Курс молодого отца, или Необходимый минимум — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Курс молодого отца, или Необходимый минимум

2021-06-02 22
Курс молодого отца, или Необходимый минимум 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Когда меня угораздило стать отцом, я решил для себя, что не хочу походить на многих беспомощных и вызывающих снисходительные усмешки мужчин моего возраста, громко орущих в трубку телефона голосом с явственно преобладающими истерическими нотками: «Что мне с ним делать?!» Я вообще очень не люблю чувствовать себя неуверенно, поэтому твердо решил, что уж я‑то найду, чем заняться с собственным чадом так, чтобы при этом обходиться без звонка другу, в нашем случае – родной матери детеныша.

Именно из этих соображений я решил подойти к делу серьезно и, поняв, что надолго моей фантазии на придумывание игр с ребенком не хватит, заблаговременно обратился к помощи зала, то бишь стал перенимать опыт у старших коллег по отцовству. Здравый смысл подсказывал, что стоило бы вооружиться двумя наборами игр с малым дитем: интересные – те, в которые можно играть дома и на прогулке, то есть, для проведения совместного досуга, и более или менее приличные – чтобы занять чем‑то ребенка при проезде в общественном транспорте и пребывании в многолюдных учреждениях. О тех и других по порядку.

 

Итак, чем же таким заняться с мальцом на досуге? Подсказывают, увы, забытые мною авторы, чьи произведения отцовского инстинкта самосохранения, родившиеся в ситуации общения тет‑а‑тет с малым дитем, я и не думаю выдавать за свои собственные. Да простят мне мою забывчивость и лень копаться в «Гугле» эти хорошие люди:). Голосом из одного небезызвестного сериала – вот их истории.

Игры спортивные. Это неисчерпаемый простор для отцовской фантазии. Такое себе Эльдорадо и рог изобилия в одном лице, если так можно высказаться о роге… Словом, мяч – это универсальный снаряд для нескучных упражнений с ребенком парочки лет от роду или около того.

 

С мячом можно играть в некое подобие футбола (обозначив ворота двумя полными пластиковыми бутылками), боулинга (тут бутылки необходимо будет опустошить и добавить еще несколько штук), баскетбола (нужна наземная корзина – коробка или ведро для мусора подойдут) и проч. Однако начать необходимо все же с более простых упражнений.

Для старта научи ребенка пинать мяч ногой и бросать руками в сторону мишени. Когда эти навыки будут освоены, можно приступать к объяснению правил более сложных игр (потому как знания о том, что такое гол, не передаются генетически по половому признаку). Это еще ребенку доказать надобно, что мяч, попавший в импровизированные ворота, – почему‑то лучше, чем попавший отцу в глаз… Вот так и учи потихоньку.

 

Игры театральные. Нет, я не предлагаю тебе садиться за изучение творчества Шекспира в оригинале, при всем моем уважении к некоторым эпизодам из творчества самого известного драматурга. Я всего лишь пытаюсь рассказать о некоем бюджетном варианте кукольного театра, который можно организовать дома, попросту нарисовав на своих пальцах забавные мордашки или прикупив парочку пальчиковых кукол. Если озвучивать произвольные мини‑спектакли разными голосами, восторг малыша будет где‑то на уровне 12 по десятибалльной шкале.

Игры художественные. Дети любят рисовать. И если возрастные особенности пока не позволяют продемонстрировать изобразительные способности в полную силу – фломастеры еще упорно рисуют каракули, то противопоказаний для самовыражения богатого внутреннего мира посредством пальчиковых красок нет никаких. Особенно хорошо рисовать таким макаром в ванной (пальчиковые краски без труда отмываются с плитки и ребенка).

Можно приобрести специальную доску для рисования по ней цветными мелками, но здесь уже необходимо следить за ребенком – частенько у малышей возникает соблазн попробовать эти веселые разноцветные штуки на зуб…

 

 

...

В тему

Маленький мальчик долго и внимательно смотрит на годовалого братика, который оживленно болтает на одному ему понятном языке, после чего задает вопрос:

Мама, а ты уверена, что он русский?

 

Игры обучающие. Так серьезно называются простейшие и популярные в народе игры с озвучиванием названий цветов, предметов интерьера, частей тела – словом, всего того, что расширяет понятийный запас (о как!) молодого человека. Это простое сюсюкание на тему «а где папины ручки?» Обычно в такие игры с детьми играют бабушки‑дедушки, но попробовать можно.

