Рабочая программа коррекционно-развивающего курса по адаптации детей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса по адаптации детей

2021-05-27 22
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса по адаптации детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса по адаптации детей

С тяжелыми нарушениями речи с 1 по 4 класс

«Я – УЧЕНИК»

                                                                                             

 

                                                                    

                                                                                     Возрастная категория 7-11 лет.

                                                                               Педагог-психолог: Шатырко О.Ю.

 

 

г.Челябинск

2017 год

Содержание программы

 

 

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………3
  2.  Общая характеристика коррекционного курса………………………………………13
  3. Место коррекционного курса в учебном плане………………………………………17
  4.  Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса…………….................18
  5.  Планируемый результаты освоения детьми программы…………………………….20
  6. Содержание коррекционного курса……………………………………………………22
  7. Календарно тематическое планирование……………………………………………..26

7.1  1-й класс

7.2  2-й класс

7.3  3-класс

7.4  4-класс

  1. Материально техническое обеспечение деятельности педагога-психолога ………46

Использованная и рекомендованная литература……………………………………..47

 

ТАБЛИЦА

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Пояснительная записка

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

 

- Конвенция о правах ребенка (20.11.1989) Часть 1 ст.28 (п.1.2.), ст. 29 (п.1).

- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971г.).

- Декларация о правах инвалидов (1975г.).

Федеральные документы:

· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·  Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 ВК-45/07 «О введении ФГОС ОВЗ. Методические рекомендации по вопросам федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 № ВК – 270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».

· Письмо Рособрнадзора от 16 апреля 2015г. № 01.50.174/07 – 1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2014 г. № НТ – 392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г. № 32 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г. N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).

·  Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

· Письмо Минобрнауки России от 11.07.2016 ВК – 1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК – 452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·  Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10».

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ».

· Письмо заместителя Минобрнауки России ТС – 728/07 от 15.03.2018 «Об организации работы по СИПР».

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

· Министерство Просвещения РФ Распоряжение от 9 сентября 2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

· Федеральный закон от 27 июля 2006 года №152 – ФЗ «О персональных данных».

· Приказ Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».

· Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).

· Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2016 год.

·  Концепция развития образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ: 2020-2030.

·  Письмо Министерства Просвещения РФ от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью».

· Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ (в редакции 19 октября 2015 года).

 

Региональные документы:

· Закон Челябинской области от 29.08.2013 №515-30 «Об образовании в Челябинской области/ Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 №1543.

· Инструктивно-методическое письмо ГУО и Н от 14 октября 2002 года №05-3613 «Организация интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях Челябинской области».

· Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 27.10.2017 № 1213/10414 «О направлении рекомендаций по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в условиях инклюзивного образования в общеобразовательных организациях по образовательным программам начального общего, основного общего, основного общего и среднего общего образования».

· Методические рекомендации «Модели организации образовательной деятельности при инклюзивном образовании» (письмо МОиН Челябинской области от 27.10.2017 №1213/10414).

· Письмо Министерства образования и науки Челябинской области                от 04.07.2014 г. №03-02/4235 «О типовых пакетах специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».

Муниципальные документы:

       Комитет по делам образования г.Челябинска № 16 02/6507 от 19.08.2019 год «Рекомендации по преемственности в создании специальных условий для получения качественного образования обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) на уровне начального общего образования и основной общеобразовательной школы».

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «С(К)ОШ № 11 г. Челябинска».

     

В соответствии с ФГОС учебно-воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно-деятельностный подход к обучению. Поэтому в качестве основных целей и задач программы адаптации следует выделять формирование:

  • четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;
  • позитивной самооценки;
  • уверенности ребенка в своих возможностях;
  • мотивации к познанию и обучению;
  • первичных регулятивных компетенций.
  • определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность первоклассника к самостоятельному овладению новыми знаниями;
  • готовности к саморазвитию;
  • личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;
  • основных ценностно-смысловых установок;
  • навыков сотрудничества;
  • умения понимать свои чувства и чувства других.

     

 

 

Отдельно в ФГОС указывается на здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим программа адаптации первоклассников к школе должна быть нацелена и на ознакомление детей с основами здорового способа жизни, и на создание условий для сохранения их психологического и физического здоровья в период обучения.

   Главное отличие программы адаптации первоклассников к школе по ФГОС заключается в особом внимании к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, размышлениям и чувствам. Важно не просто подстроить его к школьному ритму жизни, а помочь найти свое место в коллективе в соответствии с присущими ему индивидуальными особенностями.

