Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2021-06-01 | 43 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Выше мы говорили, что художественный мир условно подобен первичной реальности. Однако мера и степень условности в разных произведениях различна. В зависимости от степени условности различаются такие свойства изображенного мира, как жизнеподобие и фантастика. Жизнеподобие предполагает изображение жизни без нарушения известных нам физических, психологических, причинно-следственных и иных закономерностей. Фантастика нарушает эти закономерности, создаёт подчеркнутое неправдоподобие изображённого мира. Так, например, рассказ Н. Носова «Мишкина каша» жизнеподобен по своей образности, а его же трилогия о Незнайке фантастична. Чаще всего мы встречаемся в произведении с отдельными фантастическими образами, например, с образом Карлсона в повести Астрид Линдгрен. Фантастика может быть и сюжетной, как, например, в сказочной повести той же Линдгрен «Мио, мой Мио», в которой цепь событий от начала до конца совершенно невозможна в реальном мире.
Функции фантастики
Фантастику как одно из универсальных свойств художественного мира не следует путать с той литературой которую в обиходе также называют фантастикой (научная фантастика, фэнтези),
Основная функция фантастики в художественных произведениях – доводить то или иное явление до логического предела. Это могут быть возможности народа, защищающего свою землю (образы былинных богатырей), или быт и нравы, как в баснях Крылова. В любом случае фантастика позволяет выявить главные черты исследуемого явления, показать, что будет оно представлять в полном своем развитии.
Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического – юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика – это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру реальному, а очень часто – и несообразность, нелепость изображённого (пример тому – повесть К. Булычева «Остров ржавого капитана»).
|
Еще одна функция фантастики – развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир (повести-сказки Э. Успенского: «Дядя Федор, пес и кот», «Меховой интернат», «Гарантийные человечки» и другие произведения этого писателя, трилогия Н. Носова о Незнайке и др.).
Формы и приемы фантастики.
Условно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов.
Во-первых, это то, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель придумывает несуществующие в природе образы или свойства. Так Т. Александрова придумала домовёнка Кузьку, Г. Успенский рассказал о дядюшка Ау и гарантийных человечках.
Во-вторых, существует форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного тропа. Чаще всего эта форма фантастического основана на гиперболе (великаны, богатыри, исполинские животные, такие, как Чудо-юдо рыба кит в сказке П. П. Ершова), литоте (карлики, гномы, Мальчик с пальчик, Дюймовочка у Г. Х. Андерсена, малыши и малышки у Н. Носова, гарантийные человечки у Э. Успенского,) и аллегории (басенная образность, где животные, растения, предметы выступают как действующие лица, воплощая в себе ту или иную аллегорию человеческих характеров).
В третьих, – гротеск – соединение фантастического и реального в одном образе, причем для гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с приземлено-бытовым, обыденным (образы Кощея и Соловья-разбойника в сказочной повести Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»).
В четвёртых – алогизм – нарушение в произведении причинно-следственных связей, необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов, отдельных предметов и т. д. В рассказе Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле» деревенская девочка Мотя приезжает в Москву:
|
- Я тут у вас на одном заборе такое прочитала, - шёпотом сказала Мотя своей четвероюродной сестре. – Что все мальчишки – дураки.
- А ты что, не знала? – удивилась сестра. – Вот деревня! У нас об этом все девчонки с детского сада знают.
- Как же так? – спросила Мотя. – А если какой-нибудь мальчишка – не дурак?
- То, значит, он всё равно дурак, - сказал сестра. – Потому что он – мальчишка.
И Мотя решила, что если девочке уже десять лет и она носит две серёжки в одном уже, то она в мальчишках лучше разбирается».
Разные формы фантастики могут сочетаться друг с другом в системе одного произведения.
Вопросы и задания для самоконтроля.
1. Портретные детали – это разновидность:
- внешних деталей;
- психологических деталей;
- пейзажных деталей.
2. Определите, какие приемы использовали Саша Черный, создавая портрет тети своего героя, мальчика Игоря в повести «Чудесное лето» и Ю. Коваль в повести «Недопёсок», описывая собаку Пальму:
а) «Опять эта тетка Олимпиада. Мама ее называет Липой, будто дерево. Ничего в ней олимпийского нет: коротенькая, сдобная, нос морковкой, глаза буравчиками. Никуда от нее не спрячешься, на сеновале за прудом и то разыщет. И удовольствия от нее, как от конского каштана – никакого».
б) «Из конуры вылезла толстая рябая псина. Она зевнула и, заприметив недопеска, лениво гавкнула.
Это и была Пальма Меринова.
Она походила на сосновый чурбак, укутанный войлоком, а на голове у нее росли развесистые уши, которые и придавали сходство с пальмой в кадушке»
3. Психологические детали воплощают:
- внутренний мир человека;
- социальный характер;
- особенности поведения.
4. Какая форма психологизма использована Б. Зайцевым в описании размышлений маленького героя повести «Заря» Глеба, рассматривающего деревенский погост (кладбище): «Все умрем, все, одни раньше, другие позже! И мать умрет, и ее тоже положат на этот погост. Да, но без мамы…» Он ощутил вдруг такой приступ отчаяния, что будь тут она рядом, бросился бы к ней и зарыдал. Но перед Дашенькой не мог срамиться».
|
Литература
Время и пространство в художественном произведении // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.
Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.
Добин Е. С. Искусство детали. Л., 1975.
Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. 2-е изд. М., 2003.
Есин А. Б. Принципы анализа литературного произведения. Изд. 3. М., 2000.
Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.
Портрет // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.
Портрет // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.
Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.
Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
ГлаваVII.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!