 

Игры (прости, господи!) литературные. Это не то, о чем ты мог подумать! Нет, не нужно обучать ребенка чтению, начиная со столь малых лет. Это просто совместный просмотр картинок в книжках с бодрыми комментариями с твоей стороны. Желательно, чтобы это были изображения зверей или сказочных персонажей. Учитывай, что малому ребенку еще не по силам удерживать внимание на одном рисунке слишком долго, поэтому:

а) картинок должно быть много;

б) они должны быть не слишком большими. Так ребенку проще их воспринимать.

Игры пространственные. Приобретите своему чаду красочный домик‑палатку или же просто обустройте ему под столом свое мини‑помещение (для этого на стол застилается длинная скатерть и оставляется вход с одной стороны). Туда нужно поместить парочку любимых игрушек, а то (если позволят габариты) и залезть самому с разрешения ребенка. Особенно в темноте подстолья детеныша порадует карманный фонарик в твоих руках.

 

Еще к пространственным я бы отнес классические катания на папе, подбрасывания в воздух, кружения за руки, танцы под ритмичную музыку и простую возню на полу, имитирующую борьбу. Все это малыши любят больше, чем любые дорогие игрушки, – папа интереснее.

Сюда же можно отнести катание на лошадке‑качалке и толкание‑волочение разнообразных игрушек на колесиках. Если такие движения еще снабдить хорошей историей типа «паровоз едет с Китая, везет запчасти к папкиным телефонам», то цены такой игре просто нет.

Игры музыкальные. Если ты счастливый обладатель мазохистских наклонностей, можешь приобрести ребенку барабан – в целях развития чувства ритма. Лично я сторонник более щадящих методов стимуляции слухового аппарата – к примеру, пения. Напевать можно что угодно. Помнишь, из «Ералаша»: «С хреном можно съесть все…» – вот на этот же манер можно распевать комментарии к любым выполняемым в данный момент действиям. И ребенку польза, и соседям за перфоратор отомстишь:).

Игры цирковые. Как, ты еще не показывал ребенку фокус с исчезновением большого пальца? Ай‑ай‑ай, обязательно покажи! Этот фокус – целое достояние культуры славянского воспитания, разве нет? Кстати, могу подбросить идею еще одного подобного фокуса: подводишь левую ладонь к выпрямленной правой и накладываешь левый указательный палец сверху на правый. При этом правый указательный палец должен выдаваться вперед чуть ли не на половину своей длины. Одновременно правым средним пальцем обхватываешь кольцом ногтевую фалангу левого указательного пальца, и у маленького зрителя создастся впечатление, что левый палец уж очень длинный. Потом при желании детенышу можно объяснить, что так бывает с теми, кто ковыряется в носу:).

И по поводу менее активных, но очень нужных игр. С целью занять ребенка в многолюдном месте не могут не пригодиться детские стишки. Они совершенно завораживающе действуют на детей и часто позволяют отвлечь от вот‑вот готового начаться плача. Лично мне пришлись по вкусу литературные изощрения Агнии Барто о зверюшках. Не скрою, не в последнюю очередь из‑за своей лаконичности.

Это далеко не исчерпывающий список совместных отцовско‑детских занятий. Не сомневаюсь, что остальные тебе подскажет сам ребенок. У них с фантазией – дай бог каждому! Так что будет весело, не сомневайся. И стишки учи, да…

 

 

...

Из жизни

Милые детские стихотворения из уст взрослого сурового мужчины технической профессии вроде меня звучат очень убедительно и приводят в умиление всех находящихся в радиусе пяти метров представительниц прекрасного пола. Чем я бессовестно пользовался, эксплуатируя милых барышень просьбами посидеть с ним пять минут или сделать чаю умирающему от жажды папаше (это когда в офис приходил с малым). Действует безотказно…

 

 

Играем. Во что и чем?

 

Человек – не овощ. Ну, согласись. Я сейчас не говорю об отдельных небезызвестных каждому из нас индивидуумах, о которых сгоряча можно сказать и не такое, – я о людях вообще. Это означает, что пассивное состояние, отличающееся только увеличением размеров, ему не свойственно. Хомо сапиенсу свойственно развитие посредством деятельности. Качество и количество выполняемой человеком полезной работы варьируется на протяжении его жизни, но важность каждого отдельно взятого ее вида одинакова, если сравнивать разные жизненные периоды.

