О нескольких Агнцах и Потирах на литургии. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

О нескольких Агнцах и Потирах на литургии.

2021-06-02 63
О нескольких Агнцах и Потирах на литургии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       При большом числе причастников и при наличии сослужащих священников, в нарочитые дни бывает причащение из двух или более Чаш. Встает вопрос — как заготовить Агнец, достаточный для множества причащающихся и как обеспечить достаточно вина для освящения.

       Прежде всего, в зависимости от числа причастников предуготовляется соответственно большого размера Агнец, насколько может вместить дискос. Можно заготовить и несколько Агнцев, но помещаются они на одном дискосе, подобно литургии Преждеосвященных Даров. И все же, если на каком-либо всенародном торжестве будет, скажем, несколько тысяч причастников, тогда конечно ограничиться единым дискосом или единым Агнцем не представится практически исполнимым. Все же, предпочтительно ограничиваться единым большим Агнцем.

       Что касается до заготовления вина для причащения, здесь могут быть две возможности. Если имеется вместительная Чаша и потом, перед самим причащением часть Святой Крови будет переливаться в меньшую или в меньшие Чаши, тогда достаточно на проскомидии предуготовить одну большую Чашу. Но можно заранее, вместо единой Чаши, заготовить и дополнительные Потиры с вином и водой, как обычно делается на проскомидии. Все молитвословия проскомидии должны быть совершаемы для каждого Агнца и для каждой Чаши.

       Если Чаши заготавливаются заранее с вином, то на Великий вход, на Херувимской песне, износятся все Чаши. Но, конечно, если Кровь Господня будет переливаться из единой Чаши в дополнительную, тогда износится только одна Чаша, как обычно. Дискос же, как было замечено выше, с одним или с несколькими на нем Агнцами, износится один. Если же заготовлено будет несколько дискосов, то, как и Чаши, все они должны износиться на Великий вход.

       По поставлении дискоса и Чаши (Чаш) на престол, все они покрываются воздухом, как обычно принято.

       На возгласе “Твоя от Твоих,” если несколько Чаш с вином находятся на престоле, тогда диакона поднимают дискос и все Чаши одновременно. При отсутствии второго диакона в возношении может помочь и один из священников сослужащих.

       Если заготовляются несколько Агнцев, тогда на возгласе “Святая святым” иерей возносит все Агнцы одновременно, как это делается на литургии Преждеосвященных Даров. При одном Агнце и при нескольких Потирах, Агнец разделяется как обычно, Святая Кровь переливается из большого Потира во все дополнительные Чаши. Часть “ИС” разделяется на частицы, соответственно числу Чаш, этими частицами исполняются все Потиры. (При наличии нескольких Агнцев, частицами “ИС” от каждого Агнца исполняются другие Чаши). После сего с молитвой вливается теплота во все Чаши. Переливание Св. Крови в Чаши делается черпалом, т.е. ковшиком с ручкой, нарочито для этого, и только для этого, предназначенным. Переливать прямо из Чаши в Чашу не безопасно, так как можно пролить Кровь на антиминс. Если же дополнительные Чаши предуготованы с вином и водой на проскомидии, тогда, как обычно, вливается теплота поочередно во все Чаши.

       Перед последним явлением Святых Даров народу, над антиминсом предстоятелем начертывается образ креста с каждой Чашей, со словами: “Благословен Бог наш”; и он передает вторую Чашу второму священнику, и третью третьему и они несут их к жертвеннику, а затем настоятель сам износит первую Чашу к народу, как обычно, со словами: “Всегда, ныне и присно, и во веки веков.”

           

Причащение мирян.

       Царские двери отворяются перед изнесением Св. Таин для причащения народа. После пения причастна, священник, поцеловав Потир, подает его диакону у престола. Диакон, поклонившись, благоговейно принимает от священника Потир и, поцеловав его, износит через царские врата к народу со словами: “Со страхом Божиим и верою приступите.”

       Священник читает молитву (Св. Иоанна Златоуста) перед причащением: “Верую, Господи, и исповедую...” и причащает Божественных Таин со словами: “Причащается раб Божий, имярек, честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в жизнь вечную.”

