Тоническая система стихосложения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тоническая система стихосложения

2021-06-01 45
Тоническая система стихосложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тоническая система стихосложения основана на закономерном чередовании ударных слогов (иктов) и произвольного количества безударных слогов в междуиктовых интервалах. То есть, это стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений (полнозначных слов). 

Как система русский тонический стих сформировался в ХХ в.. В 20-е годы ХХ века В. М. Жирмунский выдвинул учение о тоническом стихе, противопоставив его силлаботонике,  и предложил формулу тонического стиха:

х + 0/8 + 0/8 + 0/8 + х.

х – произвольное количество слогов в анакрузе и эпикрузе; 0/8 –переменное число слогов (от 0 до 8) в междуиктовых интервалах; +  – икты, заполняемые обязательно ударными слогами.

Анакруза (анакруса) – слабое место в начале стиха до первого икта, анакруза измеряется количеством слабых слогов до первого сильного (ударного). Эпикруза (эпикруса) – количество слабых слогов после последнего ударного слога.    

Тонический стих представлен тремя разновидностями (по мере убывания урегулированности):

1. Дольники – стихи, в которых междуиктовые интервалы варьируются от одного до двух слабых слогов. Это как бы гибрид двусложных и трёхсложных стоп, которые непредсказуемо чередуются в одном стиховом ряду. То есть, если в силлаботоническом стихе междуиктовый интервал – постоянная величина (один слог в двусложниках, два слога в трёхсложниках), то в дольниках междуиктовый интервал переменный –  1/ 2.

Математическая модель русского трёхударного дольника выглядит следующим образом:

(0/2)+1/2+1/2+(0/2),

где (0/2) – количество слогов в анакрузе и эпикрузе;

+ – икты;

1 / 2 – слоговой состав междуиктовых интервалов.

Вхожу я в тёмные храмы… (1) + 1 + 2 + (1)

Широкое распространение дольники получили в поэзии русских символистов, особенно А. Блока. Дольники встречаются у С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой и других поэтов. Обращаются к ним и авторы стихотворений для детей.

2. Тактовики – стихи, в которых количество слабых слогов между иктами колеблется от 1 до 3.

Такая была ночь, что ни ветер гулевой, 

Ни русская старуха-земля

Не знали, что поделать с тяжёлой головой,

Золотой головой Кремля…

(В. Луговской)

Объём безударных интервалов колеблется в этом фрагменте в диапазоне 2 – 3 слогов.

3. Акцентный или чисто тонический стих, учитывающий только икты. Количество слабых слогов в междуиктовых интервалах совершенно произвольно (обычно 0 – 4 слога).

 

Клаузула

Группа слогов в конце стихотворной строчки, начиная с последнего ударного слога, называется клаузулой.

Различают клаузулы односложные или мужские, в них ударение падает на последний слог стихотворной строке: «Только я один не сплю»; двусложные или женские (за последним ударным слогом следует один безударный): «Страшно в поле»; дактилические (за последним ударным слогом следуют два безударных): «Словно взмылены»; и гипердактилические (за последним ударным слогом идут три и более безударных слогов): «не об манывая». Гипердактилические окончания встречаются редко.

Мужские клаузулы обладают резким экспрессивным потенциалом, они более энергичны; женские – менее определенные, мягкие; дактилические дают как бы «истаивание» звука; гипердактилические традиционно связаны с фольклорной традицией.

Наличие однородных клаузул или чередование разнородных имеет немаловажное ритмическое значение. Однородные клаузулы (только мужские, только женские и т. д.) придают стиху некоторую монотонность, как, например, женские клаузулы в стихотворении С. Есенина «С добрым утром!»:

Задремали звезды золо тые,

Задрожало зеркало за тона,

Брезжит свет на заводи реч ные

И румянит сетку небо склона.

Чередование клаузул сообщает стиху гармоническое разнообразие. Так, в стихотворении И. А. Бунина чередуются дактилические и мужские клаузулы:

На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцве ли.

В верхних стеклах – небо ярко- синее

И застреха в снеговой пы ли.

 

Рифма и способы рифмовки

Регулярное созвучие стиховых окончаний называется рифмой. Подчеркнём, что, говоря о рифмах, имеют в виду именно их звучание, а не написание.

Классификация рифмующихся созвучий представляет собой сложную систему.

а) По слоговому объему рифмы, как и клаузулы, бывают мужские (с ударением на последнем слоге), женские (с ударением на предпоследнем слоге), дактилические (с ударением на третьем от конца слоге) и гипердактилические (с ударением на 4, 5 и т.д. от конца слоге).

Б. Заходер в шуточном стихотворении «Предварительные замечания», открывающем цикл «Наука рифмовать», пишет:

У рифм – различная натура,

И различают рифмы так:

Мужские (скажем, ты дурак)

И женские (ты – дура).

