Психологическая готовность к материнству — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Психологическая готовность к материнству

2021-05-27 27
Психологическая готовность к материнству 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Круг проблем, связанных с развитием детско-родительских взаимоотношений, в последние годы выдвигается в ряд наиболее значимых. Исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, и в первую очередь с матерью, в первые годы жизни имеют чрезвычайно важное значение для его дальнейшего личностного развития и психического здоровья. Так, установлено, что дефицит общения со взрослыми уже в первые месяцы жизни ребенка ведет к отклонениям и задержкам в его психическом развитии.

Поэтому проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства. Впрактике работы с беременными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком. Теоретические и практические исследования в области психологии материнства свидетельствуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях: повышение личностной зрелости; коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком; оптимизация мотивации рождения ребенка; повышение материнской компетентности; коррекция онтогенетического развития материнской сферы. Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультирования и индивидуальной и групповой психологической работы с женщиной и ее семьей.

Для проектирования психологической работы с женщиной и ее семьей в период планирования, ожидания, рождения и воспитания ребенка необходимо четкое представление о том, что понимается под готовностью к материнству. В такой готовности можно выделить пять основных блоков.

  1. Личностная готовность: общая личностная зрелость (адекватная возрастно-половая идентификация; способность к принятию решений и ответственности; прочная привязанность; внутренняя каузальная атрибуция и внутренний локус контроля; отсутствие зависимостей) и личностные качества, необходимые для эффективного материнства (эмпатия; способность к совместной деятельности; способность быть «здесь и теперь»; творческие способности; интерес к развитию другой личности; интерес к деятельности выращивания и воспитания; умение получать удовольствие; культура тела).
  2. Адекватная модель родительства: адекватность моделей материнской и отцовской ролей, сформированных в своей семье, по отношению к модели личности, семьи и родительства своей культуры; оптимальные для рождения и воспитания ребенка родительские установки, позиция, воспитательные стратегии, материнское отношение.
  3. Мотивационная готовность: зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством полоролевой, возрастной и личностной самореализации женщины; средством удержания партнера или укрепления семьи; средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством достижения определенного социального статуса и т.п.
  4. Сформированность материнской компетентности: отношение к ребенку как субъекту не только физических, но и психических потребностей и субъективных переживаний; сензитивность к стимуляции от ребенка; способность к адекватному реагированию на проявления ребенка; способность ориентироваться для понимания состояний ребенка на особенности его поведения и свое состояние; гибкое отношение к режиму и установка на ориентацию на индивидуальный ритм жизнедеятельности ребенка в ранний период его развития; необходимые знания о физическом и психическом развитии ребенка, особенно возрастных особенностях его взаимодействия с миром; способность к совместной деятельности с ребенком; навыки воспитания и обучения, адекватные возрастным особенностям ребенка.
  5. Сформированность материнской сферы. Материнство как часть личностной сферы женщины (материнская потребностно-мотивационная сфера) включает три блока (эмоционально-потребностный; операциональный; ценностно-смысловой), содержание которых последовательно формируется в онтогенезе женщины (во взаимодействии с собственной матерью и другими носителями материнских функций; сюжетно-ролевой игре в куклы и семью; во взаимодействии с младенцами до рождения своего ребенка; в период полового созревания; во взаимодействии с собственными детьми). В каждом блоке должны быть сформированы необходимые компоненты. В эмоционально-потребностном: реакция на все компоненты гештальта младенчества (физические, поведенческие и продуктивно-деятельностные особенности ребенка); объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке как объекте материнской сферы; потребность во взаимодействии с ребенком, в заботе и уходе за ним; потребность в материнстве (в переживании соответствующих выполнению материнских функций состояний). В операциональном: операции вербального и невербального общения с ребенком; адекватный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком; операции ухода за ребенком с необходимыми стилевыми характеристиками (уверенность, бережность, ласковость движений). В ценностно-смысловом: адекватная ценность ребенка (ребенок как самостоятельная ценность) и материнства; оптимальный баланс ценностей материнской и других потребностно-мотивационных сфер женщины.

Содержание всех пяти блоков готовности к материнству взаимосвязано, как в плане их онтогенетического формирования, так и в плане психологической профилактической и коррекционной работы. В каждом случае будет наблюдаться индивидуальная картина содержания всех блоков. Диагностика этого содержания с помощью специальных методик (личностных, диагностики родительских особенностей, ценностно-смысловых ориентаций, материнской компетентности содержания и онтогенеза материнской сферы) позволит выделить мишени коррекции и осуществлять индивидуальную и групповую психологическую работу не только в общеличностном аспекте и в плане повышения общей компетентности, но и адекватно индивидуальным особенностям личностной и материнской сфер женщины.

