Великое повечерие на великие праздники. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Великое повечерие на великие праздники.

2021-06-02 27
Великое повечерие на великие праздники. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Всенощное бдение на праздники Рождества Христова и Богоявления начинается великим повечерием. Великим повечерием также начинается бдение на праздник Благовещения и храмового дня, случившиеся в седмичные дни Великого поста и не следующие за праздником (например, воскресенья). На 1-й седмице поста, кроме субботы, и в Страстную седмицу не празднуется храму.

       Общий порядок начала праздничного повечерия находим в Типиконе (последование 25-го декабря), где указано перед службой совершать “благовест, и потом трезвон во вся кампаны: иерей же со диаконом оболкся (облачившись) творят начало якоже во вся праздники Владычни. Диакон глаголет: “Благослови, владыко.” Иерей: “Благословен Бог наш...” и кадящу иерею, глаголем повечерие великое от начала.” То же указывается и в Месячной минее.

       В начале повечерия царские врата не отверзаются и каждение не совершается.

       Относительно пения “Слава в вышних Богу” перед шестопсалмием при открытых царских вратах на праздник Рождества Христова, следует заметить, что это относится к местным обычаям и в официальных церковных пособиях не указывается. В Русской Церкви имеется целый ряд музыкальных переложений этого песнопения. (см. также отд. II. 15, заключение).

 

Богородичны.

       Нет ни одного моления, которое не имело бы богородичных песней. Стихиры, тропари, седальны, каноны — все оканчиваются богородичными.

       Богородичны помещаются в богослужебных последованиях наряду. Например, в каждом каноне в конце каждой песни на “И ныне.” Также в конце седальных, тоже на “И ныне.”

       Есть особые богородичны, называемые “крестобогородичны.” Они воспевают скорбь и плач Богоматери у креста Ее Сына и полагаются обычно в седмичных последованиях, в среду и пяток тоже на ряду.

       Но есть богородичны, которые употребляются особенно часто, и чтобы много раз их не перепечатывать, их помещают в конце богослужебных книг (минеи месячной, типикона и других).

       Каждый клирошанин должен знать, когда и как пользоваться этими богородичными, какой именно из этих богородичных брать.

       Расскажем об этом, ибо в нашем типиконе мы не обозначаем, где какой именно богородичен брать, надеясь, что сам клирошанин или певец сумеет найти его в конце минеи.

       Итак, в конце месячной минеи помещаются богородичны двух родов: одни богородичны, которые поются после стихир, а другие — после тропарей.

       Те и другие богородичны еще разделяются на воскресные и вседневные.

 

Расположены они так:

1. Богородичны воскресные восьми гласов после стихир. Здесь на каждый глас помещаются воскресный богородичен, поемый после стихир на “Господи воззвах...” или иначе еще зовомый “догматик,” и богородичен после стихир на стиховне.

2. Богородичны после стихир в будничные дни, называемые “внегда есть слава святому.” Эти богородичны расположены тоже по гласам: на каждый день седмицы по два — один на вечерни, другой на утрени.

3. Богородичны воскресные после тропарей, на 8 гласов.

4. Богородичны после тропарей на будничные дни. Эти богородичные называются “отпустительны всего лета.” Расположены они по гласам, по два на каждый день седмицы: один на вечерни и на “Бог Господь...” другой — в конце утрени.

 

Когда берутся эти богородичны четырех родов?

       Берутся они всегда, кроме праздников Господских и Богородичных, их предпразднеств и попразднеств. Тогда на “И ныне” после стихиры и тропарей поются особые, наряду в минеи или триоди помещенные, молитвословия праздника.

       Какого гласа нужно брать богородичен?

       Богородичен берется того гласа, на какой пелась последняя стихира или “Слава,” или последний тропарь.

       Исключение составляет субботняя служба, когда после стихир и тропарей поются богородичны отдания гласа, т.е. того гласа, который был в прошлое воскресенье.

       Какие же богородичны, когда нужно брать?

       В воскресенье, в субботу, в праздники святым, имеющим полиелей, бдение или хотя великое (поемое, а не читаемое) славословие на утрени — берутся после стихир и после тропарей воскресные богородичны.

       А на будничной службе — берутся будничные богородичны или еще иначе называемые “от меньших.”

       Приведем примеры. 7 сентября, в понедельник — какой богородичен брать после стихиры и какой после тропаря? — В этот день положено предпразднество Рождества Божией Матери. Октоих отлагается и будничные богородичны заменяются предпразднественными, помещенными на ряду в службах. Также 18 сентября — попразднество Воздвижения Честного Креста: вместо обычных богородичных поются песнопения праздника.