       Некоторые священники произносят эту последнюю молитву причащения вольно, по своему усмотрению меняя и добавляя слова. Правильнее всегда придерживаться общепринятой формулировки.

       Приступая к причастию, миряне должны однажды поклониться Христу сущему в Св. Таинах, затем сложить руки на персях в образ креста, держа “левую руку поверх правой” (чтобы случайно не перекреститься и не задеть чаши). Когда причащающийся проглотит, как должно, Св. Дары, то диакон отирает ему аккуратно уста платом: причащающийся целует “край Св. Чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла Кровь и вода” (Хойнацкий, “О Литургии,” пар. 131), и, отступив немного, делает малый, не земной поклон. Во многих местах укоренился обычай целовать нижнюю часть Чаши. Справочник наставляет: “Диакон же крепко держит в руках своих Св. Чашу, и тут же присутствующий пономарь отирает аккуратно уста причащающихся, не мешая последним прикоснуться к краю Св. Чаши” (Метод, стр. 158).

       Женщины должны приступать к св. Чаше с покрытою головою, как и завещает св. Апостол Павел: “всякая жена, молящаяся с открытою головою, постыжает свою голову” (1 Кор. 11:5). Обычно это правило предписывается замужним женщинам.

           

Заключительные действия.

       После причащения мирян, диакон принимает от священника лжицу в развернутый плат.[31] Священник сам вносит Потир в алтарь, поставляя его на престоле. Диакону предписывается служебником отереть губою дискос дочиста, влагая все бывшие на нем частицы в Потир, с произношением слов: “Отмый, Господи, грехи...” На дискос кладут звездицу, лжицу, копие, свернутый воздух и покрывают покровцем.[32]

       Священник благословляет народ рукою, возглашая: “Спаси, Боже, люди Твоя...” и, повернувшись к престолу и приняв от диакона кадило, кадит трижды Святая со словами: “Вознесися на небеса, Боже” (однажды). Вернув кадило диакону, священник возлагает дискос на его голову. Диакон переносит дискос на жертвенник, обходя престол влево, западною и северною стороною алтаря, т.е. между престолом и царскими вратами, и у жертвенника ожидает священника.

Священник, поклонившись, целует Св. Чашу, начертывает ею образ креста над антиминсом и, говоря тайно (тихо): “Благословен Бог наш,” обращается к царским дверям и, зря на народ, с произношением слов: “Всегда, ныне и присно и во веки веков,” поднимает Чашу вверх и делает ею крест, в ознаменование того, что Иисус Христос, “егда благословляще учеников, отступи от них, и возношашеся на небо.”[33] Если священник служил без диакона, то возглас: “Всегда, ныне и присно...” произносится священником с одним Потиром, после чего он обращается к престолу, берет в другую руку дискос и идет к жертвеннику. (Ц.В., 1897 г., №4). Иными словами, священник всегда благословляет народ одной Чашей, без дискоса, точно так, как это делается на архиерейской службе, когда архиерей вручает Потир, без дискоса, старшему из служащих священников.

       Когда священник идет от престола с Чашей к жертвеннику, диакон кадит его. Поставивши Потир (а если без диакона, то и дискос) на жертвенник, священник кадит Святая трижды и отдает кадило диакону. Диакон кадит священника единожды, оба кланяются перед жертвенником и отходят на свои места — иерей к престолу, диакон на солею для произношения ектеньи: “Прости приимше.” Священник надевает скуфью, камилавку или митру (Р.д.с.п. 1896 г., №8), целует губу (Р.д.с.п. 1889 г., №17), потом слагает антиминс, закрывая сперва его верхнюю сторону, потом нижнюю, затем левую боковую и наконец правую боковую сторону. Таким же образом складывается и илитон.

       Для священнических целований св. престола перед прочтением, а равно и после прочтения заамвонной молитвы, и в конце литургии перед отпустом, нет основания ни в общем обычае, ни в письменных правилах нашей Церкви. При соборном служении самый младший священник, поклонившись предстоятелю, не целуя престола, выходит царскими дверьми за амвон и читает заамвонную молитву, после того, возвратившись в алтарь, становится на свое место, совершает молитвенное поклонение перед престолом, не целуя его, и кланяется предстоятелю (Р.д.с.п. 1889 г., №17).