Согласно специальному исследованию группы беременных женщин, вставших на учет в женской консультации Лисиной М.И., анализ анкетных данных выявил следующие характерные признаки разных групп будущих матерей:

– женщины первой группы чаще отмечали наличие колебаний в принятии решения иметь ребенка, негативных ощущений и переживаний в период беременности, скупо и формально отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение жесткого режима. Они также чаще указывали на отсутствие в детстве привязанности к матери и строгое отношение родителей, редко отдавали предпочтение играм с куклами;

– женщины третьей группы чаще не испытывали колебаний в принятии решения иметь ребенка, отмечали преобладание положительных ощущений и переживаний в период беременности, охотно и развернуто отвечали на вопросы, касавшиеся их отношения к неродившемуся ребенку, преимущественно ориентировались на соблюдение мягкого режима. Все они имели в детстве привязанность к матери, отмечали ласковое отношение родителей, чаще отдавали предпочтение играм с куклами;

– ответы во второй группе были частично сходны с ответами в первой группе и частично с ответами в третьей группе.

Далее показатели психологической готовности к материнству сопоставлялись с данными анкетирования матерей в послеродовом периоде, в первые дни после выписки из родильного дома, при достижении ребенком возраста в один месяц.

Количественные различия в показателях материнского поведения отражаются в следующих качественных особенностях.

Матери первой группы в режимные моменты разговаривают с ребенком мало, не комментируют его и собственные действия, не используют "бэби-ток" (особо интонированную "детскую речь") и редко употребляют ласковые слова. Часто затрудняются в определении причины плача ребенка, не выражают ему сочувствия, иногда даже поддразнивают; при пеленании редко учитывают движения ребенка; практикуют кормление из бутылочки не на руках, а в кроватке; при укладывании спать редко напевают или укачивают. В ситуации специально организованного общения с ребенком используют ласковую интонацию, но не употребляют ласковых обращений, содержание обращений формальное, касается преимущественно режимных моментов: "наелся?", "не выспался?" и т.п. Они обычно не замечают инициативных проявлений ребенка или игнорируют их, не приурочивают свое поведение к поведению ребенка, не повторяют за ним звуков, не побуждают к улыбкам. Во время игры с младенцем не стремятся заинтересовать его игрушкой и сами не проявляют интереса, часто просто молча показывают ее и отстраненно наблюдают за ребенком.

Совершенно иное поведение в третьей группе: при выполнении режимных моментов матери много разговаривают с ребенком, комментируют все действия, активно используя "бэби-ток", употребляют ласковые обращения, стремятся поймать его взгляд. Чутко реагируют на плач ребенка, точно определяют его причину, стараются успокоить малыша, выражая сочувствие. При пеленании приноравливаются к движениям младенца; при кормлении поощряют ласковыми словами, из бутылочки кормят всегда на руках; при укладывании нередко напевают колыбельную, укачивают. В специально организованном общении адресуются к ребенку с оживленной мимикой, улыбками, ласковыми словами, используют "бэби-ток", содержание обращений обычно имеет личностную направленность: "ты мой дорогой!", как ты хорошо разговариваешь!" и т.п. Они высоко чувствительны к инициативным проявлениям ребенка, поощряют их, повторяют за ним все звуки, побуждают к улыбкам и вокализациям, приурочивают свои воздействия к поведению ребенка. Во время игры стараются использовать самую занимательную игрушку, привлекают внимание к ней словами, выразительной мимикой, демонстрируя все ее качества, побуждают ребенка к рассматриванию, при этом стремятся поймать взгляд малыша и разделить с ним впечатления, сами увлечены игрой.

