Способы представления авторской позиции — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Способы представления авторской позиции

2021-06-01 44
Способы представления авторской позиции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итак, присутствие автора в произведении очень важно. "В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественное произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?..» Если же это старый, уже знакомый писатель, то вопрос уже не в том, кто ты такой, а «ну-ка, что можешь ты сказать мне еще нового? С какой стороны теперь осветишь мне жизнь?» (Л. Н. Толстой).

Как правило, авторская субъективность отчетливо проявляется в рамочных компонентах текста: заглавии, эпиграфе, начале и концовке основного текста. В некоторых произведениях есть также посвящения, авторские примечания, предисловие, послесловие, образующие в совокупности своеобразный метатекст, составляющий единое целое с основным текстом. (Мета – с гр., первая составная часть сложных слов, обозначающая переход к чему-либо другому или служащая для обозначения систем, которые служат для описания других систем: метаязык, метатеория). О некоторых рамочных компонентах уже сказано в главе «Категории художественной формы». Остановимся на тех, которые ещё не были объектом нашего внимания.

Заглавие – один из важнейших компонентов текста. Во-первых, оно активизирует восприятие читателя и направляет его внимание к тому, что будет изложено далее, т.е. оно формирует у читателя предпонимание текста, становится первым шагом к его интерпретации. Во-вторых, выражает авторское видение изображаемых ситуаций. В-третьих, устанавливает контакт с адресатом текста и предполагает его сопереживание и оценку. Однако заглавие требует обязательного возвращения к нему после прочтения текста. В полной мере понять его смысл, оценить, насколько оно удачно, можно лишь соотнося заглавие с уже освоенным содержанием.

При всем разнообразии заглавия группируют, выделяя их типы.

а) Заглавие может в конденсированной форме выражать основную тему («Честное слово» Л. Пантелеева, «Находчивость» Н. Носова, «Что я люблю» В. Драгунского, «25 профессий Маши Филипенко» Э. Успенского), проблему («Кто наказал его?» В. Осеевой, «Когда можно плакать» С. Прокофьевой, «На чём держится земля» А. Усачёва) или идейное содержание произведения («Золотые слова», «Не надо врать» М. Зощенко, «Радуйся малому, тогда и большое придет» С. Алексеева, «Тайное становится явным» В. Драгунского).

Такие заглавия дают общее представление о круге жизненных явлений, отображаемых автором в произведении.

б) Заглавия, определяющие сюжетную линию. Среди них есть заглавия, представляющие весь сюжетный ряд («Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Лари, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, «Король женится» С. Седова),  выделяющие важнейшие с точки зрения развития действия моменты («Прыжок» Л. Толстого) или указывающие на его главный конфликт («Синдром Отелло» М. Москвиной, «Уроды и красавцы» К. Булычёва).

В заглавие может быть вынесена сюжетная деталь, которая оказывается важной для завязки, развития действия или развязки («Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Голубая чашка» А. Гайдара, «Стальное колечко», «Корзина с еловыми шишками» К. Паустовского, «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы», «Бенгальские огни» Н. Носова, «Три ветки мимозы» В. Железникова.)

Заглавия этого типа могут быть описательными («Как рубашка в поле выросла» К. Д. Ушинского, «Как я научилась шить» Л. Толстого, «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды» С. Козлова, «Сказка о том, как зайцы напугали серого волка» С. Прокофьевой, «Как цыпленок впервые сочинил сказку» Г. Цыферова, «Как Колины родители получили двойку по русскому языку всего за одну ошибку» А. Гиваргизова).

в) Персонажные заглавия («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Филипок» Л. Н. Толстого, «Ванька», «Каштанка» А. П. Чехова», «Серая Шейка» Д. Н. Мамина-Сибиряка). Персонаж не всегда обозначается именем собственным. Он может быть назван по какому-то признаку: профессии («Вертел» Д. Н. Мамина-Сибиряка, «Чудесный доктор» А. И. Куприна; степени родства («Дедушка» К. Д. Ушинского, «Мама и мы» Е. Пермяка, «Тётя дяди Фёдора» Э. Успенского); национальности и т. п. Заглавием может быть введено не одно, а несколько действующих лиц («Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» А. С. Пушкина, «Крестьянские дети» Н. А. Некрасова, «Ребята и утята» М. Пришвина, «Чук и Гек» и «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Дядя Федор, пёс и кот» Э. Успенского, «Жильцы старого дома» К. Паустовского, «Фантазёры» Н. Носова).

