Глава I. Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава I. Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации

2021-05-28 21
Глава I. Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении.

Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между жизненными ценностями личности и уровнем личностной зрелости в период взрослости.

Актуальность темы исследования.

В объективной логике онтогенетических исследований характеристики развития исходят из двух процессов - эволюции и инволюции психических функций, а период взрослости рассматривается как «некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира» [9, с.56]. Но именно в этот период человек проявляет наибольшую социальную активность и продуктивность, и опираясь на свой жизненный опыт, пересматривает весь набор своих жизненных ценностей и мотиваций пытаясь обрести себя, свое «я» - самоактуализироваться - в окружающей его действительности. От характера жизненных ценностей зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.

Исходя из выше сказанного, изучение взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии.

Объект исследования данной работы: Личностная зрелость.

Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень жизненных ценностей, а также связь между ними.

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.

Задачи исследования:

. Провести теоретический анализ проблем личностной зрелости и самоактуализации, а также рассмотреть их взаимосвязь с психологическими аспектами жизненных ценностей в период взрослости.

. Провести эмпирическое исследование для определения показателей связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.

. Выявить связь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости с помощью метода математической статистики.

.Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.

Гипотеза исследования:

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.

Теоретическая основа исследования:

Теоретико-методологической основой работы послужили основные положения гуманистического подхода к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев).

Методы исследования:

). Методы исследования и диагностики:

. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.

. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

). Методы обработки и интерпретации данных:

Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Характеристика выборки:

Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:

возрастной критерий - средний возраст испытуемых 38.5 лет;

половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.

образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.

База исследования: данное исследование проводилось с 16 по 20 апреля 2012 года на базе Представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти Российской Федерации.


Результаты исследования

 

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.

Сначала рассмотрим результаты, полученные по методике «самоактуализационный тест». Значения, полученные по всем шкалам в группе испытуемых, приведены в табл.1.

 

Таблица 1 Значения по шкалам самоактуализационного теста (Т-баллы)

Шкала

Испытуемые

Среднее значение
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
Компетентность во времени 52 53 50 54 51 54 48 55 50 57 52,4
Поддержка 49 50 54 47,5 51 54 44 46 47,5 49 49,2
Ценностные ориентации 51 53 52 56 55 58 50 59 53 58 54,5
Гибкость поведения 24 26 23 27 31 35 27 26 28 33 28
Сензитивность к себе 30 32 38 35 33 33 38 30 37 36 34,2
Спонтанность 40 38 38 42 35 36 34 36 37 44 38
Самоуважение 52 53 57 54 52 53 58 50 55 58 54,2
Самопринятие 50 54 53 52 51 55 53 50 52 51 52,1
Представления о природе человека 24 28 28 25 23 24 24 24 25 32 25,7
Синергичность 36 45 43 43 40 39 37 38 45 44 41
Принятие агрессии 38 47 45 45 42 41 39 40 47 46 43
Контактность 46 55 53 53 50 49 47 48 55 54 51
Познавательные потребности 43 52 50 50 47 46 44 45 52 51 48
Креативность 30 32 37 34 33 32 39 31 37 35 34

Как мы видим из таблицы, самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение.

Далее по значимости следует шкала компетентности во времени, которая является одной из двух базовых шкал опросника.

Теперь обратимся к рассмотрению результатов, полученных по методике «морфологический тест жизненных ценностей». Значения по шкалам данного опросника приведены в табл.2.

 

Таблица 2 Значения по методике МТЖЦ

Шкала

Испытуемые

Среднее значение
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
Развитие себя 53 53 51 54 53 54 51 55 50 57 53,1
Духовное удовлетворение 29 32 36 35 32 34 35 31 36 37 33,7
Креативность 37 45 42 41 40 38 39 39 45 44 41
Активные социальные связи 51 55 54 53 52 50 48 49 55 54 52,1
Собственный престиж 29 31 38 35 32 33 37 29 36 35 33,5
Высокое материальное положение 31 33 40 37 35 36 40 31 38 38 36
Достижение 45 54 52 52 49 48 46 47 54 53 50
Сохранение собственной индивидуальности 40 38 38 42 35 36 34 36 37 44 38,1

 

Первые четыре вида ценностей относятся к группе духовно-нравственных ценностей, остальные - к группе прагматических.