Матери второй группы ведут себя по-разному: в режимные моменты они иногда вступают в общение с ребенком, изредка комментируя действия, разговаривают с ласковой интонацией, но сдержанно, "бэби-ток"используют редко. Чутко реагируют на плач, но не выражают сочувствия младенцу и, как матери первой группы, иногда поддразнивают его. При пеленании не всегда учитывают движения младенца; при кормлении из бутылочки иногда ребенка берут на руки, но иногда бутылочку подкладывают в кроватку; при укладывании изредка укачивают малыша. В ситуации общения используют "бэби-ток", называют ребенка ласковыми словами, но не всегда откликаются на его инициативу, почти никогда не стараются приурочить свои воздействия к поведению малыша, редко поощряют его действия, не повторяют за ним звуков, нечасто побуждают к улыбкам и вокализациям. В игре пытаются вызвать интерес к игрушке словами, но демонстрируют ее однообразно, редко стремятся поймать взгляд ребенка и разделить с ним впечатление, склонны наблюдать за малышом со стороны, не включаясь в игру.

В целом можно заключить, что по показателям готовности к материнству, по данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению у матерей третьей группы превалирует субъектное отношение к ребенку, у матерей первой группы – объектное отношение, а у матерей второй группы отмечается смешанное, или промежуточное, отношение.

Анализ исследуемых особенностей психического развития детей показал, что младенцы третьей группы обнаружили самый высокий уровень общения с матерью. Они более инициативны, лучше владеют экспрессивно-мимическими средствами общения, чем младенцы первой и второй группы; все умеют развивать коммуникативную ситуацию; проявляют выраженный интерес к общению, быстро и с удовольствием включаются в него, не прекращают контакта по своей инициативе и активно протестуют, когда его прекращает мать. Вторая группа младенцев имеет более низкий уровень общения с матерью, чем третья. Они менее инициативны, но имеют высокие показатели компонентов комплекса оживления, демонстрируя преимущественно ответное поведение; слабее умеют развивать коммуникативную ситуацию; нередко сами прекращают общение. Младенцы первой группы достаточно инициативны, но имеют самые низкие показатели компонентов комплекса оживления; не у всех отмечается умение развивать

У детей третьей группы ярче, чем у второй, выражено стремление к сопереживанию с матерью в радующей ситуации, тогда как у младенцев первой группы оно не отмечалось вовсе. Показатели становления образа себя также обнаружились раньше и ярче у детей третьей группы, чем первой и второй; младенцы первой группы проявили наименее выраженные характеристики образа себя.

Итак, можно сделать заключение о существующей связи между уровнем психологической готовности женщины к материнству, ее реальным материнским поведением и особенностями психического развития ребенка в три месяца. При этом основным фактором в структуре психологической готовности к материнству, определяющем дальнейшее материнское поведение и тем самым влияющем на особенности психического развития ребенка является субъект-объектное отношение матери к ребенку.

Кроме этого можно сделать вывод и о структуре психологической готовности к материнству. Ее основными составляющими являются переживания женщиной беременности, ориентации на стратегию воспитания и ее ранний детский опыт.

Безусловно важным этапом в становлении материнского поведения является период от зачатия до рождения ребенка. В это время в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, актуально подготавливающие ее к материнству, вырабатывается отношение женщины к своему собственному конкретному еще не родившемуся ребенку. Многие авторы выделяют в качестве важных факторов, влияющих в этот период на последующее материнское поведение, желанность — нежеланность ребенка, особенности протекания беременности и субъективное переживание женщиной беременности.

Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованное™, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения. Поэтому во вторую группу показателей готовности к материнству мы включили переживания женщиной отношения к еще не родившемуся ребенку на этапе беременности.

Не менее важна и установка женщины на стратегию воспитания ребенка. То, как она намеревается осуществлять уход за ним (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться «приучать к самостоятельности», т.е. ориентироваться на потребности младенца или на собственные представления о необходимом ему).

      В заключении можно отметить, что по данным Г.В. Скобло, А.А. Северного, А.А. Баландиной, около 50 % обследованных психически здоровых матерей не смогли выработать адекватного отношения к ребенку. При исследовании готовности к материнству было обнаружено, что уже примерно у 40 % беременных женщин обследованной выборки выявились те или иные особенности, могущие впоследствии оказать неблагоприятное влияние на развитие ребенка.

Таким образом, перед психологами стоит задача коррекции взаимоотношений матери и ребенка, точнее, своевременной коррекции материнского поведения. Эта задача требует раннего выявления отклонений в материнском поведении, понимания их причин и, соответственно, изучения закономерностей их становления.

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М.: Институт психологии РАН, 1993.
  2. Брутман В.И., Северный А.А. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. Томск, 1992.
  3. Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка //Синапс. 1993. N 4.
  4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
  5. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка, Вопросы психологии.- 2000. - N 5.
  6. Филиппова Г.Е. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь. 1995.