Нередко в заглавие выносится эмоциональная оценка персонажа («Трусливый Ваня» К. Ушинского, «Кот-ворюга» К. Паустовского, «Мой добрый папа» В. Голявкина, «Везунчик» С. Силина).

г) Заглавия, обозначающие время и пространство. В первом случае в заглавии могут быть обозначены циклические координаты времени («Зимний вечер» А. С. Пушкина, «Полдень» Ф. И. Тютчева, «Осеннее утро» М. М. Пришвина,) или целые отрезки, отмечающие хронологические рамки повествования («Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова).

Место действия может быть названо в заглавии с разной степенью конкретности («Золотой луг» М. Пришвина, «Мещерская сторона» К. Паустовского», «В стране невыученных уроков» Л. Гераскиной, «На горке» Н. Носова, «В шкафу» В. Голявкина).

д) Заглавие произведения может содержать прямое определение его жанра или косвенно указывать на него («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Дневник Коли Синицына» Н. Носова, «В сладком морковном лесу» С. Козлова).

е) Для прозаических произведений ХХ – ХХI веков характерны названия, не дающие читателю однозначной информации и провоцирующие эффект обманутого ожидания («Пиковая дама» М. Пришвина – рассказ о чёрной курице, «Мушкетер и Фея» В. Крапивина – повествование о костюмированном утреннике, «Чучело» и «Рыцарь» В. Железникова, «Меховой интернат» Э. Успенского и т. д.).

Как правило, заглавие произведения многозначно, связано со всем содержанием текста.

Авторские примечания в произведениях детских писателей могут трансформироваться в пояснения непонятных слов: «У самой воды торчит из земли почерневший от времени японский дот, долговременная огневая точка – напоминании о войне, когда-то грохотавшей в этих местах» (Ю. Могутин. «Берег бродячих камешков»).

Авторские интонации ясно различимы в авторских отступлениях (лирических, литературно-критических, историко-философских, публицистических).

Установлению авторской позиции способствуют и ключевые слова художественного текста.

Ключевыми (опорными) называют слова, «которые играют особенно важную роль в определении внутритекстовых семантических связей и организации читательского восприятия» (Н. А. Николина. Филологический анализ текста. М., 2003. С. 185). Признаками, которые позволяют выделить ключевые слова, являются:

- высокая степень повторяемости этих слов в тексте;

- способность конденсировать информацию, выраженную целым текстом;

- многозначность.

Ключевые слова могут встречаться в любой части текста. Нередко они концентрируются в начале произведения, появляясь и в заглавии, но часто не совпадают с ним. В тексте эти слова образуют семантические комплексы, вокруг которых группируются синонимы, слова, связанные с ними ассоциативно, и однокоренные слова.

В драме автор в большей степени оказывается в тени своих героев, но и здесь его присутствие усматривается в заглавии, эпиграфе, списке действующих лиц, в разного рода сценических указаниях, в репликах в сторону,  в системе ремарок. Ремарка – «указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия» (Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С.870).

 Рупором авторских идей могут быть сами действующие лица – герои-резонеры, хор и др. Авторская преднамеренность проявляет себя в общей концепции и сюжете драмы, в расстановке действующих лиц, в природе конфликта и т. д.

Читатель

Как уже отмечалось, любое художественное произведение включает изображённый мир и высказывания автора об этом мире. Это высказывание адресовано читателю (слушателю), который воспринимает и осмысливает его в историческом контексте, в контексте творчества писателя и в соответствии со своим культурным опытом. «Читатель – участник литературного процесса, диалога, который ведет с ним писатель в своих произведениях» (Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. С. 1206). Таким образом, художественное произведение –  результат сотворчества автора и читателя.

Существует три основных значения понятия «читатель»:

1. Адресат (воображаемый, внутренний читатель) – авторское представление о читателе, влияющее на содержание и стиль создаваемого произведения. Понятие адресата подчеркивает диалогическое начало в творчестве и позволяет рассматривать текст как воплощение определенной авторской программы воздействия. Так, детские писатели всегда учитывают, читателям какого возраста адресовано их произведение, и стараются выстраивать художественную систему произведения в соответствии с потребностями и возможностями восприятия адресата.

Приведем два стихотворения В. Берестова.

