Входные молитвы на Святую Пасху. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Входные молитвы на Святую Пасху.

2021-06-02 40
Входные молитвы на Святую Пасху. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Вопрос о том, какие входные молитвы полагается читать служащим Божественную литургию в день св. Пасхи и во всю Светлую седмицу, освещался в разных наших церковных изданиях. Следующий порядок указан у прот. К. Никольского.

 

· Христос Воскресе (3-жды).

· Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущого, с мертвыми что ищете, яко человека; видите гробные пелены, тецыте, и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающого род человеческий.

· Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся; и Твоим Апостолом мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.

· Во гробе плотски, во ад же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.

· Слава: Яко Живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

· И ныне: Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: Благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

· Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

· Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице, призри на люди согрешившия, яви, яко присно, силу Твою, на Тя бо уповающе, радуйся, вопием Ти, якоже иногда Гавриил, безплотных Архистратиг.

· Господи! Низпосли руку Твою с высоты святого жилища Твоего, и укрепи мя в предлежащую службу Твою, да неосужденно предстану страшному Престолу Твоему, и безкровно священнодействие совершу, яко Твоя есть сила и слава во веки веков. Аминь. (Никольский, стр. 358; тоже в Р.д.с.п., 1888 г., №8, стр. 276; тоже в Ц.В. за 1890 г., №37, стр. 613). Вместо псалма: “Вниду в дом Твой” — многократно тропарь Пасхи.

 

Облачение духовенства.

       Обратимся к сборнику “Метод,” который, согласно служебнику, представляет чин облачения:

       “Священник и диакон, прием в руки своя каждый стихарь свой, глаголют: “Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!” — Диакон, держа в десной руке стихарь со орарем, подходит к священнику и, наклонив свою главу, глаголет тихо: “Благослови владыко стихарь со орарем!”

       Священник, благословляя диакона и облачение его, произносит тихо: “Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.”[11]

Диакон ответствует: “Аминь” и отшед в сторону, облачается в стихарь моляся в себе: “Возрадуется душа моя о Господе!” и проч.

       Облачаясь же в стихарь, диакон предварительно целует изображение креста на нем, также и орарь, и налагает оный на левое свое рамо (плечо), затем налагает нарукавники (поручи) на руки своя, облобызав на них креста образ: — на десную надевая глаголет: “Десница Твоя, Господи” и т.д. На левую же налагая глаголет: “Руце Твои сотвористе мя,” и проч.

По облачении диакон идет в Предложение или (диаконник) и там, над умывальником умыв свои руки с произношением молитвы: “Умыю в неповинных руце мои” и т.д. уготовляет затем священная: Святый дискос поставляет с левой стороны, святую Чашу — с правой жертвенника, звездицу же вверху тех на восточной стороне — не разгибая впрочем последнюю: то и другое предварительно должно отереть от пыли, как и самый жертвенник; на крае жертвенника (к себе) полагаются: два сребропозлащенных блюдечка, копие большое и малое, губка, ковш для вливания вина в Чашу, соединенного с малым количеством чистой, ключевой воды — так именуемого “Святого соединения,” пять просфор, предназначенные к совершению на них Святого Таинства Евхаристии. И первая просфора полагается для изготовления Агнца, с изображением печати на верхней части просфоры — животворящего креста с словами: вверху Иис. Хр., внизу — Ника; 2-я просфора приносится в честь и память преблагословенные Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, с изображением на верху печати Ее монограммы; 3-я приносится в честь девяти чинов Священной иерархии святых Греко-Российской Православной Церкви, 4-я и 5-я просфоры приносятся: первая — о поминовении живых и во главе Святейший Правительствующий Всероссийский Синод, Царствующий Дом и проч. (так было до революции — авт.), последняя — за почивших о Господе всех православных христиан.

       Тогда же и священник облачается, стоя в стороне, одесную престола. Прием стихарь или так называемый подризник в левую руку, и, благословив свое облачение, глаголет: “Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь.” И, читая в себе положенные при облачении стихи, скромно облачается. Облачившись же иерей и сам отходит в предложение и там, над умывальником умывая руки свои, глаголет в себе: “Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи” и т.д. А затем став оба, иерей же и диакон, пред жертвенником, благоговейно покланяются до земли трижды пред предложением, со умилением произнося в себе: “Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя!” и: “Искупил ны еси от клятвы законные честною Твоею Кровию на кресте пригвоздився и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш слава Тебе.” И творят начало Проскомидии” (Метод, стр. 10-11).

