ПВШ — отрасль педагогической науки — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

ПВШ — отрасль педагогической науки

2021-05-27 32
ПВШ — отрасль педагогической науки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определенное место в системе педагогических наук занимает педагогика высшей школы.

Педагогика высшей школы относительно молодая нау­ка, она оформилась в самостоятельную отрасль педагоги­ческих знаний примерно в середине XX в., когда появи­лись первые учебные пособия по педагогике. Однако от­дельные мысли, советы, рекомендации по вопросам обучения, воспитания, работы со студентами сопровожда­ли всю историю развития университетского образования.

Будучи наукой, педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основ­ных педагогических категорий.

К таким системам можно отнести академическую груп­пу, курс, факультет, вуз, общественные организации и формирования, студентов, преподавателей, отделы и уп­равления Министерства образования и науки и др.

Воспитание - социальное, целенаправленное созда­ние условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-историчес­кого опыта с целью подготовки его к общественной жиз­ни и производительному труду.

 Категория «воспита­ние» - одна из основных в педагогике, в том числе в педагогике высшей школы. Характеризуя объем поня­тия, выделяют воспитание в широком социальном смыс­ле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправ­ленную деятельность, призванную сформировать систе­му качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание — конкретно-историческое явление, тес­но связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства. Важнейшая функция воспитания — передача новому по­колению накопленного человечеством опыта — осуществля­ется через образование. Образование представляет собой ту сторону воспитания, которая заключает в себе систему на­учных и культурных ценностей, накопленных предшеству­ющими поколениями. Через специально организованные об­разовательные учреждения, которые объединены в единую систему образования, осуществляются передача и усвоение опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью специально подготовленных педагогов. В буквальном смысле слово «образование» означает создание образа, некую завершенность воспитания в соот­ветствии с определенной возрастной ступенью. В этом смыс­ле образование трактуется как результат усвоения че­ловеком опыта поколений в виде системы знаний, навы­ков и умений, отношений.

В образовании выделяют процессы, которые обозна­чают непосредственно сам акт передачи и усвоения опы­та. Это ядро образования — обучение.

Обучение — процесс непосредственной передачи и ус­воения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Как процесс, обучение включает в себя две основные стороны:

·  преподавание, в ходе которого осуществляется пе­редача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

·  учение, как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

В процессе обучения у студентов вырабатываются зна­ния, умения и навыки. А затем, на их основе, компе­тенции.

Знания — это отражение человеком объективной дей­ствительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной дей­ствительности.

Умение — это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобре­тенных навыков.

Навыки — это компоненты практической деятельнос­ти, проявляющиеся при выполнении необходимых дей­ствий, доведенных до совершенства путем многократно­го упражнения

Компетенция — способность применять знания, уме­ния и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

В процессе воспитания осуществляется развитие лич­ности. Развитие - объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного из­менения физических и духовных начал человека. Способ­ность к развитию — важнейшее свойство личности на про­тяжении всей жизни человека. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под вли­янием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происхо­дит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, ус­тановок, образцов поведения, присущих данному обще­ству на данном этапе развития Знание основных педагогических категорий дает воз­можность понимать педагогику как научную область знания. Основные понятия педагогики глубоко взаимосвя­заны и взаимопроникают друг друга. Поэтому при их характеристике необходимо выделять главную, сущност­ную функцию каждого из них и на этой основе отличать их от других педагогических категорий.

Наука о высшем образовании и обучении в высшей школе получила название дидактика высшей школы, ко­торую можно рассматривать как составную часть педа­гогики высшей школы. Дидактика высшей школы при­звана поставить на научную основу решение следующих проблем:

- Обоснование специфических целей высшего обра­зования.

- Обоснование социальных функций высшей школы.

- Обоснование содержания образования.

- Научное обоснование способов конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществле­ния учебной деятельности.

- Определение оптимальных путей, выбор содержа­ния, методов, форм, технологий обучения и др.

Таким образом, педагогика высшей школы — это ком­плексная наука, изучающая все аспекты организации про­фессиональной подготовки в вузах. С учетом важности, раз­ноплановости вопросов, касающихся проблем организации обучения, в структуре педагогики высшей школы была выделена дидактика высшей школы, и, в перспективе, может выделиться и раздел, касающийся воспитания в высшей школе. В настоящий момент педагогика высшей школы бурно развивается в связи с апробацией инноваци­онных технологий обучения и воспитания, положительно зарекомендовавших себя в мировой и общеевропейской образовательной практике, а также переходом на стан­дарты третьего поколения.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.