       А вот 22 сентября на вечерни на “Господи воззвах...” поем: “Слава”[3] — мученику Фоке 4 гласа. Богородичен нужно брать тоже 4 гласа, будничный “егда есть слава святому” в неделю вечера: “Радуйся, Света облаче!” На той же службе после тропарей (последний тропарь священномученику Фоке 4 гласа) “И нравом причастник,” богородичен будничный “отпустительный” в неделю вечера: “Воспитавшейся во храме.”

       6 октября, понедельник — память апостола Фомы — служба полиелейная. После стихир на “Господи воззвах...” помещен еще славник: “Слава,” глас 6 “Яко слуга Слова.” Поэтому и богородичен берем воскресный 6 гласа, догматик: “Кто Тебе не ублажит.” Тропарь апостолу 3 гласа, потому и богородичен — отпустительный воскресный 3 гласа: “Тя ходатайствовавшую.”

       Небольшая нужна практика, чтобы научиться избирать соответственные богородичные после стихир и после тропарей: будничные или воскресные, по гласу и по дню седмицы.

 

Отпусты богослужений.

       Они указаны в служебнике. Но некоторые священники делают их неправильно. Потому необходимо просмотреть этот вопрос более основательно. Посему, обратимся к двум источникам: 1. “Пособие к изучению Устава богослужения,” прот. К. Никольского (стр. 234-236). 2. “Письма по Православно-Пастырскому богословию,” прот. Е. Попова (ч. 2-я, гл. 18).

       Отпуст, или отпуск, есть благословение, произносимое священником по окончании службы — на выход из храма. Самый отпуст, всегда священник говорит, “обратився от святых дверей на запад к людям” (Служебник, понед. веч.). Прот. Никольский указывает: “по произнесении отпуста, иерею благословлять народ рукою,” но в современной практике, священник, обычно, ограничивается поклоном к народу после произнесения отпуста.

       Отпусты бывают малые и великие. Малые (в одной епитрахили) положены на малой вечерне и повечериях, на полунощнице и первом часе. Говорятся они всегда так: “Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!” Только первые два-три слова изменяются на них, если наступает воскресный день или двунадесятый праздник, или продолжается попразднство двунадесятого праздника. Например, в таком случае прибавляется: “воскресый из мертвых... иже в вертепе родивыйся...” Великие же отпусты бывают на больших богослужениях, как обедня, всенощное бдение, утреня и другие. На них поминаются прежде всего святые по порядку недельной службы, например, во вторник: “честного, славного пророка и Предтечи...” — потом — святые храма, а затем — святые дня. Но и тут может измениться порядок перечисления святых, если, например, святой “дня” будет выше чином “храмового” святого. Следует поминать святых на отпустах в таком именно порядке, как числит и прославляет их Православная Церковь, а не безразлично, или как бы ни случилось. Например, неправильно будет поминать “ ангелов после пророков, пророков после апостолов, апостолов и равноапостольных после святителей, святителей после мучеников.[4] Притом, если подряд случится поминать нескольких святых одного чина, то следует однажды только произнести небесный чин их (“иже во святых отец наших,” или: “святых мучеников”), и к этому уже слову прибавлять имена их, а не повторять снова пред каждым из них чин или звание, например, так бы: “иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого” и “иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского.” На этот раз некоторое изменение может быть только в следующих случаях: 1) если дневным святым будет один из евангелистов, или из 12 апостолов, тогда в отпусте поминается прежде сей апостол, а потом призываются прочие, например, так: “святого апостола и евангелиста Матфея и прочих святых славных и всехвальных апостол”; а если случится дневная память такого апостола, который принадлежит к 70 апостолам, в таком случае поминаются прежде “всехвальные,” и потом уже прибавляется из числа 70, например, так: “славных и всехвальных апостол, и святого апостола Архиппа...”; 2) если после трех вселенских святителей нужно помянуть других святых архиерейского сана, то для отличия первых нужно снова повторить: “и иже во святых отец наших...” и 3) если после одного святителя или двух следует на отпусте “преподобный,” то, сказав: “иже во святых отец наших... епископа,” довольно затем сказать: “преподобного...” т.е. уже не повторять слова “отец,” как общего им.

Прибавлять каждый день на отпустах особых святых без особого основания, например, если нет на то распоряжения синодального или только епархиального, — не следует, исключая только случаи, если в том же городе, а тем более в том же храме, почивают мощи какого-либо угодника или в известный день бывает местный праздник иконе какого-то святого.

