Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов

2021-05-28 60
Проблема личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Одним из решающих факторов, способствующих установлению гармонических отношений человека с миром, является его личностная зрелость. Уровень ее развития во многом определяет мировоззренческую, научную, этическую, эстетическую, правовую и политическую культуру.

Личностная зрелость изучалась философами, психологами и педагогами с различных позиций: как результат, как процесс и как личностная черта. Неоднозначность подходов к проявлению личностной зрелости в разных философских системах не помешала нам увидеть, что объединяющим началом для каждого из них является человеческая целостность, духовность (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, Пико делла Мирандола, С.Л. Франк и др.), деятельностная, событийная, «поступательная» основа этого процесса (Г.С. Батищев, М.М. Бахтин, М.К. Мамардашвили, М. Хайдеггер и др.).

Личность является основной психической системой регуляции взаимоотношений индивида со средой и с самим собой. Становление зрелой личности - процесс многосторонний. Можно выделить различные виды зрелости: хронологическую, физиологическую, социальную, интеллектуальную, профессиональную. И наиболее важная из них - личностная зрелость, так как именно она интегрирует все аспекты зрелости в единую систему. Человек достигает личностной зрелости в процессе личностного роста [1, с.163].

Для того чтобы определить понятие личностной зрелости, необходимо выделить два основополагающих аспекта - зрелость как жизненный этап и зрелость как уровень развития. Отмечается определенная взаимосвязь между данными аспектами. Более подробно мы рассмотрим второй из них - зрелость как уровень развития, а возраст будем считать вспомогательным критерием.

В отечественной психологии личностная зрелость рассматривается в контексте понимания личности как социального явления. Л.С. Выготский полагал, что формирование личности - это овладение своими психическими процессами, а развитие личности, характера связано с различными формами деятельности, особенно с речью. Л.И. Божович определяет главную цель развития личности как более полное самовыражение и самораскрытие. Для Б.Г. Ананьева зрелая личность - это личность общественно активная, это гражданин страны в полном смысле этого слова. Пока человек функционирует как личность, он участвует в политической жизни страны, интересуется культурой, окружающими его людьми и стремиться быть среди людей. П.Я. Гальперин считает, что определение степени зрелости личности устанавливается по оценке ее действий в системе отношений, существующих в данном обществе, согласно показателям того, насколько успешно человек овладевает предназначенной ему деятельностью. У А.Н. Леонтьева показателем зрелости личности может служить сложившаяся устойчивая иерархия мотивов. Д.И. Фельдштейн считает, что развитие личности представляет собой прогрессивно направленный, социально обусловленный процесс развертывания человеческой сущности, где становление зрелости выступает как интегральная линия онтогенеза. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной сферы, где доминируют высшие духовные потребности. В.А. Петровский связывает зрелость личности с персонализацией: полаганием своего бытия в других людях. А.А. Меграбян связывает развитие личности с развитием нравственного сознания. Согласно И.С. Кону, зрелая личность активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций. Развитие личности может определяться уровнем самопринятия (В.В. Столин), развитием представлений о себе, совершенствованием образа «Я» (Г.Л. Исурина) [3, с.118].

Зарубежными психологами проблема личностной зрелости поднималась в рамках психоанализа, гуманистической и когнитивной психологии. В большинстве работ зрелая личность понимается как некий идеальный человек. Это состояние психологического здоровья, развитие в полной мере своих природных способностей, продуктивность и творчество.

Гуманистическая психология рассматривает развитие человека как личности в связи с понятием «самоактуализации» [4, с.94]. Самоактуализация - это стремление человека вырасти до своей максимальной высоты, раскрыв свой природный потенциал (А. Маслоу); стремление индивида развиваться «в направлении все большей сложности» [4, с.99], самодостаточности, зрелости и компетентности (К. Роджерс); стремление к смыслу жизни, реализация ценностей и ответственность за них (В. Франкл). Г. Олпорт считал, что поведение зрелого человека отличается автономностью, оно мотивированно осознанными процессами [14, с.38].

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э. Фромма - это чувство согласия, единения с миром. К. Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность.

Согласно когнитивно-генетическому подходу (Л. Колберг), личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества.

Акцентируя внимание на социальной, личностной и психологической зрелости, большинство ученых рассматривают названные аспекты синонимично. Личностная зрелость - сложное структурное образование, включающее в себя базовые и интегративные компоненты. К базовым компонентам, прежде всего, относятся ответственность; терпимость; саморазвитие; реалистическая и устойчивая самооценка; эмоциональная стабильность и т.д. [9, с.33]. Личностная зрелость характеризуется высокой степенью сформированности и связанности тех свойств личности, которые имеют первостепенное значение для полноценного функционировании человека в обществе, и одновременной невыраженностью признаков психологического инфантилизма (невротической личности). Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и абсолютно зрелой личности, так как саморазвитие представляет собой непрерывный процесс. Поэтому для каждого возраста можно определить свой минимум личностной зрелости, а также выделить условные вертикальные уровни зрелости на пути от минимума к вершине.

Безусловно, авторы и отечественных подходов, и зарубежных концепций по-своему правы в анализе личностной зрелости, так как каждый из них «препарирует» эту проблему под своим «углом зрения», то есть исходя из собственных научных позиций. И тот факт, что в разных школах и направлениях можно наблюдать сходные представления только подтверждает объективность феномена личностной зрелости.

Таким образом, самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, ее личностного роста «изнутри», как процесс становления человека субъектом собственной жизнедеятельности, направленный на выстраивание стратегии жизни, на выстраивание иерархии ценностей, обретения смысла жизни. Можно сделать вывод, что взгляды на природу самоактуализации и особенности её проявления в жизни и деятельности во многом совпадают у представителей различных психологических направлений. Самоактуализация рассматривается как непрерывный процесс осознания личностью своих потенциальных сил (личных особенностей и возможностей), смысла жизни и собственного предназначения, стремление к их развитию и реализация через ответственный свободный выбор, творческую самодеятельность и самостроительство. Мы видим, что период взрослости (25-30 - 40-45 лет), когда человек усиливает социальное личностное развитие, это период для постижения внутриличностных противоречий, нахождения предпосылок для самоизменений и саморазвития, для самоактуализации. Периоду взрослости свойственны также позитивные изменения личности, продвигающейся с возрастом к более высоким уровням компетентности, более высоким стадиям морального развития. В этом возрасте активно продолжается и социальное развитие. Взрослые переформулируют свои цели на более реалистичные, они приобретают мудрость.



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.