Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-05-27 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Теоретические исследования являются обязательной составной частью любой диссертации. Объем и глубина исследований по этому важному разделу определяется с учетом соответствующей научной специальности, а также возможностей самого соискателя и его способностей. Теоретические исследования основываются на аксиомах, законах, принципах, постулатах и теоремах, т.е. на логических построениях, которые сформулированы в результате развития науки и образования на протяжении истории человечества. Их значимость состоит в том, что они исключают необходимость в повторении ранее пройденных человечеством этапов по накоплению опыта и нового получения данных тех экспериментальных исследований, которые послужили основанием для установления вышеперечисленных логических построений, если им подчиняются исследуемые объекты.
Основной целью теоретических исследований является решение следующих задач:
1. изучение физической природы исследуемых объектов, явлений и процессов;
2. построение принципиальных моделей этих объектов исследований в целом или по отдельным характеристикам;
3. сравнение возможных эквивалентных моделей исследуемому объекту;
4. построение расчетных моделей функционирования объекта;
5. решение задач анализа, синтеза и оптимизации параметров исследуемых объектов.
При проведении теоретического исследования используются как общелогические методы познания, так и специальные. Из общелогических определим следующие:
1. сравнение – сопоставление однородных по существенным для данного рассмотрения признакам объекта (качественным и количественным);
2. анализ – мысленное или физическое расчленение целостного объекта на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и исследование этих частей независимо от целого;
|
3. синтез – мысленное или физическое соединение отдельных составляющих элементов (признаков, свойств, отношений) объекта в единое целое с учетом знания, полученного при независимом изучении составляющих элементов;
4. абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда признаков (свойств) объекта при одновременном выделении других признаков (свойств), представляющих интерес для исследователя при решении конкретной задачи;
5. аналогия – предположение о сходстве объектов в каких-то свойствах на основании выявленного сходства в других свойствах;
6. обобщение – установление признаков и свойств общих для некоей группы объектов;
7. индукция – выработка общего вывода на основе частных посылок;
8. дедукция – выведение заключений частного характера на основе общих посылок;
9. моделирование – создание и изучение модели, замещающей исследуемый объект, с последующим переносом полученной информации на оригинал.
Из методов, имеющих распространение при теоретическом исследовании, являются методы, основанные:
1. мысленный эксперимент – на комбинации образов, материальная реализация которых невозможна;
2. идеализация – на формировании мысленного представления об объекте путем исключения условия, необходимого для его реального существования;
3. формализация – на создании обобщенной знаковой модели, позволяющей путем операций со знаками представлять структуру объекта и закономерности протекающих процессов;
4. аксиоматический метод – на принимаемых в качестве истинных принимаемых без доказательства положений, из которых на основании формально-логических доказательств выводятся все остальные;
5. гипотетико-дедуктивный метод – на создании системы взаимосвязанных гипотез, из которых дедуктивным методом выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными;
|
6. математическая гипотеза – на экстраполяции определенной математической структуры с изученной области явлений на неизученную;
7. восхождение от абстрактного к конкретному – на выявлении исходной абстракции, воспроизводящей основное противоречие изучаемого объекта, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, вобравшие в себя более обширный эмпирический материал.
Экспериментальные исследования:
Эффективность исследований в целом повышается, если теоретические предпосылки уточняются опытным путем, а экспериментальные данные анализируются и обобщаются на базе теоретических положений соответствующих отраслей наук.
Эксперимент - это метод исследования, состоящий в целенаправленном воздействии на объект в заданных контролируемых условиях, позволяющих следить за ходом его проведения с точным фиксированием значений заранее намеченных параметров исследуемого объекта с требуемой надежностью и точностью и воссоздать его каждый раз по мере необходимости при повторении тех же условий его проведения. При этом как условия, так и параметры исследуемого объекта (параметры рабочих органов машин и оборудования, отдельных операций технологических процессов, характеристики явлений и т.д.) могут меняться в заранее заданных интервалах варьирования.
При проведении эксперимента исследователь прибегает к другим (более простым) методам эмпирического исследования:
1. наблюдению, основанному на целенаправленном восприятии явлений (причем исследователю на основе имеющихся у него знаний известно, что и как наблюдать);
2. описанию, основанному на фиксации сведений, полученных на основе наблюдения;
3. измерению, заключающемуся в сравнении объектов по каким-либо сходным свойствам, признакам с эталоном и установлении количественных характеристик.
Основной задачей любого эксперимента является не только получение неизвестных ранее сведений об объекте исследования, но и достоверное установление закономерностей его поведения в изменяющихся условиях, совпадающих с условиями его функционирования в природе, технике, общественной жизни и т.д. С помощью эксперимента могут быть получены данные, обработка которых позволит получить математические модели, достоверно описывающие изучаемый объект, вскрыть закономерности его поведения в изменяющихся условиях, т.е. решить задачу идентификации.
|
В зависимости от особенностей объекта и поставленных целей экспериментальные исследования могут проводится в различных условиях. При этом различают лабораторные, лабораторно-полевые, заводские и т.д.
