Чтение Апостола, Евангелия, Ектеньи. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Чтение Апостола, Евангелия, Ектеньи.

2021-06-02 34
Чтение Апостола, Евангелия, Ектеньи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       “После великих поклонов в некоторые дни читаются Апостол и Евангелие. Так бывает: в дни памяти великих святых (Тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й, 4-й седмиц Великого поста и послед. 9-го марта) и в дни храмовых праздников (Тип., храм. гл. 34 и 35). В Страстную седмицу на литургии преждеосвященных Даров полагается только чтение Евангелия (не бывает чтения Апостола).[35]

       В Типиконе, при указаниях на то, что в праздники великих святых (тип., послед. 24-го февраля, аще в понед. 2-й, 3-й и 4-й седм. Велик. поста) и в праздники храмовые (Тип., гл. 34 и 35) читаются Апостол и Евангелие, замечается, что по пении “Да исправится” и по великих поклонах “малые ектении не глаголем.”

       Когда положено читать Апостол и Евангелие, тогда отворяются Царские двери (Триодь Постная, изд. в Москве, 1754 г., 1828 г. и друг. см. послед. среды 1-й седм. Велик. поста).

После Евангелия, если же Евангелие не читается, то после пения “Да исправится” и великих поклонов — следуют те же молитвословия, которые бывают после чтения Евангелия в литургиях св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, а именно: ектения “Рцем вси.” Во время ектении священник читает тайно ту молитву, которую произносит и на литургиях свв. Иоанна Златоустого и Василия Великого. После молитвы и ектении священник возглашает. “Яко милостив и человеколюбец Бог еси” (Служебн., Чиновн.).

       На преждеосвященной литургии не следует совершать поминовение усопших, так как эта литургия не может быть заупокойною в смысле умилостивительной жертвы за усопших, присоединение к этой литургии заупокойных апостола, евангелия и ектении не имеет никакого основания и в древней Церкви никогда оная литургия не совершалась в значении заупокойной (Ц.В. 1878 г., №11; 1885 г., №32).

       Потом произносится ектения об оглашенных.

       Начиная от среды (но не ранее, хотя бы, напр., во вторник и отправлялась литургия преждеосвященных Даров) Крестопоклонной седмицы после возгласа: “Да и тии,” полагаются на литургиях преждеосвященных Даров (см. Служеб.), хотя бы случился и празднуемый день (но не на литургиях свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого), особые ектения и молитва (тайно читаемая иереем) о готовящихся к просвещению, т.е. крещению (Ц.В. 1890 г., №49). — Употребление этих молений в наше время, при отсутствии готовящихся к крещению, напоминает нам о предназначении нашей Церкви ко всемирному распространению и побуждает молиться, да изведет Господь на жатву Свою деятелей, которые бы собрали всех людей во едино стадо (Рук. д. с. п. 1897 г., №12).

       “По окончании ектении об оглашенных, священник, после тайно прочитанной молитвы, возглашает: “Да и тии (т.е. оглашенные) с нами славят Пречестное и Великолепое имя Твое.” Пред тем, как произносить этот возглас, священник распростирает антиминс; если же несколько священников совершают службу, то все они распростирают антиминс, и старший из священников берет антиминсную губу и делает ею крест на антиминсе и, целовав ее, полагает: на правой стороне антиминса вверху (Чиновн. лит. преждеосвященных Даров). Обыкновенно, в это время развертывается только верхняя часть антиминса, прочие же части, равно и илитон, в котором завернут антиминс, раскрываются во время ектении: “Рцем вси,” после молитвы прилежного моления” (Никольский, стр. 471).

           

Великий Вход.

       После возгласа: “По дару Христа твоего” отверзаются Царские двери. Когда начинается пение: “Ныне силы небесныя...” диакон, если есть, а без него сам священник кадит святой престол, жертвенник и алтарь, читая тайно псалом 50-й. “Даже тогда, когда диакон кадит в алтаре (только), священник, как и кадящий диакон, оба читают псалом 50-й” (Попов, ч. 2-я, стр. 69). В служебнике указывается: “кадит святую трапезу, и святое предложение и священника,” в то время как Чиновник дополняет. “Кадит святую трапезу точию сопреди, трижды: таже святое предложение.”[36] После каждения священник и диакон (а если нет диакона, то священник один), сотворив три поясных поклона со словами “Боже, очисти мя, грешного,” читают “Ныне силы небесныя...” трижды. Священник с воздетыми руками: “Ныне силы... дориносится,” диакон доканчивает: “Верою и любовию... аллилуиа.”