 

А изредка –

В стихах лирических

(А иногда и в сатирических)

не обойтись

без дактилических

(А то и гипердактилических)

рифм…

б) в зависимости от особенностей совпадения звуков в рифмующихся словах (обычно начиная с последнего ударного слога) делятся на точные и неточные. Рифмы, в которых совпадают ударные гласные и все заударные звуки называются точными: кот орый – ск орый, оке анов - пелик анов. Если при этом совпадают и какие-то звуки в предударных частях слов, рифма является богатой: ве терок – ка терок, просмо ленный – задым ленный. Если таковых совпадений нет – рифма бедная: заперл а – жен а.

В стихотворении Д. Хармса «Очень страшная история» точная рифма, подчёркнутая смежной рифмовкой, сближающей далекие по смыслу слова, помогает создать шутливое настроение:

Доедая с маслом б улку,

Братья шли по пере улку,

Вдруг на них из зако улка

Пес большой залаял г улко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не по пасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все окончилось прекр асно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прог улку

Надо брать с собою…б улку.

Неточными называются рифмы при частичном звуковом подобии: к атер - ск атерть, п олем - гастр оли. Неточные рифмы получили распространение  в ХХ веке и достаточно часто встречаются в стихах современных поэтов. Они расширяют круг рифмующихся слов и помогают избавиться от примелькавшихся рифм.

Возможности рифмовки еще более расширяют составные рифмы, в которых слово рифмуется с сочетанием двух или более слов или сочетания слов рифмуются между собой: вставши – на уши, рабочему – ночь ему, в школе – что ли. Среди составных рифм могут быть и каламбурные рифмы:

Поздно Ване –

Познаванье

(Д. Авалиани)

Ира дуется

И радуется

(Г. Лукомников)

В жаркой бане вы, мы, ты –

Все до скрипа вымыты.

И ложимся мы, ты, я

По постелям мытыя.

(Олег Григорьев)

Для того, чтобы рифмы производили яркое впечатление, запоминались, они должны быть яркими и оригинальными.

Кроме обычного положения в конце стихотворной строчки рифма как звуковая перекличка может быть в начале стихов и в их середине (так называемая внутренняя рифма):

Ласточка примчалась

Из-за б ела моря,

С ела и зап ела…

 (А. Н. Майков)

 

У зубного врача

Какая прелесть – вставная челюсть!

Отдал врачу: Сверли – не хочу!

(Марк Шварц)

 

Итак, рифма – не простое украшение стихотворной речи. Она обладает важными выделяющими свойствами, выдвигая, как правило, слова, несущие наибольшую смысловую и эмоциональную нагрузку. Кроме того, она является важным конструктивным фактором. В. Маяковский писал: «Рифма возвращает нас к предыдущей строке, заставляет нас вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».

Рифмы различаются по их расположению в стихотворении, то есть по тому,  какая строчка с какой рифмуется.

То или иное расположение рифм называется способом рифмовки.

Простейшая рифмовка – парная (смежная): АА.

Мячик спит, и утка спит,

Ослик в сумочке храпит.

(Саша Черный)

Четыре стиха в таком случае можно объединить по схемам: АААА или ААББ.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

(Е. Благинина)

В четверостишиях чаще других встречается перекрестная рифмовка, когда первая строка рифмуется с третьей, а вторая – с четвертой (АБАБ):

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

(С. Есенин)

Третий способ – кольцевая (или опоясная) рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй с третьим (АББА). Такой способ рифмовки использовал, например, Борис Пастернак в стихотворении «Рождественская звезда»:

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было младенцу в вертепе

На склоне холма.

Все три основные способа рифмовки использованы в шутливых четверостишиях Алексея Смирнова:

Качалась лодка как-то раз     А

и головой Протас кивал,        Б

пока весло макал Тарас,        А

а Прошка сеть протаскивал.  Б

 

Качалась лодка как-то раз,   А

пока весло макал Тарас,       А

и головой Протас кивал,       Б

а Прошка сеть протаскивал.  Б

 

Качалась лодка как-то раз,  А

и головой Протас кивал,      Б

а Прошка сеть протаскивал, Б

пока весло макал Тарас.      А

 

В поэзии используются также троекратно и многократно повторяющиеся рифмы в самых различных сочетаниях и вариантах, как, например, в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу»:

Слыхали радостную весть?

Мне скоро будет ровно шесть!

А если человеку шесть

И у него тетрадки есть

И ранец есть, и форма есть

И счетных палочек не счесть,

И он читать старается,

То значит, он (вернее – я),

То значит, он (вернее – я)

В школу собирается!

Существует и такое понятие, как монорим – стихотворение на одну рифму:

Если мы говорим:

- Мы парим, мы парим!

- Мы парим, мы парим!