Для получения надежных и достоверных результатов экспериментальных исследований необходимо осуществить:
1. анализ характеристик исследуемого объекта во всем многообразии свойств, предусмотренных целью проведения диссертационного исследования, на основе имеющихся сведений, полученных другими исследователями и опубликованных в источниках информации;
2. разработку программы экспериментальных исследований;
3. обоснование выбора количественных параметров (критериев или измеряемых величин) оценки свойств объекта, выбрать их размерности и способы измерения в ходе эксперимента;
4. определение всех факторов, влияющих на выбранные на основе поисковых исследований (если в этом есть необходимость) для наблюдения параметры рассматриваемого объекта в условиях протекания изучаемых явлений и процессов;
5. рассмотрение причинно-следственных связей между параметрами оценки свойств объекта и выявленными факторами;
6. ранжирование факторов по степени их влияния на параметры (критерии) оценки свойств объекта и выделение из них основных (доминирующих);
7. определение рациональных интервалов варьирования выделенных факторов для установления соответствующих закономерностей, предусмотренных программой исследований по диссертации;
8. фиксирование остальных факторов на определенных (возможно, лучших) уровнях варьирования;
9. разработка конструктивно-технологических схем опытно-экспериментальных установок или стендов, обеспечивающих реализацию намеченной программы исследований;
10. изучение возможностей моделирования объекта;
11. подбор соответствующей существующей или разработка новой измерительной аппаратуры, фиксирующей во время проведения экспериментов измеряемые величины через исполнительные органы (датчики, усилители, компьютеры и т.д.);
|
12. разработка методики тарировки выбранных средств измерения, их установки для надежного измерения или регистрации контролируемых величин;
13. разработка методики обработки первичной документации, в том числе журналов наблюдений, протоколов или актов исследований, с обеспечением требований надежности, точности и достоверности результатов эксперимента.
Как правило, ответ на эти вопросы должен быть оформлен в виде отдельной главы диссертации, которую в соответствии с Инструкцией по оформлению диссертаций и автореферата, принято называть «Описание экспериментальной части, применяемого оборудования и техники эксперимента». Практически все диссертации прикладного значения имеют этот раздел.
Результаты экспериментальных наблюдений излагаются в виде отдельной главы (или нескольких глав, если в цели диссертации входила постановка обобщение нескольких разрозненных групп экспериментов). Анализ (обсуждение) и обобщение результатов эксперимента можно описывать как в этой же главе (главах), так и в отдельных главах. Состав, объем и содержание отдельных разделов и подразделов этих глав является авторским решением. Эта глава (главы) должна в полной мере раскрыть цель и задачи экспериментальных исследований, предусмотренные первоначальной программой.
В ходе обработки результатов эксперимента устанавливаются закономерности исследуемых явлений и процессов, происходящих с участием изучаемого объекта, которые позволяют получить достоверный ответ на интересующие исследователя задачи и вопросы. Для иллюстрации установленных закономерностей принято использовать таблицы, диаграммы, графики, математические модели и др.
Этапы экспериментального исследования, план-программа эксперимента.
Экспериментальное исследование является в развитых дисциплинах обычно достаточно длительным процессом, в котором можно выделить несколько этапов.
1. Разработка программы эксперимента. Разумеется, экспериментальное исследование должно выполняться только тогда, когда в этом есть необходимость, т.е. существует научная задача (или совокупность задач), решение которой может быть получено именно экспериментальным методом. Поэтому на начальном этапе исследователь должен осознать и чётко сформулировать свою задачу. Как правило, это происходит в виде выдвижения рабочей гипотезы, после чего исследователь, ориентируясь на имеющиеся знания и материально-технические возможности, разрабатывает адекватную этой гипотезе программу эксперимента (экспериментов); в ходе экспериментов должны быть получены данные, подкрепляющие исходную гипотезу либо опровергающие её.