Из таблицы мы видим, что самое высокое значение отмечается по шкале развития себя.

С помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена нами была осуществлена попытка выявить взаимосвязь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями (духовно-нравственными и прагматическими) людей в период взрослости. Для этого было выполнено:

) Ранжирование значений А (жизненные ценности) и В (данные базовой шкалы поддержки). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);

) Подсчитана сумма квадратов;

) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

 

 

) Определены критические значения.

Взаимосвязь уровня личностной зрелости и жизненных ценностей показана в табл.3.:

 

Таблица 3 Взаимосвязь уровня личностной зрелости и жизненных ценностей

N Значения А Ранг А Значения В Ранг B d (ранг А - ранг В) d2
1 53.1 8 49.2 4.5 3.5 12.25
2 33.7 2 49.2 4.5 -2.5 6.25
3 41 5 49.2 4.5 0.5 0.25
4 52.1 7 49.2 4.5 2.5 6.25
5 33.5 1 49.2 4.5 -3.5 12.25
6 36 3 49.2 4.5 -1.5 2.25
7 50 6 49.2 4.5 1.5 2.25
8 38.1 4 49.2 4.5 -0.5 0.25
Суммы   36   36 0 42

 

Результат расчета коэффициента ранговой корреляции: rs = 0.5

Критические значения для N = 8:

 

N

p

  0.05 0.01
8 0.72 0.88

Как мы видим из таблицы, корреляция между данными не достигает уровня статистической значимости. Мы можем сделать вывод о том, что при такой малой выборке невозможно определение взаимосвязи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями в период взрослости не подтвердилась по причине малой выборки.

Заключение

 

В заключение проделанной работы на тему: «Личностная зрелость и самоактуализация в теории А.Маслоу», полученные в ходе исследования результаты, позволяют утверждать, что поставленные задачи не решены и гипотеза не подтверждена. Для решения поставленных задач необходимо увеличить выборку и повторить исследование.

Тем не менее, в теоретической части нами были рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов.

Так как внимание нашей работы сосредоточенно на периоде взрослости, то первую главу мы посвятили подробному рассмотрению этой возрастной категории.

Было проведено теоретическое исследование личностной зрелости и самоактуализации и рассмотрены особенности психических процессов в период взрослости.

Анализируя итоги проведённого теоретического исследования, нами были сформулированы следующие теоретические выводы: жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности.

Таким образом, мы дали теоретическое обоснование нашему исследованию.

Во второй главе мы провели эмпирическое исследование по данной проблеме, где выяснили, что в период взрослости человек обращается к духовным ценностям - развитие себя и активные социальные контакты. Первое говорит о реализации себя как в личностной, так и профессиональной сфере. Второе показывает, что индивидуальность человека проявляется через его социальные роли - дома и на работе. Чисто теоретически можно говорить о подтверждении гипотезы, но выборка слишком мала и не дает нам математических подтверждений. В итоге не была достигнута цель нашего исследования по причине малочисленности выборки.

В исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Для исследования были использованы следующие методики:

. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.

. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Проведенная обработка полученных данных не позволила определить положительные связи базовых шкал самоактуализационного теста с духовно-нравственными жизненными ценностями, и отрицательные связи - с прагматическими ценностями.

Таким образом, в результате проведенного исследования не были решены поставленные задачи и не была подтверждена гипотеза.


Литература

 

1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.

. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; Пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.

. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.

. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.

. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 1984.

. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985.

. Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. Изд. «А-Приор». М., 2007.

. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Уч. пособие. Изд. «Феникс». Ростов н/Д, 2007.

. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие. Изд. «Творческий центр «Сфера». М., 2006.

. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н.Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989.

. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.

. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.

. Олпорт Г.В. Становление личности; М.: Смысл, 2002.

. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Изд. «Речь». СПб., 2005.

. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996.

. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1991.

. Л.Хьелл, д.Зиглер. Теории личности. СПб.Питер.2005.-607с.


Приложение 1

Приложение 2

 

Текст опросника МТЖЦ

Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу:

«Для меня сейчас (ваша оценка)... «

- если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру «1»

если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «2»

если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»;

если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру «4»;

если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру «5».

1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию

. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании

. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся

. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности

. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я

. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов

. Испытывать антипатии к другим

. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня

. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании

. Быть лидером в моей семье

. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью

. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей

. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок

. Позлословить, когда у людей неприятности

. Учиться чтобы «не зарывать свой талант в землю

. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки

. Применять свои собственные методы в общественной деятельности

. Состоять членом какого-либо клуба по интересам

. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость

. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему

. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии

. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми

. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом

. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью

. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение

. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях

. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры

. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни

. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее

. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании

. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде

. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе

. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга

. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников

. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность

. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность

. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью

. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби

. Придумывать новые упражнения для физической разминки

. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой

. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей

. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень

. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния

. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах

. Знать свои способности в сфере хобби

. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки

. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был

. В работе быстро достигать намеченных целей

. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение

. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи

. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер

. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам

. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.)

. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе»

. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах

. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность

. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности

. Учиться, получая при этом удовольствие

. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье

. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми

. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению

. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий

. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах

. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса

. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину

. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой

. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей

. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия

. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение

. Не говорить с умыслом неприятных вещей

. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать

. В супружестве быть всегда абсолютно надежным

. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась

. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же

. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство

. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу

. Чтобы приемы моей работы изменялись

. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей

. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения

. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности

. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)

. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы

. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов

. Быть полезным для общества

. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби

. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей

. Внимательно следить за тем, как я одет

. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами

. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю

. Тщательно планировать свою семейную жизнь

. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение

. Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении

. Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения

. Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени

. Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке

. Всегда охотно признавать свои ошибки

. Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других

. Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность

. Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату

. Иметь собственные политические убеждения

. Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся

. Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте

. Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться

. Перед началом работы четко ее распланировать

. Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы)

. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению

. Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте

. Не завидовать удаче других

. Иметь высокооплачиваемую работу

. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность

Введение

 

Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении.

Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между жизненными ценностями личности и уровнем личностной зрелости в период взрослости.

Актуальность темы исследования.

В объективной логике онтогенетических исследований характеристики развития исходят из двух процессов - эволюции и инволюции психических функций, а период взрослости рассматривается как «некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира» [9, с.56]. Но именно в этот период человек проявляет наибольшую социальную активность и продуктивность, и опираясь на свой жизненный опыт, пересматривает весь набор своих жизненных ценностей и мотиваций пытаясь обрести себя, свое «я» - самоактуализироваться - в окружающей его действительности. От характера жизненных ценностей зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.

Исходя из выше сказанного, изучение взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии.

Объект исследования данной работы: Личностная зрелость.

Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень жизненных ценностей, а также связь между ними.

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.

Задачи исследования:

. Провести теоретический анализ проблем личностной зрелости и самоактуализации, а также рассмотреть их взаимосвязь с психологическими аспектами жизненных ценностей в период взрослости.

. Провести эмпирическое исследование для определения показателей связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.

. Выявить связь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости с помощью метода математической статистики.

.Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.

Гипотеза исследования:

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.

Теоретическая основа исследования:

Теоретико-методологической основой работы послужили основные положения гуманистического подхода к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев).

Методы исследования:

). Методы исследования и диагностики:

. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.

. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

). Методы обработки и интерпретации данных:

Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Характеристика выборки:

Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:

возрастной критерий - средний возраст испытуемых 38.5 лет;

половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.

образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.

База исследования: данное исследование проводилось с 16 по 20 апреля 2012 года на базе Представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти Российской Федерации.


Глава I. Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.