 

На этапе развития имаго (взрослость по‑нашему) у человека превалирует трудовая деятельность (если, опять‑таки, не брать в расчет конкретных индивидуумов). В периоде раннего детства по степени важности ей соответствует игра. Да‑да, игра столь же важна для человека в детстве, как чуть позже становится важна работа. Скажу больше, если бы ребенок был лишен возможности играть в детстве, вряд ли бы он обрел способность выполнять сколько‑нибудь полезную деятельность позже. Игра – это своего рода тренировка, обучение искусству жизни.

В столь важном деле, как игры, родители должны разбираться не меньше самого детеныша. Так что позволю себе пару сотен слов о, собственно говоря, снарядах для игр – игрушках и их соответствии возрастным предпочтениям ребенка.

 

Вполне самостоятельному человеку двух‑трех лет можно начинать покупать игрушки соответственно гендерному признаку. Мальчикам – машины, девочкам – куклы. Однако я бы не стал строго разграничивать. Сам играл в детстве с разного рода кухонной утварью, а соседская девчонка таскала мой пистолет и машинки. Человеку нужно разнообразие.

К машине можно прикупить дорожное полотно – игрушечную трассу с наклонной поверхностью (в виде горки, дороги, автострады). Спускать машинку с горки гораздо интереснее, чем просто двигать по ровному, – детям очень нравится!

Обязательная игрушка – строительный набор (пластмассовые или деревянные кубики, конусы, цилиндры, пирамиды). Лучше, если в нем будут детали разных размеров. С их помощью ребенок освоит понятия «большой» и «маленький». Фигуры в наборе должны быть окрашены в основные цвета (красный, зеленый, синий и желтый).

Любимый многими конструктор также должен быть у каждого уважающего себя человека двух‑трех лет от роду. Желательно, чтобы кроме ярких деталей в игре присутствовали фигурки животных и людей (бывают наборы с дорожными знаками и прочей детализацией).

Математические пазлы или другие числовые наборы также пригодятся в хозяйстве маленького собственника. Они помогут мальцу со временем освоить порядковый счет. Важно учить ребенка не просто запоминать, как выглядит цифра, а соотносить число с количеством предметов.

Не забываем о куклах – пупсах с крупными и добрыми чертами лица. Выбирая куклу, помни, что это самый важный игрушечный снаряд на парочку ближайших лет, часто заменяющий ребенку друга. То же самое касается подхода к выбору мягких игрушек.

 

 

...

В тему

Маша, ты где была?

С Олей в куклы играла.

И кто выиграл?

 

Мозаика (дощечка с дырочками и цветные кнопочки – для тех, кто не в курсе). Также очень даже полезная для малыша вещь – складывание мозаики помогает закрепить знание цветов и развивает мелкую моторику.

 

Это раньше первой книгой ребенка была азбука или сказки. Сейчас все гораздо интереснее: развить любовь к информации на бумажных носителях помогают состоящие почти из одних картинок мягкие книжки, книжки‑раскладушки, книжки со звучащим наполнителем, клеенчатые книжки для игр в воде и многие другие.

Также в этом возрасте дети обоих полов обожают большие машины, в которых можно кататься или перевозить другие, менее габаритные игрушки. Еще можно купить самокат, но тогда уж на прогулках смотри в оба.

Начиная с двух с половиной лет дети начинают обезьянничать – просто‑напросто повторять за родителями все, что видят. Они говорят по телефону, ходят в магазин, готовят еду, возят кукол на прогулку, ремонтируют технику и прочее‑прочее. Поэтому обязательными для приобретения становятся бытовые наборы (игрушечная мебель, посуда, техника) – с их помощью детишки осваивают социальные роли.

На предмет вышеперечисленных бесценных игровых снарядов и стоит мониторить детские магазины. Напоследок настоятельно попрошу следить за качеством покупаемого. Как говорится, лучшее – детям, я бы добавил – и только лучшее.

 

«Сорока‑ворона» и другие звери

 

В нашем обществе без мозгов нельзя. И не потому, что, как у нас принято говорить, каждый так и норовит тебя на… дуть, а просто потому, что без мозгов люди скучные и как будто созданы для утилизации информационного мусора из телевизора. Поэтому без мозгов нельзя. Мозги, как и чувства, способности и многое прочее, находятся в руках человека (не в буквальном смысле, конечно). Их можно развить.

