование законодательства должно осуществляться по двум направлениям: разработка, принятие, уточнение собственно антикоррупционных норм, а также совершенствование всего текущего законодательства, пробелы и неточности которого, часто играют роль условий существования и развития коррупции [22].

Однако для того, чтобы антикоррупционные нормы достигли своей цели и были эффективным инструментом политики противодействия коррупции, необходима их последовательная, обоснованная и законная реализация, обеспечение справедливой и неотвратимой ответственности лиц, виновных в их нарушении.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.