С тяжелыми нарушениями речи с 1 по 4 класс — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

С тяжелыми нарушениями речи с 1 по 4 класс

2021-05-27 22
С тяжелыми нарушениями речи с 1 по 4 класс 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Я – УЧЕНИК»

                                                                                             

 

                                                                    

                                                                                     Возрастная категория 7-11 лет.

                                                                               Педагог-психолог: Шатырко О.Ю.

 

 

г.Челябинск

2017 год

Содержание программы

 

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2.  Общая характеристика коррекционного курса………………………………………13
  3. Место коррекционного курса в учебном плане………………………………………17
  4.  Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса…………….................18
  5.  Планируемый результаты освоения детьми программы…………………………….20
  6. Содержание коррекционного курса……………………………………………………22
  7. Календарно тематическое планирование……………………………………………..26

7.1  1-й класс

7.2  2-й класс

7.3  3-класс

7.4  4-класс

  1. Материально техническое обеспечение деятельности педагога-психолога ………46

Использованная и рекомендованная литература……………………………………..47

 

ТАБЛИЦА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

 

- Конвенция о правах ребенка (20.11.1989) Часть 1 ст.28 (п.1.2.), ст. 29 (п.1).

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.).

- Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Федеральные документы:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·  Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 ВК-45/07 «О введении ФГОС ОВЗ. Методические рекомендации по вопросам федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК – 270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

· Письмо Рособрнадзора от 16 апреля 2015г. № 01.50.174/07 – 1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. № НТ – 392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).

·  Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

· Письмо Минобрнауки России от 11.07.2016 ВК – 1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·  Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10».

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».

· Письмо заместителя Минобрнауки России ТС – 728/07 от 15.03.2018 «Об организации работы по СИПР».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

· Министерство Просвещения РФ Распоряжение от 9 сентября 2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

· Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152 – ФЗ «О персональных данных».

· Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

· Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).

· Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2016 год.

·  Концепция развития образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ: 2020-2030.

·  Письмо Министерства Просвещения РФ от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью».

· Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года).

 

Региональные документы:

· Закон Челябинской области от 29.08.2013 №515-30 «Об образовании в Челябинской области/ Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 №1543.

· Инструктивно-методическое письмо ГУО и Н от 14 октября 2002 года №05-3613 «Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Челябинской области».

· Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2017 № 1213/10414 «О направлении рекомендаций по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего, основного общего и среднего общего образования».

· Методические рекомендации «Модели организации образовательной деятельности при инклюзивном образовании» (письмо МОиН Челябинской области от 27.10.2017 №1213/10414).

· Письмо Министерства образования и науки Челябинской области                от 04.07.2014 г. №03-02/4235 «О типовых пакетах специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Муниципальные документы:

       Комитет по делам образования г.Челябинска № 16 02/6507 от 19.08.2019 год «Рекомендации по преемственности в создании специальных условий для получения качественного образования обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) на уровне начального общего образования и основной общеобразовательной школы».

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска».

     

В соответствии с ФГОС учебно-воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно-деятельностный подход к обучению. Поэтому в качестве основных целей и задач программы адаптации следует выделять формирование:

  • четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;
  • позитивной самооценки;
  • уверенности ребенка в своих возможностях;
  • мотивации к познанию и обучению;
  • первичных регулятивных компетенций.
  • определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность первоклассника к самостоятельному овладению новыми знаниями;
  • готовности к саморазвитию;
  • личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;
  • основных ценностно-смысловых установок;
  • навыков сотрудничества;
  • умения понимать свои чувства и чувства других.

     

 

 

Отдельно в ФГОС указывается на здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим программа адаптации первоклассников к школе должна быть нацелена и на ознакомление детей с основами здорового способа жизни, и на создание условий для сохранения их психологического и физического здоровья в период обучения.

   Главное отличие программы адаптации первоклассников к школе по ФГОС заключается в особом внимании к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, размышлениям и чувствам. Важно не просто подстроить его к школьному ритму жизни, а помочь найти свое место в коллективе в соответствии с присущими ему индивидуальными особенностями.

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.

Курс психологии «Тропинка к своему Я» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа коррекционно-развивающего курса предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 7 до 11 лет (далее Программа), в том числе для детей - инвалидов.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

           

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 - осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

-  умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

 

Задачи направлены на формирование:

  • четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;
  • позитивной самооценки;
  • уверенности ребенка в своих возможностях;
  • мотивации к познанию и обучению;
  • первичных регулятивных компетенций.
  • определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность младшего школьника к самостоятельному овладению новыми знаниями;
  • готовности к саморазвитию;
  • личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;
  • основных ценностно-смысловых установок;
  • навыков сотрудничества;
  • умения понимать свои чувства и чувства других.

  Принципы построения Программы:

· системность коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий.

· единство диагностики и коррекции.

· учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

· комплексность методов психологического воздействия.

· возрастание сложности.

· учет объема и степени разнообразия материала.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.