Петушки

Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Стихотворение адресовано самым маленьким читателям. Поэт создает яркую, лаконичную зарисовку взъерошенных, готовых налететь друг на друга петушков. Эмоциональная окраска возникает благодаря словам с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Обилие глаголов, использование хорея, парная рифмовка придает тексту динамизм и даёт возможность использовать его в качестве считалки. Интенсивное повторение сочетаний «птш», «рсптш», «рш», «пдр» делает стихотворение похожим на скороговорку.

Отражение

Уже темны луга и пляжи.

Вбирая сумрак, лист притих.

Темнеет край небес. И даже

Темна трава у ног моих.

 

А глубоко в долине где-то

Блестит река,

Острей клинка,

Пока последний отблеск света

Несут на гривах облака.

Стихотворение, лирический пейзаж, ориентировано на более взрослого читателя. Оно требует медленного, вдумчивого чтения, работы воссоздающего и творческого воображения, поскольку сложно организован изображенный мир. Это и сумрак, окутывающий «луга и пляжи», и отражение последних отблесков света в речной воде. Изображение объёмно. Взгляд постоянно меняет направление, движется то по горизонтали, то по вертикали. Размеренный четырехстопный ямб, перекрестная рифма, интенсивное использование тропов (эпитеты, метафоры, сравнение, метонимия), повторы, в том числе и корневые, разнообразие ассонансов передают плавную текучесть изображаемого, окрашивают его в меланхолические тона с некоторым оттенком тревоги.

Но в детской литературе существует и такое явление, как двухадресность. Прежде всего, детские писатели  работают «на вырост», с учетом перспективы развития ребенка. Многие произведения детской литературы двухадресны и в ином отношении. Так, «Полынные сказки» Ю. Коваля адресованы дошкольникам и младшим школьникам, но их можно считать и явлением взрослой прозы, посвященной детству. Существует даже специальная серия «Детские книги для взрослых сердец». А. Алексин любил повторять слова Марка Твена, считавшего, что удачная книга, написанная для двенадцатилетних, становится книгой для всех, между тем как книга, рассчитанная на все детские возрасты, чаще всего неинтересна никому.

2. Образ читателя в художественном произведении.

К числу важнейших средств, создающих такой образ, относятся обращения к читателю. Обращения могут фиксировать догадки читателя о персонажах и событиях, могут являться разнообразными апелляциями (обращениями за советом, поддержкой) повествователя к читателю. Чаще всего это происходит в форме предлагаемых вопросов:

 «Так и хожу, смотрю на лужайку – вижу пастбище глухариное, в лес вхожу – и живу за лес, за каждый ствол, за каждый прутик.

Никто не поручал, я от себя хожу. От себя, да не для себя. Я для тех в туесок собираю, кто сегодня дроби проходит в классе, кто мелом о доску, как дятел стучит. Что мы вам после себя оставим – мальчикам в наследство, девочкам в приданое?» (И. Полуянов. «Василек-бегунок»).

«Знаете ли вы, друзья мои, как светит солнце над океаном Сказки?

лучи его насквозь пронизывают волны и доходят до самого дна, согревая его многочисленных жителей и обитателей.

Приблизьте лицо к воде, и вы увидите там глубоко на дне Морского Конька, осторожно выглядывающего из кораллового грота. Он не без тревоги посматривает по сторонам: нет ли по близости болтливых селёдок?

А вон краб-отшельник. Медленно чертит он клешнёй на волнистом песке какие-то знаки. Глубинное течение стирает их, а мудрых краб задумчиво чертит их снова.

Но не будет терять драгоценного времени! Давайте скорее поднимемся на борт «Мечты». (С. Прокофьева. Остров капитанов)

Детские писатели обращениями к читателю могут придавать описанным невероятным событиям видимость достоверности, одновременно иронизируя над простодушием тех, кто пожелал бы проверить приведенные автором факты. Именно так поступает Л. Лагин в повести-сказке «Старик Хоттабыч»:

 «Редкий факт, когда одиннадцать взрослых спортсменов вторично в своей жизни одновременно заболели корью, а на другой день проснулись совершенно здоровыми, был подробно описан в статье известного профессора А. И. Коклюш, напечатанной в медицинском журнале «Корь и хворь». Статья называется «Вот тебе и раз» и пользуется таким успехом, что в библиотеках номер журнала с этой статьей совершенно невозможно достать. Он все время находится на руках. Так что вы, дорогие читателя, лучше его и не ищите. Все равно не найдете, только зря время потратите».

