Особенности кредитной технологии в Казахстане — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности кредитной технологии в Казахстане

2021-05-27 45
Особенности кредитной технологии в Казахстане 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Переход на кредитную технологию обучения позволит адекватно оценивать уровни, ступени, академические степени образовательной сферы Республики Казахстан, сделать их транспарентными (прозрачными), рекогнисцируемыми (узнаваемыми) и признаваемыми, что и является одним из главных условий вхождения в мировое образовательное пространство.

Введение академического кредита поможет заложить основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечит конкурентоспособность нашего образования и специалистов на мировом рынке.

Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система "кредитных часов", зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие "кредит-час", и в 1870-1880-х гг. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. начался второй этап развития "кредитно-часовой" системы.

Комитет национального образования США в целях улучшения звена "колледж – школа", стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие "кредит" не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.

Получение степени бакалавра (Bachelor of Arts, BA, или Bachelor of Science, BSc) предусматривает четыре года обучения. За это время студент должен освоить около 40 дисциплин, в среднем по 3 кредита каждый. Первый и второй год отводятся для получения базовых знаний (примерно, 60-68 кредитов) и завершаются ассоциированной степенью (Associates), третий и четвертый годы посвящены интенсивному изучению специальных дисциплин. Завершается все обучение квалификационным экзаменом.

Второй уровень высшего образования (Graduate Level) – это магистерские программы на получение степени магистра (Master of Arts, MA, или Master of Science, MSc), рассчитанные в среднем на два года.

Высшим этапом и третьей ступенью подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение по докторским программам, ориентированное на узкопрофильное обучение и самостоятельное научное исследование.

Для получения степени необходимо набрать заданное количество "кредит-часов", так называемых зачетных единиц. В системе USCS (US Credit System), принятой в США, кредит-час – это мера, основанная на времени обучения. Так, в бакалавриате 1 кредит-час равен 1 академическому часу аудиторной работы студента в неделю на протяжении семестра, причем каждый академический час лекционных и практических занятий сопровождается 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента. Таким образом, для изучения той или иной дисциплины "весом" в 1 кредит за (1+2) часа в неделю за семестр (15 недель) требуется 45 часов.

Кредитная технология обучения в Казахстане начала формироваться с середины 90-х годов XX века, и по мере ее изучения вузам становились очевидными преимущества мобильности студентов благодаря унификации учебных планов и программ. Целый ряд казахстанских вузов стал активно расширять международные связи с ведущими зарубежными университетами, участвовать в международных проектах и программах. Огромное желание ускорить интеграцию всей отечественной образовательной системы в мировую систему обучения привело к запуску пилотных проектов, финансируемых Евросоюзом (1995-97 гг.), несколько вузов Казахстана выиграли проекты Темпус-ТАСИС.

Это подталкивало коллективы учебных заведений к активизации работы по разработке и внедрению гибкой, адекватной времени системы организации образовательного процесса – трехступенчатой подготовки специалистов (бакалавр – магистр – доктор) с учетом правил кредитной системы обучения.

 Одними из первых казахстанских вузов, начавших изучать опыт и отрабатывать технологию кредитной системы обучения и ее методического обеспечения, являются Казахский национальный университет имени аль-Фараби (КазНУ им. аль-Фараби), Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова (КазЭУ им. Т. Рыскулова), Казахская головная архитектурно-строительная академия (КазГАСА), Таразский государственный университет имени М.Х. Дулати (ТарГУ им. М.Х. Дулати), Карагандинский государственный университет имени Е.А. Букетова и др. Учеными КазНУ им. аль-Фараби был предложен перевод термина "Кредитная система обучения" на казахский язык: "Косар бiлiм беру жүйесi". Ряд негосударственных вузов – Казахстанский институт менеджмента, экономики и права (КИМЭП), Казахско-Американский университет (КАУ), Университет МИРАС, Казахстанско-Американский свободный университет (КАСУ), Казахско-Турецкий университет им. С. Демиреля, Международная академия бизнеса (МАБ) – также строили свои образовательные системы, основываясь на кредитной системе обучения.

