Общие сведения о научных исследованиях. Цели и методы научного исследования. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие сведения о научных исследованиях. Цели и методы научного исследования.

2021-05-27 45
Общие сведения о научных исследованиях. Цели и методы научного исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель научного исследования — всестороннее, достоверное изучение объекта, процесса или явления; их структуры, связей и отношений, на основе разработанных в науке принципе и методов познания, а также получение и внедрение в производство (практику) полезных для человека результатов.

Любое научное исследование имеет свой объект и предмет. Объектом научного исследования является материальная иди идеальная система. Предмет — это структура системы, закономерности взаимодействия элементов внутри системы, закономерности развития различные свойства, качества и т.д.

Научные исследования классифицируются по видам связи с производством и степени важности для него: целевому назначению: источникам финансирования и длительности ведения.

Научное исследование – изучение различными научными методами того или иного явления или процесса.

Цель научного исследования – получение еще неизвестных знаний о явлении или процессе и дальнейшее полезное использование этих знаний в практической деятельности.

Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится соискатель в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы диссертационного исследования. Целью работы может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.

Научное исследование имеет две составляющие:

· объект научного исследования;

· предмет научного исследования.

Под объектом научного исследования понимают материальную систему, а под предметом структуру закономерностей взаимодействия элементов (факторов) этой системы.

Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта. В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя.

Научный метод — это система правил и предписаний, направляющих человеческую — деятельность (производственную. — политическую, культурную. научную. образовательную и т. д.) к достижению поставленной цели.

Если методология — это стратегия научных исследований, обеспечивающих достижение цели, сформулированной в гипотезе предполагаемых научных результатов (генеральный путь познания), то метод — это тактика, показывающая как лучше всего идти этим путем.

Метод — 1) способ познания. исследования явлений природы и общественной жизни: 2) прием. способ и образ действий. Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов. приемов. операций практического или теоретического освоения действительности.

Из определения метода вытекает, что существуют две большие группы методов: познания (исследования) и практического действия (преобразовательные методы) рис.22.

Рис. 22. Группа научных методов

1) Методы исследования приемы. процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения. используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. Методы подразделяются на следующие:

· всеобщий, или философский. общенаучные и методы частных наук:

· констатирующие и преобразующие:

· эмпирические и теоретические:

· качественные и количественные:

· содержательные и формальные:

· методы сбора эмпирических данных. проверки и опровержения гипотез и теории:

· описания, объяснения и прогноза:

· обработки результатов исследования

Всеобщий, или философский метод — всеобщий метод материалистической диалектики.

К общенаучным методам относятся;

· Наблюдение — это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.

· Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего: осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.

· Счет — это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.

· Измерение — это физический процессе определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.

· Эксперимент — одна из сфер человеческой практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.

· Обобщение — определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.

· Абстрагирование — это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя

· Формализация — отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии ит.)

· Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без док;

· Анализ — метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.

· Синтез — соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

· Индукция — умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

· Дедукция — умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.

· Аналогия — метод. посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.

· Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.

· Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.

· Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.

· Системные методы: исследование операций, теория управления, теория массового, теория множеств и др.

· Методы частных наук — специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний (социология — социометрия; психология — психодиагностика).

2) Методы как прием, способ и образ действий (методы практической деятельности) включают в себя способы воздействия, совокупность приемов, операций и процедур подготовки и принятия решения, организации его выполнения.

Для выбора методов на каждом этане необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов.

Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический.

Методы эмпирического уровня: наблюдение. сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д.

Методы экспериментально теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы.

Методы теорегического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез» индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.

К методам метатеорегического уровня относятся диалектический и метод системного анализа.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.