ВОСПИТАНИЕ ДО РОЖДЕНИЯ

Опыт ожидания ребенка уникален как для матери, так и для отца. Каждый из них открывает новые грани отношений с миром, обществом, друг с другом и растущим ребенком. Беременность и рождение ребенка представляют собой глубоко-проникающее, нередко психотравмирующее эмоциональное событие. Они играют важную роль в развитии и формировании психического здоровья будущего ребенка.

Развитие генетики позволяет предположить, что информация, заложенная в генах, содержит память не только о структуре тела человека, но и о психологической структуре предшествующих поколений. Последняя треть XX века явилась началом научных исследований психической жизни человека до рождения, формирования той области знаний, которую стали именовать пренатальной и перинатальной психологией. Догадки женщин о том, что ребенок еще рождения что-то понимает и откликается на их поступки, мысли и чувства, получили научное подтверждение. Это стало возможным благодаря достижениям науки и техники, позволившим заглянуть в полость матки. Парадигма XIX века, что развитие идет от простого к сложному, от единичной клетки к сложному организму (при этом органы и системы растут и развиваются, чтобы сразу после рождения начать функционировать) была опровергнуто.

Во внутриутробном периоде не просто формируются органы и системы, одновременно с этим начинается их функционирование, эмоциональная и психическая жизнь неродившегося ребенка, с включением памяти. Память существует не только генетическая, не только постнатальная, но и пренатальная, память о течении у матери беременности и родов. Значит, необходимо вести речь о качестве внутриутробной жизни.

Научными исследованиями, проведенными в области эмбриологии, психонейроэндокринологии, позволили прийти к заключению, что нервная система и мозг начинают участвовать в регуляции функций всех органов и систем неродившегося ребенка с момента своего формирования.

Как известно, мозг обеспечивает психическую жизнь человека, проявление чего – конкретное и абстрактное мышление, эмоции, память, интеллект. Первые доказательства наличия психической жизни человека до рождения были получены при изучении путей взаимодействия матери и ребенка. При этом выделены три пути – гуморальный, поведенческий и психологический. Гуморальный был доказан многочисленными научными исследованиями.

Наиболее ярким по своим проявлениям является поведенческий путь. С ним встречаемся повседневно: ребенок чутко улавливает поведение матери и своими движениями – легкими касаниями или пинком – дает ей знать, приятно ему это или нет.

Наименее исследованным является психологический (темпатический) путь. Ребенок в чреве один к одному воспринимает информацию от матери (он ее не отделяет, не критикует, а просто берет). Установлено, что ребенок чутко реагирует на мысли матери, изменение ее эмоций. Дитя не только слышит стук материнского сердца, но и различает, радостно оно стучит или трепещет от страха и боли. (Схема 1)

Почему же так значимо эмоциональное состояние, душевное благополучие будущей матери? Ученые установили, что женщина “взаимодействует” с плодом на химико-молекулярном уровне. Эмоции вызывают появление в крови беременных особых биологических веществ. Они проникают через плаценту и воздействуют на ребенка, выводя из нейтрального (пассивного) состояния. Женщина, “делясь” своими эмоциями с плодом, обогащает его гормонами роста и радости.

С таким же успехом не родившейся еще малыш подключается к огорчениям матери. По возможности, ей нужно оберегать себя от неблагоприятных воздействий, длительного угнетенного состояния.

Поэтому психическому здоровью женщины во время беременности должно уделяться столько же внимания, сколько физическому; внимание к эмоциональным проблемам беременной женщины важно для эмоционального благополучия будущего ребенка. Исследования д-ра Скотта (1957) показали, что психологические осложнения и межличностные конфликты, вызывающие стрессовые состояния у беременных женщин, могут вызывать синдром психической отсталости и резкое ослабление здоровья будущего ребенка.

Обогащение его пренатального опыта оказывает положительное воздействие на послеродой период развития. Будущие мамы должны быть готовы к материнству, вдумчиво относиться к своему состоянию, прислушиватьяс к развивающейся в них новой жизни и пытаться установить с ней двусторонний контакт. Итак, мудрая природа подготавливает мозг ребенка к восприятию мира еще в утробе матери. И если перинатальная педагогика сможет правильно и своевременно “включить” аппарат наследственного развития, заложенный в каждом ребенке, то будущий человек будет иметь шансы на высокое интеллектуальное и духовное развитие.

 

 

Схема 1


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.