Формы художественной условности. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Формы художественной условности.

2021-06-01 43
Формы художественной условности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Выше мы говорили, что художественный мир условно подобен первичной реальности. Однако мера и степень условности в разных произведениях различна. В зависимости от степени условности различаются такие свойства изображенного мира, как жизнеподобие и фантастика. Жизнепо­добие предполагает изображение жизни без нарушения известных нам физи­ческих, психологических, причинно-следственных и иных законо­мерностей. Фантастика нарушает эти закономернос­ти, создаёт подчеркнутое неправдоподобие изображённого мира. Так, на­пример, рассказ Н. Носова «Мишкина каша» жизнеподобен по своей образности, а его же трилогия о Незнайке фантастична. Чаще всего мы встреча­емся в произведении с отдельными фантастическими образами, например, с образом Карлсона в повести Астрид Линдгрен. Фантастика может быть и сюжетной, как, например, в сказочной повести той же Линдгрен «Мио, мой Мио», в которой цепь событий от начала до конца со­вершенно невозможна в реальном мире.

Функции фантастики

 Фантастику как одно из универсальных свойств художественного мира не сле­дует путать с той литературой которую в обиходе также называют фантастикой (научная фантастика, фэнтези),

Основная функция фантастики в художественных произведениях – доводить то или иное явление до логического предела. Это могут быть возможности народа, защищающего свою землю (образы былинных богатырей),  или быт и нравы, как в баснях Крылова. В любом случае фантастика позволяет выявить главные черты исследуемого явления, показать, что будет оно пред­ставлять в полном своем развитии.

Следующей функцией фантастики является выражение разных видов и оттенков комического – юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика – это и есть несоответствие изображенного в произведе­нии мира миру реальному, а очень часто – и несообразность, неле­пость изображённого (пример тому –  повесть К. Булычева «Остров ржавого капитана»).

Еще одна функция фантастики – развлекательная. При помощи фантастики повышается напряженность сюжетного действия, создается возможность строить необычный и тем интересный художественный мир (повести-сказки Э. Успенского: «Дядя Федор, пес и кот», «Меховой интернат», «Гарантийные человечки» и другие произведения этого писателя, трилогия Н. Носова о Незнайке и др.).

Формы и приемы фантастики.

Условно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов.

Во-первых, это то, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель придумывает несуществующие в природе образы или свойства. Так Т. Александрова придумала домовёнка Кузьку, Г. Успенский рассказал о дядюшка Ау и гарантийных человечках.

Во-вторых, существует форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного тропа. Чаще всего эта форма фантастического основана на гиперболе (великаны, богатыри, исполинские животные, такие, как Чудо-юдо рыба кит в сказке П. П. Ершова), литоте (карлики, гномы, Мальчик с пальчик, Дюймовочка у Г. Х. Андерсена, малыши и малышки у Н. Носова, гарантийные человечки у Э. Успенского,) и аллегории (басенная образность, где животные, растения, предметы выступают как действующие лица, воплощая в себе ту или иную аллегорию человеческих характеров).

В третьих, – гротеск – соединение фантастического и реального в одном образе, причем для гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с приземлено-бытовым, обыденным (образы Кощея и Соловья-разбойника в сказочной повести Э. Успенского «Вниз по волшебной реке»).

В четвёртых – алогизм – нарушение в произведении причинно-следственных связей, необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов, отдельных предметов и т. д. В рассказе Ксении Драгунской «Ерунда на постном масле» деревенская девочка Мотя приезжает в Москву:

- Я тут у вас на одном заборе такое прочитала, - шёпотом сказала Мотя своей четвероюродной сестре. – Что все мальчишки – дураки.

- А ты что, не знала? – удивилась сестра. – Вот деревня! У нас об этом все девчонки с детского сада знают.

- Как же так? – спросила Мотя. – А если какой-нибудь мальчишка – не дурак?

- То, значит, он всё равно дурак, - сказал сестра. – Потому что он – мальчишка.

И Мотя решила, что если девочке уже десять лет и она носит две серёжки в одном уже, то она в мальчишках лучше разбирается».

Разные формы фантастики могут сочетаться друг с другом в системе одного произведения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Портретные детали – это разновидность:

- внешних деталей;

- психологических деталей;

- пейзажных деталей.

2. Определите, какие приемы использовали Саша Черный, создавая портрет тети своего героя, мальчика Игоря в повести «Чудесное лето» и Ю. Коваль в повести «Недопёсок», описывая собаку Пальму:

 а) «Опять эта тетка Олимпиада. Мама ее называет Липой, будто дерево. Ничего в ней олимпийского нет: коротенькая, сдобная, нос морковкой, глаза буравчиками. Никуда от нее не спрячешься, на сеновале за прудом и то разыщет. И удовольствия от нее, как от конского каштана – никакого».

б) «Из конуры вылезла толстая рябая псина. Она зевнула и, заприметив недопеска, лениво гавкнула.

Это и была Пальма Меринова.

Она походила на сосновый чурбак, укутанный войлоком, а на голове у нее росли развесистые уши, которые и придавали сходство с пальмой в кадушке»

3. Психологические детали воплощают:

- внутренний мир человека;

- социальный характер;

- особенности поведения.

4. Какая форма психологизма использована Б. Зайцевым в описании размышлений маленького героя повести «Заря» Глеба, рассматривающего деревенский погост (кладбище): «Все умрем, все, одни раньше, другие позже! И мать умрет, и ее тоже положат на этот погост. Да, но без мамы…» Он ощутил вдруг такой приступ отчаяния, что будь тут она рядом, бросился бы к ней и зарыдал. Но перед Дашенькой не мог срамиться».

 

Литература

Время и пространство в художественном произведении // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

Галанов Б. Живопись словом: Портрет. Пейзаж. Вещь. М., 1974.

Добин Е. С. Искусство детали. Л., 1975.

Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. 2-е изд. М., 2003.

 

 

Есин А. Б. Принципы анализа литературного произведения. Изд. 3. М., 2000.

Николина Н. А. Филологический анализ текста. М., 2003.

Портрет // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Портрет // Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.

Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб., 2004.

Эпштейн М. Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

 

ГлаваVII.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.