Священнодействие проскомидии. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Священнодействие проскомидии.

2021-06-02 30
Священнодействие проскомидии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Общие положения

       Хотя в статье Устава “об откровении глав” и ничего не говорится об обнажении главы при совершении проскомидии, однако на практике, ввиду глубоко-молитвенного характера проскомидии, принято совершать ее без камилавок и скуфей; тем более, что и сами архиереи, совершая поминовение живых и усопших и покрывая Св. Дары на Херувимской песни, по чину проскомидии, тоже стоят “без шапки,” т.е. без митры (Ц.В., 1893 г., №35).

       Приступая к совершению творят три поклона перед жертвенником, предуготовленным всем потребным для священнодействия, говоря: “Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.”

       Произнося слова тропаря: “Искупил ны еси от клятвы законныя,” священник целует дискос; “честною Твоею Кровию” — край Потира (Чаши); “на кресте пригвоздився” — звездицу; “и копием прободся” — копие; “безсмертие источил еси человеком: Спасе наш слава Тебе” — лжицу. Некоторые еще присовокупляют блюдце с изображением креста и второе блюдце с изображением лика Божией Матери (Р.д.с.п. 1889 г., №15).

       Совершая проскомидию и литургию, священник на жертвеннике и на престоле ставит Св. Чашу лицевою стороною к себе, той, на которой находится изображение Господа Иисуса Христа (Р.д.с.п. 1888 г., №3).

       “Для литургии требуется пять просфор с изображением четырехконечного креста, и обычай этот узаконен Московским Собором 1666 г.: “приказать всем просфорницам, чтобы просфоры печатали печатаю креста четырехконечного” (Доп. к Ист. А., т. V, стр. 460, 486. слич. Патр. Адриана Указн. стр. 15). Кроме этого, еще в пределах бывшей Киевской Митрополии издревле существует обычай, что в числе пяти просфор, необходимых для литургии, четыре бывают с печатью св. креста, а пятая под наименованием богородичной с изображением монограммы Божией Матери. Служить на одной просфоре или на двух и даже на четырех у нас вообще запрещается. Но в случае неизбежной надобности, когда бы, например, потребовалось напутствовать умирающего, а запасных Даров не было, то священник может отслужить и на одной просфоре, ибо для Таинства Евхаристии собственно требуется один хлеб (1 Кор. 10:17), а, следовательно, и одна собственно просфора. В этом случае, как Св. Агнец, так и частицы, могут быть вынимаемы из одной и той же просфоры, так что последние можно вынимать из стенок той же просфоры, остающихся после изъятия Агнца. — Конечно, это может быть допускаемо в случае особенной крайности. Всего же лучше, во избежание подобных обстоятельств, священнику хранить в течение каждой недели несколько запасных просфор в церкви, чтобы ими пользоваться при всяком случае по востребованию.

       Если бы случилось иногда так, что при пятеричном числе просфор, Агнец, вынутый из одной просфоры, оказался почему-либо не соответствующим своему назначению, так что понадобилось бы заменить его другим, то вынувши Агнец из другой просфоры, священник должен из следующей затем третьей просфоры вынимать частицу в честь Богородицы, из четвертой в честь девяти чинов, а из пятой за живых и умерших. Если бы при этом понадобилось служить только на трех просфорах, то по изъятии из одной Св. Агнца, из второй следует вынимать частицу богородичную и в честь девяти чинов, а из третьей за живых и умерших, или же, вынувши из второй частицу в честь Богородицы, а из третьей в честь девяти чинов, остальные частицы можно вынимать из стенок той или другой просфоры, как удобнее, и т.д.

       Тем более, на основании всего вышесказанного священники не должны смущаться, если бы на случай, в числе пяти просфор, не было просфоры так называемой богородичной. В таком случае богородичную часть можно вынимать из обыкновенной просфоры, как это и совершается спокон веков в Москве и в других местах Великороссии.

       Служить на просфорах, освящаемых на всенощном бдении, не дозволяется “по правилу церковному” (см. слубежник, последов. всенощн. бдения). Но в крайней надобности, если бы, например, оставленные для литургии просфоры оказались негодными к совершению Таинства, а служить необходимо было бы во что бы то ни стало, особенно, например, если бы были нуждающиеся в причащении, или потребовалось бы служить в большие праздники, среди огромного стечения народа, и при этом освященные на всенощном бдении просфоры были бы вполне пригодны для священнодействия, то священник может взять одну из них для Св. Агнца, и служить по обычаю.

       Что касается такого случая, когда бы понадобилось изъять новый Агнец вместо прежнего, оказавшегося почему-либо не соответствующим своему назначению, после того, как из прочих, находящихся на лице, четырех просфор изъяты частицы в честь Божией Матери или девяти чинов, а также за живых и умерших, то ни в Уставе, ни в практике церковной вынимать Св. Агнец из этих последних просфор ни в каком случае не полагается.

       Наконец, может быть и так, что по ошибке или по недостатку могут быть предложены для литургии просфоры без знамений, какие особенно у нас принято изготовлять в виде обыкновенных хлебов для всенощного бдения. Тогда, если нельзя будет отыскать просфор с надлежащими знамениями, священник может служить и на таковых. Только для этого он должен на каждой просфоре сделать копьем соответствующие знамения креста и затем остальное все совершать по Уставу, по обычаю” (Хойнацкий “О литургии,” пар. 73-78).

       В некоторых местах установился обычай предлагать за проскомидией шесть просфор, причем из шестой священник вынимает частицу за себя. Это основывается, вероятно, на указании некоторых старинных служебников (приблизительно — с митрополита Киевского Киприана), в которых шестая просфора назначалась для изъятия частицы за царя. В настоящее время, когда, по обычаю, принятому нашею Церковью, установлено служить на пяти просфорах, причем частицы за священноначалие и за “иже о власти суть,” и служащего священника вынимаются из одной и той же просфоры, назначаемой для изъятия частицы за живых, т.е. из четвертой, предложение шестой просфоры представляется лишенным всякого основания (Ц.В., 1900 г., №29).

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.