Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2021-05-28 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении.
Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между жизненными ценностями личности и уровнем личностной зрелости в период взрослости.
Актуальность темы исследования.
В объективной логике онтогенетических исследований характеристики развития исходят из двух процессов - эволюции и инволюции психических функций, а период взрослости рассматривается как «некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира» [9, с.56]. Но именно в этот период человек проявляет наибольшую социальную активность и продуктивность, и опираясь на свой жизненный опыт, пересматривает весь набор своих жизненных ценностей и мотиваций пытаясь обрести себя, свое «я» - самоактуализироваться - в окружающей его действительности. От характера жизненных ценностей зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.
|
Исходя из выше сказанного, изучение взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии.
Объект исследования данной работы: Личностная зрелость.
Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень жизненных ценностей, а также связь между ними.
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.
Задачи исследования:
. Провести теоретический анализ проблем личностной зрелости и самоактуализации, а также рассмотреть их взаимосвязь с психологическими аспектами жизненных ценностей в период взрослости.
. Провести эмпирическое исследование для определения показателей связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.
. Выявить связь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости с помощью метода математической статистики.
.Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.
Теоретическая основа исследования:
Теоретико-методологической основой работы послужили основные положения гуманистического подхода к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев).
|
Методы исследования:
). Методы исследования и диагностики:
. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.
. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
). Методы обработки и интерпретации данных:
Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Характеристика выборки:
Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
возрастной критерий - средний возраст испытуемых 38.5 лет;
половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.
образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.
База исследования: данное исследование проводилось с 16 по 20 апреля 2012 года на базе Представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти Российской Федерации.
Результаты исследования
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.
Сначала рассмотрим результаты, полученные по методике «самоактуализационный тест». Значения, полученные по всем шкалам в группе испытуемых, приведены в табл.1.
Таблица 1 Значения по шкалам самоактуализационного теста (Т-баллы)
Шкала | Испытуемые | Среднее значение | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Компетентность во времени | 52 | 53 | 50 | 54 | 51 | 54 | 48 | 55 | 50 | 57 | 52,4 |
Поддержка | 49 | 50 | 54 | 47,5 | 51 | 54 | 44 | 46 | 47,5 | 49 | 49,2 |
Ценностные ориентации | 51 | 53 | 52 | 56 | 55 | 58 | 50 | 59 | 53 | 58 | 54,5 |
Гибкость поведения | 24 | 26 | 23 | 27 | 31 | 35 | 27 | 26 | 28 | 33 | 28 |
Сензитивность к себе | 30 | 32 | 38 | 35 | 33 | 33 | 38 | 30 | 37 | 36 | 34,2 |
Спонтанность | 40 | 38 | 38 | 42 | 35 | 36 | 34 | 36 | 37 | 44 | 38 |
Самоуважение | 52 | 53 | 57 | 54 | 52 | 53 | 58 | 50 | 55 | 58 | 54,2 |
Самопринятие | 50 | 54 | 53 | 52 | 51 | 55 | 53 | 50 | 52 | 51 | 52,1 |
Представления о природе человека | 24 | 28 | 28 | 25 | 23 | 24 | 24 | 24 | 25 | 32 | 25,7 |
Синергичность | 36 | 45 | 43 | 43 | 40 | 39 | 37 | 38 | 45 | 44 | 41 |
Принятие агрессии | 38 | 47 | 45 | 45 | 42 | 41 | 39 | 40 | 47 | 46 | 43 |
Контактность | 46 | 55 | 53 | 53 | 50 | 49 | 47 | 48 | 55 | 54 | 51 |
Познавательные потребности | 43 | 52 | 50 | 50 | 47 | 46 | 44 | 45 | 52 | 51 | 48 |
Креативность | 30 | 32 | 37 | 34 | 33 | 32 | 39 | 31 | 37 | 35 | 34 |
Как мы видим из таблицы, самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение.
|
Далее по значимости следует шкала компетентности во времени, которая является одной из двух базовых шкал опросника.
Теперь обратимся к рассмотрению результатов, полученных по методике «морфологический тест жизненных ценностей». Значения по шкалам данного опросника приведены в табл.2.
