Религия как феномен культуры. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Религия как феномен культуры.

2021-05-27 18
Религия как феномен культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

1. В философской науке общество характеризуется как динамическая система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свои сущность и качественную определенность. При этом система (греч. вувйёта — целое, составленное из частей, совокупность) определяется как совокупность элементов, определенным образом связанных между собой и образующих некую целостность. Важнейшими элементами общества являются социальные институты — устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определенных нормах и стандартах поведения. К фундаментальным институтам общества относят семью, школу, церковь, государство.

Для анализа сложно организованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами называют «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, их обычно выделяют четыре:

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая весь комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти;

16

17

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Подсистемы не находятся в хаотичном беспорядке, а напротив, занимают внутри системы определенное положение и взаимосвязаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегра-тивным качеством, которое присуще ей как единому целому. Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, ее составляющих, а представляют новое качество, возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в нее компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы — способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить все потребное для коллективной жизни людей. В философии под самодостаточностью понимается способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все необходимое для жизни людей.

Еще одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых. Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием, культурой) форм духовной культуры. В современной науке по-

пулярно определение религии, исходящее из признания ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним, широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности религии: религия есть система взглядов, в основе которых лежит понятие священного, святого; религия — это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

Ядром религии является вера, именно в ней обнаруживаются важнейшие особенности, определяющие место религии в отношениях человека и мира. Религиозная вера складывается из:

1) собственно веры, т. е. убеждения в истинности основ религиозного учения;

2) знания наиболее существенных положений вероучения;

3) признания и следования нормам нравственности, содержащимся в религиозных требованиях к человеку;

4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни человека.

Существуют различные типы религии: монотеистические (основанные на вере в единого Бога) и политеистические (исповедующие многобожие), ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий) и религии спасения (признающие главным вероучение, представления о мире и человеке, их посмертной судьбе). Наиболее распространенной классификацией является деление всех существующих в современном мире религий на три большие группы:

1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, индуизм, иудаизм);

3) мировые религии.

Мировых религий всего три — христианство, буддизм и ислам. К числу признаков мировых религий относят:

а) огромное число последователей во всем мире;

18

19

б) они космополитичны, носят меж- и надэтниче-ский характер, выходя за пределы наций и государств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания). Все эти свойства и обусловили широкое распространение мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд чел., мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд чел.

О роли мировых религий в современном мире говорят следующие данные.

1. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.

2. Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.

3. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.

4. Религиозные противоречия, к сожалению, продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, силой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям и интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно ст. 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре-

20

лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, свобода совести оставляет за человеком выбор между религиозной верой и атеизмом, который отрицает существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил и религий.

•$. По официальным данным, ежегодно в нашей стране население сокращается на 700 тыс. чел., а согласно демографическому прогнозу с 2006—2007 гг. убыль населения только в трудоспособном возрасте достигнет 1 млн чел. в год, а начиная с 2015 г. — 1,5 млн. Государство заинтересовано в изменении сложившейся ситуации. Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 г. отметил, что «для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое — снижение смертности. Второе — эффективная миграционная политика. И третье — повышение рождаемости». Таким образом, универсального средства решения сложной демографической ситуации в России нет, необходим комплексный подход.

Стимулируя рост рождаемости, государство постоянно увеличивает размер ежемесячного пособия на ребенка, вводит новые льготы для молодых матерей. С 1 января 2007 г. женщины, родившие или усыновившие ребенка, который стал как минимум вторым ребенком в семье, получают право на материнский капитал в 250 тыс. руб. Он не будет облагаться налогом, а, напротив, будет расти: его размер предполагается индексировать в зависимости от роста потребительских цен в стране. В отдельных случаях предусмотрено, что право на материнский (семейный) капитал может приобрести отец или усыновитель. Допускается и его переход к самим детям. Начиная с 1 января 2010 г., эти средства могут использоваться по одному из направлений — на приобретение жилья, образование ребенка или формирование накопительной части трудовой пенсии матери. По прогнозам, эти меры должны изменить уже к 2050 г. демографическую ситуацию в стране: баланс между убылью и приростом населения должен восстановиться.

21

На рост населения России, безусловно, может ока- I зать серьезное воздействие и расширение иммигра- ] ции, хотя, как отмечает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин: «Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения, как это было у нас в середине 1990-х годов». Действующее в России законодательство о миграции и гражданстве излишне жесткое. Существующие законы не позволяют решать задачу привлечения трудовых ресурсов в Россию. Для России самый естественный способ улучшить миграционную политику — привлечение иммигрантов из стран СНГ. Необходимо стимулировать приток в страну квалифицированной рабочей силы, людей образованных и законопослушных. В то же время переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Билет № 4


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.