Психологическая характеристика периода взрослости — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Психологическая характеристика периода взрослости

2021-05-28 104
Психологическая характеристика периода взрослости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает - апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) - наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Для определения возрастных границ взрослости важным являются не только биологические и социальные причины, но и конкретные социально-экономические условия, в которых рос и развивался человек. Проводились различные исследования с целью отделить период взрослости, с одной стороны, от отрочества, юности и молодости, а с другой - от старости, а также для того, чтобы разделить саму взрослость на отдельные периоды - раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Однако до сих пор сложно выделить четкие хронологические рамки периода взрослости, есть еще много неточностей в характеристиках и временных границах данного периода.

Например, многие авторы отождествляют раннюю взрослость с периодом юности (ее хронологические рамки - от 15-16 до 22-25 лет); среднюю взрослость - с периодом молодости (от 20-35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25-40 лет - Д. Б. Бромлей, 25-50 лет (Д. Биррен), до 36-60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст - со старостью (от 55 лет и старше). Обычно считается, что верхняя граница взрослости совпадает в социальном плане с окончанием школы и началом профессионального обучения (17-18 лет), а нижняя - с выходом на пенсию (55-60 лет) [11, с.132].

Физиологическая взрослость наступает, когда все системы организма могут функционировать оптимально. Что же касается юридической и социальной взрослости, то человек считается взрослым, когда он способен соблюдать социальные правила и нормы, занимать те или иные статусные позиции, когда он имеет некоторые социальные достижения (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), может отвечать за свои поступки и действия.

В психологическом плане для чувства взрослости важно, относит ли себя человек к определенной возрастной категории, для чего важную роль играет наличие семьи и родительского опыта. Также взрослость связывается с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.

Принято считать, что взрослым людям присущи следующие личностные характеристики [16, с.211]:

) способность принимать решения и брать на себя ответственность;

) наличие организаторских способностей и желания обладать властью;

) способность интеллектуально и эмоционально поддержать других людей;

) стремление к цели и уверенность в себе;

) склонность к философским обобщениям;

) умение защищать собственные ценности и принципы, способность решать возникающие в реальности проблемы посредством собственной воли;

) формирование индивидуального стиля жизни;

) желание тем или иным образом влиять на мир, передавать накопленный опыт следующему поколению;

) рационализм, реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

) наличие стабильных ролей в социуме.

Именно эти новообразования помогают взрослым к середине периода - к 40 годам - чувствовать себя уверенными в себе и испытывать устойчивость в жизни.

Несмотря на то, что взрослость кажется периодом стабильности и устойчивости, в этот период также, как и в другие, имеет место некоторая противоречивость. Наряду с переживанием чувства стабильности взрослому человеку также свойственны сомнения по поводу правильности понимания и реализации им своего настоящего жизненного предназначения. Если сам человек дает негативную оценку пройденного им пути, если считает, что ему нужно простраивать другой жизненный путь, то данное противоречие вызывает серьезные проблемы. Период взрослости позволяет человеку еще раз переосмыслить свою жизнь и повернуть ее в том направлении, которое он считает нужным для себя.

Еще одной задачей взрослости является умение преодолеть переживание того, что не все в жизни получилось так, как бы он хотел, как он представлял себе это на предыдущих возрастных этапах. У взрослого человека создается философское отношение и и возникает личностная терпимость к промахам и неудачам, он научается принимать и ценить свою жизнь такой, какой она сложилась на данный момент. Человек учится находить в своем возрасте правильное, положительное, ценностное, достойное. С помощью рефлексии человек возвращается в свое прошлое, лучше понимает свой внутренний мир.

В молодости человек живет ориентацией на будущее, ждет настоящей жизни, которая начнется, когда он закончит профессиональное обучение, когда дети станут старше, когда будет возможность защитить диссертацию, купить квартиру, приличную машину, поехать поработать за границу, продвинуться по карьерной лестнице и т.д. Взрослый же человек чаще всего ставит цели, относящиеся к настоящему моменту и касающиеся текущего времени личности, ее самореализации и отдачи здесь и теперь. Поэтому многие люди, достигшие середины взрослости, хотят начать жить заново, ищут новые пути и возможности самоактуализации. Взрослый человек сильно ощущает, как быстро уходит время его жизни, ему не хочется тратить его зря, он старается рационально подойти к его распределению, планированию, к выдвижению задач на будущее [5, с.177].

Важным элементом развития человека в период взрослости является смена основных видов деятельности, часто это касается профессии. Именно в это время человек наиболее полно формируется, как субъект общения, труда, познания. В современном обществе взрослому человеку просто необходимо постоянно повышать уровень своих знаний и профессиональных навыков, расширять сферу своего межличностного общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют различные фазы его развития - подготовительную, старт, кульминацию и финиш. Взрослый человек получает экономическую независимость от родителей или других людей. Разнообразные права и обязанности формируют новый статус человека в разных жизненных сферах, в обществе и деятельности, на работе и в семье. Все профессиональные и социальные роли человека объединяются. Если самым важным в период молодости было встретить любимого человека, найти верных друзей, создать крепкую семью, достичь хороших жилищных и материальных условий, то на этапе взрослости, особенно ранней (26- 30 лет), жизненные планы подвергаются изменениям, так как большинство людей к данному возрасту уже построили свою семью. Люди данной возрастной группы проявляют заботу об улучшении жилищных условий, о том, как лучше воспитывать детей, также перед ними стоят задачи получение хорошей и интересной работы, развития себя как профессионала.

Из этого можно сделать вывод, что содержательно жизненные планы взрослых людей меняются под влиянием изменений, происходящих в их социальном положении. В качестве внутренней основы возрастной динамики жизненных планов выступают изменения, происходящие в картине субъективных личностных ценностей, которые складываются под влиянием интериоризации, усвоения ценностей общества и собственной активности в социуме.

Особую важность периода взрослости многие видят в том, что человек входит во все многообразие социальных отношений, тем самым становясь их субъектом, формируя сознательное отношение к окружающей его действительности. На данном возрастном этапе интегрируются отношения человека и формируется его характер как система (сам процесс характерообразования начинается в детстве). Важной характеристикой взрослости, в особенности завершающего ее этапа (35-45 лет), является генеративность, выражающаяся в стремлении оказать влияние на следующее поколение посредством собственных детей, внести теоретический или практический вклад в развитие общества. Генеративность показывает, насколько человек способен оглядываться по сторонам, проявлять заинтересованность другими людьми, быть продуктивным. Считается, что все это и дает человеку ощущение счастья в данном возрасте. По мнению Э. Эриксона [17], взрослый человек формулирует свое отношение к внешнему миру, его будущему развитию и собственному участию в этом развитии. Важнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни - это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. Большую роль в этом процессе играет то, насколько продукты и влияния человека являются общественно ценными, в этом и определяется личностная ценность жизни. Посредством тех изменений, которые личность внесла в общественный мир, она может познать себя, раскрыть настоящий уровень собственной жизни, постичь внутриличностные противоречия, найти предпосылки для самоизменений и саморазвития.

Таким образом, мы видим, что на этапе взрослости (25-30 - 40-45 лет) усиливается социальное личностное развитие, человек по максимуму входит в разнообразные сферы общественных отношений и деятельности. Все это требует мобилизации человеческих ресурсов, в числе которых и индивидные природные задатки. В то же время процесс личностного развития зависит от того, насколько она социально активна и продуктивна. Период взрослости считается наиболее благоприятным для формирования основных личностных подструктур, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.