 

Начинать развивать мышление детеныша можно уже с малых лет. Для этих целей совсем не обязательно читать малышу Гомера или предлагать задачи по органической химии. Начинать нужно с малого. И, как водится, в игровой форме. Представлю твоему вниманию пару‑тройку игр, способствующих пониманию малышом устройства нашего мира. Это игры на систематизацию, логику, анализ, классификацию и прочие непонятные, но используемые нашим встроенным «компьютером» для выполнения повседневных задач, элементарных действий.

Итак, начиная со второго года жизни ребенок способен узнавать на картинках знакомые предметы. Этим можно воспользоваться следующим образом: режем какие‑нибудь картинки с изображением простых и понятных предметов на части (для начала – на две, это будет Level‑1). Потом используем эти картинки по принципу пазлов – просим ребенка по половине рисунка догадаться, что на нем изображено, и найти вторую половинку среди трех‑четырех других. Для облегчения задания на первых порах лучше распечатать картинки в двух экземплярах, одну из которых разрезать, а вторую использовать в качестве примера.

Еще из подручных предметов можно соорудить следующую забаву: вырезаем из бумаги морковки и, скажем, грибы (в зависимости от того, какие живые персонажи есть в доме в виде игрушек – их нужно будет накормить). Допустим, в доме собирают пыль заяц и еж – тогда режем морковки и грибы (по пять‑шесть штук каждых). Готово? Рассаживаем голодающих по разным углам комнаты и озвучиваем легенду: как они голодны, эти бедные пылесборники. Просим ребенка отнести правильную еду каждому из персонажей. На Level‑2 количество голодающих и рацион можно увеличить‑разнообразить.

Изучать качественные характеристики предметов и приобретать навыки классификации можно также посредством следующего развлечения. Оглашаем детенышу задание: ты хлопаешь в ладоши, когда я называю (показываю) что‑то живое (мягкое, жидкое, съедобное и т. д.), и перечисляем существительные, которые приходят в голову и соответствуют требованиям цензуры и уровню развития эрудиции ребенка.

 

 

...

Из жизни

Вот как, к примеру, мои мать и супруга пользуются разными вариантами «Со роки‑вороны». Мать поет внуку приблизительно следующее: «Сорока‑ворона кашу варила, кашу варила, деток кормила ("помешивает кашу"водит пальцем по ладони). Этому дала – он дрова рубил (теребит мизинец и загибает). Дальше пальцы по очереди: этому дала – он печку топил; этому дала – он воду носил; этому дала – он за кашей следил; а этому не дала – ты дров не рубил, печку не топил, воду не носил, за кашей не следил! ("шлeпaeт" большой палец). Иди‑ка ты, детка, к студеной кринице, напейся водицы. Тут пень (щекочет запястье и с каждым "препятствием" поднимается по руке выше), тут колода, тут мох, тут болото, тут холодная вода, тут горячая вода, а тут кипяток‑кипяток‑щекоток‑щекоток (щекочет подмышки)».

Другую ерунду приговаривает жена: «Сорока‑ворона кашу варила (помешивающее движение); на порог скакала; гостей созывала (прыгающее движение пальцем). Гости не бывали; каши не едали (сжимает руку в кулачок). Сорока‑ворона кашу деткам отдала. Этому дала (также по очереди теребит пальцы), этому дала, этому дала и этому дала, а этому не дала.

Зачем дров не пилил, зачем воду не носил? (щекотка)».

 

С той же самой целью можно играть в старую, как матушка‑земля, «Сороку‑ворону». Кто сказал, что для этой игры можно использовать только его родной стишок‑при‑сказку? Можно придумать что‑то свое, но также с условием, что ребенок одергивает руку при соответственном слове‑заменителе пресловутого «мышку пущу». Еще есть «Ладушки», «Чувачи» и другой фольклор – его что же, зря придумывали? Пользуйся!

 

В эту Сашка любил играть исключительно со мной (исходная позиция – ты сидишь, ребенок у тебя на коленях лицом к тебе, ты крепко держишь его руки):

Ехали мы, ехали

В лес за орехами.

 

(Подпрыгиваешь.)

По кочкам, по кочкам,

 

(Сильно подпрыгиваешь.)

По аленьким цветочкам,

 

(Слегка подпрыгиваешь.)