Круг работ, принадлежащих к этой стадии, достаточно обширен. Исследователю необходимо продумать цель, смысл, структуру экспериментов, условия их проведения, подобрать адекватный объект исследования, учитывая и этическую сторону (в медико-биологических и гуманитарных науках), необходимые приборы и материалы. Особое значение имеет разработка адекватной методики. Методика исследования — это упорядоченная совокупность предписаний, необходимая и достаточная для достижения цели исследования. Итогом подготовительной деятельности экспериментатора должна явиться программа эксперимента, в которой указаны все компоненты, требующиеся для проведения экспериментального исследования, описаны объем экспериментальных работ, материально-техническое обеспечение, детально изложена методика, а также рассчитаны сроки выполнения. Важнейшим методологическим требованием к плану эксперимента является его реализуемость. Это означает, что количество задач не должно быть слишком большим; проект должен обладать прозрачной логической структурой, отличаться максимальной простотой, наглядностью, удобством в применении. На стадии разработки программы нет мелочей, все должно быть тщательно продумано и упорядочено.
|
План эксперимента — это определённая логическая схема, выбранная для достижения исследовательских целей. В англоязычной литературе также употребляется термин «дизайн» (design) эксперимента. Следует отметить, что современная научная методология обеспечивает серьёзную концептуальную поддержку стадии планирования эксперимента. Так, существует специальная прикладная математическая дисциплина — математическая теория эксперимента. Среди массы источников, посвящённых этой теме, достаточно указать на работы В.В. Налимова, известного также своими философскими сочинениями. Математическая теория эксперимента разрабатывает условия оптимального планирования исследований. Она содержит ряд концепций последовательного эксперимента, многофакторного эксперимента (вкратце описанного выше), рандомизации, оптимального использования факторного пространства и др. Эти теории совершенствуют стратегию исследователя, способствуют успешному достижению целей. Для иллюстрации назовём концепцию последовательного эксперимента, её предложил в 1943 г. А. Вальд. Это пошаговая стратегия, главной идеей которой является деление исследовательской задачи на последовательные этапы; при выполнении этой стратегии каждый последующий шаг исследования зависит от результатов анализа предыдущего шага.
Для нужд исследователей сейчас имеются специальные каталоги планов эксперимента, в которых приводятся сравнительные оценки различных экспериментальных дизайнов и даются рекомендации по их выбору в соответствии с конкретными условиями исследований. Но в любой ситуации, использует ли исследователь готовые схемы экспериментов или сталкивается с каким-то особым случаем, требующим от него самостоятельного планирования, ведущим принципом на стадии разработки программы опытов остаётся прекрасное правило французского физиолога и патолога Клода Бернара (1813-1878): «Нужно заботиться не столько об увеличении числа экспериментов, сколько о том, чтобы свести их к небольшому количеству решающих опытов».
2. Проведение экспериментального исследования. Непосредственное проведение исследований является для экспериментатора наиболее напряжённым, динамичным этапом работы, требующим от учёного инициативности, быстроты реакции и внимания. Будучи включённым в режим экспериментирования, исследователь должен следить за поддержанием стандартных условий эксперимента, систематически регистрировать, оценивать, осмысливать происходящие события и их характеристики ‒ их частоту, интенсивность, какие-либо количественные параметры и т.п.; оказывать, если это возможно, направленное воздействие на изучаемый объект, управляя независимыми переменными, варьируя и дозируя их. Разумеется, экспериментатор опирается на имеющийся у него план, но использует его с известной долей инициативы, т.к. вполне возможны неожиданные изменения ситуации.
Важную роль в ходе этой стадии работы имеет, как известно, составление и ведение протокола исследования (лабораторного журнала). В протоколе фиксируется информация о ходе эксперимента, действиях экспериментатора, состоянии изучаемого объекта. Протокол является научной основой для последующего анализа и обобщения результатов, а также не только фактическим, но даже юридическим доказательством правомерности сделанных исследователем выводов (есть случаи, когда для присуждения учёной степени комиссии требовалась проверка фактических данных по первичным документам исследования). Поэтому к записям протокола приложимо требование точности и подробности: исследовательский протокол должен быть изначально ориентирован на достижение интерсубъективной значимости полученных результатов.
Вообще в работе экспериментатора как на предварительной стадии, так и в ходе проведения исследования должно быть внимательное отношение к деталям. Наблюдательность, точность, аккуратность, даже некоторая педантичность — важнейшие добродетели экспериментатора; эти качества отличают профессионала от дилетанта. И, конечно, для занятий экспериментальной наукой требуется особый талант экспериментатора. В экспериментальной науке, как, впрочем, и во всех других видах научной деятельности, многое зависит от личности исследователя, ярко видна роль субъекта как непосредственного автора научной работы.
Не следует забывать и о том, что в ходе реализации программы эксперимента исследователь не перестаёт мыслить теоретически. Уже на стадии проведения экспериментального исследования учёный осуществляет первичную обработку получаемых им результатов, даёт им оценку и решает вопрос о дальнейшем ходе эксперимента. Предварительная обработка данных позволяет исследователю адекватно откликаться на изменения ситуации, варьировать нужные параметры, активно управлять процессом. Уже на этой стадии учёный может столкнуться с данными, имеющими принципиальное теоретическое значение, поэтому уже здесь эксперимент непосредственно встречается с теоретизированием.