       Мы сказали выше, что облачение духовенства пред Литургией есть чин. И действительно, как облачение диакона, так и самого священника, предваряются начальным возгласом: “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.” В служебнике подчеркивается благоговейное отношение к этому священнодействию. Это не просто одевание ритуальных одежд, нет, — это, в подлинном смысле, священнодействие, сопутствуемое как-бы пророческими псалмами, трогательными и высокодуховными для личности готовящегося к приношению бескровной Жертвы священника. И какое печальное зрелище может представить этот же духовный чин на соборном служении, когда в ризнице собираются несколько священнослужителей, и, вместе с облачением, на каждом псалме раздаются громкие здорования и веселые присказки! Встреча собратий, конечно, всегда радостна и приятна, только нельзя совмещать общение бытовое с священнодействием.

 

Просфора.

       В храмах нередко можно наблюдать отношение к просфорам не соответствующее святости и назначению этих хлебов. Бывает, что родители дают детям в конце литургии целую просфору. Дети крошат эту просфору, рассыпая крошки вокруг. Иногда можно найти частицы просфор и на погосте храма. А как содержатся вынутые на проскомидии просфоры взятые на дом?

       Если имеют место непорядки, надо полагать, что это происходит из-за недостаточной осведомленности о значении и существе, о происхождении и назначении этих Церковью освященных хлебов.

       У православноверующих христиан с глубокой древности существует прекрасный обычай приносить в храм свои просфоры, кроме пяти церковных, и просить священнослужителей вынимать во время литургии за живых и умерших своих сродников и знакомых. Обычай этот особенно важен тем, что он поддерживает молитвенную нашу связь как между живыми членами Церкви, так и связь живых с умершими. Чрез него мы укрепляем в себе сознание, что Церковь Христова, это одна живая семья верующих во Христа и объединенных между собою любящих братьев и сестер. Христиане чтут просфору, как святыню, и Сам Господь благословляет и освящает этот дар Церкви. В житии преподобного Зосимы, чудотворца Соловецкого, есть такой рассказ: однажды преподобный дал в благословение от своего священнослужения просфору каким-то приезжим купцам; на пути из храма они ее обронили. Проходит случайно тою дорогою инок Макарий и видит: над просфорою стоит пес и всячески пытается схватить ее зубами, но каждый раз, при его попытке, от св. хлеба исходит огонь и опаляет пса. Инок подходит ближе — огня не стало видно. Осенив себя крестным знамением, инок берет просфору и относит ее к святому старцу” (“Листок св. Елеонской Горы,” 1910 г.).

       Просфора состоит из двух частей: кругловидное основание и верхняя, равная, круглая часть с печатью в виде креста. Происхождение двучастности просфоры также находим в Ветхом Завете.

       “Высокий и многознаменательный жертвенник устроил Моисей: это скиния, которая была образом храма, и которая лучше, нежели прежние жертвенники, прообразовала все вещи и таинства новой благодати. Симеон Солунский (в главе 125) говорит: “все, что устроил Моисей внутри скинии, а особенно ковчег и трапеза, прообразовавшие Богородицу, называлось святая святых. Посему, если кто-либо кроме посвященных дерзал прикоснуться к этим вещам, погибал и умирал: так “простре Оза руку свою, да поддержит кивот... умре ту пред Богом” (1 Парал. 13:9). Были в скинии и хлебы предложения, двумя своими составами означающие хлеб живой и небесный, т.е. два естества, Божеское и человеческое.”

       В подражание сему и в христианских храмах хлебы и просфоры делаются двучастные; и двумя своими частями ясно означают Божество и человечество Иисуса Христа” (Новая Скрижаль, стр. 11).

       “В Уставе церковном предписано следующее о хлебе приносимом для Таинства: он должен быть от чистые пшеничные муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасной, непресоленый, свежий и чистый. Иерей же дерзнувый служити над хлебом зацвелым, сплеснелым или изгоравшим, или черствым, или растленным, зело тяжко согрешает и извержению подпадет, яко Таинство на таковых видах не совершится” (Белюстин, стр. 273).

       “Симеон Солунский (в главе 86) преимущественно о квасном хлебе так рассуждает: “хлеб квасный есть как бы хлеб, одушевленный чрез квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие совершенно: нас ради восприяло плоть нашу; Оно плоть бысть, не изменив своего естества, и с словесною и умною душею восприяло человечество; было и совершенным Богом, и совершенным человеком, да и меня возсозиждет всего.” В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, тоесть мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. Симеон Солунский в том же месте говорит: “в хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна, и в честь Троицы. Мука с квасом означает душу, вода — крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: “вы есте соль земли.” Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он

весь соединился со всем нашим естеством”“ (Новая Скрижаль, стр. 167).

       Остается сказать о печати, которая обязательно должна быть на всякой просфоре.