По ровненькой дорожке,

 

(Останавливаешься.)

В ямку, в ямку, в ямку.

 

(По очереди поднимаешь то правую, то левую ногу.)

Бух!

 

(Раздвигаешь колени, и детеныш повисает на руках.)

А в ямке петух – ку‑ка‑ре‑ку!

 

(Кукарекай погромче, не стесняйся – это малявке самый кайф.)

Я сам не помнил всех этих игр, но, как ни странно, бабушки‑дедушки их прекрасно знают. Спроси – обязательно все расскажут и даже наглядно продемонстрируют. Такой фольклор развивает мелкую моторику и память лучше всяких обучающих игр, зуб даю!

Также лет с 2,5‑3‑х можно попробовать играть с дитем в «Море волнуется…» Можно пофантазировать на эту тему и придумать похожую игру с другими условиями. Ребенок зачастую сам подсказывает варианты.

С целью усвоения первых знаний геометрии можно приобрести трафареты с вырезанными в них простыми фигурами и научить детеныша обводить их. Если уж совсем увлечься, можно пообводить и другие предметы, которые попадутся под горячую верхнюю конечность, включая ее саму.

 

Во что еще можно небесполезно поиграть с ребенком? Например, в любимую игру Золушки – сортировку. Для этой забавы используются не только рис и фасоль, как это придумала мачеха. В качестве снарядов можно взять овощи‑фрукты, носки разных цветов, пуговицы, ключи, монеты – да что угодно из области «чего не жалко». Лучше снабдить такую забаву легендой, чтобы детенышу была видна цель (мотивом деятельности может служить что‑то типа «накормить куклу», «помочь папе», «научить Буратино» и т. д.).

Можно прикупить пригоршню крупных бусинок разных цветов, конфигураций и текстур и предложить ребенку нанизывать их на довольно толстую бечевку. Можно задать последовательность, в которой это необходимо делать, усложнив тем самым игру. Фантазируй вместе с мальцом.

Кстати, о последовательностях. Если подойти к их изучению с головой, это не станет скучным для малыша, он с удовольствием и почти без усилий запомнит азбуку, основы счета, месяцы, дни недели, время на часах и, прости, господи, даже ноты, если захочешь. Для этого всего‑навсего необходимо читать ребенку сказки перед сном, а иногда заменять их вышеупомянутыми последовательностями. Можно считать нараспев или в обратном порядке, напевать алфавит, присваивать номера слоникам или называть курочек днями недели. Пользы две – и уснет быстрее, и запомнит что‑то. Что именно вы будете усваивать таким способом – на твоей фантазии и совести:).

 

 

...

Из жизни

Стесняешься петь или не знаешь, на какой мотив можно напевать подобный бред? Из своего личного опыта рекомендую «Колыбельную для Сириуса» многоуважаемых Б. Гребенщикова и А. Васильева. По‑моему, отличный вариант: мужественно, со вкусом и хорошо. Это ведь главный критерий жизни, чтобы было не восхитительно, прекрасно и неимоверно, а хорошо, или я не прав?..

 

Можно упростить для малого дитяти всем известную загадку о количестве необходимых к выполнению операций, чтобы положить жирафа в холодильник. Так можно тренировать наблюдательность. К примеру, можно попросить рассказать папе, что по очереди он должен сделать, чтобы заварить чай (достать кружку, чай, открыть коробку, насыпать чай и т. д.), одеться, вымыть руки и выполнить прочие бытовые действия.

 

Еще для тренировки наблюдательности отлично подходит использование заданий для контроля после вечерней сказки. Это выглядит примерно так – ребенок посмотрел мультик или выслушал сказку в твоем прочтении, а ты ему: «А сколько сыновей было у деда?» или «А с чем были пирожки у Красной Шапочки?» Это приучит ребенка быть внимательным и смотреть на детали, то есть анализировать. Полезный навык, рекомендую!

 

Да мало ли во что можно еще играть с собственным ребенком: в прятки, загадки, да во что угодно! Постарайся припомнить свои любимые детские забавы (а лучше у родителей своих спроси) – и вперед. Бесполезных и неразвивающих игр, по сути, не бывает. Ребенок по‑любому чему‑то учится, играя. Просто будь рядом с ним и помогай придумывать сюжеты для его забав. Это крайне увлекательное занятие, старик!

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.