А потом

Эту фразу

Сто раз повторим –

Не ручаюсь, конечно,

Что мы воспарим,

Но, пожалуй,

Получится он –

МОНОРИМ!

Б. Заходер

К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Вообще всякая рифма доставляет ребенку особую радость.

Когда она случайно подвернется ему в разговоре, он играет ею, твердит её несколько раз, использует ее для импровизационной песни». Игра рифмами, как, например, в стихотворении И. Токмаковой «Невпопад», стала одним из способов создания игровых стихотворений, которыми так богата детская поэзия:

На помощь! В большой водопад

Упал молодой леопад!

 

Ах нет! Молодой леопард

Свалился в большой водопард.

Что делать – опять невпопад.

Держись, дорогой леопад,

Верней, дорогой леопард!

 

Опять не выходит впопард.

Рифма является ярким признаком стиха. Вместе с тем существует немало произведений, несомненно стихотворных, в которых рифма отсутствует. Стих, который предполагает сознательный отказ от рифмы во имя каких-то целей, называется белым:

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренни морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки,

Как из чудного царства воскового

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчелка.

(А. Пушкин)

Все жду, когда на улицу отпустят,

Кручусь, верчусь у взрослых под ногами.

И наконец не просто отпускают,

А выгоняют из дому меня.

Беда! Мороз весну остановил!

Лопаткой лед ломаю. Каблуком

Бужу ручьи, освобождаю лужи,

Да так, что брызги ржавые летят!

И, весь в грязи, промокший и голодный,

Иду домой. Стою в углу, как веник.

(В. Берестов)

В белых стихах рифма отсутствует на фоне мощной традиции рифмованной поэзии. Поэтому отсутствие рифмующихся созвучий небезразлично для пишущего и воспринимающего, оно ощущается как своего рода утрата, «минус-прием», и имеет художественный эффект.  

Безрифменный стих может сочетаться с рифмованным. Существуют различные формы такого взаимопроникновения. Например, в стихотворный текст включается стих, не имеющий рифмованной пары. Этот стих называется холостым:

В феврале, в феврале

Едет вьюга на метле!

По озерам и по рекам

Белым снегом замела

Черной ночи зеркала!

(С. Козлов)

Холостые стихи, содержащиеся в «нормальной» рифмованной речи, есть не что иное, как демонстративное нарушение освещенного традицией стереотипа.

Используют поэты и прием «полурифмовки », когда в четверостишии рифмуются только второй и четвертый стих, а первый и третий рифмованной пары не имеют:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света в олны

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны п олны.

(А. Н. Майков)

Из простейших сочетаний (парной, перекрестной, опоясывающей рифмовки) складываются более сложные образования, но это уже проблемы строфики.

 

Строфика.

Стихотворение может строиться разными способами. Различают стихотворения   строфические и нестрофические (астрофические). Многие детские стихотворения астрофичны.

Строфой называют группу стихов, представляющих собой смысловое единство и объединенных какими-то формальными признаками.

Строфа – нечто вроде абзаца в стихотворном тексте. Графически строфы выделяются пробелом, а при озвучивании отделяются от смежных стихов большой паузой.

Обычно строфы одного стихотворения внешне одинаковы. Они состоят из одинакового количества строк, написаны одним и тем же размером, имеют одинаковое расположение рифм. Но такая одинаковость необязательна.

Элементарные, стандартные строфы – двустишия и четверостишия:

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.

 

В том домишке бедном жил седой лесник.

Памятен мне долго будешь ты, старик.

(А. Н. Плещеев)

Катрен (четверостишие) является самым распространенным видом строфы. В нем стихи могут рифмоваться любым из трех основных способов.

Кроме двустиший и четверостиший возможны терцины (трехстишные строфы), редкие в русской поэзии:

«Ты видел ли замок на бреге морском?

Играют, сияют над ним облака;

Лазурное море играет кругом».

(В. А. Жуковский)

Рифмовка пятистиший и шестистиший достаточно разнообразна:

Вернулось царство вешних дней:

Звенит по камушкам ручей.

Река шумит.

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

(С. Дрожжин)

Семистишия используются русскими поэтами сравнительно редко. Одно из самых известных стихотворений, написанных семистишиями – «Бородино» М. Ю. Лермонтова.

Октава содержит восемь строчек с рифмовкой АБАБАБСС.

 Существуют и суперстрофы, например, четырнадцатистрочная «онегинская строфа», которая сочетает все три вида рифмовки.

Некоторые малые лирические жанры определяются именно строгим строфическим построением и сочетанием строф. К ним относятся триолет и сонет. Сонет, как правило, включает в себя два четверостишия и два трехстишия с разными вариантами рифмовки.

Следует еще раз отметить, что рифма не может считаться абсолютным стихообразующим признаком, несмотря на свою исключительную значимость.

