Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу

2021-05-28 27
Проблема личностной зрелости и самоактуализации в теории А. Маслоу 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Можно сказать, что к середине XX века состояние психологии было таковым, что главной особенностью большинства ее направлений был предельный прагматизм, внимание исследователей было сосредоточено на механизмах адаптации, приспособления к той реальности, в которой живет человек. Теории принципиально не рассматривали ничего, выходящего за рамки обыденного (в позитивном смысле) опыта, не давали критического анализа действительности исходя из интересов развития личности, и, тем более, не призывали к социальным переменам. Именно из наличной реальности следовало человеку выбирать идеалы для попыток подражания и формирования поведенческих паттернов и ролевого репертуара.

Представления о развитии личности, личностном росте, разрабатывались академической психологией в духе психофизиологических теорий о надстройке функциональных систем над физиологическими в ходе переживания личного опыта. Практические рекомендации не выходили за рамки совершенствования образовательных и воспитательных технологий [4, с.113].

Психоаналитические школы рассматривали личностный рост в связи с проблемами преодоления тревоги, фиксаций, неврозов, комплексов. Практические рекомендации не выходили за рамки совершенствования методов лечения неврозов и психопрофилактики. Аналитическая психология К. Юнга описывала процессы развития в метафорическом, эзотерическом стиле, доступном пониманию лишь узкого круга интеллектуалов. Движение могло осуществляться только при одновременном действии «иррационального зова Самости», сознательного морального выбора и жесткого давления обстоятельств. Цели развития человека выносились за пределы действительности, их достижение предполагало уход от практической деятельности [18, с.88]. Индивидуальная психология А. Адлера рассматривала любые цели как исходно фиктивные, движение в направлении развития рассматривалось непременно в связи с борьбой с недостаточностью органов, «жизненным стилем» и «комплексом неполноценности». Неверные шаги на пути компенсации неполноценности могли привести к катастрофической «гиперкомпенсации», примером которой описывался Адольф Гитлер [2, с.62].

Таким образом, не существовало удовлетворительной научной концепции перспектив личностного развития и роста для нормального среднего прагматичного человека, не испытывающего жесткого давления внешних обстоятельств, не страдающего от неврозов и комплексов, не слышащего «иррациональный зов Самости», решившего свои адаптационные проблемы, построившего свой дом, купившего машину, обеспечившего своих детей средствами на учебу. Ни одна из указанных теорий, кроме того, не давала «ключа» к обретению творческой инициативы и креативности, поиску и нахождению принципиально новых решений, от которых зависит значимый успех в любой сфере жизнедеятельности.

Перед новой научной теорией стояли следующие задачи [4, с.117]:

во-первых, ей нужно было разработать концепцию развития личности, которая бы отвечала новым обстоятельствам истории, требующим творческого подхода к решению проблем, инициативы, а не только приспособления к существующей реальности;

во-вторых, она должна была расширить утерянный в связи с обособлением от философии и религии горизонт, попытаться дать свои, основанные на достигнутых психологией результатах, ответы на «первые» и «последние» вопросы, хотя бы в гипотетической форме мета-теории;

в-третьих, она должна была не только наметить широкую и дальнюю перспективу человечества, но и указать способы и методы развития и роста человека, наметить пути его самосовершенствования.

Именно этот вакуум и попыталась заполнить «гуманистическая» психология и теория самоактуализации.

Понятие самоактуализации появилось в гуманистической психологии. Впервые этот термин ввел Курт Гольдштейн. Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К. Гольдштейну организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом - самоактуализацией (самореализацией). К. Роджерс например, полагает, что в каждом есть стремление становиться компетентным и способным на столько, насколько только это возможно для нас биологически. «Как растение стремиться быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» [15, с.45].

Один из ведущих психологов гуманистического направления Абрахам Маслоу проанализировал потребности психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа - базовые потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании). Вторая группа - это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно, только при удовлетворении базовых потребностей. «Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности» [12, с.127]. Этому понятию очень трудно дать точное определение.

Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации - внутреннее, и не связано с внешним одобрением. Самоактуализация это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому Пути просветления. Это - способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе, - это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения.

Психически полноценный человек, по А. Маслоу, это - самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1-4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития [13, с.76].

Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого - проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д.

В начале своего исследования самоактуализации А. Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на три группы. К первой группе «весьма определенных случаев» он отнес Т. Джефферсона, А. Линкольна, У. Джеймса, Д. Адамс, А. Эйнштейна и Элеонору Рузвельт. Во вторую группу вошли «весьма вероятные случаи» - это были современники, которым «чуть-чуть» не хватало до самоактуализации. В третью группу «потенциальных или возможных случаев» вошли такие известные люди, как Б. Франклин, У. Уитмен, О. Хаксли.

Всех самоактуализирующихся людей объединяет следующее [13, с.88]:

во-первых, каждый из них имеет реальные достижения в сфере социума, мира действительности, а не в борьбе «против» действительности;

во-вторых, их достижения признаны при жизни, оценки экспертов не противоречат их самооценке, а также согласовываются с публичной положительной оценкой социума их творческой, научной, политической и общественной деятельности;

в-третьих, никто не объясняет успех этих людей как результат долгой борьбы с невротическими состояниями, иррациональным зовом или недостаточности органов.

Маслоу выделил определенные признаки, которым должна соответствовать самоактуализирующаяся личность, именно в этих признаках и проявляется самоактуализация [12, с.167]:

. Восприятие реальности является более эффективным.

. Принятие других людей, природы и себя.

. Естественность, непосредственность и простота.

. Центрированность на проблеме.

. Потребность в уединении, независимость.

. Независимость от окружения и культуры (автономия).

. Свежесть восприятия.

. Вершинные или мистические переживания.

. Общественный интерес.

. Умение выстраивать глубокие межличностные отношения.

. Демократический склад характера.

. Разграничение средств и целей.

. Философское чувство юмора.

. Креативность.

. Сопротивление окультуриванию.

Таким образом, под самоактуализацией в современной психологии понимается особый вид деятельности человека, направленный на самосовершенствование, развитие своей социальной и индивидуальной компетентности, максимально возможное использование своего потенциала на благо общества и самого себя.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.