       “Во все время чтения священником молитвы заамвонной, диакон стоит на десней стране солеи пред образом Владыки Христа, с преклоненною главою, держа и орарь свой тремя персты десной руки, воздетой к святому образу. По окончании молитвы, диакон покланяется священнику и входит в алтарь северною страною; священник же входит святыми вратами в алтарь и в предложение и тут читает тихо следующую молитву: “Исполнение закона и пророков, Сам сый Христе Боже наш,” и проч. — благословляя диакона употребить Святая” (Метод, стр. 169).

       В служебниках разного издания пророчественные слова псалма (Псал. 107:6) означаются неодинаково. В одних: “ Вознесыйся на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя”; в других: “ Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.” По определению “Церковного Вестника” (Ц.В. 1889 г., №10), первая редакция, т.е. “вознесыйся” лишена молитвенного смысла, потому что не имеет сказуемого. Вторая же редакция “вознесися” согласна с чтением как Псалтири, так и русской и славянской Библии. Эта же редакция указана в труде прот. К. Никольского (стр. 450). Вторая редакция, именно, “вознесися” указывается в служебниках, имеющихся в нашем распоряжении: Киево-Печерской Лавры от 1822, 1907 и 1909 гг., и Московской синодальной типографии от 1894 г.

       Очень важно также отметить, что нужно оставлять некоторое количество Святых Даров в Потире после причащения мирян.

       Причина этому указана в известном изъяснении Божественной литургии Ивана Дмитревского, где говорится: “В служебнике о перенесении Даров напечатано: “Диакон, прием (дискос) со благоговением, зря вне к дверям ничтоже глаголя, отходит в Предложение.” Обращение диакона с дискосом вне врат царских к народу напоминает о благочестивом древних христиан обыкновении. В первенствующей Церкви, по причащении Святых Таин, когда оставшиеся части Тела Христова (Которое подаваемо было верным с дискоса в руки), относимы были диаконами в Предложение, при видении всех (Чиноположен. Апост. кн. 8, гл. 13), то предстоящие, сопровождая их туда устремленным взором, с благоговением им поклонялись, яко Самому Господу. Ныне же, поелику дискос бывает празден, то и относится диаконом в молчании, ничтоже глаголя, являя только его людям из царских врат, как в воспоминание оного обыкновения, так и дая тем знак предстоящим, что непосредственно за ним возследствует и Потир со Св. Тайнами, дабы они ожидали Их с благоговением отдать последнее Им поклонение. А для сего и нужно священнику, после причащения людей (что наипаче случиться может во время Четыредесятницы, когда великое множество приступающих из народа бывает), некоторое количество Тела и Крови Господней оставлять в Потире, дабы 1) как сие последнее боголепное поклонение отдано было от людей еще действительно существующим в Чаше Божественным Тайнам; так и 2) чтоб изображаемое отнесением их на жертвенник Таинство Вознесения Господня совершилось самыми Дарами, по точному благонамерению и установлению Церкви, а не одним только праздным Потиром” (Дмитревский, стр. 352).

           

“Видехом Свет Истинный.”

       Песнопение “Видехом Свет Истинный” обращено к Святой Троице и впервые в круге богослужебного года поется на великой вечерни праздника св. Пятидесятницы на “Господи воззвах.”

       На литургии оно является разъяснением и заключением возгласа: “Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое,” в котором преподается благословение народу церковному, только что получившему великий дар Тела и Крови Христовых, и потому именуемому достоянием Господа, ибо “увидели Свет истинный, приняли Духа Небесного и обрели веру истинную.”

       Со дня Пасхи до отдания ее, вместо этого песнопения поется тропарь: “Христос Воскресе” однажды. Со дня Вознесения до отдания его, вместо “Видехом Свет Истинный” поется тропарь “Вознесся еси во славе.” В субботу же пред Пятидесятницею поется тропарь субботы Троицкой “Глубиною мудрости.”

           

Потребление Святых Даров.

       Если священник служит с диаконом, то должен читать молитву на потребление Св. Даров не про себя, а в слух диакону. Священник, совершающий литургию без диакона, должен читать молитву: “Исполнение закона и пророк” по отпусте литургии, не перед престолом, а перед жертвенником, на котором потребляются оставшиеся Св. Таины, т.к. эта молитва надписывается так: “молитва глаголемая, внегда потребити Святая,” т.е. молитва, читаемая в то время, когда потребляются Св. Таины” (Ц.В., 1895 г., №7).