       Итак, для примера, вот полный отпуст на обедне: на первое число мая, которое, предположим, что случилось в субботу, еще “до отдания” праздника Пасхи, и при службе в придельном храме во имя св. мучеников Флора и Лавра. Вот как в этом случае отпуст должен быть произнесен: “Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере; св. пророка Иеремии; святых славных и всехвальных апостол; иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого (по литургии его); св. мучеников Флора и Лавра и прочих святых славных и добропобедных мучеников; преподобного Пафнутия Боровского и прочих преподобных и богоносных отец наших; святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец!”

       Когда сряду совершаются две службы, например, утреня и 1-й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Тип., гл. 2), конечным отпустом (Тип., гл. 1).

       Во владычные праздники положены особые отпусты, которые и печатаются в Служебнике отдельно. Именно, на следующие дни: на Рождество Христово, Обрезание, Богоявление, Сретение, Преображение, на неделю Ваий и особый в ту же неделю на вечерне, на Великий четверток, Великий пяток на утрени и особый в тот же день на других службах, на день Пасхи и во всю Пасхальную седмицу, на Вознесение, день Пятидесятницы и особый в ту же неделю на вечерне. В числе сих отпустов, отдельно печатаемых, не указано об отпусте в день Воздвижения Креста Господня (14-го сент.). Но он указан в статье об отпустах дневных во всю седмицу, ибо в день Воздвижения произносится тот отпуст, который обыкновенно говорится в среду и пяток (Служебн., отпуст. днев. во всю седмицу — в конце). Обыкновенно, этот отпуст начинается словами: “Воскресый из мертвых,” таккак в день Воздвижения, с воспоминанием о Кресте, воспоминается и о Воскресении Господнем (Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и т.д., на утрени поется: Воскресение Христово видевше и т.д.). В праздники Обрезание Господне, Сретение, случившиеся в неделю (воскресенье), служба воскресная поется с праздничною, а потому и отпуст воскресный не отменяется. В храме Спаса Христа, Рождества, Богоявления, Вознесения в седмичном отпусте не возглашаются никогда праздничные отпусты, точию возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпусты дневные во всю седмицу).

       Отпусты на владычные праздники бывают краткие [5] и полные. Краткие произносятся в самые праздники.

В кратких отпустах не бывает воспоминаний: а) дней седмицы, б) святых храмовых, в) святых покровителей города, г) Иоакима и Анны и д) святых числа месяца.[6]

       Полный отпуст праздника полагается произносить в дни попразднства до отдание праздника. В Служебнике сказано, что возглашается праздничный отпуст в день праздника и до отдания (Служебн., отпуст. дневн. во всю седм. в конце).

       Полные праздничные отпусты содержат воспоминания: а) дней седмицы (кроме среды и пятка), б) святых храмовых, в) святых числа месяца,[7] г) святых покровителей города и д) св. Иоакима и Анны.

       О полных отпустах сказано: в попразднство же праздников до дня отдания бывают отпусты полные, только в среды и пятки не говорится: “силою честного и животворящего Креста,” прочее же все по обычаю (Служебник. Отпусты дневные и книга “Послед. утрени, вечерни и полунощницы,” изд. Киево-Печер. Лавры, л. 86).

       В дни попразднства и отдания праздников, если они случатся в неделю (воскресенье), отпуст обыкновенно говорится воскресный, а не бывшего праздника.

В пасхальную седмицу на вечерне (великой), равно как на утрени и литургии, также и в день отдания Пасхи на литургии, положено священнику говорить отпуст с крестом (Тип., послед. дня Пасхи и послед. среды 6-й седмицы по Пасхе):

       Предстоятель с Крестом в руках, обратясь к народу, произносит пасхальный отпуст: “Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человгколюбец” (поминовения ликов святых и отдельных их имен не положено), и осеняет предстоящих Крестом (и трисвещником) на три стороны, громко произнося при каждом осенении: “Христос воскресе!” Молящиеся отвечают: “Воистину воскресе!” и, по древнему обычаю, осеняют себя крестным знамением. Певцы поют тропарь: “Христос воскресе из мертвых...” (трижды, быстро), и конечное — “И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению.”

       На пасхальных часах иерей произносит обычный малый воскресный отпуст с Крестом: “Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человгколюбец.” Когда 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, между ними отпуст не произносится, но после возгласа: “Молитвами святых Отец наших” на 3ем часе поется тропарь: “Христос воскресе” трижды и сразу 6й час с пения: “Воскресение Христово видевше.” Отпуст часов бывает на 1-м часе, на 6-м перед Литургией и на 9-м перед вечерней. (см. отдел III, 25).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.