Первым в Республике объявил об открытии бакалавриата в 1994 г. и магистратуры в 1996 г. КазНУ им. аль-Фараби. Эти инициативы объективно столкнулись с неподготовленностью законодательной базы к решению возникшего комплекса вопросов. Первые выпускники-бакалавры с большим трудом трудоустраивались, большинство продолжало обучение в магистратуре КазНУ. Поэтому КазНУ им. аль-Фараби можно смело назвать первопроходцем внедрения бакалавриата и магистратуры в Казахстане.

С 2001-2002 гг. с разрешения Министерства образования и науки стартовал первый этап работ по официальному внедрению кредитной системы обучения в бакалавриате и магистратуре на базе КазГАСА (приказ №636 от 03.08.2001 г.) и Университета МИРАС (приказ №719 от 04.10.2002 г.). В КазНУ им. аль-Фараби обучение в магистратуре на основе кредитной системы ведется с 2001 года.

В ряде вузов, параллельно с КазНУ им. аль-Фараби, КарГУ им. Е.А. Букетова, ТарГУ им. М.Х. Дулати, КазЭУ им. Т.Рыскулова и др., с 2003-2004 учебного года обучения по экономическим специальностям в режиме эксперимента ведутся по кредитной системе.

 Первый опыт внедрения кредитной технологии обучения в Казахстане показал, что одной из главных задач организации учебного процесса с использованием кредитной системы является усиление роли самостоятельной работы обучающегося (СРО), важность которой не вызывает сомнений, поскольку рациональное сокращение объема аудиторных занятий и перенос акцента на самостоятельную работу способствуют выработке у обучающихся способностей к самообразованию и саморазвитию, навыкам свободного критического мышления. Для обеспечения высокой эффективности СРС в вузах республики было принято на каждые 2 часа аудиторной работы отводить 12 часа самостоятельной работы студента под руководством преподавателя (СРСП), указываемой в расписании занятий и регистрируемой в журнале преподавателя.

 Вузы республики, где была внедрена кредитная технология обучения, пришли к выводу, что академическая свобода выбора является одним из основных преимуществ кредитной системы обучения: обучающиеся имеют возможность как выбирать преподавателей, так и формировать свою образовательную траекторию. В этой связи, наряду с типовыми и рабочими учебными планами, внедряются индивидуальные учебные планы обучающихся (ИУП – Curriculum), определяющие содержание образования и организацию их обучения.

С целью совмещения гибкости планирования с требованиями образовательных стандартов, а также обеспечения вариативности обучения, наряду с обязательными дисциплинами, введены дисциплины, но выбору – элективные. Опыт, однако, показывает, что фактически "свободный выбор дисциплин" должен сопровождаться некоторыми ограничениями, обусловленными логической последовательностью изучения учебных дисциплин, потребностями заказчиков. В рабочих учебных планах значительно увеличилась элективная часть, которая подразделяется на дисциплины специальности, специализации, профили и дисциплины по видам профессиональной деятельности.

Самозапись студентов на элективные курсы осуществляется по завершении изучения общеобязательных и базовых дисциплин с учетом выбранной специализации и вида профессиональной деятельности. При этом результаты выбранной траектории обучения отражаются в индивидуальных учебных планах.

Кредитная технология обучения обязывает строить учебно-методическую работу по-новому. Основной целью методической работы преподавателей становится обеспечение, создание и постоянное совершенствование единой системы методических документов, объединяемых в учебно-методические комплексы.

В настоящее время в вузах республики сформулированы научно-методические принципы создания учебно-методических комплексов (УМК). Определены три вида УМК: 1) УМК специальности; 2) УМК учебной дисциплины; 3) УМК студента.

Первый включает государственный общеобязательный стандарт образования, типовой учебный план, УМК дисциплин, каталог элективных дисциплин.

УМК дисциплины включает рабочую программу дисциплины, опорный курс лекций, методические разработки по выполнению различных видов учебных заданий, контрольно-измерительные средства (КИС).

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.