Таблица 2 Значения по методике МТЖЦ
Шкала | Испытуемые | Среднее значение | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Развитие себя | 53 | 53 | 51 | 54 | 53 | 54 | 51 | 55 | 50 | 57 | 53,1 |
Духовное удовлетворение | 29 | 32 | 36 | 35 | 32 | 34 | 35 | 31 | 36 | 37 | 33,7 |
Креативность | 37 | 45 | 42 | 41 | 40 | 38 | 39 | 39 | 45 | 44 | 41 |
Активные социальные связи | 51 | 55 | 54 | 53 | 52 | 50 | 48 | 49 | 55 | 54 | 52,1 |
Собственный престиж | 29 | 31 | 38 | 35 | 32 | 33 | 37 | 29 | 36 | 35 | 33,5 |
Высокое материальное положение | 31 | 33 | 40 | 37 | 35 | 36 | 40 | 31 | 38 | 38 | 36 |
Достижение | 45 | 54 | 52 | 52 | 49 | 48 | 46 | 47 | 54 | 53 | 50 |
Сохранение собственной индивидуальности | 40 | 38 | 38 | 42 | 35 | 36 | 34 | 36 | 37 | 44 | 38,1 |
Первые четыре вида ценностей относятся к группе духовно-нравственных ценностей, остальные - к группе прагматических.
Из таблицы мы видим, что самое высокое значение отмечается по шкале развития себя.
С помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена нами была осуществлена попытка выявить взаимосвязь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями (духовно-нравственными и прагматическими) людей в период взрослости. Для этого было выполнено:
) Ранжирование значений А (жизненные ценности) и В (данные базовой шкалы поддержки). Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
|
) Подсчитана сумма квадратов;
) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
) Определены критические значения.
Взаимосвязь уровня личностной зрелости и жизненных ценностей показана в табл.3.:
Таблица 3 Взаимосвязь уровня личностной зрелости и жизненных ценностей
N | Значения А | Ранг А | Значения В | Ранг B | d (ранг А - ранг В) | d2 |
1 | 53.1 | 8 | 49.2 | 4.5 | 3.5 | 12.25 |
2 | 33.7 | 2 | 49.2 | 4.5 | -2.5 | 6.25 |
3 | 41 | 5 | 49.2 | 4.5 | 0.5 | 0.25 |
4 | 52.1 | 7 | 49.2 | 4.5 | 2.5 | 6.25 |
5 | 33.5 | 1 | 49.2 | 4.5 | -3.5 | 12.25 |
6 | 36 | 3 | 49.2 | 4.5 | -1.5 | 2.25 |
7 | 50 | 6 | 49.2 | 4.5 | 1.5 | 2.25 |
8 | 38.1 | 4 | 49.2 | 4.5 | -0.5 | 0.25 |
Суммы | 36 | 36 | 0 | 42 |
Результат расчета коэффициента ранговой корреляции: rs = 0.5
Критические значения для N = 8:
N | p | |
0.05 | 0.01 | |
8 | 0.72 | 0.88 |
Как мы видим из таблицы, корреляция между данными не достигает уровня статистической значимости. Мы можем сделать вывод о том, что при такой малой выборке невозможно определение взаимосвязи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями в период взрослости не подтвердилась по причине малой выборки.
Заключение
В заключение проделанной работы на тему: «Личностная зрелость и самоактуализация в теории А.Маслоу», полученные в ходе исследования результаты, позволяют утверждать, что поставленные задачи не решены и гипотеза не подтверждена. Для решения поставленных задач необходимо увеличить выборку и повторить исследование.
Тем не менее, в теоретической части нами были рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме личностной зрелости во взглядах отечественных и зарубежных авторов.
Так как внимание нашей работы сосредоточенно на периоде взрослости, то первую главу мы посвятили подробному рассмотрению этой возрастной категории.
Было проведено теоретическое исследование личностной зрелости и самоактуализации и рассмотрены особенности психических процессов в период взрослости.
Анализируя итоги проведённого теоретического исследования, нами были сформулированы следующие теоретические выводы: жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее жизненной позиции, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности.
Таким образом, мы дали теоретическое обоснование нашему исследованию.
Во второй главе мы провели эмпирическое исследование по данной проблеме, где выяснили, что в период взрослости человек обращается к духовным ценностям - развитие себя и активные социальные контакты. Первое говорит о реализации себя как в личностной, так и профессиональной сфере. Второе показывает, что индивидуальность человека проявляется через его социальные роли - дома и на работе. Чисто теоретически можно говорить о подтверждении гипотезы, но выборка слишком мала и не дает нам математических подтверждений. В итоге не была достигнута цель нашего исследования по причине малочисленности выборки.
|
В исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Для исследования были использованы следующие методики:
. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.
. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Проведенная обработка полученных данных не позволила определить положительные связи базовых шкал самоактуализационного теста с духовно-нравственными жизненными ценностями, и отрицательные связи - с прагматическими ценностями.
Таким образом, в результате проведенного исследования не были решены поставленные задачи и не была подтверждена гипотеза.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер; Пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. М.: Фонд «За экон. грамотность», 1995.
. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983.
. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001.
. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. М., 1984.
. Жизнь как творчество (социально-психологический анализ). Киев, 1985.
. Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. Изд. «А-Приор». М., 2007.
. Косякова О.О. Возрастные кризисы. Уч. пособие. Изд. «Феникс». Ростов н/Д, 2007.
. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Уч. пособие. Изд. «Творческий центр «Сфера». М., 2006.
. Лабиринты одиночества. Пер. с англ. / Сост. Н.Е. Покровский. М.: Прогресс, 1989.
. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.
. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2006. 352 с.
. Олпорт Г.В. Становление личности; М.: Смысл, 2002.
. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
. Рыбалко Е.Ф., Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Изд. «Речь». СПб., 2005.
. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996.
. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1991.
. Л.Хьелл, д.Зиглер. Теории личности. СПб.Питер.2005.-607с.
Приложение 1
Приложение 2
Текст опросника МТЖЦ
Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу:
«Для меня сейчас (ваша оценка)... «
- если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру «1»
если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «2»
если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»;
если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру «4»;
если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру «5».
1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию
. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании
. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся
. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности
. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я
. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов
. Испытывать антипатии к другим
. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня
. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании
. Быть лидером в моей семье
. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью
. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей
. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок
. Позлословить, когда у людей неприятности
. Учиться чтобы «не зарывать свой талант в землю
. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки
. Применять свои собственные методы в общественной деятельности
. Состоять членом какого-либо клуба по интересам
. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость
. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему
. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии
. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми
. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом
. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью
. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение
. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях
. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры
. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни
. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее
. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании
. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде
. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе
. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга
. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников
. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность
. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность
. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью
. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби
. Придумывать новые упражнения для физической разминки
. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой
. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей
. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень
. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния
. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах
. Знать свои способности в сфере хобби
. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки
. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был
. В работе быстро достигать намеченных целей
. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение
. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи
. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер
. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам
. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.)
. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе»
. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах
. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность
. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности
. Учиться, получая при этом удовольствие
. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье
. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми
. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению
. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий
. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах
. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса
. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину
. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой
. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей
. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия
. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение
. Не говорить с умыслом неприятных вещей
. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать
. В супружестве быть всегда абсолютно надежным
. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась
. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же
. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство
. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу
. Чтобы приемы моей работы изменялись
. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей
. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения
. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности
. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)
. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы
. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов
. Быть полезным для общества
. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби
. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей
. Внимательно следить за тем, как я одет
. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами
. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю
. Тщательно планировать свою семейную жизнь
. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение
. Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении
. Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения
. Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени
. Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке
. Всегда охотно признавать свои ошибки
. Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других
. Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность
. Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату
. Иметь собственные политические убеждения
. Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся
. Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте
. Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться
. Перед началом работы четко ее распланировать
. Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы)
. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению
. Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте
. Не завидовать удаче других
. Иметь высокооплачиваемую работу
. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность
Введение
Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении.
Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между жизненными ценностями личности и уровнем личностной зрелости в период взрослости.
Актуальность темы исследования.
В объективной логике онтогенетических исследований характеристики развития исходят из двух процессов - эволюции и инволюции психических функций, а период взрослости рассматривается как «некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира» [9, с.56]. Но именно в этот период человек проявляет наибольшую социальную активность и продуктивность, и опираясь на свой жизненный опыт, пересматривает весь набор своих жизненных ценностей и мотиваций пытаясь обрести себя, свое «я» - самоактуализироваться - в окружающей его действительности. От характера жизненных ценностей зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.
Исходя из выше сказанного, изучение взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии.
Объект исследования данной работы: Личностная зрелость.
Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень жизненных ценностей, а также связь между ними.
Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.
Задачи исследования:
. Провести теоретический анализ проблем личностной зрелости и самоактуализации, а также рассмотреть их взаимосвязь с психологическими аспектами жизненных ценностей в период взрослости.
. Провести эмпирическое исследование для определения показателей связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.
. Выявить связь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости с помощью метода математической статистики.
.Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.
Гипотеза исследования:
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.
Теоретическая основа исследования:
Теоретико-методологической основой работы послужили основные положения гуманистического подхода к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев).
Методы исследования:
). Методы исследования и диагностики:
. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.
. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.
). Методы обработки и интерпретации данных:
Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.
Характеристика выборки:
Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:
возрастной критерий - средний возраст испытуемых 38.5 лет;
половой критерий - в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.
образовательный критерий - в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.
База исследования: данное исследование проводилось с 16 по 20 апреля 2012 года на базе Представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти Российской Федерации.
Глава I. Теоретическое исследование проблем личностной зрелости и самоактуализации
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!