       Если без особенного труда при потреблении Св. Даров отыскиваются частицы Св. Агнца, то их и следует потребить прежде всего. Но не следует смущаться, если и не будет так, потому что потребление Св. Даров не есть в строгом смысле причащение, которого однажды сподобляются служащие литургию в свое время и по указанному чину (Ц.В., 1888 г., №2).

       Потребление Св. Даров диакон или сам священник должны по возможности выполнять раньше, пока в них сохраняется теплота. Но если нужно, как, например, в зимнее время, то можно при потреблении Св. Даров подливать к ним теплой воды.

       “По правилу церковному, добавление воды к Св. Тайнам воспрещается лишь при причащении; потребление же Св. Даров не есть причащение, тем более, что при оном вода употребляется для окончательного очищения Св. Потира. Кроме того, в данном случае добавление воды вызывается нуждою, почему и является, по нашему мнению, вполне допустимым. На тот же случай, когда Божественная Кровь замерзнет в Св. Потире, указание дается в “Известии учительном”“ (Ц.В., 1898 г., №23).

       Внутри сосуд нужно не только облить теплой водой и обтереть губкой, принимающей в себя влагу, но и хорошо обтереть платом, специально для этого хранимым на жертвеннике. Потребление Св. Даров в некоторые поминальные или праздничные дни бывает сколько приятнейшею трапезою, столько же и делом заботливым. Например, когда случится поданных на проскомидию просфор множество, не может не быть сосуд полон Св. Крови, хоть бы частицы были вынимаемы маленькие.

       Антидор следует вкушать уже после того, как, влитая в Потир вода, для его очищения, выпита, т.к. иногда и незаметно для глаз могут остаться в Потире частицы Св. Таин или частицы, вынутые из просфор, но напоенные Св. Кровию. С потреблением Св. Даров, должна перестать гореть свеча на жертвеннике. По существующему обычаю нашей Церкви, девятичинная просфора принадлежит диакону (см. отд. IV. 82, выше).

       Уста и руки следует тщательно вымывать сразу же после потребления Св. Даров, а тогда уже запивать “теплотою,” — теплой водой с добавлением вина. Омовение совершается в умывальнике, вода из которого должна истекать в источник проточной воды или в отдельный слив в землю.

       По служебнику, потребление Св. Даров, при служении с диаконом, полагается после заамвонной молитвы; при служении же без диакона потреблять Св. Дары следует прямо после отпуста и только тогда приступать к исполнению частных треб (Ц.В., 1895 г., №7).

           

Антидор.

       Под именем антидора у нас в собственном смысле надобно разуметь “остатки от той просфоры, из которой изымается Св. Агнец для литургии, и которые раздаются тем, кои к причащению Св. Таин себя не приготовили” (Новая Скрижаль). В современной практике чаще всего раздаются именно эти большие частицы проскомидийных просфор, а сам антидор потребляется священнослужителями. Даже разрешается раздробить для раздачи с антидором и “хлебы, на всенощных благословенные.” Таким образом, недостаточность антидора не может быть признана основанием к несоблюдению обычая раздачи антидора молящимся.

           

Отпуст литургии.

 

О благословении народа перед отпустом см. отдел о Вечерни II. 17.

       По обычаю, перед отпустом священник берет св. крест с престола и после отпуста, оградив св. крестом оба лика и народ и целовав сам, дает для целования предстоящим.

       “Обычай творить отпуст литургии с крестом в руках не всегда и не везде соблюдается, между тем следует неопустительно и повсеместно поддерживать его в виду того, что народ очень дорожит им, имеет благочестивое желание, отслушав литургию, приложиться ко кресту, даже считает за грех выйти из церкви, не приложившись ко кресту по окончании литургии” (Р.д.с.п. 1889, №17; Ц. Вед. 1895, №39).

       Иерей став в открытых царских вратах лицом к народу, произносит отпуск дне, или праздника. В служебнике указывается порядок произношения отпуста. Так, для литургии св. Иоанна Златоустого следует отпуст: “Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере (и прочая), иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустого: и святого имярек, егоже есть храм и егоже есть день: и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец.”