3. Анализ и обобщение результатов эксперимента. Эта стадия завершает экспериментальное исследование. Здесь исследователь проводит общий анализ достигнутых результатов. В ходе непосредственной экспериментальной работы часто трудно бывает уяснить суть происходящего, увидеть ее за сочетанием факторов и изменением переменных, а ведь для науки важны не эмпирические данные сами по себе, в чистом виде, а стоящие за ними смыслы, их теоретическая ценность. Именно осмысление проведённого исследования, т.е. содержательная интерпретация первичного материала, и составляет задачу третьей стадии. Прежде всего, исследователь оценивает сами полученные данные — насколько они отвечают статистическим требованиям, не содержат ли они систематические ошибки и артефакты (искусственно произведённые лабораторные эффекты, не имеющие объективного значения). Далее исследователь производит сопоставление исходной гипотезы с полученными данными. В случае расхождения приходится решать вопрос либо о необходимости скорректировать исходные теоретические положения, либо о достоверности экспериментального исследования. Таким образом, исследователь принимает решение о дальнейшей экспериментальной деятельности: считать ли основную часть, работы завершённой, а цель эксперимента — достигнутой, или провести дополнительный сбор информации и перейти к планированию новой серии исследований, а работу считать неудачной и требующей повторного выполнения и т.п.
На этой стадии изучаемый объект как бы восстанавливается во всей полноте связей тех его отдельных сторон, которые были искусственно вычленены и разделены в эксперименте. Исследователь должен обобщить полученные данные и сформулировать выводы, которые станут основой для последующих исследований.
Следует отметить, что, хотя в нашем предыдущем изложении экспериментальное исследование было упрощённо представлено как линейная последовательность этапов, в реальности соотношение этих стадий между собой более сложное. Стадии экспериментального исследования не только логически связаны между собой, но и хронологически пересекаются в реальной научной практике, часто плавно переходя один в другой, так что провести строгое разграничение этапов не всегда представляется возможным. Например, не такой уж редкой является та ситуация, когда учёный в ходе самого исследования, оказывается, вынужден менять его план и цели, т.е. возникает потребность пересмотреть стадию планирования эксперимента. В целом экспериментальное исследование протекает скорее циклически:
Разработка программы → Проведениеисследований → Анализрезультатов → Дальнейшая разработка программы →...
Возможны и другие структурные соотношения, этапов, например те или иные группы экспериментов могут соединяться в определённые блоки, выполняться параллельно, иерархически организованно, с определёнными интервалами и т.п.
Таким образом, в научной практике экспериментальное исследование представляет собой, как правило, не изолированный единичный эксперимент, а некоторую систему взаимосвязанных экспериментальных работ, объединённую общим замыслом и соотнесённую с определённым теоретическим контекстом.
Программа эксперимента – это представленная в форме текстов, схем, графиков модель экспериментальной работы, имеющая целью получение нового знания. Такая программа определяет:
1) темы эксперимента и основания ее выбора;
2) объект исследования;
3) предмет исследования;
4) цель и задачи эксперимента;
5) гипотезу, подлежащую проверке;
6) методы и методики исследования;
7) этапы проведения эксперимента;
8) план-график проведения эксперимента;
9) состав участников эксперимента и распределение функциональных обязанностей между ними;
10) ожидаемые результаты и методы их оценки;
11) форму представления результатов эксперимента.
Программа эксперимента как модель исследовательской работы должна соответствовать определенным требованиям. Со временем эти требования могут как-то измениться, но они отражают опыт экспериментирования, накопленный за многие годы.
Первое требование – актуальность темы экспериментальной работы. Так же как и в случае внедрения новшества, эксперимент актуален, если он направлен на решение значимой для школы проблемы. Но в случае исследования этого недостаточно, проблема должна быть актуальной для школьного образования вообще.
Второе требование – определенность и конкретность цели исследования. Цель должна соответствовать теме исследования и быть конкретизированной настолько, чтобы была принципиальная возможность оценить достигнута она или нет.
Третье требование – научная обоснованность гипотезы исследования и ее верифицируемость (проверяемость). Выдвижение гипотезы есть высказывание предположения. Поэтому нужно обоснованно отвечать на вопрос: почему предполагается увидеть в эксперименте именно это. Эксперимент имеет смысл, если гипотеза проверяема и не в принципе, а в конкретных условиях.
Четвертое требование – валидность эксперимента.
Пятое требование – надежность методики эксперимента.
Шестое требование – определенность логической последовательности действий и сроков проведения эксперимента.
Седьмое требование – ресурсная обеспеченность эксперимента.
Восьмое требование – контролируемость хода и результатов эксперимента.
Девятое требование – определенность процедуры обработки и анализа исходных данных эксперимента, ее соответствие цели и условиям исследования.
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!