Второй вариант образа читателя – персонаж, участвующий в сюжете и характеризующийся, кроме других возможных приёмов, также через круг чтения. С. Т. Аксаков в автобиографической повести «Детские годы Багрова-внука» подробно рассказывает о чтении маленького Сережи, неоднократно возвращаясь к подробностям восприятия Сережей того или иного произведения.

А. П. Чехов в рассказе «Мальчики» повествует о том, как под влиянием романов Майн-Рида и Ф. Купера, прочитанных гимназистами второго класса Володей Королёвым и его другом Чечевицыным, активизируется тяга детей к необычному, к странствиям и приключениям. Они решают бежать в Америку, «…а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации».

В «Приключениях Петрова и Васечкина» В. Аленикова Васечкин, прочитав комедию В. Шекспира «Укрощение строптивой», подбивает Петрова «укрощать» Машу Старцеву, в которую оба они влюблены, так, как делал это герой Шекспира. Ситуация действий героев под влиянием прочитанных книг реализуется в рассказах Саши Чёрного «Люся и дедушка Крылов», «Кавказский пленник», Ю. Сотника «Ищу Троекурова» и многих других произведениях. 

3. Реальный читатель, т. е. читательская публика, получатель произведения. Реальный читатель изучается также смежными науками (социологией, психологией, педагогикой). Для литературоведов важно, как воспринимается произведение читательской публикой. Это восприятие осмысливается на основе откликов на произведение читателей, критиков, других писателей.

Анализируя особенности повествования в литературном произведении, следует:

– определить количество субъектов речи, последовательность их смены, содержание фабулы, связанной с каждым повествователем (кто о чем говорит);

– отметить, от какого лица (первого, третьего) ведется повествование (тип повествования);

 – если субъектом речи является рассказчик, рассмотреть содержание образа и средства его создания (высказывания о себе, речевая манера и т. д.), соотнести позицию рассказчика с позициями других персонажей и с образом автора;

– выделить точки зрения, организующие повествование;

– сделать вывод об особенностях повествования, мотивах выбора и смены повествователей в произведении.

В процессе работы следует объяснять художественные функции того или иного аспекта повествования: причины нарушения временной последовательности, смены повествователей, использования несобственно-прямой речи, монологов, диалогов, таких композиционно-речевых форм как дневники, записки, письма и т.д.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Есть ли разница между понятиями «повествователь» и «автор»:

а) нет;

б) разница несущественная;

в) разница принципиальная;

2. Раскройте значение следующих теоретико-литературных категорий и понятий: «автор», «повествователь», «рассказчик», «точка зрения».

3. Что такое тип повествования? Назовите основные типы повествования.

4. Раскройте значение понятия «адресат».

5. Сколько повествователей в рассказе А. П. Чехова «Мальчики»? От какого лица ведётся повествование? Почему выбирается «обезличенный» тип повествователя? Приведите примеры из текста, доказывающие, что повествование содержит прямые характеристики переживаний разных персонажей. Можно ли говорить о близости повествователя к автору? В чем это выражается?

6. Какую роль играют обращения повествователя к читателю в сказочной повести А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

7. Проанализируйте связь заглавия рассказа А. П. Чехова «Спать хочется» со всем текстом. Раскройте смысл заглавия.

8. Определите жанр произведений, имеющих следующие названия: «Волк и ягненок» И. А. Крылова, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Судьба барабанщика» А. Гайдара, «Вниз по волшебной реке» Э. Успенского, 

9. Определите, какие выразительные средства использованы в следующих заглавиях: «Заботливый цветок» К. Паустовского, «Волчишко» Е. Чарушина, «Крылатый будильник» В. Чаплиной, «Школа» А. Гайдара, «Много хороших людей и один завистник» В. Каверина, «Сверхприключения сверхкосмонавта» В. Медведева, «Синие листья» В. Осеевой.

 

Литература

Анализ художественного текста: Эпическая проза. Хрестоматия / Сост. Н. Д. Тамарченко. М., 2005.

Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.

Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). М., 2005.

 Современный словарь-справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С. И. Кормилов. М., 2000.

Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от «А» до «Я». 2-е изд. / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., 2001.

 

Глава VIII.

СТИХОВЕДЕНИЕ

Что же такое

Стихотворение?

Музыка

Нашего сердцебиения?

Нашего разума

Тайное пение?

Танец

Рассудка и воображения?

Б. Заходер


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.