       Подробнее об отпустах см. отд. I. 31.

       “И когда произносятся слова: “Христос истинный Бог наш,” иерей знаменует себя или полагает на себя крестное знамение и своим благочестивым примером возбуждает к сему других” (Метод, стр. 172).

       По целовании же священник опять осеняет св. крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются. После отпуста литургии, хотя бы и была нужда тотчас начать заказанный молебен, следует затворять царские двери, притом — затворять вполне, т.е. с закрытием их завесой.

           

Окончание литургии:

В пасхальный период.

       От недели Антипасхи и до отдания Пасхи ежедневно на литургии конец ее бывает следующий. Иерей: “Спаси, Боже,” лик вместо “Видехом свет истинный” поет: “Христос Воскресе” одинажды (протяжное). На возглас иерея: “Всегда, ныне, и присно,” лик поет: “Да исполнятся уста.” На отпусте, егда иерей речет: “Слава Тебе, Христе Боже наш,” лик поет: “Христос Воскресе” трижды. Отпуст воскресный: “Воскресый из мертвых.” На день Отдания Пасхи конец литургии поем, якоже на самую Пасху.

           

От Вознесения до Троицы.

       В субботу перед праздником Троицы, когда и отдание праздника Вознесения совершилось, а Троицын праздник еще не наспел, вместо — “Видехом Свет Истинный” (не петого от св. Пасхи), есть обычай в сей день петь — “Глубиною мудрости.”

           

Пасхальная Литургия.

       В зарубежье укоренился обычай на Пасху служить литургию сразу после окончания заутрени (и пения Пасхальных часов). Многие интересуются, — а как было в дореволюционной России? Ознакомление с этим вопросом показывает, что практика служения этих служб была разнообразна, во всяком случае, в Москве.

       Свидетельство сему находим в авторитетном сборнике “Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения в московском кафедральном Христа Спасителя соборе и московском Большом Успенском в течение всего года” (Москва, 1901 г.) В отношении храма Христа Спасителя, указывается: “По окончании утрени без расхода совершается и литургия архиерейским служением. Поздняя литургия в приделе Свят. Николая в 6 часов утра отправляется чередными седмицы — священником и диаконом. Вечерня — в 3 часа дня, при участии архиерея” (Моск. Руковод., стр. 162-165). Зато, в отношении этих же служб в Успенском соборе указан такой порядок: “Благовест к утрени ровно в полночь. Митрополит при первых ударах в колокол из своих покоев в Чудовом монастыре отправляется в собор. После утрени целуют крест и христосуются... Литургия совершается в 6 часов утра. Служит митрополит с соборным духовенством... Благовест в 3 часа пополудни. Служит вечерню митрополит” (Моск. Руковод., стр. 166170).

       Итак, в Москве, в старое время, практика служб в первый день св. Пасхи в двух первопрестольных соборах была различная.

           

Тарелочные сборы.

       На приходах твердо вошло в практику производить тарелочные сборы на литургии, когда преимущественно собирается большее число богомольцев. На тарелочные сборы должны быть назначаемы благонравные и степенные прихожане, вежливые, обходительные с людьми всех состояний и возрастов и, наконец, прилично и скромно одетые. Сборщики официально утверждаются администрацией прихода, с благословения настоятеля прихода.

       Сборщики ожидают окончание пения молитвы Господней “Отче наш.” когда становятся перед царскими вратами, ниже солеи. После возгласа “Святая святым,” когда начинают петь киноник, т.е. причастный стих, сборщики делают три поясных поклона, крестясь на иконостас, затем, обернувшись, делают поясной поклон народу и идут собирать пожертвования, один на правую половину храма, а другой на левую половину.

       Нет надобности, как делают некоторые, еще раз, после сбора, возвращаться к солее и делать благодарственный поклон народу.

       Третья тарелка — на особые цели, объявляемые настоятелем, ставится у целования креста, после раздачи антидора.

       Можно только приветствовать те приходы, где удается избегать этих волнений со сборами, и собирать жертвы иным путем, например, у свечного ящика или другими способами.

           

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.