       “Печать на просфоре хотя иногда бывает и круглая, но вообще должна быть четвероугольная. Ибо из средины той же просфоры всегда вынимается часть четвероугольная. Четвероугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображают Божество и человечество Христа Сына Божия. Если бы эта печать и самая часть хлеба были кругловидны, то они означали бы одну вечность, т.е. безначальность и бесконечность Божества. Но так как Безначальный и Бесконечный Сын Божий воплотился и показал Себя Богом, Который для нас пришел, воплотился, истинно страдал, был во образе Божием и во образе человеческом, то и необходимо, чтобы и печать, и самый хлеб означали и Божество и человечество, дабы не думали некоторые еретики, что человечество в Иисусе Христе уничтожилось и что Он остался только Богом (ибо некоторые признают одно только Божество во Христе). Но не так было и не так научены мы веровать. Иисус Христос совершен в каждом естестве: Его Божество совершенно соединилось с человечеством. По сей причине и хлеб должен быть четвероугольным, но не круглым и бесквасным. Ибо, так как Иисус Христос совершен: то сделался совершенным человеком: принял душу и тело человеческое, состоящее из четырех стихий. И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий; и как воплотившееся Слово освятило все концы мира, все небесное и земное, так это и изображается Его крестом, на котором Он пригвоздился, умер и исправил нас и весь мир” (Новая Скрижаль, стр. 166).

       “На просфоре наверху напечатлевается (находится печать — сфрагис σφραγις) знак креста со словами: ИС. ХС. NI. КА. Ιησους Χριστος νικα — “Иисус Христос побеждает.” Это изображает знамение, виденное на небе Константином Великим и его войском пред поражением Максентия (312 г.)” (Никольский, стр. 362).

       “Печать на просфоре изображает крест, который напечатлевается на всех просфорах с прибавлением слов, означающих победу Христову: Ис. Хр. ника. Сентября 14 дня в Четьи-Минеи показано: “Христолюбивый царь Константин устрои честные три кресты от драгих вещей и написа на них златыми письмены слова сия: Ис. Хр. ника — сие есть — побеждай, и постави един крест в Цареграде, к востоку на торжищи высоко; другий крест постави верху червленного столпа римского на братолюбнем месте; третий вознесе на мраморном месте зело краснем на хлебопродании. Никифор же в книге 8, гл. 32, повествует, что на первом из сих крестов написано было “Ис,” на втором “Хр.,” а на третьем “ника.” От этих как бы собственных названий и получили такое название кресты. И самые те места, где кресты эти стояли, назывались этими же именами. Слова эти, написанные Константином на трех крестах, греки соединили потом вместе и начали употреблять на всех крестах” (Новая Скрижаль, стр. 160).

       “Просфоры должно печатать четвероконечным крестом,” т.е. на просфорах печать должна иметь четвероконечный крест (1667 г. Соборных деяний, бывших в Москве, гл. 1 и 1698 г., декабря 26-го, Адриана, Московского Патриарха. Указанных статей 15). Печатать четвероконечный крест на просфорах одобрил Великий Собор 1667 года (см. Соборный Свиток, глава 1) как потому, что сей крест должен изображаться по преданию, так и потому, что пред сим временем усилился в Русской Церкви обычай печатать на просфорах осмиконечный крест с копием, тростью и адамовою головою в кругу, поверх коего печатались слова: “Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира,” а такая печать на просфорах не совсем прилична. Ибо: а) Не всякая просфора употребляется для взятия из нее Агнца, и посему означенную надпись печатать на всякой просфоре неприлично, и потому она отменена; б) Копие и трость, особенно трость, не составляют креста, на котором Агнец Божий взял грехи мира, посему и они отложены; в) Адамова глава не составляет Агнца, во образ которого взимается часть из первой просфоры, посему отложена и она, оставлен только четвероконечный крест с надписью: ИС, ХР, NIКА. Этот крест более соответствует и крестообразному разрезанию Агнца, как он должен быть разрезываем. (“Истинно древняя и истинно Православная Христова Церковь,” соч. Григория, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, 1858 г., часть 2, стр. 38. Цит. по прот. К. Никольскому, стр. 362).

       Просфора с изображением на ней креста Христова является священным предметом, тем более когда из нее будут вынуты копием на проскомидии частицы заздравные и заупокойные, полагаемые на дискосе для своевременного погружения этих частиц в Крове Господней в Св. Чаше.

       Православные христиане, приносящие из храма на дом помянутые просфоры должны из чувства благоговения держать их в чистой посуде, лучше под домашними иконами, но не вместе с другими продуктами питания. Эти просфоры (как и артос и антидор) полагается вкушать натощак с молитвой и, лучше всего, со св. водой, всегда долженствующей быть в домах верующих.

       Православные родители должны приучать детей своих относиться с благоговением к просфоре, правильно ее потреблять и не рассыпать крошек. Законоучители в приходских школах должны эти требования разъяснять ученикам. Можно принести на урок невынутую просфору и наглядно провести полезную беседу о священном сем хлебе.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.