Итак, три компонента, без которых стих перестает быть стихом, это стиходеление, метрика и окончания.

 Индивидуальную окраску ритмике стиха придает наличие пиррихиев в различных стопах, всевозможные перебои ритма, неожиданное изменение чередования рифм, изменение длины стиха.

В лучших детских стихотворениях ритмика, система рифмовки, динамика стиха соотнесены с психофизическими возможностями ребенка.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какие особенности отличают стихотворную речь от нестихотворной?

2. Основным отличием стиха от прозы в силлабической системе стихосложения является:

- рифма;

- равномерное чередование ударных и безударных слогов;

- ритм.

3. Что такое тонический стих и каковы особенности его стиходеления?

4. Каковы способы ритмической организации в силлабо-тонической системе стихосложения?

5. Что такое стихотворный размер?

Трехсложная стопа с ударением на втором слоге называется:

- анапест;

- дактиль;

- амфибрахий.

6. Что такое облегченная и утяжеленная стопы?

7. Как соотносятся понятия «метр» и «размер»?

8. Составьте ритмические схемы следующих фрагментов из стихотворений, определите стихотворные размеры:

а) Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

(И. С. Никитин)

 

б) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф. Тютчев)

 

в) Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут.

На рассвете в долинах теплом и черемухой веет;

Соловьи до рассвета поют.

(И. Бунин)

г) Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

(А. Блок)

 

д) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

(А. Пушкин)

 

е) Картины далекого детства

Порой предо мною встают…

(А. Н. Плещеев)

9. Пользуясь комплектами книг для чтения в начальной школе подберите стихи, написанные основными пятью размерами силлабо-тонической системы.

10. Рифма – это:

- совпадение ударений;

- совпадение букв;

- совпадение звуков в конце стихотворных строк.

11. «Прильнул – сверкнул» – это рифма:

- точная, богатая, мужская;

- точная, бедная, мужская;

неточная, бедная, женская.

12. Охарактеризуйте особенности рифмы в двустишии Германа Лукомникова:

От удовольствия рыча, я

Испил четыре чары чая.

13. Что такое белый и холостой стих? Чем они отличаются друг от друга?

14. Строфа – это:

- предложение в составе стихотворения;

- группа стихотворных строк, объединенных рифмовкой и интонацией

- группа стихотворных строк, объединенных по смыслу.

15. Рифмовка первой строки с третьей, а второй с четвертой называется:

- кольцевой;

- смежной;

- перекрестной.

16. Назовите основные способы рифмовки, определите способы рифмовки в следующем фрагменте:

С гнезд замахали крикливые цапли,

С листьев скатились последние капли,

Солнце, с прозрачных сияя небес,

В тихих струях опрокинуло лес.

(А. Фет)

 17. Приведите собственные примеры различных способов рифмовки.

18. Прочитайте главу «Как Незнайка сочинял стихи» из романа Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Подумайте, почему недостаточно определение рифмы, которое дал Цветик? Можно ли считать рифмой к слову «палка» предложенное Незнайкой слово «селедка»?

Согласны ли вы со следующим высказыванием Цветика: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи»? Можно ли считать истинными стихами строчки, сочиненные Незнайкой? Почему?

Ключ к вопросу 8.

а) + - +/ - - + / + - + /- - +

+ - + /- - + /- - + - -

Разностопный (четырех- и трехстопный) анапест. Первая и третья стопы в первом стихе и первая во втором стихе - утяжеленные. Последняя стопа во втором стихе наращенная.

 

б) - + /- + /- + /- + -

- + /- + /- + /- +

       - + /- + / - - /- + -

- + /- +/ - - /- +

Четырехстопный ямб с облегченными третьими стопами в третьем и четвертом стихах. Последняя стопа третьего стиха наращенная.

 

в) - - + / - - + /- - + / - - + / - - + -

- - + /- - + /- - +/ - - + /- - +

- - + /- - + /- - + /- - + /- - + -

       - - +/ - - + /- - +

Пятистопный анапест в первых двух стихах и трехстопный в третьей. В первом и втором стихах последняя стопа наращенная.

 

г) Трехстопный дактиль, последняя стопа усеченная.

 

д) Четырехстопный хорей. Третья стопа второго стиха облегченная (пиррихий), четвертая стопа второго стиха усеченная.

 

е) Трехстопный амфибрахий, последняя стопа второго стиха усеченная.

 

  Литература

Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. М., 1988. Гл. ХVIII. Ритмика и фонетика художественной речи.

Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 1984.

Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: структура стиха. Л., 1972.

Федотов О. И. Основы теории литературы. Ч. 2. Стихосложение и литературный процесс. М., 2003.

Федотов О. И. Основы русского стихосложения. М., 1997.

Холщевников В. Е. Стиховедение и поэзия. Л., 1991.

Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. Л., 1970.

 

Глава IХ.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.