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса разработана на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В. Москва: Генезис, 2012г.

Рабочая программа по психологии для 1-4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебно-методическом пособии, созданном кандидатом психологических наук О.В.Хухлаевой.

Курс психологии «Тропинка к своему Я» может преподаваться за счёт часов школьного компонента и составлять вариативную часть типового учебного плана средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии.

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей обучающихся конкретного класса.

Программа коррекционно-развивающего курса предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 7 до 11 лет (далее Программа), в том числе для детей - инвалидов.

Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

           

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:

 - осознание себя с позиции школьника;

- умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

-  умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

- способность справляться со страхами, обидами, гневом;

- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам;

- умение справляться с негативными эмоциями;

- стремление к изучению своих возможностей и способностей;

- успешная адаптация в социуме.

Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

 

Задачи направлены на формирование:

  • четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;
  • позитивной самооценки;
  • уверенности ребенка в своих возможностях;
  • мотивации к познанию и обучению;
  • первичных регулятивных компетенций.
  • определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность младшего школьника к самостоятельному овладению новыми знаниями;
  • готовности к саморазвитию;
  • личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;
  • основных ценностно-смысловых установок;
  • навыков сотрудничества;
  • умения понимать свои чувства и чувства других.

  Принципы построения Программы:

· системность коррекционных, профилактических и развивающих мероприятий.

· единство диагностики и коррекции.

· учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

· комплексность методов психологического воздействия.

· возрастание сложности.

· учет объема и степени разнообразия материала.

С тяжелыми нарушениями речи

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Эти изменения обусловлены рядом позитивных и негативных факторов:

  • влиянием позитивных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями речи, которые позволили минимизировать воздействие первичного речевого дефекта на общее психическое развитие ребенка и его обучаемость;
  • широким внедрением ранней логопедической помощи на основе ранней диагностики детей группы риска по возникновению речевой патологии;
  • повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы;
  • возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития.

    

В связи с этим в настоящее время наметились две основные тенденции в качественном изменении контингента учащихся. Одна тенденция заключается в минимизации проявлений речевых нарушений к школьному возрасту при сохранении трудностей свободного оперирования языковыми средствами, что ограничивает коммуникативную практику, приводит к возникновению явлений школьной дезадаптации.

 

Другая тенденция характеризуется утяжелением структуры речевого дефекта у школьников, множественными нарушениями языковых систем в сочетании с комплексными анализаторными расстройствами. Для обучающихся с ТНР типичными являются значительные внутригрупповые различия по уровню речевого развития. Одни расстройства речи могут быть резко выраженными, охватывающими все компоненты языковой системы. Другие проявляются ограниченно и в минимальной степени (например, только в звуковой стороне речи, в недостатках произношения отдельных звуков). Они, как правило, не влияют на речевую деятельность в целом.

Однако у значительной части школьников отмечаются особенности речевого поведения –незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, а в случае выраженных речевых расстройств – негативизм и значительные трудности речевой коммуникации. Социальное развитие большинства детей с нарушениями речи полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.         

Обучающиеся с ТНР - дети с выраженными речевыми/языковыми(коммуникативными) расстройствами – представляют собой разнородную группу не только по степени выраженности речевого дефекта, но и по механизму его возникновения, уровню общего и речевого развития, наличию/отсутствию сопутствующих нарушений.  

  Несмотря на различную природу, механизм речевого дефекта, у этих детей отмечаются типичные проявления, свидетельствующие о системном нарушении речевой функциональной системы. Одним из ведущих признаков является более позднее, по сравнению с нормой, развитие речи; выраженное отставание в формировании экспрессивной речи при относительно благополучном понимании обращенной речи. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко снижается. Развивающаяся речь этих детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.

Нарушения в формировании речевой деятельности учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У части обучающихся с ТНР низкая активность припоминания может сочетаться с дефицитарностью познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Учащимся с ТНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных). Обучающихся с ТНР отличает выраженная диссоциация между речевым и психическим развитием. Психическое развитие этих детей протекает, как правило, более благополучно, чем развитие речи. Для них характерна критичность к речевой недостаточности.

Первичная системная речевая недостаточность тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. Однако по мере формирования словесной речи и устранения речевого дефекта их интеллектуальное развитие приближается к нормативному.