       Целует — священник антиминс и престол, а диакон только престол, и отходят оба к жертвеннику для перенесения Святых Даров на престол.

       Пришедши к жертвеннику, священник поклоняется предложению трижды, говоря “Боже, очисти мя, грешного” (Чиновник архиерейского служения), затем берет кадильницу, кадит Св. Дары и, отдав кадильницу диакону, возлагает на его плечо большой возд у х, а если нет диакона, то себе на плечо по обычаю. Затем священник берет дискос, поставляет его на голове своей и держит правой рукой, — левой же рукой берет Потир с вином и, держа Чашу при груди, таким образом совершает великий вход через северные двери в Царские врата тихо, ничего не возглашая, а народ весь, равно и клир падают ниц.

       “Если же служат несколько священников, то второй из них несет Чашу, а третий — крест, словом — все идут в том же порядке, как положено и на других литургиях, только нет ни чьих слов, сохраняется общее и глубокое молчание” (Попов, ч. 2-я, стр. 69. См. также Чиновник).

       Диакон, предшествуя с кадильницею и смотря на идущего священника, кадит перед Святыми Дарами. По перенесении Святых Даров священник должен прежде поставить Святой Потир на антиминс, а потом уже обеими руками снимать с головы дискос, чтобы избегнуть при этом каких-либо опасных случаев. Священник произносит вслух. “Верою и любовию приступим...” чем подает певчим знак допевать песнь входа: “Верою и любовию... аллилуиа,” т.к. во время самого перенесения Св. Даров в храме соблюдается всеобщее благоговейное молчание. Тогда народ встает с колен.

       Затем малые покровцы снимаются с дискоса и Чаши и кладутся под два креста на престоле, как обычно. Священник снимает большой воздух с плеча диакона, наполняет фимиамом от кадила и покрывает им дискос со Святыми Дарами и Чашу, без каких-либо молитв. Приняв от диакона кадило, священник окаживает Святые Дары трижды, тоже не говоря ни слова, и преподав простое благословение диакону (без произнесения слов. “помяни, брате и сослужителю” и т.д.) совершает три земных поклона с молитвою преп. Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”

       “ На литургии преждеосвященных Даров по великом входе, обыкновенно, затворяется не вся завеса, а только половина ее.

       Так как на литургии преждеосвященных Даров не бывает освящения Даров, то за великим входом следуют молитвословия к причащению верных. Диакон произносит ектению: “Исполним вечернюю молитву нашу Господеви” (священнику и диакону следует отметить в служебнике слова: “вечера, вечернюю,” ради совершающейся “вечерней” службы). По окончании ектении поется “Отче наш.”

 

Приготовление к Причащению.

       На литургии преждеосвященных Даров не бывает возношения Тела Христова, ибо оно, изображая вознесение Господа на крест, было уже на литургии, на которой освящались Дары. По препоясании диакона орарем по молитве, произнесенной иереем тайно “Вонми, Господи Иисусе Христе,” иерей с диаконом поклоняются трижды, произнося. “Боже, очисти мя, грешного.” Диакон произносит это “вне” (т.е. алтаря) “идеже стоит.” Священник, прикровенным сущим Даром, вложив руку, касается Хлеба с благоговением и страхом Божиим. Когда диакон, преклонив главу, произнесет: “Вонмем,” иерей возглашает: “Преждеосвященная Святая святым” (следует отметить слово: “Преждеосвященная”). В это время закрывается другая половина завесы. Потом священник снимает воздух со Святых Даров. Диакон же, войдя в алтарь и став близ священника, говорит. “Раздроби, владыко, Святый Хлеб” И священник раздробляет Св. Агнец с теми же словами и точно так, как и на литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого, влагает частицу в Потир, ничего не говоря, и диакон вливает теплоту, ничего не произнося. Потом священнослужители причащаются (Служебник и Чиновник).

           


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.