 

Межпредметные связи:

Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: литература, математика, русский язык, где темы являются практическим продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для усвоения знаний вышеперечисленных курсов.

 

Межпредметные связи могут выражаться:

 

  • в проведении совместных уроков по информационным технологиям (диагностика и обработка данных на компьютерах);
  • в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
  • в включении в тематические планы уроков по безопасности жизнедеятельности, обществознания и др. предметов.

Место предмета в базисном учебном плане:

Учебное содержание программы «Тропинка к собственному Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4» включает следующие курсы:

· Я – ученик. Мои чувства. 1 класс. 33 ч, 1ч в неделю;

· Вспомним чувства. Чем люди отличаются друг от друга? Какой Я - Какой Ты? 2 класс. 34 ч, 1ч в неделю;

· Я – фантазер. Я и моя школа. Я и мои родители. Я и мои друзья. Что такое сотрудничество? 3 класс. 34 ч, 1 ч в неделю;

· Кто Я? Мои силы и возможности. Я расту, я изменяюсь. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? 4 класс. 34 ч, 1 ч в неделю.

  1. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

 

В процессе коррекционно – развивающий занятий с педагогом - психологом у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к обучению.

Коррекционно – развивающие занятия являются для обучающихся основой для успешного освоения основной общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

К ценностным ориентирам начального образования в рамках данного курса относятся:

  • формирование психологических условий развития общения, к операции сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим;
  • умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;·
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма;
  • принятия и уважения ценностей семьи общества, школы, коллектива и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании смысле как собственных поступков, таки поступков окружающих людей, развитии этических чувств(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;
  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
  • формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В процессе коррекционно – развивающий занятий с педагогом - психологом у обучающихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к обучению. Коррекционно – развивающие занятия являются для обучающихся основой для успешного освоения общеобразовательной программы, способствуют достижению не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов.

 

Планируемый результаты освоения детьми программы

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Класс

Регулятивные УУД:

· овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

· извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

· определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

· учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

· учиться исследовать свои качества и свои особенности

· учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

· учиться наблюдать

· моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

· учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах

· учиться работать в паре и в группе

· выполнять различные роли

· слушать и понимать речь других ребят

· осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Класс

Регулятивные УУД:

· учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и

одноклассников

· учиться прогнозировать последствия своих поступков

· определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя

· учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации.

· строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

· находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)

· делать выводы в результате совместной работы в группе

· учиться графически оформлять изучаемый материал

· моделировать различные ситуации

· усваивать разные способы запоминания информации             

Коммуникативные УУД:

· учиться позитивно проявлять себя в общении

· учиться договариваться и приходить к общему решению

· учиться понимать эмоции и поступки других людей

· овладевать способами позитивного разрешения конфликтов

  3 - 4 класс

Регулятивные УУД:

· осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

· извлекать необходимую информацию из текста

· определять и формулировать цель в совместной работе

· учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

· осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

· реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

· планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

· соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

· наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

· обогатить представление о собственных возможностях и способностях

· учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

· оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

· учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

· находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

· адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

· учиться контролировать свою речь и поступки

· учиться толерантному отношению к другому мнению

· учиться самостоятельно решать проблемы в общении

· осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

· формулировать своё собственное мнение и позицию

· учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

 

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие игры ), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др. виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.

 

Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших школьников имеют исключительное значение.

 

К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой ), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к психологической реальности и действительности в целом.

Содержание коррекционного курса

Первый класс

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 1 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

 

Раздел 1. Я школьник (17 часов)

Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».

Раздел 2. Мои чувства (17 часов)

Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты. Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом. Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие. 

 

Второй класс

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)

Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.

Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)

Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».

Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)

Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная. Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.

Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)

Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?

Третий класс

Содержание программы «Тропинка к своему Я. 3 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)

 

Раздел 1.Умение владеть собой (8 часов)

       Я – третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?

Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и отношений (8 часов)

       Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях

Раздел 3. Культура общения (7 часов)

Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов. Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться? Как правильно держать себя, чтобы понравиться?

Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10 часов)

Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих умений (из умения понять другого; из умения договориться; из умения уступить, если это нужно для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы). Что значит понимать другого и как можно этому научиться?  Как научиться договариваться с людьми? Что такое к


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.